Имущество, составляющее эти два списка, в бухгалтерском учете называют основными средствами (ОС).
Относится ли имущество к основным средствам или материалам зависит от его стоимости и срока полезного использования.
В разделе движимое имущество наш предприниматель также учел (список № 3): офисное оборудование (стол, стулья, компьютер, кассовый аппарат и т.д.).
Надо отметить, что стоимость всего имущества (ОС) каждый год уменьшается в связи с его износом (амортизацией).
Она также может и расти, если фирма докупает новое оборудование или обновляет его.
Теперь надо описать все товары(список № 4).
У нашего предпринимателя это будут процессоры, мониторы, ноутбуки, всевозможные комплектующие и т.д.
При этом все товары надо разделить на разновидности, должна быть вычислена их стоимость по закупочной цене и общая сумма для каждой разновидности.
Сумма этих всех величин и будет равна общей стоимости товаров.
Для дополнения картины необходимо также сориентироваться в том, кто из покупателей (дебиторов) еще не рассчитался за полученные товары.
Все несвоевременно оплаченные, просроченные задолженности должны быть перечислены и просуммированы (список № 5).
Необходимо также подсчитать наличные деньги в кассе и проверить сальдо банковского счета по банковской выписке.
Эти две суммы вместе составляют денежные средства, которыми располагает фирма (список № 6).
Посмотрите, все эти 6 списков являются собственностью фирмы, и в балансе будут располагаться в колонке АКТИВЫ.
Составляется список и для описания задолженностей.
В нашем случае это будет банковский кредит.
В список вписывается состояние долга на данный момент (ведь часть кредита уже погашена).
Не забываем и про кредиторов (суммы, причитающиеся поставщикам).
В этот список нужно вписать все счета за полученные, но не оплаченные товары, а также суммы, поступившие от покупателей и внесенные на денежные счета фирмы в качестве предоплаты за товар (список № 7).
Вот так упрощенно можно представить процесс инвентаризации.
Вообще, порядок проведения инвентаризации регламентируется методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Фирма сама устанавливает, когда и сколько необходимо проводить инвентаризаций в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Фактическое наличие проверенных таким образом материальных ценностей сверяется с данными бухгалтерского учета по документам.
Для этого составляется сличительная ведомость, в которой по каждому из видов материалов проводится две графы:
- «оказалось в наличии» (указывается количество и общая сумма);
- «числится по данным учета» (количество и сумма).
Вообщем, как видите, процесс инвентаризации достаточно трудоемкий.
Более подробно он рассматривается в курсе нашей Школы «Бухгалтерский учет на предприятии».
Разбирая определенный вид имущества (ОС, материалы, денежные средства и др.) подробно рассматривается и как проводится инвентаризация на этом участке бухгалтерского учета.
Проведя, таким образом инвентаризацию, наш владелец компьютерного магазина, хочет знать располагает ли он какими либо собственными фондами.
Давайте представим результаты инвентаризации компьютерного магазина следующим образом (цифры условные):