Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


20 апреля 2003 г. Выпуск №334
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         Бизнес на войне
         Послевоенные опасности
         Глава ОПЕК опасается обвала цен
         Changing World Technology начинает производство искусственной нефти
         Gartner предсказывает рост инвестиций в производство чипов
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Печальные рекорды 2002 г.
         Обанкротилась компания Grundig
         NEC и Toshiba против всей индустрии
         Новости корпораций "одной строкой"
               Microsoft IBM Texas Instruments Nokia Motorola Benefon Handspring
               Leap Samsung LG Philips Matsushita Merrill Lynch Boeing GE GM
               Saab Ford Office Depot-Guilbert SA Coca-Cola PepsiCo
         Philip Morris едва не обанкротилась
         AMEX все же будет продана


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Бизнес на войне
   
(По материалам BBC NEWS, 15.04.03)
   По оценкам аналитиков, война в Ираке вряд ли вызовет скачкообразный рост спроса на оружие и военное снаряжение. В этих условиях представители военно-промышленной индустрии с тоской вспоминают о временах Холодной войны, когда их барыши росли как на дрожжах.
   Война унесла жизни тысяч иракцев и более чем ста солдат войск коалиции. После этих жертв, для компаний-производителей оружия было бы, скажем так, не вполне корректно прославлять выдающиеся качества своей продукции и рассуждать о том, какие деньги они заработали на этой войне. Однако, реальность такова, что в течение продолжительного времени достижения военной технологии были главным зрелищем на большинстве телевизионных телеканалов. «Это была рекламная презентация. Кому-то это не навилось, а остальным до этого просто не было дела», – говорит Джон Дуглас, президент Ассоциации аэрокосмической индустрии США. Он отмечает, что по мере того, как на телевизионных экранах разворачивались картины боевых действий, зрители могли наглядно убедиться в эффективности американских и британских военных технологий. «После Войны в Заливе те продукты, которые хорошо себя показали, стали пользоваться очень высоким спросом», – говорит он.
   Мэтт Шредер, представитель Ассоциации американских ученых, согласен с тем, что война может сыграть на пользу некоторым производителям. «CNN – это один из наиболее эффективных маркетинговых инструментов, способный вызвать ощутимый рост продаж», – говорит он. «Когда представители других стран видят то, с какой точностью американское оружие может поражать цели, это, безусловно, производит на них впечатление… То, как истребители-бомбардировщики F16 показали себя в зоне Залива, чрезвычайно впечатляет», – говорит он.
   Вместе с тем, успехи войск коалиции вовсе не гарантируют немедленного роста закупок самых последних образцов оружия наиболее перспективными клиентами американского ВПК, такими как, например, Кувейт. «Они избавились от одной из самых опасных для них угроз, так что они вряд ли продолжат закупать американское оружие в тех же объемах, что и прежде», – говорит Шредер. Кроме того, не стоит забывать о том, что самые последние (и самые эффективные) разработки вообще вряд ли будут выставлены на продажу.
   «Война – это очень плохо для бизнеса, даже для ВПК», – вторит Шредеру представитель Сообщества британских аэрокосмических компаний (SBAC) Кейт Хэйвард. Однако, он отмечает, что недавние боевые действия обязательно приведут к росту закупок определенных образцов оружия. Дело в том, что те боеприпасы, которые были израсходованы во время боевых действий, в любом случае придется замещать. Речь идет о достаточно широкой номенклатуре изделий, начиная от крылатых ракет и «умных» управляемых бомб и заканчивая обычными артиллерийскими снарядами и патронами к стрелковому оружию. «Новые закупки ракет «Tomahawk», производимых компанией Raytheon, начнутся уже в ближайшем будущем», – говорит Хэйвард: «Если ваша компания производит подобные вещи, то вы можете рассчитывать на новые заказы».
   Однако, большинство производителей оружия сегодня больше волнует другой вопрос: что станет с расходами на оборону в долгосрочном периоде? По оценке правительства США, в 2001 году общий объем соглашений на поставку оружия развивающимся странам составил $16 млрд., причем $7 млрд. из этой суммы пришлось на контракты, заключенные американскими компаниями. При этом, реальный объем поставок в рассматриваемый период составил $14.4. млрд. Очевидно, что эти цифры меркнут перед военным бюджетом самих США, который в текущем бюджетном году может достигнуть $450 млрд.
   Г-на Хэйварда чрезвычайно беспокоит возможность сокращения военных бюджетов США и Великобритании. При этом, он боится, что указанные сокращения превысят то увеличение военных расходов, которое произойдет после завершения военных действий. «Самый крупный рынок, самой большой военный бюджет в мире – это США. Однако, еще до начала войны определенные вопросы вызывало то, как долго этот бюджет будет оставаться столь значительным», – говорит он.
   Характеризуя военные расходы Великобритании, Хэйвард отмечает ряд «чрезвычайно амбициозных проектов», таких как создание нового авианосца. Вместе с тем, общий тон его прогнозов не слишком оптимистичен. «Пока еще не вполне понятно, как будет вести себя в будущем экономика Великобритании. Если к этому прибавить расходы на ведение войны, то дальнейшая судьба расходов на оборону представляется достаточно туманной», – говорит он.
   Вышесказанное справедливо и в отношении США. «В зависимости от стоимости войны, департамент обороны может принять решение о сокращении закупок оружия. Хотя мы надеемся на то, что этого не произойдет, пока нам приходится просто выжидать и наблюдать», – говорит Дуглас.
   Если война не может гарантировать роста оборонных заказов, то какие же вообще условия являются наиболее благоприятными для развития ВПК? По оценке г-на Хэйварда, самый высокий спрос на военную продукцию существовал в годы Холодной войны. «Для оборонной индустрии самым лучшим было бы сохранение международной напряженности», – мечтает он.

Вернуться к содержанию выпуска

   Послевоенные опасности
   
(The Economist, 12.04.03, перепечатано в журнале «Русский фокус», 14.04.03)
   Когда американские войска заняли центр Багдада и победа в войне с Ираком казалась такой близкой, фондовые рынки не могли не отреагировать на это событие непродолжительным оживлением. 7 апреля котировки акций на основных рынках Америки и Европы резко выросли. Но затем рынки передумали. На следующий день большая часть прироста сошла на нет. Именно в тот момент, когда исчезла неопределенность, связанная с военной акцией, инвесторы с еще большой отчетливостью увидели, что перспективы развития мировой экономики остаются далеко не радужными.
   Хорошие экономические новости связаны по большей части с тем, чего не случилось. В частности, поджоги нефтяных месторождений Ирака не были системными. Если бы события стали развиваться по самым кошмарным сценариям, цена на нефть в течение нескольких месяцев находилась бы на уровне $50 за баррель и выше, что вполне могло привести к мировому экономическому кризису. В действительности же цены на нефть за последний месяц упали более чем на 30% - со своего пикового показателя (почти $40 за баррель в течение нескольких недель до начала войны) до нынешнего уровня примерно в $25 за баррель. После установления контроля коалиции над южными нефтяными месторождениями (на долю которых приходится 60% объема нефтедобычи Ирака) о продолжительном нефтяном кризисе можно уже не беспокоиться.
   Скорее, наоборот. В связи с восстановлением объема экспорта нефти из Венесуэлы и по-прежнему очень высокими темпами нефтедобычи в Саудовской Аравии президент картеля нефтедобывающих стран - ОПЕК - публично выразил беспокойство по поводу избытка нефти на рынке и возможного в связи с этим обвала цен. Однако подобный сценарий представляется маловероятным, так как поставок иракской нефти на рынок в скором времени не предвидится.
   Плохая новость заключается еще и в том, что в момент начала военной акции в Ираке мировая экономика была чрезвычайно слаба. Как показывают самые последние статистические данные, во всех крупных странах мира экономика близка к депрессии. После того как работодатели сократили 357 000 рабочих мест в феврале и 108 000 в марте, месячный показатель индекса производственной активности Америки испытал самое серьезное снижение с ноября 2001 г. И хотя это было частично вызвано призывом в армию резервистов, показатели активности тем не менее оказались ниже ожиданий аналитиков.
   Из Европы приходят новости, пожалуй, даже похуже. Последние данные о состоянии экономики Германии свидетельствуют о резком снижении индекса делового доверия, падении объема промышленного производства и депрессии на потребительском рынке. Во Франции доверие потребителей в марте упало до самого низкого с 1996 г. уровня. В своем весеннем прогнозе Европейская комиссия заявила, что перспективы развития экономики ЕС "в очень краткосрочном плане остаются безрадостными".
   Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспэн оказался наиболее видным оптимистом в Америке, высказав мнение о том, что как только геополитическая неопределенность уменьшится, экономика приобретет устойчивость, необходимую для возобновления роста. На своем совещании в марте комитет ФРС по кредитно-денежной политике решил не снижать процентные ставки и заявил, что подъем экономической активности сдерживается в основном "боевой надбавкой" к ценам на нефть и страхами, свойственными военному времени. Многие аналитики соглашаются с этим и ожидают быстрого послевоенного выздоровления экономики. А наиболее оптимистично настроенные даже прогнозируют во второй половине текущего года более чем двукратное увеличение темпов годового прироста ВВП Америки - до 4,5%.
   Финансовые рынки отчасти подтверждают обоснованность позиции оптимистов. Индекс Dow Jones Industrial Average с начала войны вырос более чем на 10%, а в Европе уровень доходности ценных бумаг оказался еще выше. Сложите вместе высокие цены на акции и низкие цены на нефть, утверждают оптимисты, и вы получите ингредиенты, необходимые для быстрого выздоровления. Многие считают, что первые его признаки уже налицо. В конце марта, например, в Америке возросло доверие потребителей.
   Но немало и тех, кого это не убеждает. Среди них - Международный валютный фонд (МВФ), опубликовавший 9 апреля, в преддверии встречи министров финансов стран "большой семерки" и руководства Фонда, "Обзор мировой экономики". Даже в случае быстрой победы в Ираке МВФ ожидает, что до конца нынешнего года в крупнейших странах мира показатели роста ВВП будут ниже трендовых. ВВП Америки, по оценке МВФ, в 2003 г. увеличится лишь на 2,2%. Достижения Европы будут еще менее блестящими, а рост ВВП Японии составит всего-навсего 0,8%. Согласно прогнозу Европейской комиссии, рост в зоне евро в этом году будет лишь на уровне 1% из-за очень слабого показателя Германии - 0,4%.
   Стивен Роуч из Morgan Stanley, самого крупного "медведя" на Уолл-cтрит, настроен еще более пессимистично. Даже в случае быстрой победы в Ираке, считает он, мировая экономика будет на грани очередной рецессии. Логика пессимистов проста. Быстрой победы в Ираке будет недостаточно для обеспечения выздоровления мировой экономики, потому что связанная с войной нервозность - не единственная проблема. Масса структурных трудностей (в частности, неизжитое наследие бума 1990-х гг.) делает мировую экономику чрезвычайно уязвимой. Распространение новой болезни - атипичной пневмонии - только увеличило риски, особенно в Азии.
   В краткосрочном плане как пессимистов, так и оптимистов главное испытание ожидает в Америке. С 1995 г. на долю экономики США приходится около 2/3 мирового прироста. Во время бума 1990-х гг. и в ходе последующего спада эта страна была локомотивом мировой экономики.
   Со времени окончания бума в корпоративном секторе Америки произошли резкие изменения. Если в период с 1996 по 2000 г. объем капиталовложений в среднем ежегодно увеличивался в реальном исчислении на 10%, то в 2001 и 2002 гг. он снижался на 5,5% в год. Однако, несмотря на такое значительное "затягивание поясов", сделать, по всей видимости, предстоит еще больше. Как правило, в конце рецессии или в начале выздоровления корпоративный сектор имеет небольшое положительное сальдо, но американские компании по-прежнему испытывают дефицит платежного баланса. И, несмотря на снижение объема инвестиций, коэффициент использования производственных мощностей в США скоро может упасть до рекордно низкого уровня. Оба фактора свидетельствуют о том, что устойчивого роста инвестиций придется подождать.
   Еще более серьезная проблема - потребительский рынок Америки. В связи с окончанием бума он перестроился в гораздо меньшей степени, чем корпоративный. Хотя нормы сбережения и выросли, американцы продолжали тратить, беря ипотечные кредиты. По мере стабилизации цен на жилье и процентных ставок по закладной этот процесс замедляется.
   Если бы цены на жилье начали колебаться, перспективы были бы гораздо хуже. В "Обзоре мировой экономики" МВФ, в частности, указывается, что в 40% случаев за бумом цен на жилье следуют спады, которые наносят экономике в два раза больше ущерба, чем обвалы на фондовых рынках. Вопрос о том, переживает ли Америка бум на рынке недвижимости, стал предметом жарких дискуссий. Г-н Гринспэн считает, что бума нет, так как в Америке нет признаков избыточного предложения. Тем не менее, начиная с 1996 г. цены на жилье в Америке в среднем выросли в реальном исчислении на 28%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Глава ОПЕК опасается обвала цен
   
(«Ведомости», 16.04.03, автор - Владимир Волков)
   Падение мировых цен на нефть вызывает серьезную тревогу у членов нефтяного картеля ОПЕК. В преддверии внеочередного саммита картеля в Вене, намеченного на 24 апреля, президент ОПЕК Абдалла бен Хамад аль-Атыйя высказался за экстренные меры по ограничению экспорта. В противном случае, предупреждает аль-Атыйя, мировые цены могут упасть до $10 за баррель. Он подчеркнул, что "целью ОПЕК является поддержание цены на уровне $25 за баррель", добавив, что достигнуть этого можно только за счет сокращения объемов добычи.
   С началом войны в Ираке страны - члены ОПЕК достигли неформальной договоренности добывать как можно больше сырья. В результате сейчас 10 стран, входящих в картель (исключая Ирак), добывают нефти на 1,7 - 2 млн. баррелей в сутки сверх своей квоты, установленной на уровне 24,5 млн. баррелей в сутки. Аль-Атыйя говорит, что нынешний избыток нефти на рынке усугубится с послевоенным возобновлением экспорта из Ирака. В этом случае, по его подсчетам, избыток нефти "достигнет в ближайшие месяцы 4 млн. баррелей".
   С ним не вполне согласен министр энергетики Алжира Шахиб Хелиль. Он отметил, что из-за перепроизводства нефти цена корзины ОПЕК опускалась почти до $23 за баррель. Тем не менее, Хелиль уверен, что ОПЕК в состоянии удержать мировые цены в рамках целевого коридора ($22 - 28 за баррель). Для этого объемы добычи должны вернуться в рамки квот, установленных картелем 11 марта 2003 г. Сами же квоты, по мнению министра, должны остаться на нынешнем уровне. "А летом мы увидим рост цен [на нефть], поскольку, как ожидается, экономика снова вырастет, особенно в США", - считает алжирский чиновник. Он также уверен в том, что быстрое восстановление экспорта из Ирака сейчас технически невозможно - из-за разногласий мирового сообщества по поводу того, кто является собственником иракского сырья. О том же говорит и министр энергетики Индонезии Пурномо Юсгинторо, который также считает, что ОПЕК сможет во II квартале удержать цены в целевом коридоре. Впрочем, министр подтвердил, что Индонезия может поддержать решение о снижении квот на добычу в ходе внеочередного саммита в Вене.
   Тем не менее на внеочередном саммите ОПЕК может столкнуться с большим давлением со стороны потребителей, которых устраивает снижение цен на рынке. Так, Международное энергетическое агентство (IEA) заявило, что ОПЕК следует хорошо подумать, прежде чем принимать решение о снижении добычи. Эксперты IEA уверяют, что рынки испытывают дефицит сырья, сетуя на неопределенность ситуации в Ираке, Нигерии и Венесуэле. Агентство указывает на низкий уровень запасов сырья у потребителей, которые только сейчас приступили к их пополнению. "Значительное снижение добычи [ОПЕК]... может помешать индустрии восстановить резервы", - заявили представители IEA.
   Последние известия из Венесуэлы скорее подтверждают правоту "нефтяных министров". Добыча нефти в Венесуэле после забастовки не только восстановилась, но и вышла за пределы квоты: она увеличилась до 3,2 млн. баррелей в сутки (официальная квота - 2,8 млн. баррелей в сутки).

Вернуться к содержанию выпуска

   Changing World Technology начинает производство искусственной нефти
   
(РБК, 17.04.03)
   Американская компания Changing World Technology начинает производство искусственной нефти из отходов, остающихся при обработке индеек. Процесс производства был продемонстрирован на экспериментальном заводе компании в Филадельфии. Искусственная нефть получается путем термической деполимеризации. Отходы с предприятия по обработке индейки нагреваются без доступа к ним кислорода, но не сгорают, а распадаются на углеводороды. Конечный продукт может быть переработан в топливо точно так же, как и сырая нефть легких фракций и ничуть не уступает ей по своему качеству.
   Ожидается, что полномасштабное коммерческое производство искусственной нефти начнется уже в мае - июне 2003 г. на заводе в городе по переработке индейки в городе Картидж, штат Миссури. Новый завод способен производить ежедневно 600 барр. нефти из 200 т костей, перьев, жиров и других отходов индейки.
   Если производство барреля обычной нефти обходится от $5 до $13, то баррель искусственной нефти будет стоить его производителям в $15. При этом, по свидетельству представителей Changing World Technology, эта цифра будет снижаться по мере расширения производства. В настоящее время компания предпринимает попытки добиться от конгресса США субсидий, которые позволят ей конкурировать с небольшими производителями обычной нефти.

Вернуться к содержанию выпуска

   Gartner предсказывает рост инвестиций в производство чипов
   
(CNews.ru, 15.04.03)
   По заявлениям аналитической группы Gartner, объем мировых инвестиций в оборудование для производства полупроводников в 2003 г. возрастет на 7%, несмотря на зафиксированное в прошлом году снижение показателя на 37%.
   Рост капиталовложений можно расценивать, как попытку реабилитировать отрасль, находящуюся в данный момент в самом плачевном состоянии. Замедленные темпы роста сегмента, по оценкам аналитиков, обусловлены нестабильной рыночной ситуацией ввиду войны в Ираке, общего экономического спада и урезания бюджетов компаний. "Рост инвестиций в 2003 г., вероятно, будет стимулировать общее улучшение бизнес-климата", - комментирует ведущий аналитик Gartner Джим Хайнс (Jim Hines).
   Помимо собственно денежных вложений, планируется также повысить эффективность использования технологических мощностей. По прогнозам Gartner, постепенный рост в первом полугодии будет обусловлен за счет роста производительности предприятий. Показатели использования оборудования к концу года увеличатся с 75% до 90%, как утверждает главный аналитик Gartner Дин Фриман (Dean Freeman).
   При этом объем инвестиций в мировое производство полупроводников вырастет на 7,2% до $30 млрд. Инвестиции в оборудование для производства кремниевых пластин увеличатся, предположительно, на 8,4% до $17,5 млрд., хотя в прошлом году был зафиксирован спад - на 31.7%. Вложения в сборочное и упаковочное оборудование вырастет на 21,4% - до $2,8 млрд. (спад в 2002 г. составил 21,6%).
   Аналитики Gartner обращают внимание на тот факт, что рынок полупроводников "существенно недоинвестирован", и многие его секторы, нуждающиеся в капиталовложениях, готовы получить необходимые инвестиции в 2003 г. Intel, крупнейший покупатель оборудования по производству чипов, напротив, заявляет, что в 2003 г. сократит свой бюджет на $1,2 млрд., который в прошлом году составлял $4,7 млрд.
   В 2004 г. Gartner прогнозирует увеличение объема инвестиций в производство полупроводников на 38,9%, в производство оборудования для изготовления подложек - на 40,5% и в сборочное и упаковочное оборудование - на 36.7 %.
   Applied Materials, один из лидеров рынка полупроводников, в прошлом месяце сообщил о закрытии части предприятий и сокращениях штата на 14%. Другой производитель, Novellus Systems, заявил на этой неделе о росте прибыли по итогам квартала, однако предупреждает о возможном снижении объема заказов в связи с распространением атипичной пневмонии.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Печальные рекорды 2002 г.
   
(По материалам статьи «Год рекордных убытков», «Ведомости», 16.04.03, автор - Михаил Оверченко)
   Компании ТМТ-сектора (телекоммуникации, медиа и технологии) должны были привести мир к светлому технологическому будущему. Но термин "новая экономика" сегодня практически вышел из употребления, а бывшие лидеры сектора - AOL Time Warner, Deutsche Telekom, Vivendi Universal, KPN - показали в 2002 г. рекордные убытки. В конце 1990-х гг. они проводили политику массовых поглощений, инвестировали в развитие новых технологий, покупали лицензии на связь третьего поколения (3G). "Это был пример массового заблуждения, сделаны бесплодные инвестиции, деньги потеряны колоссальные", - говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Time Warner и America Online объединились в январе 2001 г., размер сделки составил $103,5 млрд. В 2002 г. AOL Time Warner списала стоимость нематериальных активов (в основном - America Online) на $99,7 млрд., т.е. с момента сделки нематериальные активы America Online (деловая репутация, контакты, клиенты и т. д.) практически обесценились. Deutsche Telekom тоже не жалела денег, купив, в частности, американскую VoiceStream Wireless (более $40 млрд.) и лицензию 3G в Германии (8,5 млрд. евро). По подсчетам Bloomberg, американские компании списали в 2002 г. $750 млрд. активов, приобретенных в конце 1990-х гг. Эта цифра в два с лишним раза превышает ВВП России.
   Во время технобума в ТМТ-секторе накопились огромные долги. В 2000 г. европейские "телекомы" выпустили облигации более чем на $50 млрд. Сейчас из-за спада в секторе денег от текущих операций на оплату долгов нет, и компании устроили сезон распродаж. Если раньше активы покупались по безумным ценам, сегодня они продаются чуть ли не по бросовым. France Telecom, отягощенная долгами в 68 млрд. евро, продала в марте компании Enel свой пакет акций в 26,6% в итальянском операторе мобильной связи Wind за 1,33 млрд. евро. В конце 2001 г. France Telecom хотела за этот пакет 5 млрд. евро.
   France Telecom в 2002 г. списала 18,2 млрд. евро, а убыток в 20,7 млрд. евро, объявленный 5 марта, стал рекордным в корпоративной истории Франции. Но всего через два дня Vivendi побила этот рекорд, объявив о списании 18,4 млрд. евро и убытке в 23,3 млрд. евро. В конце 1990-х гг. Vivendi, крупнейшая в мире компания по водоснабжению, превратилась в третью по величине медиа-корпорацию, но при этом ее долги выросли до 21 млрд. евро, а рейтинг был снижен до спекулятивного. Жан-Рене Фурту, сменивший Жан-Мари Месье на посту гендиректора в июле 2002 г., за полгода продал активы на 8 млрд. евро, уменьшив долг до 15,1 млрд. Сейчас рассматривается вопрос о продаже основных медиа-активов - киностудии, телесетей, подразделения звукозаписи. На продажу пойдет и один из немногих подорожавших активов Vivendi - пентхаус с четырьмя спальнями и четырьмя ванными комнатами в одном из самых фешенебельных зданий Нью-Йорка, купленный компанией для Месье за $17,5 млн. Новую стратегию реализуют новые директора. Руководителей Deutsche Telekom, Vivendi, France Telecom, KPN, Reuters, жадных до поглощений и технических новинок, сменили кризис-менеджеры "старой экономики", умеющие сокращать расходы, долги и повышать рентабельность.
   Финансовые компании списывали гигантские суммы по другим статьям: вложения в акции, просроченные кредиты. Крупнейший банк мира, японский Mizuho, уже списал $17,2 млрд. по безнадежным кредитам. "Дела у Mizuho обстоят скверно - и с точки зрения качества активов, и с точки зрения капитализации, и с точки зрения управления", - говорит аналитик Standard & Poor's Юри Йосида. В Европе в наиболее тяжелом положении оказались немецкие банки: низкая эффективность бизнеса на национальном рынке, рекордные 37 700 корпоративных банкротств привели к тому, что HVB и Commerzbank впервые за свою историю не получили прибыли. Dresdner Bank подпортил показатели материнской компании Allianz убытками в 2,2 млрд. евро по просроченным кредитам; сама страховая компания списала 5,5 млрд. евро по инвестициям в акции. Чтобы заделать брешь в капитале, Allianz проводит допэмиссию с дисконтом в 40%, а HVB продает на рынке 25% одного из своих самых рентабельных подразделений - Bank Austria. Трехлетнее падение фондового рынка сильно ударило по финансистам. Страховщики понесли потери по инвестиционным портфелям, комиссионные от брокерских операций падали вслед за котировками, инвестбанки страдали от спада на рынке эмиссий и в секторе слияний и поглощений. А Credit Suisse пришлось выделить более $580 млн. на штрафы за нарушения в CSFB.
   Списывая миллиарды долларов, компании стараются начать новый год с чистого листа, отразив текущую деятельность, а не прошлые ошибки. "Хотя ситуация на рынке в 2003 г. останется непростой, мы работаем над восстановлением рентабельности группы", - говорит Джон Мэк, гендиректор CSFB и содиректор Credit Suisse. Вчера Deutsche Telekom заявила, что ожидает "существенного" улучшения показателей в 2003 г. "Корпоративный сектор сейчас проходит курс лечения. На балансах слишком много долгов, и я сомневаюсь, что очистить их удастся в этом году", - говорит Майкл Хартнетт, аналитик Merrill Lynch в Лондоне. Что касается банков, то, по словам Тремасова, одни "плохие" кредиты списываются, другие появляются. Если в этом году ситуация в экономике не улучшится, объем списаний может быть не меньше, чем в 2002 г.

Вернуться к содержанию выпуска

   Обанкротилась компания Grundig
   
(По материалам статьи «Grundig исчезает», «Время новостей», 15.04.03, автор – Денис Уваров)
   Самое масштабное банкротство в этом году произошло в корпоративном секторе Германии. Немецкая компания Grundig AG, которая с 1945 года является производителем аудио- и видеотехники, 14 апреля обратилась за судебной защитой от кредиторов. Процедуру банкротства в отношении концерна начал административный суд Нюрнберга, которому предстоит выяснить к концу мая, сможет ли корпорация самостоятельно выйти из финансового кризиса.
   Как сообщил представитель суда, внешним управляющим концерна назначен специалист по банкротствам юрист Зигфрид Бек, на плечи которого ляжет техническая сторона реализации процедуры банкротства. Среди основных причин финансовой несостоятельности Grundig специалисты называют явное отставание товарного ряда компании от ассортимента ведущих производителей. В частности, отставание в организации выпуска конкурентоспособной современной техники, например такого популярного ныне технологического продукта, как DVD-плейер. Кроме того, товары фирмы значительно уступают в ценовой гибкости японским и корейским аналогам. Слишком высокая себестоимость телевизоров и приемников Grundig значительно усложняет конкуренцию на современном рынке.
   Попытки удержаться на плаву компания предпринимает уже с 2001 года, когда ее финансовая стратегия начала давать первые серьезные сбои. За это время ее долги стремительно росли. По данным газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, кредиторы (в их число входят Deutsche Bank AG и государственный банк Bayerische Landesbank) уже не надеются получить от Grundig приблизительно 150 млн. евро. Что касается финансовых показателей «лопнувшей» компании, то они остаются тайной - до сих пор не опубликованы финансовые результаты за 2002 год.
   Банкротство одного из известнейших европейских производителей аудио- и видеотехники и завершило череду продолжительных безуспешных поисков инвесторов. Недавно с треском провалились переговоры о продаже контрольного пакета акций предприятия турецкому концерну Beko Elektronik AS. Как отмечала Financial Times Deutschland, главной причиной несостоявшейся покупки стало разногласие во взглядах на стратегию развития корпорации. В частности, турки остались недовольны концепцией дальнейшего функционирования предприятий Grundig в Европе. Безрезультатными оказались и проведенные ранее переговоры с тайваньским концерном Sampo Corp. В конечном итоге его представители решили не рисковать 100 млн. евро (последняя стоимость контрольного пакета Grundig) и воздержаться от сомнительной покупки, отметив свою «озабоченность долгосрочной стабильностью бизнеса компании».
   Окончательная судьба Grundig пока не известна. В правлении компании считают, что банкротство не означает гибели ведущего производителя бытовой электроники. Поэтому вопрос о дальнейшем функционировании пяти предприятий Grundig (в Великобритании, Португалии, Австралии и двух в Германии) и трудоустройстве 3800 их работников остается открытым.

Вернуться к содержанию выпуска

   NEC и Toshiba против всей индустрии
   
(«Коммерсантъ», 14.04.03, автор – Сергей Коляда)
   Противостояние крупнейших мировых производителей аудиовидеотехники достигло на днях небывалого накала. Едва японская Sony успела объявить о выпуске первого DVD-видеомагнитофона нового поколения, пригодного для телепередач высокой четкости, как конкуренты из NEC и Toshiba заявили о разработке собственного конкурирующего формата. Борьба между компаниями за единый отраслевой стандарт DVD-рекордеров вряд ли скоро разрешится – ведь речь идет о разделе рынка стоимостью в десятки миллиардов долларов.
   Производители аудиовидеоэлектроники продолжают ожесточенный спор о том, какими будут DVD-диски следующего поколения. Несколько лет назад, с появлением первых перезаписываемых DVD, индустрия раскололась на два больших лагеря. Стандарт DVD-RW поддержали Fuji, Hitachi, Kenwood, LG, Pioneer, Samsung, Sanyo, Sharp и TDK. А сторонниками конкурирующего и технически несовместимого с DVD-RW формата DVD+RW стали Mitsubishi, Philips, Ricoh, Sony, Thomson, Hewlett-Packard и Yamaha. На карту в этих "аппаратных" спорах поставлено очень многое – любая компания мечтает повторить успех Sony и Philips, разработавших и запатентовавших суперпопулярную технологию CD. Sony и Philips до сих пор получают $0,25 с каждого проданного компакт-диска. Так что ставки в игре стандартов высоки невероятно; кто в ней выиграет, будет иметь дивиденды в течение долгих лет.
   На этот раз схватка идет вокруг нового способа записи видео. Аппетиты производителей разжигают и благоприятные прогнозы развития DVD-рынка: согласно данным аналитической компании IDC, в 2006 году продажи DVD-рекордеров вырастут до 90 млн. штук. Базовый принцип новейшей технологии понятен: запись ведется на обычные 12-сантиметровые болванки, но при помощи лазера, работающего в голубом спектре. По сравнению с применяемыми сегодня "красными" лазерами "голубые" имеют меньшую длину волны, а потому позволяют вместить на одну и ту же поверхность впятеро больше цифрового видео – примерно 27 Гб против сегодняшних 4,7 Гб. Понятно, что чем больше объем записи, тем качественнее будет кино. Например, DVD-видеомагнитофоны нового поколения позволят записывать телепрограммы высокой четкости, по качеству картинки и звука на порядок превосходящие сегодняшний телесигнал.
   Консорциум из девяти компаний под руководством Sony – Matsushita Electric Industrial (торговые марки Panasonic, Technics), Hitachi, Pioneer, Sharp, Samsung, LG, Philips и Thomson Multimedia – принял общий стандарт "голубых" DVD (под названием Blu-Ray) еще в феврале 2002 года. А недавно Sony впервые продемонстрировала прототип своего устройства Blu-Ray и планы по его развитию. По информации Sony, первые Blu-Ray-рекордеры ее производства появятся на рынке уже в текущем году (возможно, уже этим летом) и будут стоить $3800. "Голубые" DVD-болванки Sony будут вмещать 23,3 Гб информации и стоить $45. В дальнейшем емкость этих дисков планируется повысить до 50 и даже 100 Гб.
   Буквально через несколько дней после презентации Sony японские компании NEC и Toshiba объявили о том, что работают над собственным стандартом DVD нового поколения, конкурирующим с Blu-Ray. Уже известны некоторые технические подробности формата NEC и Toshiba – так, емкость их перезаписываемого DVD составит 20 Гб против 27 Гб у Blu-Ray. Вероятно, именно за счет этого факта оборудование NEC и Toshiba будет стоить дешевле, чем Sony. Как бы то ни было, сегодня индустрия стоит на пороге новой технологической войны.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям Интерфакс-АФИ, Интерфакс, Газета.ru, CNews.ru, «Ведомости», "AK&M", «Коммерсантъ», Autonews.ru, «Деловая пресса», «Компания», 14-18.04.03)
   Microsoft Corp., крупнейшая мировая компания по производству программного обеспечения, получила по итогам III финансового квартала чистую прибыль в $2,79 млрд. против $2,74 млрд. год назад, что оказалось несколько выше прогнозов аналитиков. Выручка компании выросла на 8%, до $7,84 млрд. Прогноз аналитиков, опрошенных Thomson First Call, составлял $7,75 млрд.
   В то же время Microsoft дала острожный прогноз, заявив, что мировая компьютерная индустрия находится в подавленном состоянии, и в текущем квартале сохранится сложная ситуация. Между тем руководство компании сообщило об удачных итогах продаж операционной системы Windows XP, на 21% выросла реализация ПО для корпоративных серверов. Число новых заказов также растет.
Вернуться к содержанию выпуска
   IBM. Прибыль International Business Machines Corp., крупнейшего мирового поставщика компьютеров и связанных с ними услуг, по итогам I квартала оказалась несколько ниже прогнозов аналитиков, однако выручка компании, напротив, превзошла ожидания. IBM получил по итогам квартала чистую прибыль в $1,39 млрд. против $1,28 млрд. год назад. Из данных прошлого года исключены показатели подразделения по производству жестких дисков, которое было продано компанией. Выручка увеличилась с $18 млрд. до $20,1 млрд. Глава IBM Джон Джойс прогнозирует, что в этом году рост выручки составит 8,2% за счет расширения спектра продукции и услуг компании.
Вернуться к содержанию выпуска
   Texas Instruments. Доход американского производителя чипов Texas Instruments вырос в I квартале на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и превысил прогноз аналитиков. Фирма получила чистую прибыль, которая на 1 цент в расчете на акцию оказалась выше ожидания рынка. Доход Texas Instruments, которая является одним из крупнейших в мире производителей чипов для мобильных телефонов, вырос до $2,19 млрд. против $1,83 млрд. годом ранее.
   Основной причиной роста доходов главный финдиректор Texas Instruments Билл Эйлесворт называет повышение цен на чипы для мобильных телефонов и электронных органайзеров. Он прогнозирует рост доходов в текущем квартале до $2,35 млрд. Основным потребителем продукции Texas Instruments остается финская Nokia. На последних моделях мобильных телефонах этой фирмы устанавливаются чипы Texas Instruments стоимостью от $10 до $12. Это вдвое дороже, чем на предыдущих моделях, сообщил Б. Эйлесворт.
Вернуться к содержанию выпуска
   Nokia. Крупнейший в мире производитель мобильных телефонов - финская Nokia Oyj - увеличил чистую прибыль в первом квартале относительно того же периода прошлого года на 13,2%. Чистая прибыль компании в январе-марте составила 977 млн. евро против 863 млн. евро в I квартале 2002 года. Это превысило ожидания аналитиков, оценивавших прибыль в среднем на уровне 929 млн. евро. Продажи Nokia в I квартале снизились на 3% - до 6,77 млрд. евро.
   Компания прогнозирует снижение прибыли в текущем квартале из-за выплат, связанных с увольнениями 1,8 тыс. сотрудников в сетевом подразделении, которые составят 350-400 млн. евро. В то же время Nokia заявила о том, что во II квартале увеличит свою долю на мировом рынке сотовых телефонов с нынешних 38%. Компания прогнозирует, что рост продаж телефонов в мире в этом году составит 10%. При этом Nokia ожидает, что темпы роста ее собственного бизнеса превысят среднемировой уровень.
Вернуться к содержанию выпуска
   Motorola. Чистая прибыль Motorola Inc. по итогам I квартала 2003 года составила $169 млн. против убытка в $449 млн. годом ранее. Прибыль Motorola без учета единовременных выплат составила достигла $21 млн. Объем продаж компании снизился на 2% и составил $6,043 млрд.
   Несмотря на благоприятный финансовый отчет за квартал, представители Motorola сообщили о планах по дальнейшему сокращению штата. К концу года компания намерена довести численность своего персонала с 94 тыс. до 90 тыс. человек. В течение 2003-04 гг. компания намерена сократить свои расходы на $3 млрд. За последние несколько лет компания сократила 60 тыс. сотрудников.
   Между тем, Motorola продолжает экспансию на рынке поглощений. 14 апреля компания сообщила об успешном завершении тендера на приобретение всех акций телекоммуникационной компании Next Level Communications. Активы и производственные мощности Next Level будут использованы для расширения операций по выпуску оборудования для широкополосной проводной связи.
Вернуться к содержанию выпуска
   Benefon. Финский производитель сотовых телефонов Benefon снова оказался на грани банкротства после того, как основной инвестор не перевел деньги к оговоренному сроку. Гражданин Ливана Филипп Франже подписался на допэмиссию Benefon на сумму 12 млн. евро и обещал перевести деньги еще 4 апреля, однако не сделал этого и неделю спустя. "Если не будет достигнуто новых договоренностей с банками и кредиторами, то компании придется начать процедуру банкротства", - говорится в сообщении Benefon. Текущие долги компании составляют 16 млн. евро.
   Ранее основным инвестором предполагалась американская инвестиционная компания NRJ International. После предложения Франже NRJ отказалась от подписки. Как сообщает финская пресса, Benefon может помочь немецкая Siemens, однако никаких переговоров на эту тему не ведется.
Вернуться к содержанию выпуска
   Handspring, вышедший на рынок производителей смартфонов, отмечает неутешительные результаты III квартала, однако планирует развивать свою деятельность в телекоммуникационном секторе, и представить в конце года новую модель смартфона, за счет которой можно увеличить объемы продаж. Продаваемая сейчас модель Treo совмещает функции мобильного телефона и КПК. Однако представители компании заявляют, что в IV квартале ожидают роста показателей чистых убытков и существенного снижения оборота.
   Чистые убытки по итогам III квартала (закончившегося 29 марта) составили $90,4 млн. В прошлом году убытки составили $23,6 млн. Оборот компании в III квартале сократился до $30,8 млн. по сравнению с прошлогодними показателями - $59,7 млн. Представители компании сообщают, что было продано 71,300 смартфонов Treo дилерам и дистрибьюторам, которые смогли реализовать всего лишь около 39 тыс. единиц продукции. В прошлом году Handspring изменил свой статус продавца карманных органайзеров Visor на статус производителя сложных телефонов, начав, таким образом, конкуренцию с такими "тяжеловесами", как Nokia. Ввиду не сформировавшегося реноме компании в этой области среди частых и корпоративных заказчиков, продажи существенно сократились. Исполнительный директор Handspring Донна Дубински (Donna Dubinsky) подчеркнула, что рассчитывать на изменение ситуации в ближайшее время не приходится ввиду общего экономического спада. Кроме того, Дубински заявляет, что компания планирует вывести на рынок новую модель смартфона класса high-end, который будет распространяться через нового партнера - французской телекоммуникационной компании Orange. Данное соглашение является свидетельством изменения маркетинговой стратегии Handspring, в рамках которой запланировано тесное сотрудничество с производителями переносных устройств.
   В настоящий момент компания отмечает уменьшение расходов, однако, очевидно, что в IV квартале возрастут объемы используемой наличности, что потребует привлечения дополнительных источников финансирования. В данный момент, компания утверждает, что располагает достаточным объемом наличных, чтобы финансировать разработку новых продуктов вплоть до конца 2003 г. На конец квартала объем наличности и краткосрочных инвестиций составлял $53,2 млн., на 2,5 млн. меньше по сравнению со II кварталом.
Вернуться к содержанию выпуска
   Leap.Американский CDMA-оператор Leap Wireless International, выделенный в свое время из состава телекоммуникационной компании Qualcomm 14 апреля, подал в суд по делам о банкротствах иск по защите от кредиторов. Пока не идет речи о прекращении обычной деятельности: обслуживания абонентов, выплаты зарплаты сотрудникам и оплаты услуг провайдерам. Защита необходима оператору для реорганизации своей финансовой структуры и реструктуризации долгов. По заявлению Leap, ее главный действующий филиал Cricket Communications в последний месяц активно вел переговоры с кредиторами на предмет реструктуризации долгов и почти достиг договоренности. Компания уверяет, что в ходе реорганизации "почти никаких средств не будет переведено в Leap из Cricket Companies и почти ничего или ничего не будет распространено среди акционеров Leap".
Вернуться к содержанию выпуска
   Samsung. Южнокорейская компания Samsung Electronics Co., крупнейший мировой производитель чипов памяти, снизила чистую прибыль в I квартале на 41% относительно того же периода прошлого года. Чистая прибыль компании в январе-марте составила 1,13 трлн. вон ($936 млн.) против рекордных 1,9 трлн. вон в I квартале 2002 года из-за уменьшения стоимости чипов почти наполовину. Эксперты оценивали прибыль компании в среднем на уровне 1,48 трлн. вон. Операционная прибыль Samsung упала до 1,35 трлн. вон с 2,41 трлн. вон. Продажи сократились на 3,3% - до 9,6 трлн. вон.
   В то же время Samsung прогнозирует увеличение продаж компьютерных чипов и дисплеев с плоским экраном в этом квартале.
Вернуться к содержанию выпуска
   LG. Южнокорейская компания LG Electronics сообщила о снижении прибыли в I квартале 2003 года в результате сокращения продаж плоских экранов, несмотря на высокие продажи сотовых телефонов и бытовой техники. Чистая прибыль LG составила в I квартале 194,4 млрд. вон ($160,4 млн.) по сравнению с 219,8 млрд. вон годом ранее. Аналитики, опрошенные Reurters, ожидали, что LG закончит квартал с чистой прибылью 222 млрд. вон. Доход компании вырос до 5,17 трлн. вон с 4,4 трлн. вон за аналогичный период прошлого года.
   LG надеется, что популярность цифровых телевизоров и сотовых телефонов с цветными дисплеями поможет компенсировать потери от сокращения потребительских расходов.
Вернуться к содержанию выпуска
   Philips Electronics, крупнейший производитель бытовой электроники на европейском рынке, сообщила, что I квартал оказался для нее убыточным. Отчасти виной тому сезонный спад и ослабевший доллар. Тем не менее, компания, по ее словам, преуспела в сокращении расходов и повышении нормы прибыли. Убытки по итогам квартала составили $74,32 млн. По итогам I квартала 2002 г. компания зафиксировала прибыль в размере $9,6 млн. Операционная прибыль по итогам I квартала этого года составила $34,4 млн., при том что годом раньше этот показатель составлял $78,5 млн. Продажи снизились на 14% с $8,2 млрд. в I квартале прошлого года до $6,9 млрд. Аналитики ожидали убытки $122,7 млн. при объемах продаж $7,75 млрд.
   I квартал - традиционно наименее удачный для многих подразделений Philips. Кроме того, в этом году к сезонному спаду присоединились воздействие вяло растущей экономики и снижение показателей на технологических рынках. Три предыдущих квартала тоже оказались для компании убыточными. Продажи бытовой электроники снизились на 5% до $2 млрд. На столько же сократились продажи и в убыточном подразделении Philips по производству полупроводников.
   Амстердамский Stroeve Effectenbank считает убытки компании "скромными". По мнению аналитиков банка, в сочетании со снижением объемов продаж это свидетельствует о том, что Philips контролирует расходы, что, в свою очередь, может порадовать инвесторов.
Вернуться к содержанию выпуска
   Matsushita. Бренд National, принадлежащий японской компании Matsushita Electric, прекращает свое существование на международном рынке. National, чуть-чуть не доживший до своего 80-летия, был фактически "задавлен" Panasonic - другой торговой маркой, Matsushita, куда более известной россиянам. Под торговой маркой National продаются в основном стиральные машины и холодильники, в то время как бренд Panasonic ставится на телевизоры, DVD-проигрыватели и компьютеры. Руководство Matsushita пришло к выводу, что куда разумней и проще продвигать товары под одной общей маркой, не распыляя усилия на двух фронтах. По словам руководства Matsushita, компания намерена последовать примеру конкурентов - Sony и Samsung Electronics, сделав ставку на один легко узнаваемый бренд. Panasonic смог хорошо зарекомендовать себя во многих странах мира: в Европе и США товары Matsushita продаются только под этим брендом, и на него приходится 90% всех международных продаж Matsushita. National известен меньше - он представлен в основном на рынках Азии, Среднего Востока и Африки. Настоящего успеха National достиг лишь на японском рынке, где он известен так же хорошо, как и Panasonic, и поэтому товары под опальным лейблом в дальнейшем будут продаваться только в этой стране. Реклама National на международном рынке прекратится уже в конце апреля, а к концу года компания намерена полностью отказаться от него за пределами Японии.
   National был придуман основателем Matsushita - Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita) в 1925 году. Panasonic появился 30 лет спустя, он был задуман как международный бренд. Эта торговая марка дебютировала в Северной Америке в 1961 году, а в родной Японии появилась лишь в 1988-м.
Вернуться к содержанию выпуска
   Merrill Lynch. Чистая прибыль крупнейшей инвестиционно-банковской корпорации мира - Merrill Lynch - в I квартале 2003 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6% - до $685 млн. Доходы Merrill Lynch в январе-марте составили $4.85 млрд., что на 5% ниже показателя аналогичного периода прошлого года, однако на 15% больше, чем в предыдущий период. Merrill Lynch в I квартале участвовала в качестве инвестиционного консультанта в сделках по слиянию на общую сумму $54 млрд. Компания также была наиболее востребованным на мировом рынке андеррайтером после Morgan Stanley. Крупнейшей сделкой по продаже акций с участием Merrill Lynch стала реализация ценных бумаг Bank of New York Co. на сумму $1 млрд.
   "Результаты квартала отражают прогресс в расширении источников доходов компании, достигнутый в сложнейших рыночных условиях", - отметил исполнительный директор Merrill Lynch Стенли О'Нил (Stan O'Neal). Напомним, что именно С.О'Нил выступил инициатором масштабных сокращений в компании в 2001 году, которые, по мнению менеджмента Merrill Lynch, позволили ML успешно выйти из кризиса, - если в IV квартале 2001 года компания понесла рекордные убытки в размере $1.3 млрд., то уже в I квартале прошлого года ее прибыль составила $647 млн.
Вернуться к содержанию выпуска
   Boeing. Компания Boeing объявила об увольнении 1060 сотрудников в рамках программы по снижению затрат в связи со спадом, наблюдаемым в авиационной промышленности США после терактов 11 сентября 2001 г. В основном увольнения коснутся рабочих двух предприятий в районе Паджет-Саунд (США). Всего с 11 сентября 2001 г. компания уволила 32 тыс. своих сотрудников. К концу 2003 г. Boeing намерен довести число уволенных до 35 тыс. человек.
Вернуться к содержанию выпуска
   General Electric объявил о том, что в I квартале 2003 г. прибыль компании (до внесения необходимых изменений в финансовую отчетность) составила $3,2 млрд. по сравнению с $3,5 млрд. в I квартале 2002 г. В восьми из тринадцати отделений (Aircraft Engines, Commercial Finance, Consumer Finance, Industrial Systems, Medical Systems, NBC, Specialty Materials и Transportation Systems) рост данного показателя по итогам I квартала 2003 г. выражается двузначными числами. Доходы компании, составившие $30,3 млрд., снизились на 1% по сравнению с аналогичным показателем I квартала 2002 г. Доходы промышленных отделений снизились на 6% до $15,8 млрд. Без учета доходов отделения Power Systems (в первых кварталах 2002 и 2003 г.), также доходов NBC от трансляции зимних Олимпийских игр в 2002 г., рост объема продаж промышленных отделений составил 7%. Объем продаж производственных услуг увеличился на 20% и достиг $5,1 млрд. Доход отделения Financial services вырос на 6% и составил $14,7 млрд. По результатам I квартала 2003 г. наиболее значительные результаты зафиксированы в таких отделениях GE, как Medical Systems, Aircraft Engines, Commercial Finance и Consumer Finance.
Вернуться к содержанию выпуска
   GM. Прибыль General Motors Corp. по итогам I квартала выросла в 6,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составила $1,48 млрд. Это рекордный уровень прибыли со II квартала 2000 года. Рост прибыли связан с продажей военного подразделения компании. В I квартале 2002 года аналогичный показатель составлял $228 млн. Объем продаж в первом квартале вырос на 6,8% - до $49,4 млрд. Производство легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке увеличилось на 7,2% - до 1,45 млн. штук.
Вернуться к содержанию выпуска
   Saab. Прибыль шведского производителя оборудования для нужд обороны и аэрокосмической промышленности Saab выросла в I квартале 2003 года, и компания ожидает дальнейшего улучшения показателей в этом году. Saab сообщил, что его прибыль от основной деятельности увеличилась в период с января по март на 55% и составила 226 млн. крон ($26,60 млн.). Выручка компании выросла на 14% до 4,03 млрд. крон.
Вернуться к содержанию выпуска
   Ford. Второй по величине в мире автомобильный концерн Ford Motor сообщил о превышении собственных прогнозов на I квартал нового финансового года. Чистая прибыль Ford составил $896 млн., или 45 центов на акцию, против полученных в минувшем году убытков в размере $1,1 млрд. Сама компания рассчитывала получить в I квартале прибыль в размере 20 центов на акцию, аналитики прогнозировали 22 цента на акцию. Оборот концерна вырос на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $40,9 млрд. Причиной такого успеха является принятая концерном программа сокращения расходов и получение значительной прибыли в финансовом подразделении. Концерн подтвердил свои прогнозы на 2003 финансовый год и планирует получить прибыль в размере 70 центов на акцию.
Вернуться к содержанию выпуска
   Office Depot Inc., которая является крупнейшей в США компанией розничной торговли офисными и канцелярскими товарами, объявила о планах приобретения компании Guilbert SA за 815 млн. евро ($872 млн.), причем это предложение уже поддержал владелец французской компании. Guilbert, которая снабжает офисными товарами крупные европейские компании, принадлежит ритейлеру Pinault Printemps Redoute, а по итогам 2002 года ее оборот составил 1,4 млрд. евро ($1,5 млрд.). Сделку планируется завершить весной нынешнего года, однако предварительно она должна быть одобрена европейскими регулирующими органами. "В результате этой сделки мы будет занимать первое или, в крайнем случае, второе место на рынке любой страны, в которой ведем операции", - заявил генеральный директор Office Depot Брюс Нельсон. Office Depot отмечает, что в результате сделки ее прибыль в 2003 году "будет слегка размыта", однако, начиная уже с 2004 года, она начнет увеличиваться.
Вернуться к содержанию выпуска
   Coca-Cola. Крупнейший мировой производтель безалкогольных напитков Coca-Cola Co. вернулась в I квартале на прибыльный уровень за счет увеличения продаж новых товаров, однако прибыль оказалась ниже прогнозов экспертов. Чистая прибыль компании в январе-марте составила $835 млн., или 34 цента на акцию против чистого убытка в $194 млн., полученного в I квартале 2002 года. В то же время аналитики, опрошенные Thomson Financial, ожидали прибыль в среднем на уровне 37 центов на акцию. Продажи Coca-Cola выросли на 10% - до $4,5 млрд. При этом реализация товаров в Японии сократилась на 2%, в Германии - на 10%. В то же время в США продажи выросли на 3%, как и ожидали эксперты.
   Кроме финансовых результатов на прошедшей неделе стало известно, что корпорация Coca-Cola впервые в своей истории решила направить прямые инвестиции в телевизионный бизнес. Компания объявила о том, что она покупает новый спортивный канал College Sports Television. Этот канал, созданный группой известных спортсменов, среди которых баскетболист Кевин Гарнетт и легкоатлет Майкл Джонсон, начнет свое вещание на спутниковой волне Direct TV в середине апреля. Канал не имеет прав на показ матчей национальных спортивных лиг - таких, как НХЛ или НБА, - однако намерен освещать экстремальные виды спорта, популярные среди молодежи. По данным Coca-Cola, приобретение телевизионного "стартапа" обошлось компании примерно в $16 млн. - во столько основатели оценили контрольный пакет акций канала. Старший вице-президент Coca-Cola Чак Фрут сказал, что компания долго шла к этому решению и что покупку канала College Sports Television следует рассматривать в качестве первого шага на пути выхода компании на телевизионный рынок. Чак Фрут пообещал, что в ближайшее время Coca-Cola продолжит приобретение телевизионных каналов, и заявил, что следующим приобретением станет, возможно, не спутниковый, а общенациональный канал телевидения.
Вернуться к содержанию выпуска
   PepsiCo. Чистая прибыль PepsiCo Inc. по итогам I квартала 2003 года выросла на 17% и составила $777 млн. Объем продаж компании вырос до $5,52 млрд. против $5,31 млрд. годом ранее. Рост прибыли в компании объясняют сокращением расходов, связанных с приобретением производителя макаронных изделий компании Quaker.
Вернуться к содержанию выпуска

   Philip Morris едва не обанкротилась
   
(Отдел экономики RBCdaily, 17.04.03)
   Крупнейшая в мире табачная компания Altria Group Inc. (до января нынешнего года - Philip Morris) избежала банкротства после почти двукратного снижения размера штрафа, наложенного на нее судом округа Мэдисон (штат Иллинойс, США). Судьи под председательством Николаса Байрона (Nicholas Byron) в последний момент решили уменьшить размер претензий к компании, которые были предъявлены курильщиками Иллинойса – $10,1 млрд. Теперь Philip Morris USA, как до сих пор называется главное американское подразделение Altria, придется заплатить истцам, а также в казну штата "всего лишь" $6 млрд. Эта сумма, по словам адвокатов компании, является для нее "почти разорительной". Почти, но все же не совсем, поскольку производитель сигарет теперь может рассчитывать на пересмотр дела.
   Месяц назад суд уже вынес было решение по этому вопросу, постановив удовлетворить иск истцов в полном объеме. Оно оказалось не окончательным, т.к. компания объявила о том, что $10,1 млрд. курильщики смогут получить «лишь через ее труп», т.е. после процедуры банкротства. Пришлось уменьшить сумму до «компромиссной» - $6 млрд. Суд округа Мэдисон не мог не учесть еще одного обстоятельства: в конце марта претензии к Philip Morris USA, а также к остальным крупнейшим табачным корпорациям Америки (R.J.Reynolds, British American Tobacco и Liggett Group) предъявило министерство юстиции США. Причем сумма иска была запредельной – $289 млрд.
   Производители обвиняются в получении прибыли, «добытой нечестным путем», с начала 50-х годов. Дескать, несмотря на требования еще администрации Дуайта Эйзенхауэра максимально открыть потребителям вред табака, производители последнего, наоборот, разработали хитроумные схемы по обману властей и покупателей, в том числе несовершеннолетних, которые продолжали покупать сигареты, несмотря на все запрещения. В своем иске Минюст утверждает, что тем самым «здоровью американцев был нанесен разрушительный урон»: ныне в год в США от последствий курения погибает 440 тыс. человек в год, несмотря на то, что государство тратит миллиарды долларов на соответствующие медицинские программы.
   Решение по делу курильщиков Иллинойса можно считать уникальным по размеру компенсации. Если Altria не убедит в неправомерности этого вердикта Верховный суд, то следует ожидать вала новых претензий от пострадавших (в кавычках и без). Неудивительно: от рака легких в Америке умирает в год до 300 тыс. человек (почти столько же, сколько в Европе). Еще недавно процветавшие компании могут разориться, если не докажут, что курильщики «сами во всем виноваты», т.к. не читают напечатанных на сигаретных пачках предупреждений об опасности табака для здоровья и не реагируют на разъяснительные публикации и телепередачи (спор же о том, насколько «дезинформирующим» является именование сигарет «мягкими» или «легкими», является мол, совершенно абстрактным).
   Что касается Altria, то она давно готовится к такой перспективе, начав менять структуру своих активов в пользу ранее непрофильных (приобретя, в частности, пивную компанию Miller и кондитерские Nabisco и Kraft; последняя стала по итогам первого квартала самым прибыльным подразделением группы). Собственно, и смена векового названия тоже стала признаком борьбы с «табачным» имиджем. Усилия компании по отстаиванию своего табачного бизнеса являются больше «дымовой завесой», прикрывающей отступление со становящегося все менее привлекательным рынка «курева».
   Однако терять этот многомиллиардный рынок без боя никто не станет. Немаловажным обстоятельством будет и то, что в табачной индустрии заняты десятки тысяч человек, и перспектива лишения их работы не радует американские органы правосудия (а государство в целом никак не хочет лишиться огромных налоговых поступлений). Не очень верят в конец табачной эры в Америке и участники фондового рынка: по крайней мере, акции Altria сразу же после известий о новом решении суда подросли более чем на 3%.

Вернуться к содержанию выпуска

   AMEX все же будет продана
   
(По материалам статьи «Биржа на обочине», «Ведомости», 16.04.03, автор - Кейт Келли)
   Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD) выставила на продажу принадлежащую ей Американскую фондовую биржу (AMEX) более двух лет назад, но покупатель на нее нашелся только сейчас. Фонд прямых инвестиций GTCR Golder Rauner готов купить AMEX за $100 млн.; это менее 20% от того, что NASD хотела получить за биржу в 2001 г.
   В 1998 г. NASD присоединила AMEX к принадлежащей ей системе NASDAQ Stock Market в надежде получить преимущества в борьбе с главным конкурентом - Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE). Но этот союз не удовлетворил ни NASD, ни AMEX. Когда биржа была выставлена на продажу в апреле 2001 г., наблюдатели говорили о непреодолимых различиях в корпоративной культуре электронной NASDAQ и "Биржи у обочины" (так называют AMEX, которая в начале ХХ в. создавалась как уличная биржа и получила первое помещение лишь в 1921 г.).
   NASDAQ и AMEX удалось совместно разработать некоторые популярные продукты. Самый известный среди них - NASDAQ-100 Index Tracking Stock, некое подобие торгующихся на бирже паев фонда, портфель которого сформирован на основе котировок 100 крупнейших нефинансовых компаний на NASDAQ (неофициально его еще называют QQQ). Однако доля AMEX в торговле такими паями существенно сократилась с момента их введения в 1999 г.
   По словам источников, знакомых с ходом переговоров между NASD и GTCR Golder Rauner, руководители фонда уверены, что AMEX способна сохранить сильные позиции на рынке торговли опционами и паями. Приоритетом станет увеличение доли рынка AMEX в торговле опционами; недавно биржа уступила 2-е место в этом сегменте International Securities Exchange (1-е место занимает Chicago Board Options Exchange). Со временем GTCR, возможно, и изменит бизнес-модель AMEX, торги на которой по-прежнему ведутся в биржевом зале, в то время как большинство бирж мира (в особенности те, что работают с производными инструментами) перешли на электронные торги, что облегчает доступ к ним инвесторам из других стран.
   Некоторые из приверженцев AMEX не слишком оптимистично оценивают шансы биржи на обновление. Жесткая конкуренция со стороны брокерских фирм и электронных систем торговли не оставляет AMEX шанса на достойное будущее.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное