Корпоративный блог "Газпрома", непонятный рейтинг "Яндекса" и работа для Апача
Кирилл Готовцев – человек в Рунете известный... Мы же решили расспросить его о таком частном случае как использование корпоративных блогов.
Обо всем, чем пестрит наш заголовок, пошел разговор в гостиной “toodoo + internet.ru”.
- Кирилл, “Яндекс” “говорит”, что в Рунете не более 70 корпоративных блогов. Но их ведь больше?
- Их наверняка больше. Другое дело, что мне крайне интересно узнать, а на что они рассчитывают? Что о них узнают случайно?
- Т.е. такие блоги создаются для галочки? А может боятся, что их засмеют? Когда нам ждать блог “Газпрома”?
- Например для галочки. Когда, когда… Никогда… Компания, в которой прохождение проекта от идеи до денег занимает полгода минимум, на блог не разродится никогда…
- Дай определение корпоративного блога в одно предложение.
- Неформальное повествование о частной жизни компании
- Чем корпоративный блог отличается от обычного блога?
- Персонажем этого блога является компания. Может в лице сотрудников, может как “дух компании”.
- На Западе много пишут про то, почему так полезно вести корпоративный блог, а в наших реалиях, что кроме пафоса дает реально ведение блога компании?
- Это зависит от политики PR. Называя PR не то, что компания говорит прессе, а как она выглядит для людей. Не Press Relations, а Public Relations.
Скажем “Евросеть” не имеет своего “блога ПРиписки”, однако активно живет в блогах. Что она там делает вроде понятно, да? И как это влияет на продажи. Короче - сам по себе блог компании нафиг никому не сдался. А вот если есть какая-нибудь ЗАДАЧА, которую им можно решать…
- Логично будет тебя спросить о том, какие могут быть задачи. С учетом российских реалий, конечно.
- Привлечь свежие кадры, уточнить или даже создать некий социальный образ (хотя конечно “создать” это силами блога вряд ли получится), привлечь внимание прессы к некоторым аспектам жизни компании или ее персоналий. Ввод в информационное поле новой персоны или уточнение ее позиционирования относительно компании.
- Какие объективные критерии успешности корпоративного блога в России?
- Именно объективные - что его читают. А правильные – то, что он решает ту задачу, которая перед ним поставлена. Но это не может быть объективной оценкой, потому что мы в подавляющем большинстве случаев не знаем задачу.
- К тебе, наверное, часто обращаются потенциальные заказчики - насколько правильно они представляют себе задачи и представляют ли вообще?
- Реже, чем хотелось бы… Сильно по-разному бывает. В целом к нам приходят люди, которые понимают толк в самоиронии, стало быть внятные. Они про задачи в первую очередь думают.
- Какие основные ошибки отечественных корпоблогов ты бы выделил?
- Отсутствие той самой Задачи, формальный подход. Остальное - производные, на мой вкус.
- Назови самые бессмысленные корпоблоги в Рунете.
- Блог “МойКруг”, наверное. Совершенно бессмысленное чтиво. Еще я помнится видел какие-то блоги мелких студий. Тоже непонятно зачем.
- Корпоративный блог обязательно должен способствовать продаже товара или услуги?
- Про задачи я уже сказал. Напрямую - нет. Во всяком случае наврядли это работает напрямую в большинстве случаев.
- Не кажется ли тебе, что ведущие корпоративные блоги маркетологи и пиарщики излишне восхваляют продукт компании, попросту “впаривая” его читателям?
- Плохие - да. Хорошие - нет. Хотя, это зависит. Вот, скажем, попробуй поговорить с западным сотрудником IBM. Мы IBM - мы не можем быть неправы, это железно привитый образ мысли. Многие из этих людей на самом деле так думают. Ну было бы странно им внушать что не все так безоблачно.
- Создается впечатление, что пока корпблоги осваивают лишь интернет-компании, бизнес которых сосредоточен в Сети?
- Блоги - это тренд, причем самый свежий. Естественно первыми в него попадают те, кто к нему ближе.
- Когда этот тренд распространится на другие сектора экономики. Успеет ли, или загнется?
- Да кто ж его знает. Интернет - штука чертовски быстрая. Но вообще думаю это надолго, в той или иной реинкарнации.
- Имеют ли корпоративные блоги свою внутреннюю классификацию - например по форматам подачи материала?
- По мне так оно слишком молодое, чтобы на эту практику наросли какие-то исследовательские шаблоны. Внутри себя мы кое-как различаем разное, но это скорее имеет отношение к внутренней кухне, чем к различию между самими блогами.
- В каких случаях корпблог нужно запускать в рамках корпоративного же сайта, а в каких - на массовых площадках типа ЖЖ?
- В зависимости от задачи (улыбается). В ЖЖ есть готовая аудитория. На корпоративном сайте тоже есть своя аудитория. Дальше идет разумный вопрос - какая из них подходит больше.
- Под какие задачи подходит ЖЖ или другой массовый блог-сервис?
- Любые BTL акции связанные с поощрением участников. Скажем если BMW сделает коммьюнити, в котором будет активно катать участников, делать самопальные ралли на своих машинках, а самым активным подарит Z3 – то в продвижение этого блога она в общем не вложит наверное ничего - люди набьются него в страшном объеме за пару недель. Потому что прикольно и халява.
- Кто должен вести корпоративный блог?
- Человек (улыбается). Если ты про аутсорс, то правильный ответ все тот же - зависит от задачи.
- Насколько действенна модель с покупкой и постановкой на зарплату известных блогеров?
- На мой вкус действенна, если их аудитория совпадает с целевой. Но обычно покупают именно так.
- Давай пофантазируем, ты представляешь себе Апача, drugoi или marta ketro ведущими корпоративного блога? Если да, то какого?
- Вау. Ну с “другим” вообще не вижу проблем, пусть тянет фотографии только из праймовской ленты, будет из него штатный блоггер прайма. Большинство даже не заметят подмены, своего контента то у него как я понимаю нет. Про марту ничего не скажу, не читаю я ее, не представляю персонажа. А Апач в общем уже имеет в портфолио несколько корпоративных заказов, в том числе от меня (улыбается). Захочет рассказывать или нет - это к нему (улыбается).
Навскидку, Апач был бы отличным блоггером какого-нибудь новостного агентства, к примеру, работал бы по неформатным материалам.
- Т.е. СМИ тоже нужны корпоративные блоги? Какие могут быть у него задачи?
- Ну, например, компенсирование формата. Когда людям внутри откровенно тесно в заданных рамках издания. Опять же - продвижение персоналий.
- Сколько раскрутившимся блоггерам просить денег, когда их зовут на такую работу?
- Столько, сколько им нужно. И пока не дадут - не идти. Другого способа зарабатывать достойно нет. Но это означает, что пока нет желающих - сидишь без денег.
- Компания А решила завести свой корпоративный блог, к кому ей обращаться и на какие цены ориентироваться?
- Плохая задача. Компании А нужно решить такую-то проблему и она думает, а не решает ли эту проблему блог - хорошая задача.
Не знаю к кому обращаться. Можно к нам. Можно, наверное, в СУП и к Рыкову. Без относительно моего отношения к ним - у каждой модели есть свой покупатель. Наверное, есть еще кто-то. Наверняка.
- Для каких задач корпоративный блог использовать не просто глупо, но и опасно?
- Ну, например, выдавать замуж главбуха через блог не стоит. Искать подрядчиков – наверное, тоже, но, кстати, вопрос спорный – смотря, что и как. Может и, наоборот, стоит.
- Правда ли, что даже самый скучный корпоративный блог можно при грамотной раскрутке поднять до определенных высот?
- Боюсь, что раскрутка тут означает, в частности, делание его нескучным. В любом случае зависит от того, что считать высотой.
- Чем раскрутка корпоративного блога отличается от раскрутки обычного блога? Ведь не проспамишь же рейтинг “Яндекса”.
- Хороший вопрос. Если спам “Яндекса” - это раскрутка, то почему бы нет.
- Расскажи, как возникла идея вашего блога. Почему именно комиксы?
- Это, строго говоря, не сколько блог, сколько новостная лента. Комиксы - правильная интерпретация отражения реальной жизни в создаваемом образе компании.
- Вы, как и Google, не признаете комментариев в блоге. Почему?
- А нам неинтересно.
- Корпоративный блог “Маньяко” уже дал какой-то результат, или это не главная цель? Может это просто для души и для поддержания имиджа необычного агентства?
- Это органическая часть сайта. Без нее он будет неправильный. Сам сайт - да, он дает вполне внятный результат.
- Откуда берутся идеи комиксов – это все из реальной жизни?
- Да, у нас сотрудники во внутреннем корпоративном блоге фиксируют всякие истории, из них потом выбираются самые занятные.
Да, вот кстати и классификация - блоги бывают еще внутренние. Только для сотрудников.
- Кстати, какие задачи решает внутренний корпоративный блог? Вообще и в вашем конкретном случае?
- Он обеспечивает коммуникацию между отделами, работает как несрочный бродкаст для сотрудников.
- В итоге будет бумажный выпуск?
- Это есть в планах - комиксовый сборник. Вероятнее всего к следующему НГ выпустим как сувенир.
- Вот есть рейтинг от “Яндекса”. Если взять первую пятерку - какие блоги тебе нравятся и почему? Особенно интересно твое мнение о лидере рейтинга (улыбаюсь).
- Ну как я могу комментировать рейтинг, в котором даже нет нас? По-моему это несерьезно.
А если чуть более технологично - на примере общего рейтинга блогов очевидно, что “яндексовский” индекс авторитетности отражает что угодно, только не авторитетность. Я понимаю, что лидерам этого рейтинга это слышать не очень приятно, ты уж меня прости (смеется).
По конкретным комментариям - ну вот blog.turbomilk.ru мне лично интереснее всего. У остальных я - не целевая аудитория