Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


06 апреля 2003 г. Выпуск №328
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         Многополярность или многосторонность?
         Об уровне безработицы в странах ОЭСР
         Всемирный банк обнародовал прогноз мирового развития
         Откровения лидера ОРЕС
         О ситуации на фондовых рынках
         Всемирный совет по золоту о ситуации на рынке
         Члены ВТО не договорились о снижении пошлин на продукцию сельского хозяйства
         Могут ли "умные" ткани спасти текстильную промышленность развитых стран?
         Вино как инструмент инвестиций
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Fortune 500 потерял в весе
         Европейские операторы объединяются против Vodafone
         Dell замахнулась на лавры HP,
         а Nokia решила потеснить Sony, Nintendo и Microsoft
         Sumitomo и Mitsui разошлись
         Новости корпораций "одной строкой"
               Corel-Vector Capital WorldCom TeliaSonera Telekom Malaysia-Celcom AmAir
               Air Canada KLM Air France Commerzbank Novartis-Idenix Goodyear McDonald's
         Американские ипотечные агентства под угрозой
         Бизнес высокотехнологичного мусорщика


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Многополярность или многосторонность?
   
(«Консерватор», 04.04.03, автор - Светлана Лурье)
   В языке российской внешней политики постоянным клише был и остается термин "многополярность", противопоставляемый американоцентричной "однополярности". Однако последний вариант в настоящее время не имеет шансов развернуться во всей своей полноте. Для подлинной многополярности необходимо существование нескольких великих держав приблизительно одного уровня экономического развития и военной оснащенности — как это было в конце XIX века, когда мир был поделен между Российской, Британской, Французской и Германской империями. Сейчас же многополярность возможна только как "оппозиция однополярности", то есть положение постоянного оппонента США. Но постоянное оппонирование — не самая удачная позиция. Единственное ее безусловное удобство в том, что она не требует постоянного интеллектуального напряжения и без грана труда создает иллюзию собственной значимости. Но это сомнительное преимущество.
   Внешнеполитическая доктрина многополярности — это идеология стран, потерявших свое место в высшей лиге мировой политики и стремящихся туда вернуться не за счет своего реального усиления, а при помощи попыток вынудить сильнейшую державу частью своего влияния и полномочий, добровольно себя ограничить. Более всего это напоминает описанный Ницше "рессентимент", зависть слабого к сильному, которая ведет к тому, что слабый пытается ограничить сильного, вводя нормы морали. Потерявшаяся в пору перестройки и так до сих пор не нашедшая себя внешняя политика России пытается ухватиться за концепцию многополярности, чтобы как-то сохранить значимость или хотя бы ее иллюзию. Та же проблема стоит сегодня перед многими странами мира. Наиболее остро — перед Великобританией, которая должна оправдать свою позицию слепого следования за США. Реальная внешняя политика Объединенного Королевства сегодня совершенно неинтересна, но англичане начинают осмыслять те принципы, которые они хотят заложить в ее основание и высказывают немало интересных идей.
   В британской газете «Гардиан» Питер Мандельсон, бывший министр в кабинете лейбористов и до сих пор один из ближайших советников премьер­министра Тони Блэра, пишет, что «сейчас столкнулись два видения мира - многополярного и многостороннего. Сторонники многополярного мира считают, что ситуация, в которой Соединенные Штаты могут по своему желанию применять силу, оказывает дестабилизирующее воздействие на остальной мир, и что для сохранения баланса должны существовать другие центры влияния ­- Европа, Китай и Россия. Концепция многостороннего мира признает ключевую роль, которую играют Соединенные Штаты в сохранении мировой безопасности. Ключевую, но не единственную, и сторонники этой концепции считают крайне важным дополнить и разнообразить эту роль… В вашингтонской администрации сейчас идет другой спор, одними из самых яростных участников которого являются приверженцы одностороннего подхода - то есть те, кто убежден, что Америка может делать то, что ей заблагорассудится. И поражение сторонников многостороннего подхода станет победой не многополярности, а вот этой самой вашингтонской односторонности».
   Профессор из Оксфорда Тимоти Эш в своей публикации в «Нью-Йорк таймс» подходит к этой проблеме более концептуально: «Мы уже можем видеть три общие идеи, которые соперничают за то, чтобы стать наследницами Запада времен "холодной войны". Я назову их "рамсфелдизмом", "ширако-путинизмом" и "блэризмом".
   Рамсфелдовская идея заключается в том, что американское могущество правильно. Министру обороны США Соединенные Штаты видятся как Город на Холме. Будучи гипердержавой, Америка должна бороться с международным терроризмом, этим новым мировым коммунизмом. Если некоторые союзники хотят прийти на помощь, чудесно. Если нет, мы обойдемся и без них… Шираковская идея заключается в том, что американское могущество опасно. Французский президент Жак Ширак полагает, что одному государству вредно иметь столько силы, но особенно опасно, если таким сильным государством оказывается Америка (а не, скажем, Франция)… Миссия Франции — создать альтернативный полюс силы: Европу, которая, руководствуясь голлистской географией, включает Россию… Остается блэризм. Идея Тони Блэра состоит в том, что для противодействия новым угрозам нам следует воссоздать более крупную версию Запада времен "холодной войны". То, что он именует "слиянием" оружия массового поражения (ОМП) и терроризма, должно нас напугать не меньше, чем в свое время пугала Красная армия. Бороться с американской однополярностью следует не путем соперничества, но путем партнерства. Партнеры не являются слугами… Идея г-на Блэра абсолютно правильна. Все дело в том, как ее воплотить в жизнь. В прошлом году он сделал две серьезные ошибки. Первая состояла в том, что он не сделал больше в сентябре прошлого года, чтобы попытаться заставить Европу говорить одним голосом. Вместо этого он стал чуть ли не участником внутренних споров в Вашингтоне. Вторая ошибка состояла в том, что он позабыл о том, что партнерство также иногда связано с необходимостью говорить "нет". Если бы существовал сильный европейский голос, то его "нет" стало бы более весомым, и тогда вероятность использования этого "нет" уменьшилась бы».
   Реально у Англии не получается воплотить концепцию многосторонности в жизнь. Она выступает как придаток США. Но это не означает, что концепцию эту надо игнорировать. Тимоти Эш задается риторическим вопросом: «Но разве у кого-то есть более хорошая идея?» И с ним приходится согласиться.
   Россия — безусловный оппонент Америки в вопросе об Ираке. Но мир к Ираку не сводится. В нем много других опасностей, которые угрожают и Америке, и Европе, и России. В целом ничего невероятного в той идее, что в мире необходимо поддерживать порядок, нет. Есть ли оружие массового уничтожения конкретно у Ирака или нет, но имеется немало режимов, враждебных не только Америке, но и России. Исламистские режимы, за исключением Ирана, с которым у России отношения особые, и даже некоторые просто исламские режимы в большей или меньшей степени враждебны России — и за Чечню, и исходя из общей идеи исламского сепаратизма в России. Возмущаясь действиями США и сочувствуя иракскому народу (что вполне справедливо), мы забываем сермяжную правду, что наша благорасположенность к иракцам имеет нулевую цену в глазах тех, кто желает восстановить исламские народы России против российской государственности.
   Наши с Америкой действия должны носить характер многосторонности. Многосторонности не такой, как между Америкой и Великобританией, – там слишком разные весовые категории. А многосторонности, подразумевающей действия с разных сторон, направленные на одни цели. Это не подразумевает отсутствие взаимной критики — видение проблемы одной стороной может быть неприемлемо для другой. Но если нам с кем и вступать в прочный блок, так это с США, исходя из наличия у нас общего врага и общей цели устранения режима сдерживания для всех агрессивных государств группировок того мира, который в свое время называли «третьим».
   В наших, прежде всего, интересах разработка идеи многосторонности, которая должна сводиться, при не просто допустимости, но и обязательности критики неудачных действий партнера, к перманентной подстраховке друг друга и согласованности позиций друг друга перед лицом внешнего мира. Родители могут весьма сильно расходиться друг с другом в вопросах воспитания детей, но перед лицом ребенка они выставляют единые требования. Не должно быть так, что то, что запрещает папа, разрешает мама. В семье это создало бы хаос. Такой же хаос создает и демонстрация перед лицом всего мира разногласий между двумя державами. Такие расхождения — наше внутрисемейное дело, и разрешать их в присутствии других — недопустимо.

Вернуться к содержанию выпуска

   Об уровне безработицы в странах ОЭСР
   
("AK&M", 04.04.03)
   Уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рассчитанный по методологии Международной организации труда, в феврале 2003 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0.2% и составил 7%. По сравнению с предыдущим месяцем уровень безработицы не изменился.
   Увеличение среднего показателя безработицы в феврале вызвано в первую очередь ростом количества нетрудоустроенных в Германии (+0.7% к аналогичному периоду прошлого года) и во Франции (+0.5%). Более благоприятная ситуация на рынке труда сложилась в Канаде и Великобритании - в этих странах уровень безработицы в годовом исчислении снизился на 0.4% и 0.2% соответственно.
   В странах "еврозоны" уровень безработицы вырос в феврале на 0.1% к январю и составил 8.7%. В годовом исчислении этот показатель увеличился на 0.6%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Всемирный банк обнародовал прогноз мирового развития
   
(Газета.ru, 03.04.03)
   В Вашингтоне в преддверии очередной сессии руководящих органов ВБ и МВФ состоялась презентация нового доклада Всемирного банка "Глобальные финансы для развития".
   Составители доклада считают, что в нынешнем году цена на нефть (в среднем по ОПЕК) будет составлять на мировых рынках $26 за баррель, а в последующие два года понизится до $21 и $20 соответственно.
   Мировой экономический рост в 2003 году составит около 2,3% против 1,7% в 2002 году, а в 2004 году ожидается его ускорение до 3,2%. В США, согласно докладу, рост ВВП в 2003 году составит 2,5%, а в 2004 году ускорится до 3,5%. Для зоны евро соответствующие показатели - 1,4% и 2,6%, для Японии - 0,6% и 1,6%. Темпы экономического роста в СНГ в нынешнем году оценены в 4,1%. Авторы доклада считают, что существенные коррективы в их оценки может внести война в Ираке. Только за первое полугодие нынешнего года, по их мнению, мировая экономика может потерять вследствие этого конфликта от $75 млрд. до $100 млрд.
   К тому же специалисты Банка предупреждают, что у многих стран практически исчерпаны возможности макроэкономического стимулирования роста. В частности, это касается США, где Федеральная резервная система почти до предела понизила учетную ставку банковского кредита. По мнению экспертов, до конца года ФРС, скорее всего, не станет больше менять эту ставку.
   Основными источниками финансирования для стран с развивающейся и переходной экономикой в 2002 году служили прямые иностранные инвестиции ($143 млрд.), а также денежные переводы от собственных граждан, работающих за рубежом ($80 млрд.). Приток частных займов, достигавший в 1995-1996 году $135 млрд., превратился в отток: за 2002 год развивающиеся страны выплатили частным кредиторам на $9 млрд. больше, чем получили от них.
   Авторы доклада считают, что приток прямых иностранных инвестиций в европейский и центрально-азиатский регион, к которому относится и Россия, будет возрастать примерно с $30 млрд. в 2003 году до $32 млрд. и $34 млрд. в последующие 2 года.

Вернуться к содержанию выпуска

   Откровения лидера ОРЕС
   
(По материалам BusinessWeek, 01.04.03)
   По словам президента Организации стран-экспортеров нефти, миру не грозит нехватка «черного золота». Что же касается аналитиков, предрекающих неконтролируемый рост цен в случае затягивания войны с Ираком, то совет главы ОРЕС прост: не верьте им!
   В преддверии войны с Ираком мировые цены на нефть подскочили до уровня, неслыханного со времен «Бури в пустыне». Однако, после того, как конфликт действительно начался, цены вновь опустились вниз и в настоящее время остаются относительно невысокими, если их сравнивать с недавними пиками. При этом, по данным расположенной в Женеве консалтинговой компании Petrologistics, в марте ОРЕС увеличила величину своей совокупной нефтедобычи в общей сложности на 1.5 млн. баррелей в день.
   Тем не менее, до тех пор, пока война не подойдет к концу, мировой рынок нефти будет оставаться чрезвычайно волатильным, и многих трейдеров по-прежнему будет беспокоить вопрос: чего им ждать в будущем? 27 марта на этот вопрос читателям BusinessWeek попытался ответить Абдулла бин Хамад Аль Аттийя, президент ОРЕС и нефтяной министр Катара. Ниже мы предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью, данного им корреспонденту Лауре Кох.

   Вопрос: Что Вы делаете для того, чтобы обеспечить достаточное предложение на рынке энергоносителей?
   Ответ: В последнее время мы производим и поставляем на рынок больше нефти, чем прежде, и именно этим объясняется существенное снижение цен [на данный товар]. Спросите у себя: из-за чего цены могли упасть настолько сильно – примерно на $7 [за баррель] за 10 дней? Просто на рынке появилось больше нефти, и она пользуется спросом.
   Не забывайте и о том, что на рынок вновь возвращается Венесуэла. В декабре [из-за общенациональной забастовки в Венесуэле] с рынка внезапно исчезло 3 млн. баррелей нефти в день. Хотя сегодня многих людей беспокоит обстановка в Нигерии, это всего лишь временные страхи.

   Вопрос: Как часто Вы проводите консультации со своими коллегами по ОРЕС?
   Ответ: Процесс консультаций идет постоянно, хотя мы и не встречаемся каждый день. Я активно совещаюсь как с моими коллегами по ОРЕС, так и представителями стран, не входящих в нашу Организацию. Мы пытаемся понять, как можно управлять ценами на нефть. На самом деле, в большинстве случаев трейдеры относятся к ценам предвзято, воспринимая их как чересчур высокие.
   За период с 1985 по 2000 гг. средняя цена нефти составляла всего $18 за баррель, хотя иногда говорят, что [в упомянутом периоде] она была выше. Когда цена достигает $30 за баррель, покупатели нефти начинают выказывать свое недовольство. Однако, если посмотреть на средние показатели за последние 15 лет, то вы не станете обвинять производителей нефти [в завышении цен].

   Вопрос: Планируете ли Вы провести экстренное заседание руководства ОРЕС?
   Ответ: Зачем нам встречаться? На рынке не ощущается нехватки нефти, а цены на нее упали. Таким образом, сегодня перед нами не стоит никаких проблем, ради обсуждения которых мы могли бы созвать экстренное заседание. Безусловно, мы пойдем на этот шаг, если нас к этому заставит какой-то новый фактор, такой как существенная нехватка нефти или резкий рост цен.
   Больше всего сегодня меня беспокоит падение цен, которое произойдет после завершения войны. В настоящее время мировой спрос на нефть и темпы роста мировой экономики находятся в далеко не самой лучшей форме. Мир находится в состоянии рецессии, и это обстоятельство отражается на объемах потребления нефти. В подобных условиях мы должны проявлять чрезвычайную осторожность.

   Вопрос: Поднимутся ли цены вновь в том случае, если война затянется?
   Ответ: Я не могу предсказать, что именно произойдет с ценами в этом случае. В свое время некоторые аналитики предсказывали, что, после начала боевых действий, цена нефти достигнет $100 за баррель. На самом деле, аналитикам не стоит слишком доверять. Когда в 1970 году я ходил в школу в США, я часто слышал песню, в которой были такие слова: «Улыбающиеся лица не всегда говорят правду». Аналитики никогда не говорят правду, и, на самом деле, события могут разворачиваться по абсолютно любому сценарию.

   Вопрос: Как Вы считаете, чем был обусловлен столь существенный рост цен перед началом войны?
   Ответ: Это было вызвано деятельностью спекулянтов, которые манипулировали рынком в своих целях. Мы всегда утверждали, что величина «военного премиума» в цене нефти была слишком высокой. Сегодня рынок ведет себя более прагматично.

Вернуться к содержанию выпуска

   О ситуации на фондовых рынках
   
(По материалам статьи «На минорной ноте», «Ведомости», 02.04.03, автор - Михаил Оверченко)
   Ведущие фондовые индексы, почти отыгравшие в середине марта все потери начала года, завершили I квартал на минорной ноте. И дело не только в неопределенности из-за войны в Ираке. Инвесторы не ждут скорой стабилизации на рынках, потому что нет факторов, способных ее обеспечить.
   Прошедший квартал оказался крайне волатильным. Напряженное ожидание войны сменилось надеждами на ее скорое завершение, быстро перешедшими в уныние. "Совсем не прогулочный характер войны в Ираке вынуждает первых лиц США делать заявления об увеличении длительности военной операции. Эти заявления поселили смятение в умах инвесторов. Макроэкономические данные не способствуют укреплению оптимизма, а скорее дают повод задуматься о возможности скорого восстановления экономики", - пишут в своем отчете аналитики ИК "Брокеркредитсервис".
   Скачки котировок объясняются не только геополитическими событиями, но и все возрастающим беспокойством инвесторов относительно перспектив выхода мировой экономики из стагнации и роста корпоративных прибылей. По предварительным оценкам Thomson Financial, прибыль компаний, входящих в индекс S&P 500, выросла в I квартале в среднем на 8,3% , тогда как в IV квартале - на 10%. Если исключить энергетические компании, которым помогли высокие цены на нефть, прибыль выросла всего на 2%. "Необходимо ликвидировать избыток мощностей и восстановить доверие потребителей. Это может произойти в 2004 г. или 2005 г., но не в апреле 2003 г. ", - говорит Боб Паркер, заместитель председателя совета директоров Credit Suisse Asset Management.
   Начав год на подъеме, котировки уже в середине января устремились вниз. 12 марта британский индекс FTSE 100 упал до восьмилетнего минимума, а немецкий DAX пересек уровень 2200 пунктов, упав на 73% с пика в начале 2002 г. Подобное падение DAX переживал только после краха 1929 г. Однако предвоенное волнение уступило место ажиотажу и надеждам на блицкриг в Ираке: американские и европейские индексы рванулись вверх, а Dow Jones продемонстрировал рекордный недельный рост за 20 лет. Но эйфория быстро прошла, и по итогам квартала DJ упал на 4,2%, FTSE 100 - на 9,8%, DAX - на 21,7%, французский САС-40 - на 18,1%.
   Японский Nikkei упал до 20-летнего минимума, потеряв за квартал 7,1%. Неожиданно неплохие результаты показал NASDAQ Composite. Инвесторы, похоже, стали потихоньку возвращаться в технологические бумаги, и NASDAQ закрылся в плюс, хотя этот "плюс" и составил всего 0,42%.
   Скачки на рынке были столь неожиданными, что ударили даже по хедж-фондам, которые обычно похваляются тем, что за счет рискованных операций могут делать деньги как на растущем, так и на падающем рынке. "Хедж-фонды пострадали не от направления, в котором двигались котировки, а от того, что это направление так быстро менялось", - говорит Дэвид Смит, директор по инвестициям GAM Fund Management (подразделение UBS Global Asset Management).
   Падение цен акций до многолетних минимумов дало интересный эффект. 12 марта дивидендная доходность акций (отношение дивиденда по акции к ее цене) в индексе всех британских компаний FTSE Allshare впервые с конца 1950-х гг. превысила доходность гособлигаций. Более того, у 40% панъевропейских компаний дивидендная доходность была выше не только доходности гособлигаций в их стране, но и выше доходности по их собственным корпоративным облигациям.

Вернуться к содержанию выпуска

   Всемирный совет по золоту о ситуации на рынке
   
(РБК, 03.04.03)
   Спрос на золото в мире в 2002 г. составил 3414,5 тонн, отмечено в докладе Всемирного совета по золоту (ВСЗ). По сравнению с 2001 г. спрос на золото в мире снизился на 9,4% - с 3770, 0 тонн до 3414,5 тонн. Итоговый показатель 2002 г. спроса на золото установился на рекордно низкой за предыдущие пять лет отметке. Мировой спрос на золото, по оценкам экспертов ВСЗ, за последние шесть лет соответственно составлял (тонн):
   - 1997 г. - 4189,6;
   - 1998 г. - 3843,6;
   - 1999 г. - 3922,1;
   - 2000 г. - 3800,3;
   - 2001 г. - 3770,0;
   - 2002 г. - 3414,5.
   Спрос на золото (в тоннах) по основным сферам его использования и применения в 2002 г. по сравнению с 2001 г. (показатель в скобках) составил:
   - ювелирный сектор - 2726,7 (3064,0);
   - частные инвестиции - 340,7 (349,2);
   - промышленный сектор - 278,4 (287,8);
   - сектор стоматологии - 68,7 (69,0).
   Основной причиной падения спроса на золото в 2002 г. эксперты ВСЗ считают высокие цены. По итогам 2002 г. средняя цена золота на мировом рынке достигла 309,7 долларов/унция. Итоговый показатель заметно уступал средней цене золота в 1997 г., которая составляла 331,3 долларов/унция. В то же время среднегодовой ценовой показатель 2002 г. был заметно выше среднегодовых ценовых значений за предыдущие 4 года. За период 1998 г.-2001 г. средняя цена золота на мировом рынке оставалась в диапазоне 271,1-294,1 долларов/унция.

Вернуться к содержанию выпуска

   Члены ВТО не договорились о снижении пошлин на продукцию сельского хозяйства
   
(По материалам статьи «Сельское хозяйство продолжают защищать», «Ведомости», 01.04.03, авторы - Игорь Федюкин и Анастасия Онегина)
   Члены ВТО не смогли договориться об отмене сельхозпошлин и субсидий. Либеральные предложения стран Кернской группы натолкнулись на противодействие ЕС, выступающего за более мягкий вариант снижения пошлин. Председательствующий на заседании в Женеве Стюарт Харбинсон предложил свой план, согласно которому члены ВТО обязаны в течение девяти лет сократить импортные пошлины на продовольствие на 40 - 60%, а сельхозсубсидии - на 60%. Однако его проект не получил поддержки ни у либералов, ни у консерваторов. США и 17 стран - членов так называемой Кернской группы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ряд латиноамериканских и азиатских стран) считают эти меры недостаточно либеральными и призывают к радикальному снижению средних пошлин до 15% с нынешних 62%. А Евросоюз настаивает на сохранении субсидий для своих фермеров, которые в настоящее время составляют 42 млрд. евро в год.
   В ВТО призывают не делать трагедии из безрезультатного раунда и уверяют, что страны - члены организации полны решимости достичь согласия позже. Комиссар ЕС по сельскому хозяйству Франц Фишлер заявил, что намерен добиться утверждения своего плана к июню этого года, в противном случае предсказывая крах Дохского раунда переговоров по ВТО в целом. В основе плана Фишлера из Евросоюза - переход от субсидирования фермеров пропорционально объему производимой ими продукции к выплате им фиксированной суммы. Это, по мысли комиссара, снизит стимул для сельскохозяйственного перепроизводства в Европе. Кроме того, Брюссель намерен направлять средства не напрямую фермерам, а вкладывать их в развитие сельской инфраструктуры и снизить уровень гарантированных цен на сельхозпродукцию. В планах Фишлера, однако, ни слова не говорится о либерализации доступа иностранных производителей на европейский рынок.
   Дмитрий Ушаков, президент АПК "Агрос", уверен, что России "нужно однозначно равняться на Кернскую группу". По словам Ушакова, "это позволит нам использовать те временные преимущества, которыми Россия обладает как страна с огромными посевными площадями [47 млн. га] и относительно недорогими затратами по их обработке".
   Российские власти придерживаются другого мнения. По словам информированного источника в представительстве России при международных организациях в Женеве, "для России при любом исходе сельскохозяйственных переговоров присоединение к ВТО существенно затруднится", поскольку даже при нынешнем режиме переговоры о разрешенных уровнях поддержки российского аграрного сектора протекают сложно. А после вступления в силу новых правил поддержка сельского хозяйства всеми странами будет сокращаться.

Вернуться к содержанию выпуска

   Могут ли "умные" ткани спасти текстильную промышленность развитых стран?
   
(По материалам The Economist, 29.03.03, перепечатано в журнале «Русский фокус»)
   В скором времени (но, очевидно, уже после окончания войны с Ираком) военнослужащие смогут воспользоваться результатами последних разработок амуниции и надеть на себя "умную" боевую одежду. В мае Массачусетский технологический институт (MIT) открывает свой Институт нанотехнологий для солдата. За этим непритязательным названием скрывается, возможно, самый дорогостоящий и фантастический эксперимент в области изготовления одежды.
   Массачусетский технологический институт является ведущей организацией в рассчитанном на 5 лет проекте стоимостью $80 млн. (частично проект финансирует Пентагон) по разработке тканей, которые способны "думать". Мечта руководителей проекта - создать одежду для солдат будущего, которая была бы способна нейтрализовывать химические отравляющие вещества, залечивать раны и препятствовать обезвоживанию организма солдата в пустыне.
   Эти ткани заменят целый госпиталь: будут следить за сердечным ритмом бойца, обеспечивать питание его организма, вводить ему лекарства и сообщать о его состоянии в штаб. Такая одежда будет сама чинить и чистить себя, менять форму в зависимости от температуры и даже, как хамелеон, менять цвет в целях маскировки.
   "Думающие" ткани будут, кроме того, очень легкими. Сегодня солдат несет на себе снаряжения в среднем на 45 кг веса - включая средства связи, что ограничивает скорость его передвижения и снижает боевые качества. В будущем нитки, проводящие электрический ток, могут превратить саму военную форму в легкую как пух систему связи, с клавиатурой и мониторами.
   Большая часть необходимых для создания подобной одежды технологий уже существует. Сегодня, правда, их используют своеобразно - например, выпускают футболки, меняющие свой цвет в барах и клубах. Хирурги долгое время носили обувь, изготовленную из токопроводящего материала - чтобы предотвратить возможное искрение от статического электричества в наполненных кислородом операционных. Outlast Technologies из Колорадо продает куртки, в которых волокна сплетены с наполненными парафином микрокапсулами, поглощающими и выделяющими тепло тела лыжников при изменении температуры. А японцы недавно открыли в Лондоне сеть магазинов Phiten по продаже "умной" одежды: там торгуют спортивной экипировкой, изготовленной из волокон с титановым покрытием, которые якобы способствуют расслаблению мускулов и уменьшению судорог.
   Самый большой потенциал, похоже, у двух направлений: нанотехнологии и производства токопроводящих тканей. "Электрическая" одежда - дело, конечно, не новое. Первая попытка Levi Strauss продавать куртки с электроподогревом (по $1000 за штуку) провалилась, так как тогда все ограничилось тем, что в подкладку просто-напросто вшили пучок грубой, тяжелой проволоки. Сегодняшние токопроводящие ткани с металлическим напылением (например, серебра или никеля) выглядят по-другому. Интегрированные в обычную мягкую ткань, которую можно даже стирать, токопроводящие ткани в конце концов способны превратить наше скромное одеяние в персональный процессор.
   Дизайнеры модной одежды - от Ermenegildo Zegna до Paul Smith - уже начали объединять моду с электроникой. Нью-йоркская компания Sensatex в этом году приступает к коммерческим продажам своей лицензированной SmartShirt за $200. Эта майка, проходящая в настоящее время испытания в гоночных командах Audi и Porsche, может записывать любые данные, начиная частотой дыхания и заканчивая точным местонахождением гонщика - информации, которая может быть передана при помощи беспроводных средств связи.
   Прелесть токопроводящих тканей в том, что с виду и на ощупь они ничем не отличаются от обычных тканей. За ними легко следить. Ткать их тоже легко. Профессор текстиля из Филадельфийского университета Кристофер Пастор говорит: "Самое удивительное, что вы можете изготавливать эти ткани на ткацких станках Jacquard двухсотлетней давности". Эта технология, кроме того, становится не такой дорогой - по мере удешевления используемых в ней металлов. Фирма из Пенсильвании Sauquoit производит токопроводящую пряжу, которая в 10 раз тоньше, чем соответствующее изделие лидера рынка DuPont, и в три раза дешевле.
   Покрытые металлом волокна легко ломаются. Компания Gorix, базирующаяся в Йоркшире (Англия), нашла новый способ этого избежать - выпекать производное акрилового волокна в печи с инертными газами. В результате вся ткань обретает почти ту же степень токопроводимости, что и металл, к тому же ее практически невозможно разорвать. Gorix продала свою технологию крупнейшему в Америке производителю скафандров, нескольким компаниям - производителям лыжных ботинок и собирается подписывать контракт с одним из крупнейших мировых поставщиков медицинского оборудования. Harley Davidson, возможно, начнет в скором времени использовать лоскуты этого материала, помещая их в кожаные куртки для обогрева спины и плеч байкеров. Автомобилестроительные компании, такие как GM, тоже изучают возможность применения технологии Gorix, но не просто в качестве оптимального способа подогрева сиденья, а в более хитроумных целях - для электронной идентификации пассажиров, которая позволяла бы машине, например, "понимать", следует ли раскрывать подушку безопасности в случае столкновения.
   Глава Gorix Роберт Рикс предостерегает от излишней эйфории в отношении "умного" текстиля, указывая на одну серьезную практическую проблему, а именно - на источники питания, которые необходимы для токопроводящей одежды. "Это технология недешевая, - говорит Рикс. - Бессмысленно пытаться продать перчатки с подогревом за $15, утаивая тот факт, что аккумулятор к ним будет стоить $77". Сетям розничной торговли Marks & Spencer и Wal-Mart ткань Gorix понравилась, но она не станет для них доходной, пока не будет улучшена технология энергопитания.
   Тем не менее западные производители возлагают на "думающую" ткань определенные надежды. Хотя Европа и Америка больше не могут соревноваться с Азией с точки зрения производственных расходов, выход на рынок с запатентованными техническими инновациями дает текстильной промышленности богатого мира новый шанс. Декан школы текстиля при Филадельфийском университете Дэвид Брукстайн отмечает: "Сила Америки и Европы - в интеллектуальной собственности. Мы больше не можем производить текстиль, но мы можем производить идеи". В Германии, где текстильная отрасль за последние 10 лет сократилась на треть, на долю так называемых технических тканей сегодня приходится 40% общего объема выпускаемых текстильных изделий.
   Знаменитый инвестор и биржевой "гуру" Уоррен Баффет, похоже, тоже считает, что у "сообразительного" текстиля есть будущее. В феврале он предложил $579 млн. за ныне обанкротившуюся Burlington Industries, бывшую в свое время самой крупной в мире текстильной компанией (в конце концов Баффета обошел один из его соперников). Среди сохранившихся активов Burlington - 51% акций небольшой фирмы Nano-Tex, которая использует нанотехнологию для изготовления одежды, стойкой к травлению. Уже купленная Gap, Land's End and Dockers Nano-Tex применяет нитевидные кристаллы длиной 10 нанометров для уплотнения волокон в степени, достаточной для того, чтобы они не пропускали жидкость. Burlington пережила депрессию 1930-х гг., став пионером в использовании вискозы, первого в мире искусственного волокна. 70 лет спустя "умные" искусственные ткани могут еще спасти эту фирму - как и всю текстильную отрасль.

Вернуться к содержанию выпуска

   Вино как инструмент инвестиций
   
(По материалам статьи «Деньги - в бутылки», «Ведомости», 04.03.03, автор - Марк Кауфман)
   О том, что вино может принести немалое состояние, свидетельствует хотя бы тот факт, что в мире постоянно растет число винных аукционов и, соответственно, количество их участников. Если раньше самые знаменитые аукционные дома Sotheby's и Christie's устраивали винные торги только в Лондоне, то с начала 90-х гг. XX в. они регулярно проводят аукционы в разных городах США. В последние годы свои коммерческие аукционы появились во Франции, Бельгии, Австралии, в других странах. При этом в лондонских торгах, которые все же остаются самыми крупными, участвуют в основном частные коллекционеры. По свидетельству дома Christie's, они составляют около 70% участников. Почему эти люди постоянно продают одни вина и покупают другие, догадаться нетрудно: вино - одно из самых выгодных капиталовложений, какое только можно себе представить. Купив молодое великое вино удачного урожая, уже через 3 - 4 года его можно будет продать по цене, в 5 - 7 раз превышающей первоначальную. И если сегодня бутылка знаменитого Chateau Petrus 1997 г. стоит около $800, то можете сами подсчитать, какова будет ее цена через несколько лет.
   Цена на вино в первую очередь зависит от аппелласьона. Это понятие появилось во Франции и является краеугольным камнем системы контроля наименования по происхождению. Ее смысл состоит в признании того факта, что вино рождается на винограднике, что виноградная ягода определяет в конечном итоге качество и вкус вина. От степени престижности аппелласьона и присвоенного данному участку земли класса напрямую зависит стоимость этого участка и, как результат, - цена производимого с него вина. Именно поэтому великие вина Бордо и Бургундии остаются самыми дорогими винами мира и самой привлекательной целью для коллекционеров.
   Второй фактор, влияющий на стоимость вина, - это год урожая (винтаж). Цены на вина, созданные в годы лучших урожаев начала - середины XX в., могут достигать просто заоблачных высот. Так, в 1996 г. в Нью-Йорке ящик Chateau Mouton Rothschild 1945 г. был продан за $112 000. Конечно, здесь идет речь о рекордных ценах. Однако и при покупке более молодых вин коллекционеры прежде всего обращают внимание на год урожая. В Бордо лучшими из них считаются 1982, 1985, 1986, 1989, 1990, 1995, 1996 гг.
   И еще один фактор. Не последнюю роль в образовании цены на вино, к сожалению, играет мода, которая во много раз увеличивает стоимость вин, не всегда этой стоимости соответствующих. Великие бордо, бургундское Romanee Conti, лучшие шампанские, старые выдержанные портвейны - вина, к которым понятие моды неприменимо, они навсегда заняли место в элите по праву своего происхождения, аппелласьона. Однако существуют еще несколько категорий вин, за которые сегодняшние покупатели готовы выкладывать немалые деньги и в которые, впрочем, не стоит инвестировать. Это прежде всего супертосканские и некоторые американские вина, гордо возглавляющие рейтинги самого чувствительного к моде журнала Wine Spectator. Стоят ли они тех сотен долларов, за которые их выставляют на аукционах? Нет, не стоят. Но спрос определяет предложение. (Впрочем, ничто так не изменчиво, как мода.) Итак, нам в первом приближении стало понятно, в какие вина лучше всего вкладывать сбережения. Теперь нужно выяснить, как добиться того, чтобы эти вина сохранились, улучшили свои качества, а потом и упрочили ваш капитал. Для этого, как и в любом другом бизнесе, сначала требуется потратиться самому, и первой тратой станет винный шкаф или погреб, который обеспечит необходимые условия для хранения вашей коллекции. В зависимости от ваших амбиций это может стоить от $1100 (самый простой монотемпературный шкаф на 150 бутылок) до $30 000 и выше (полностью оборудованный погреб в загородном доме).
   Ну а остальные траты придется делать всю жизнь: если вы начнете создавать собственную винную коллекции, то вряд ли когда-нибудь остановитесь - это занятие очень затягивает. В любом случае за первые 200 бутылок стоящего вина вам придется выложить никак не меньше $10 000.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Fortune 500 потерял в весе
   
(«Ведомости», 01.04.03, автор – Михаил Оверченко)
   Журнал Fortune обнародовал рэнкинг 500 крупнейших американских компаний по доходам. Первое место в списке уже второй год занимает розничная сеть Wal-Mart Stores, укрепившая свое лидерство на фоне спада во многих секторах.
   TOP-10 в списке Fortune 500:
   1. Wall-Mart Stores – 246,53 (доходы, $ млрд.)
   2. General Motors – 186,76
   3. Exxon Mobil – 182,47
   4. Ford Motor – 163,63
   5. General Electric – 131,70
   6. Citigroup – 100,79
   7. ChevronTexaco – 92,04
   8. IBM – 83,13
   9. AIG – 67,72
   10. Verizon Communications – 67,63
   Если судить по опубликованным Fortune показателям, дела в американской экономике в 2002 г. обстояли неважно. Совокупные доходы компаний, входящих в Fortune 500, сократились на 6% до $6,95 трлн. Доходы компаний, входящих в список, сокращаются всего в шестой раз с 1955 г. Значительно хуже дела обстоят с прибылью, поскольку Fortune учитывает и убытки компаний. Совокупная прибыль сократилась на 66%, составив на всех фигурантов списка $69,6 млрд. (более значительное падение прибыли было отмечено лишь в 2001 г.). В условиях стагнации компании не могут повышать цены и добиваются роста прибыли практически лишь за счет сокращения расходов.
   Эксперты журнала отмечают, что падение показателей - результат стагнации в экономике и корпоративных скандалов, которые существенно изменили расклад среди гигантов американского бизнеса. Кроме того, в 2002 г. вступили в действие более жесткие требования к бухотчетности. AOL Time Warner, например, пришлось списать стоимость нематериальных активов на $99,7 млрд. В результате компания понесла рекордный убыток в мировой корпоративной истории - $98,7 млрд. Доходы многих энергетических, технологических и брокерских компаний упали более чем на 10%. Нефтяники укрепили позиции благодаря высоким ценам на нефть, а производители потребительских товаров (включая автомобилестроителей) и ритейлоры повысили доходы благодаря потребительскому спросу, который большую часть года сохранялся на высоком уровне.
   В новом списке отсутствуют такие громкие имена, как Enron (5-е место по итогам 2001 г. с доходами в $138,7 млрд.) и WorldCom (42-е место), павшие жертвами бухгалтерских махинаций. Наиболее значительное падение претерпели энергетические компании, многие из которых тоже были уличены в махинациях, что привело к кризису в секторе, отягощенному огромными долгами. Dynegy, которая в конце 2001 г. даже хотела купить Enron, опустилась с 30-го на 336-е место.
   Наиболее впечатляющий результат показала сеть кофеен Starbucks, впервые попавшая в список на 465-е место. General Motors оттеснила со 2-го места ExxonMobil: беспроцентные кредиты и другие скидки помогли GM существенно увеличить оборот. Несмотря на тяжелую ситуацию в финансовом секторе, в первой десятке присутствуют Citigroup и AIG, получающие высокие доходы благодаря широкой операционной и географической диверсификации деятельности.
   Бесспорным лидером и в США, и в мире остается Wal-Mart, которая обошла ExxonMobil в 2001 г. Доходы Wal-Mart выросли на 12% до $246,5 млрд., и от ближайшего преследователя - General Motors - ее отделяют $60 млрд. "Wal-Mart меняет представления о том, как должна действовать крупная корпорация, - пишут редакторы Fortune. - Вместо того чтобы неуклюже плестись вразвалочку, что характерно для компаний, занимающих подобное положение, она карабкается вверх, как только что образованная фирма".
   Успех Wal-Mart объясняется прежде всего корпоративной стратегией. Эта розничная сеть не практикует распродаж, но зато держит достаточно низкие цены. Эта стратегия позволяет Wal-Mart быстро развиваться и наращивать обороты, используя эффект масштаба. Превосходство Wal-Mart столь велико, что редакторы Fortune даже решили пофантазировать, кто может составить ей конкуренцию. Если все входящие в список оборонные предприятия (Boeing, Lockheed Martin и пять других) объединятся в компанию Military Industrial Complex Inc., ее доход составит $162 млрд. - в 1,5 раза меньше, чем у Wal-Mart. А если антимонопольные органы одобрят создание компании ExxonMobilChevronTexaco, то ее доход в $274 млрд. лишь немного превысит доход Wal-Mart.

Вернуться к содержанию выпуска

   Европейские операторы объединяются против Vodafone
   
(CNews.ru, 04.04.03)
   Три крупных европейских оператора сотовой связи - T-Mobile, Telefonica Moviles и Telecom Italia Mobile - объявили о создании альянса для более успешной конкуренции с Vodafone. В планах операторов - создание общей системы услуг, простых тарифных планов, совместная разработка услуг для корпоративных клиентов и использование сетей друг друга для расширения покрытия своих абонентов.
   Пока альянс будет действовать только на родине компаний - в Германии, Испании и Италии соответственно. По слухам, к "клубу трех" может присоединиться и Orange, принадлежащий France Telecom.
   Таким образом операторы смогут перетянуть на себя часть абонентов Vodafone, готовых платить дорого за широкие сервисные возможности и большое радиопокрытие оператора. Пока идея альянса находится в стадии разработки, но в случае начала его работы Европейская антимонопольная комиссия, несомненно, заинтересуется этим сомнительным предприятием.

Вернуться к содержанию выпуска

   Dell замахнулась на лавры HP
   
(«Компания», 31.03.03)
   Корпорация Dell Computer официально заявила о намерении выйти на рынок принтеров, где с большим отрывом от конкурентов лидирует Hewlett Packard (HP по итогам 2002 г. принадлежит 52% мирового рынка, компании Lexmark – 21%, Epson – 13%, Canon – 7%). Производством принтеров для Dell займется компания Lexmark, которая по количеству продаваемых принтеров занимает второе место в США.
   Аналитики тут же заявили, что Dell может обрушить рынок, поскольку попытается конкурировать с HP за счет более низких цен, даже в ущерб собственной прибыльности. «От этой сделки, несомненно, выиграет Lexmark. В свое время она хотела заключить производственный контракт с Compaq, но эта сделка сорвалась из-за слияния НР с Compaq, – говорит директор по маркетингу компании «МВ» Дмитрий Мыслин. – Благодаря новому соглашению, Lexmark наверняка сможет существенно увеличить объемы продаж, ведь Dell увеличивает продажи даже в условиях сокращения спроса на компьютеры. Если в союзе с Lexmark компания проявит такое же фанатичное стремление к завоеванию рынка, это может серьезно потревожить НР».
   В HP новоявленного конкурента встретили с олимпийским спокойствием. «Мы не верим в то, что модель прямых продаж ПК, созданная Dell, сработает на принтерном рынке. HP тратит на исследования сотни миллионов долларов в год, вряд ли Dell готова делать инвестиции такого масштаба. Выход Dell на рынок принтеров не будет технологическим прорывом, так как компания не представит новых решений в области печати», – заявили представители HP.

Вернуться к содержанию выпуска

   Nokia решила потеснить Sony, Nintendo и Microsoft
   
(По материалам статьи «Чужое поле», «Компания», 31.03.03, автор - Сергей Колесов)
   Для многомиллиардной игровой индустрии 2003 год обещает стать поворотным. Sony, Nintendo и Microsoft ведут между собой все более ожесточенную борьбу. Неразберихи намерены добавить два новых игрока – Nokia и Infinium Labs.
   До конца года Nokia планирует представить игровую консоль N-Gage и начать продвигать ее во всех зонах действия стандарта GSM. Цена пока не разглашается, но совершенно точно будет меньше $500. Консоль отличает элегантный дизайн, при этом она будет обладать следующими функциями: FM-радио, встроенный микрофон, MP3-плейер и возможность (пусть и ограниченная) доступа в Интернет. Компании Nokia удалось убедить таких гигантов игровой индустрии, как Sega, Taito, Activision, THQ и Eidos в перспективности разработок игр для новой приставки. Главный козырь N-Gage – возможность организации многопользовательских игр: приставке доступны все виды коммуникаций, в числе которых беспроводная связь стандарта Bluetooth, сети GSM и технология GPRS.
   Пессимисты говорят, что Nokia столкнется при выводе продукта на рынок со множеством сложностей. Даже опытные производители игр испытывают серьезные трудности при продвижении своих продуктов (причины обычно заключаются в том, что недоработан контент, существуют просчеты в маркетинге и в оценке спроса). Новичку на рынке игр, где столь высок уровень конкуренции, не набить шишек практически невозможно. Два года назад со всеми перечисленными проблемами столкнулась при выводе на рынок приставки Xbox американская Microsoft. Софтверный гигант до сих пор продолжает бороться с последствиями. И лишь сейчас, после двух лет напряженной работы, Xbox может похвастаться некоторыми успехами, да и то лишь в США. Американская компания на вывод Xbox потратила около $1 млрд., финны о готовности вложить в проект такие суммы пока не говорили. Между тем слабые места в финском бизнес-проекте уже видны. Эксперты говорят о том, что есть ошибки в дизайне консоли и что Nokia неправильно строит ценовую политику. Nokia не собирается субсидировать свою консоль: на рынке мобильной связи производитель не субсидирует продажи трубок – эта задача обычно ложится на оператора, и Nokia решила действовать в привычном ключе. Однако при продвижении игровых приставок иные правила. Практически все производители «железа» обычно несут убытки (либо в лучшем случае «выходят в ноль») при продаже приставок. По подсчетам экспертов, на каждой проданной консоли Microsoft сейчас теряет порядка $100. Прибыль производители получают от продажи игр, разработанных их студиями, либо от лицензионных отчислений сторонних производителей программного обеспечения. Каким образом Nokia собирается доказывать потребителю, что N-Gage по цене, близкой к $500, более выгодная покупка, нежели приставка Game Boy Advance от Nintendo по цене $100, – неясно. Конкурентное преимущество у финнов только одно – широкие возможности сетевых игр.
   На конец 2003 года намечен выпуск еще одной амбициозной разработки – приставки Phantom от американской Infinium Labs. Эта консоль также ориентирована на Интернет. Владелец приставки сможет наслаждаться «коллективными» играми в Сети, но этим роль Интернета в Phantom не исчерпывается: пользователям предстоит закачивать заинтересовавшее их программное обеспечение через Интернет. Предварительно, разумеется, его оплатив. Поскольку консоль даже не планируется оснащать дисководом для CD, этот способ распространения игровых продуктов является для Phantom единственным. Производители уверены, что подобная концепция «обречена на успех». Они ссылаются на отчеты исследовательского агентства DFC Intelligence, согласно которым к 2006 году число пользователей онлайновых развлечений вырастет более чем в два раза по отношению к 2001 году и составит около 115 млн. человек.
   CEO Infinium Labs Тим Робертс говорит, что 500 студий выразили заинтересованность в разработках программного обеспечения для новой приставки и заявили, что распространение программ через защищенную пользовательскую сеть поможет бороться с пиратством. В качестве основных конкурентов Infinium видит не «большую тройку» – Sony, Nintendo и Microsoft, а производителей готовых игровых станций на платформе PC, например Alienware и Miami PC.
   Однако скептически настроенному наблюдателю подобные планы кажутся утопичными. Неясно, какие именно 500 студий готовы сотрудничать с производителями Phantom. В свое время Microsoft, несмотря на связи и деньги, с трудом привлекла независимых разработчиков к созданию программ для Xbox. Независимые студии не желали трудиться над продуктом для приставки со смутными перспективами и пытались ограничиться адаптацией к Xbox уже созданных игр. Не меньше вопросов вызывает система продаж, ориентированная исключительно на Интернет. В ее преимуществах и в ее защищенности от пиратов еще только предстоит убедиться. Microsoft, тратящая на решение вопросов безопасности огромные суммы, вынуждена регулярно посылать повестки в суд отдельным умельцам, успешно обходящим защитные системы Xbox. Наконец, неясно, что будет главным козырем Phantom. Если конкурентное преимущество N-Gage в виде многопользовательских игр выглядит более или менее очевидно, то в случае с Phantom обнаружить это преимущество пока не удается.
   Тем временем все большую заинтересованность в использовании возможностей Интернета для своих игровых консолей демонстрируют и члены «большой тройки» – Sony, Nintendo и Microsoft. В постоянно идущей войне производителей используются все новые маркетинговые ходы. Например, самые популярные игры продаются по бросовым ценам в комплекте с приставкой. Разработчики, согласившиеся создавать ориентированные на Интернет игры, освобождаются от лицензионных отчислений. В результате цены на приставки снижаются, а это дает производителям дополнительные аргументы в дискуссии с покупателем.

Вернуться к содержанию выпуска

   Sumitomo и Mitsui разошлись
   
(«Ведомости», 03.04.03, автор - Джейсон Сингер)
   Двухлетние переговоры о слиянии между японскими химическими гигантами Sumitomo Chemical и Mitsui Chemicals, которое должна была стать образцом слияния японских компаний "по американскому образцу", неожиданно закончились провалом. Компании не сумели договориться о коэффициенте конвертации акций и объявили об отказе от сделки стоимостью $10 млрд.
   Sumitomo и Mitsui объявили о желании объединиться в ноябре 2000 г. Уже к октябрю 2003 г. компании рассчитывали интегрировать отдельные подразделения в рамках единой холдинговой корпорации, а окончательно слияние должно было быть оформлено к апрелю 2004 г. К марту 2007 г. продажи объединенной компании должны были достичь 3 трлн. иен ($25,2 млрд.). Таким образом, объединенная корпорация превзошла бы нынешнего лидера отрасли Mitsubishi Chemical и заняла бы пятую позицию в списке крупнейших химических компаний мира.
   Иностранные инвесторы приветствовали план объединения компаний, называя его настоящим прорывом в японской корпоративной культуре. Обычно японские корпорации сначала договариваются об условиях объединения, а лишь затем нанимают консультанта, а иногда обходятся и без него. Такой подход выгоден сотрудникам и владельцам компании, но ущемляет интересы акционеров.
   Sumitomo и Mitsui стали первыми крупными корпорациями в Японии, которые на самых ранних стадиях переговоров привлекли в качестве консультантов по слиянию американские инвестбанки. Это было воспринято как первое подтверждение того, что японские компании наконец начали принимать во внимание интересы акционеров. Morgan Stanley и Goldman Sachs Group, нанятые соответственно Sumitomo и Mitsui в начале 2001 г., должны были помочь сбалансировать основные финансовые показатели компаний перед слиянием. К этому моменту оба гиганта уже пришли к согласию о распределении менеджерских функций в объединенной корпорации и даже подписали соглашение об аренде офиса в строящемся здании в центре Токио.
   Однако предстояло решить еще одну важную проблему - уладить задолженность перед своими пенсионными фондами. Sumitomo списала свою пенсионную задолженность, а Mitsui отказалась сделать это до слияния. Sumitomo посчитала, что таким образом Mitsui хочет переложить часть своих финансовых обязательств на плечи ее акционеров (уже в объединенной компании).
   В дальнейшем эти разногласия переросли в спор о курсе обмена акций при слиянии. Эксперты, знакомые с ситуацией, утверждают, что после нескольких месяцев непрерывных дебатов президентам обеих компаний все же удалось договориться по этому вопросу. Совет директоров Sumitomo одобрил обменный курс, однако директора Mitsui отказались сделать это. Сразу после этого Sumitomo приняла решение отказаться от слияния. "Мы пытались договориться о приемлемом обменном курсе до самой последней минуты, - сокрушается президент Sumitomo Хирмаса Енекура. - Но, к сожалению, в конце концов, мы вынуждены были поставить во главу угла интересы наших акционеров".
   "Мнения компаний [о финансовых аспектах слияния] довольно сильно разнились. Sumitomo полагала, что цена ее акций не отражает ее истинной [более высокой] стоимости, - считает аналитик ING в Токио Джоел Шейман. - Хотя трения по этому вопросу существовали, мало кто мог предположить, что они откажутся от слияния". Теперь, полагают эксперты, и другие японские компании могут последовать примеру Sumitomo и Mitsui отказаться от слияний по "американской" схеме.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям «Компания», Интерфакс-АФИ, CNews.ru, «Ведомости», «Коммерсантъ», РБК, 31.03-03.04.03)
   Corel-Vector Capital. Компания Corel – разработчик популярного программного обеспечения, знаменитый в первую очередь своим графическим пакетом CorelDraw и текстовым редактором WordPerfect, будет полностью выкуплена своим главным акционером – инвестиционным холдингом Vector Capital. Месяц назад холдинг Vector Capital выкупил 20% акций Corel у Microsoft за $12,9 млн. Сама Microsoft в 2000 году заплатила за этот пакет на $100 млн. больше. Оставшиеся акции Vector готов выкупить за $92 млн.
   Corel, заключившая с Microsoft соглашение о разработке программ для обеспечения сетевых проектов компании Билла Гейтса и полностью сосредоточившаяся на этих проектах, не вывела на рынок за последние несколько лет ни одного нового продукта под своей торговой маркой. Популярность, а, следовательно, и продажи CorelDraw постоянно падают, о появлении революционных программ пока не слышно ни слова. Для порядка руководство Corel сообщило, что готово рассмотреть встречные предложения о покупке компании, превышающие $1 за акцию при сегодняшней цене на бирже 90 центов (Vector предлагает $1,15), но аналитики сомневаются, что такие предложения поступят. Впрочем, эксперты также не понимают, что Vector Capital собирается делать с компанией дальше.
Вернуться к содержанию выпуска
   WorldCom Inc., в прошлом году объявившая о крупнейшем в истории США банкротстве, обнаружила дополнительные ошибки в финансах, из-за чего неверно учтенные средства могут составить $11 млрд., что на $2 млрд. превышает данные, предоставленные общественности ранее. WorldCom полагает, что больше неточностей в финансовой отчетности обнаружено не будет.
Вернуться к содержанию выпуска
   TeliaSonera. Шведская телекоммуникационая компания TeliaSonera AB сообщила о планируемом сокращении штата в Финляндии и Швеции. В Финляндии будет уволено 400 человек, данные по Швеции не разглашаются. Сокращение штата проводится в рамках мероприятий по свертыванию дублирующихся бизнес-операций. Переговоры с финскими профсоюзами уже начаты. В общей сложности на территории Финляндии на компанию работает 6500 сотрудников, шведский штат компании составляет 12 тыс. сотрудников. По итогам февраля убыток TeliaSonera составил $3,5 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
   Telekom Malaysia-Celcom. После приобретения в прошлом году 16,7% акций малайзийского оператора сотовой связи Celcom и доведения своей доли до 47,9%, госоператор Telekom Malaysia предложил $1 млрд. за выкуп остальной доли, недостающей ему до полного поглощения. Кроме TM, крупные пакеты акций принадлежат местным организациям Employees Provident Fund (EPF) и Tabung Haji - 20%, Deutsche Telekom - 8% и институциональным инвесторам, каждый из которых держит 2% пакет.
   Единственным препятствием на пути к завладению Celcom может стать Deutsche Telekom, которая не хочет задешево расставаться со своим пакетом. Немецкий гигант требует за имеющиеся у него акции $29 млн. Приобретение 16,7% в прошлом году прошло по цене $0,72 за акцию, а DT хочет продать свою долю по $1,84 за акцию. Если TM удовлетворит требования DT или найдет другое компромиссное решение, это будет второй исход немецкого гиганта из Юго-восточной Азии. В прошлом году DT продал свою долю в индонезийском операторе Satelindo.
Вернуться к содержанию выпуска
   AmAir. Крупнейшая американская авиакомпания American Airlines (AmAir) смогла избежать начала процедуры банкротства. Компании удалось договориться с профсоюзами о сокращении расходов на оплату труда и других компенсаций на сумму $1,8 млрд. Ассоциация летчиков Allied Pilots Association дала согласие на сокращение зарплаты пилотам на общую сумму $660 млн. (примерно на 23%). Еще раньше American Airlines договорилась о сокращении оплаты труда летного персонала на сумму $340 млн. и техников - на $620 млн. Кроме того, компания получила согласие профсоюзов на сокращение 2500 рабочих мест, а также на более широкое использование региональных самолетов.
   Аналитики расценивают соглашение как безусловную победу председателя совета директоров и гендиректора AMR и AmAir Дональда Карти, которому удалось убедить профсоюзных лидеров, что снижение зарплат лучше банкротства.
   Новые соглашения помогут менеджменту осуществить план по сокращению издержек компании на общую сумму $4 млрд. в год. Экономия необходима для компенсации убытков компании, которые в 2002 г. составили $3,5 млрд. Оплата труда - одна из самых крупных статей расходов AmAir: по данным Bloomberg, в 2002 г. на эти цели компания потратила $8,93 млрд., что соответствует 41% всех операционных издержек.
   Аналитики считают, что уступки со стороны профсоюзов, безусловно, помогут компании избежать банкротства в ближайшей перспективе. Однако они предупреждают, что положение компании по-прежнему сильно зависит от перспектив восстановления мировой экономики и войны в Ираке, особенно если та затянется. В настоящее время убытки авиакомпании от падения продаж составляют порядка $5 млн. в день.
Вернуться к содержанию выпуска
   Air Canada. Авиакомпания Air Canada попросила защиты от кредиторов. Компания аргументировала свои действия тем, что ей необходимо время для реорганизации бизнеса, переговоров с профсоюзами и получения финансовой помощи от правительства. В течение периода реорганизации компания продолжит выполнять полеты, однако ее перспективы на фоне войны в Ираке и неизвестного вируса, поразившего Азию, выглядят удручающе. В 2002 г. Air Canada понесла убытки на сумму $295 млн. Компания имеет долгосрочные долговые обязательства в объеме $8,8 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
   KLM. Нидерландская авиакомпания KLM сообщила о намерении уволить от 2 до 3 тысяч сотрудников. Компания сократит свой штат примерно на 9%. Кроме того, KLM уменьшит количество рейсов в США и на Ближний Восток на 20%, а в Европу - на 5%.
Вернуться к содержанию выпуска
   Air France. Парламент Франции принял окончательное решение о приватизации авиакомпании Air France. Теперь у государства, владеющего 54,4% акций компании, останется менее 20%.
Вернуться к содержанию выпуска
   Commerzbank AG, четвертый по величине банк в Германии, может объявить о сокращении более 2,8 тыс. рабочих мест. В прошлом месяце Commerzbank сообщил о том, что понес убытки по итогам года, что произошло впервые за 133-летнюю историю банка. Это сокращение, которое может быть объявлено после заседания наблюдательного совета, увеличит число сокращенных рабочих мест банка с октября 2001 года до 7,1 тыс., или до 19% от общего числа служащих.
   Главный исполнительный директор Commerzbank Клаус Питер Мюллер реализует план по сокращению расходов и продаже активов после того, как потери по безнадежным кредитам привели к убыткам в размере 298 млн. евро в прошлом году.
Вернуться к содержанию выпуска
   Novartis-Idenix. Швейцарская фармкомпания Novartis приобрела за $255 млн. контрольный пакет американской биотехнологической фирмы Idenix. Если регулирующие органы дадут добро на использование разработанного Idenix препарата для лечения гепатита С, Novartis заплатит еще до $375 млн. Idenix была вынуждена подыскивать партнера среди фармацевтических компаний, после того как в прошлом году отказалась от намерения провести первичное размещение акций. "Мы поняли, что ситуация на рынках не выправится, однако не теряем надежды, что со временем наши акции станут торговаться на бирже", - говорит Жан-Пьер Соммадосси, гендиректор Idenix. Акционерами компании являлись фонды, аффилированные с MPM Capital, TVM Techno Venture Management, Credit Suisse First Boston Equity Partners, L.P., Nomura International plc.
Вернуться к содержанию выпуска
   Goodyear. Стали известны итоги деятельности компании Goodyear Tire & Rubber Co за 2002 год. Чистые убытки ведущего мирового производителя покрышек составили $1,1 млрд. Это самый большой показатель убытков компании с 1992 года, когда Goodyear потерял за год $658 млн. Объем продаж концерна в 2002 году составил $13,85 млрд. против $14,15 млрд. годом ранее.
Вернуться к содержанию выпуска
   McDonald's. Корпорация McDonald's ведет переговоры о продаже контрольного пакета своего подразделения Partner Brands, объединяющего ресторанные бизнесы Boston Market, Chipotle Mexican Grill и Donatos Pizzeria. По мнению аналитиков рынка, этот пакет может стоить более $500 млн. Крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания решила не распыляться и заняться своим главным делом - гамбургерами. Такой шаг позволит гиганту фаст-фуда отделаться от компании, которая становится для руководства своего рода отвлекающим фактором, несмотря на то, что в структуре всей корпорации занимает весьма малое место. В 2002 г. объем продаж 1083 ресторанов Partner Brands составил $1 млрд., в то время как совокупный объем продаж более чем 30 000 точек быстрого питания McDonald's превысил $40 млрд.
   По итогам прошлого года операционные убытки Partner Brands составили $66 млн. С 1999 г., когда McDonald's стала публиковать цифры по этому подразделению, оно никогда не было прибыльным.
Вернуться к содержанию выпуска

   Американские ипотечные агентства под угрозой
   
(По материалам статьи «Freddie Mac и Fannie Mae под угрозой», «Ведомости», 02.04.03, автор - Михаил Оверченко)
   Недавно МВФ опубликовал ежеквартальный отчет о стабильности мировой финансовой системы. Эксперты фонда подчеркивают: не так важно, сколько продлится война, провоцирующая нестабильность в финансовом секторе, важнее то, сможет ли он вернуться в нормальное состояние после окончания военных действий. По мнению МВФ, участники рынка и компании могут оказаться не готовы к тому, что нестабильность сохранится еще в течение длительного времени, а также к неожиданным изменениям на рынках. Ипотечные агентства Freddie Mac и Fannie Mae могут оказаться одними из жертв нестабильности. Говоря об этом, МВФ добавляет свой голос к мнению наблюдателей, которые в последнее время все чаще высказывают обеспокоенность финансовым положением Freddie Mac и Fannie Mae. Компании владеют правами на ипотечные кредиты и гарантируют кредиты на общую сумму $3,1 трлн., что составляет 45% совокупного долга американцев; между тем в 1990 г. этот показатель равнялся 25%. Рынок жилья остается едва ли не единственным бурно развивающимся сектором экономики США; без него она уже, вполне вероятно, сползла бы в рецессию. За последние несколько лет цены на дома во многих районах страны выросли не менее чем на 10% благодаря рекордно низким процентным ставкам, позволяющим американцам брать новые кредиты и рефинансировать старые. Кризис на рынке жилья может нанести тяжелый удар по экономике.
   Freddie Mac и Fannie Mae - полугосударственные ипотечные корпорации, спонсируемые федеральными властями США. Поддерживают вторичный рынок ипотек (покупая ипотечные кредиты у банков, обеспечивая их, таким образом, средствами для новых кредитов) и выпускают ценные бумаги под обеспечение пулом ипотек. "Поскольку обязательства перед агентствам достигают огромных размеров, неожиданные события, не заложенные в их модели ценообразования, могут привести к тяжелым последствиям как для самих агентств, так и для финансовых рынков", - полагают эксперты МВФ. Таким событием может стать, например, резкий рост долгосрочных процентных ставок, если рынки вдруг перестанут беспокоиться об Ираке и быстро пойдут вверх. Агентства сочли тревогу МВФ безосновательной. "Никто не управляет риском лучше, чем мы, и это признано рейтинговыми агентствами и инвестиционными аналитиками", - заявила представитель Freddie Mac Шэрон Макхейл.
   В середине марта председатель Федерального резервного банка Сент-Луиса Уильям Пул заявил, что Freddie Mac и Fannie Mae нужно увеличить капитал, чтобы иметь запас на случай непредвиденных событий. Надзорный орган в Министерстве жилищного строительства и городского развития, отслеживающий деятельность ипотечных агентств, сообщил, что капитал Freddie Mac и Fannie Mae превышает установленные нормы на $2,17 млрд. и $877 млн. соответственно (минимальный уровень капитала для Freddie Mac определен в $21,62 млрд., для Fannie Mae - в $27,2 млрд.).

Вернуться к содержанию выпуска

   Бизнес высокотехнологичного мусорщика
   
(CNews.ru, 04.04.03)
   Шотландская компания Eurosource Europe, занятая утилизацией мобильных телефонов, планирует открыть свое представительство в США. Бизнес высокотехнологичного мусорщика в Европе оказался очень выгодным - за четыре года компания утилизировала 150 тысяч аппаратов. Евросоюз серьезно подходит к проблеме защиты окружающей среды от опасных "останков" мобильников, персональных компьютеров и периферии, выбрасываемых на свалку.
   Eurosource не дает использованным телефонам попасть на свалку. Выкупая их у владельцев, компания перенастраивает аппараты и отправляет в страны "третьего мира" в Азии и Африке, где дешевый товар пользуется большим спросом среди бедного населения. В 2002 году оборот Eurosource достиг $4,7 млн.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное