Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки бухгалтерского мастерства Инвентаризация


Школа бухгалтера "БухгалтерКласс"

Уроки бухгалтерского мастерства

Выпуск 22 от 2011-08-22

Урок 21. Инвентаризация


Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня, как я и обещала, поговорим об инвентаризации.

Сначала вспомним, что такое баланс.

Помните, баланс является составлением того, чем владеет организация, и того, что она должна.

Из этого можно сделать вывод о том, как велики собственные средства данной организации в определенный момент.

А прежде чем перейти к составлению баланса, надо записать все составляющие собственности и все долги организации.

Эти действия мы и называем инвентаризацией.

Вообще – инвентаризация довольно сложная процедура.

Ведь все, чем владеет организация, нужно записать в виде списков.

Списки (инвентаризационные описи) создаются для каждого вида собственности.

Вспомним нашего предпринимателя, владельца компьютерного магазина.

На 1 января он должен составить список того, чем он владеет, и список того, что он должен.

Посмотрим, что из этого получилось.

Он начинает инвентаризацию со списка того имущества, которое он использует для торговли.

Это:

Недвижимое имущество (список № 1) (например, здание магазина, если он является его владельцем).

Движимое имущество: прилавок магазина, стеллажи (список № 2).

Имущество, составляющее эти два списка, в бухгалтерском учете называют основными средствами (ОС).

Относится ли имущество к основным средствам или материалам зависит от его стоимости и срока полезного использования.

В разделе движимое имущество наш предприниматель также учел (список № 3):  офисное оборудование (стол, стулья, компьютер, кассовый аппарат и т.д.).

Надо отметить, что стоимость всего имущества (ОС) каждый год уменьшается в связи с его износом (амортизацией).

Она также может и расти, если фирма докупает новое оборудование или обновляет его.

Теперь надо описать все товары (список № 4).

У нашего предпринимателя это будут процессоры, мониторы, ноутбуки, всевозможные комплектующие  и т.д.

При этом все товары надо разделить на разновидности, должна быть вычислена их стоимость по закупочной цене и общая сумма для каждой разновидности.

Сумма этих всех величин и будет равна общей стоимости товаров.

Для дополнения картины необходимо также сориентироваться в том, кто из покупателей (дебиторов) еще не рассчитался за полученные товары.

Все несвоевременно оплаченные, просроченные задолженности должны быть перечислены и просуммированы (список № 5).

Необходимо также подсчитать наличные деньги в кассе и проверить сальдо банковского счета по банковской выписке.

Эти две суммы вместе составляют денежные средства, которыми располагает фирма (список № 6).

Посмотрите, все эти 6 списков являются собственностью фирмы, и в балансе будут располагаться в колонке АКТИВЫ.

Составляется список и для описания задолженностей.

В нашем случае это будет банковский кредит.

В список вписывается состояние долга на данный момент (ведь часть кредита уже погашена).

Не забываем и про кредиторов (суммы, причитающиеся поставщикам).

В этот список нужно вписать все счета за полученные, но не оплаченные товары, а также суммы, поступившие от покупателей и внесенные на денежные счета фирмы в качестве предоплаты за товар (список № 7).

Вот так упрощенно можно представить процесс инвентаризации.

Вообще, порядок проведения инвентаризации регламентируется методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Фирма сама устанавливает, когда и сколько необходимо проводить инвентаризаций в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Фактическое наличие проверенных таким образом материальных ценностей сверяется с данными бухгалтерского учета по документам.

Для этого составляется сличительная ведомость, в которой по каждому из видов материалов проводится две графы:

- «оказалось в наличии» (указывается количество и общая сумма);

- «числится по данным учета» (количество и сумма).

Вообщем, как видите, процесс инвентаризации достаточно трудоемкий.

Более подробно он рассматривается в курсе нашей Школы «Бухгалтерский учет на предприятии».

Разбирая определенный вид имущества (ОС, материалы, денежные средства и др.) подробно рассматривается и как проводится инвентаризация на этом участке бухгалтерского учета.

Проведя, таким образом инвентаризацию, наш владелец компьютерного магазина, хочет знать располагает ли он какими либо собственными фондами.

Давайте представим результаты инвентаризации компьютерного магазина следующим образом (цифры условные):

Инвентаризация на 1 января 2011 года (в рублях)

А. Собственность

  1. Основные средства

- недвижимое имущество (список № 1) -      1 500 000,00

     - движимое имущество     (список № 2) -        850 000,00

   2. Материалы                     (список № 3) -         56 000,00

   3. Товары                           (список № 4) -        823 450,00

   4. Дебиторы                        (список № 5) -         12 225,00

   5. Касса                               (список № 6) -          1 250,00

   6. Банк (согласно банковской выписке)  -          8 500,00

                                                ______________

Итого: собственность                              3 251 425,00

Б. Задолженность

  1. Банковский кредит                    -      1 380 000,00
  2. Кредиторы               (список № 7) -        787 735,00

                                           ______________

Итого: задолженность                              2 167 735,00

 Теперь мы можем рассчитать, какими собственными фондами располагает владелец нашей компьютерной фирмы.

Собственными фондами (капиталом) мы называем разницу между величиной собственности и задолженности:

3 251 425,00 – 2 167 735,00 = 1 083 690,00

Собственный капитал является мерой финансовой ситуации: чем больше собственный капитал, тем богаче предприятие.

Как видите, результаты инвентаризации позволяют оценить финансовую ситуацию предприятия.

А это немаловажная информация для предпринимателя.

А я на сегодня с вами прощаюсь!

До следующих выпусков!

Удачи вам и хорошего настроения!

С наилучшими пожеланиями, Татьяна Зубенко,
руководитель проекта: Школа бухгалтера "БухгалтерКласс".

Вы всегда можете мне написать свои вопросы, замечания, пожелания по адресу: buhclass@bk.ru
Copyright © 2011. Школа бухгалтера "БухгалтерКласс"                                  http://www.buhclass.ru

В избранное