Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


08 Апреля 2007 года

Текст презентации Игоря Ашманова на РИФе "кризис поисковой оптимизации"
 

Рынок: люди и сервисы

* Рассылка Иванова - 85 000 подписчиков
* Форум Searchengines.ru - 30 000 подписчиков
* Несколько десятков специализированных фирм
* Тысячи фрилансеров и вебмастеров
* Сотни форумов и блогов
* Десятки сервисов и инструментальных программ
* Бешеный рост - 2-3 раза в год

Рынок: деньги

* Объём рынка от 70 до 100 млн. долларов в год
* Минимум 25-30% от объёма - ссылки (20-30 млн)
* Компании с оборотом в несколько миллионов долларов
* Дорвеи в Рунете - 10-15 млн.
* Рост рынка на 100-200% каждый год



Незрелая отрасль

* Нет сформированной услуги: каждый продаёт своё
* Нет сложившихся цен (разброс от 500 до 20 000 долларов в месяц за одно и то же)
* Нет понимания, за что платятся деньги
* Нет критериев качества
* Нет средств независимого аудита и арбитража


Цыганский бизнес

* Нет прейскурантов: клиенту выставляют цену по толщине кошелька
* Несколько схем расчёта, все непрозрачные
* Отчёты невразумительны
* «Гарантии» - по сути надувательство
* Высокий риск: полная зависимость от действий поисковиков
* Клиента уговаривают продвигаться по десятку самых популярных слов


Услуга: борьба за 10 слов

* Клиентам предлагается платить за 10-15 самых популярных слов темы
* Конкуренция в узкой теме резко усиливается
* Возникает ситуация аукциона, цены быстро растут
* Растут риски клиента при потере позиций
* Оптимизация по сути превращается в КР (за которую поисковики не получают денег)


Методы: сдвиг в сумрак

* Массовая скупка и продажа ссылок
* Автоматическая простановка ссылок
* Сотни тематических сайтов-сателлитов
* Синтез псевдоконтента
* Регистрация десятков тысяч доменов впрок
* Повышение массы «своих» сайтов и страниц в индексе как общая стратегия



Средства: армады роботов

* Собственные регистраторы доменов
* Дешёвая и массовая рабочая сила
* Снижение себестоимости сайта с доменом до 5-7 долларов
* Системы автоматического управления ссылками
* Автоматические генераторы “естественного” контента
* Попытки разработки анализаторов алгоритмов поисковиков


Поисковики

* Крайне недовольны ситуацией
* Видят угрозу своему бизнесу
* Создают мощные антиспам-отделы
* Готовят новые виды ранжирования и показа результатов поиска
* От детекции дорвеев решительно двинулись в сторону борьбы с оптимизаторщиной


Отраслевое сообщество

* Имеет маргинальную, паразитическую психологию и философию
* Торопится «нарубить бабла» здесь и сейчас
* Молится на технологии обмана поисковиков
* Имеет азарт и цинизм успешного жулика
* Не осознаёт приближающегося кризиса, плывёт по течению


Чего ждать

* До конца 2007 оптимизаторщину могут ждать бурные потрясения
* Поисковики нанесут серию ударов
* Произойдёт резкое расслоение на чёрных (смычка с дорвеями) и белых (уход в контекстную рекламу)
* Фрилансеры и мелкие партизанские фирмы будут массово разоряться
* Сладкая жизнь закончится


Куда бежать?

* Повышать прозрачность услуги
* Строить нормальное клиентское обслуживание
* Предлагать комплексную услугу интернет-маркетинга
* Создавать и использовать средства независимого аудита
* Искать пути к сотрудничеству с поисковиками вместо войны
* Выходить из сумрака


Оригинал презентации

РИФ 11: рекламная перегрузка, гуглопшик и user-generated банкет
 

В борьбе с КИБом главное - зрелищность. Это заметно на нынешнем, неюбилейном РИФе с первых минут пребывания. Хорошо это или плохо, но со временем форум все больше превращается из главной отраслевой тусовки в шоу по продвижению Интернета в массы. Хотя, возможно, в этом и должно заключаться УТП данного мероприятия, которое ориентировано на загадочное образование по имени «интернет-общественность».

РИФ встретил посетителей броскими стендами спонсоров, которые производили намного более сильное впечатление, чем некоторые секции. В одном углу Google демонстрировал новичкам свои карты на большом экране, а в другом Webalta рассказывала, как планирует вместе с веб-мастерами дружить против Яндекса. Тут же разливали оптимизаторскую воду, которая позволяет испившим ее сайтовладелдьцам забросить свои ресурсы сразу в «десятку», а то и в «пятерку». На секциях народ ютился на ступеньках и толкался в дверях, поэтому конкуренция между рунетовскими конференциями, которых на апрель выпало сразу три, как-то не слишком заметна – на РИФ люди ездили и продолжают ездить по привычке.
Вторая половина дня была забита многообещающими докладами под завязку. В этом году организаторы хвастались тем, что секции и круглые столы пройдут в пять потоков, а их продолжительность будет сокращена до одного часа. Свежие идеи не принесли посетителям ничего, кроме дополнительной беготни, а докладчикам – мелкой суеты с презентациями и скомканными выступлениями. Самые хитрые слушатели выбирали себе несколько секций и пытались успеть все и сразу, поэтому кочевали от одного оратора к другому в постоянном страхе пропустить что-нибудь стоящее.
В итоге первый день РИФа показался неохватным по своему содержанию, но довольно пустым в действительности. Хотя, еще раз повторюсь, возможно, это просто издержки формата: популярный Интернет – это когда обо всем понемногу.

Медиаволны имени Котырева и дринки на Мамбе

Первый день был однозначно адресован рекламщикам - им можно было просто не вылезать из многочасовой секции, куда попытались втиснуть все - от традиционной «медийки» до сегментирования аудитории, борьбы Интернета с «теликом» и вирусного маркетинга.
Доклад Сергея Спивака PRIOR.RU) традиционно носил поучительный характер: на этот раз за партой оказались региональные рекламные площадки, которые не умеют правильно общаться с московскими агентствами. Жадность доводит сайтовладельцев до крайности: они продают одни и те же рекламные места клиентам в течение многих месяцев, обвешивают свои ресурсы баннерами, как новогодние елки, да и цены устанавливают «от балды», исходя из собственных представлений о безбедном существовании. Продвинутым москвичам приходится неделями ждать ответа от администраторов, ругаться из-за задержек с размещением и мириться с двойными прайсами, которыми их встречают в регионах. По его словам, региональные сайты не всегда могут корректно разместить код AdRiver, а уж о собственных единых подходах к статистике и говорить не приходится.
Пока эти ошибки, похоже, не слишком мешают самим площадкам, поскольку клиент по-прежнему «хавает» то, что ему дают. Однако и в регионы неминуемо придет конкуренция: бывшие сотрудники нынешних порталов создадут сайты «второй волны», образумят рекламодателей и отгрызут то, что им причитается.
Долго засыпал публику сленгом и Сергей Котырев, нынешний генеральный директор питерского «Юмисофта», рассказавший об опыте «Юмистудии». Продавливать рынок одним и тем же креативом по всем медиаканалам не всегда правильно, даже в случае имиджевой рекламы необходимо корректировать кампанию, ориентируясь на обратную связь с пользователями. Эта достаточно очевидная идея, видимо, еще не была запатентована, поскольку докладчик несколько минут разглагольствовал о том, почему бы не назвать «концепцию медиаволн» своим именем. Суть гениального решения проста – не надо сразу вбухивать весь бюджет, независимо от его масштабов, а следует делать это по частям, на каждом этапе получая фидбэк от пользователей: например, в виде анализируя блогосферу.
На фоне серьезных выступлений, где докладчики с важным видом рассказывали аудитории об известных вещах, выделялся доклад Александра Денисенко, представляющего «Мамбу». Хотя, скорее, не содержанием, а манерой исполнения. Отдельные взрывы смеха в зале начали раздаваться еще в самом начале доклада, к концу же хохотал весь зал. Тема же была весьма обычная – характеристики аудитории «Мамбы». Так, оказалось, что на сайте доля женщин настолько высока, что составляет целых 48%. Прессу и серьезные интернет-издания юзеры не читают, зато народ читает «глянец». То есть изловить уникальную аудиторию сайта знакомств можно только в Интернете, где «они там не только знакомятся, но и другим занимаются». Дальше подробно излагалось количество дринков в расчете на отдельного пользователя. Апогеем стали медицинские цифры: оказывается, 27% юзеров уже посещали частные клиники и еще немалый процент планирует это сделать в ближайшее время. Окончательно добило участников красочное описание таргетирования по полям анкеты: рекламу можно показывать пользователям, в зависимости от наличия, либо отсутствия у них волос на голове, а также их цвета.
Продолжить веселье слушателям помешали рекламные метки и концентраторы внимания. В общих словах было рассказано про сеть социальных сетей, которая позволит нишевым сайтам совершенно бесплатно запрячь пользователей в кабалу «веб 2.0», чтобы затем наживаться на прицельной рекламе. Не обошли стороной модную тему вирусного маркетинга, однако по ней, кроме общих мест, не прозвучало ничего нового – докладчики философствовали о всходах и посевах, а в итоге оказалось, что в Рунете вирусного маркетинга как такового еще нет, есть только вирусные эксперименты.
Самым же главным событием года минувшего на рекламном рынке стало, как отметили многие выступавшие, панельное исследование TNS Gallup.

Погуглили, да разошлись

Московский офис Google продолжает обманывать надежды пользователей, видимо, вновь претендуя в РОТОРе на «Разочарование года». Таинственный Tech Talk, разрекламированный организаторами, обернулся обычной PR-презентацией с участием руководителя российского центра разработок Google Сергея Буркова. Началось все с истории про стэнфордских гениев, которые в гараже собрали свой поисковик, получили инвестиции и обошли лидеров Силиконовой долины. Кончилось же обычным пиаром – дескать, бесплатная еда в столовых компании вкуснее, чем в ресторанах Сан-Франциско, а сотрудникам раздают велосипеды. Разумеется, Google не упустил шанса прорекламировать свои сервисы, в том числе, нашумевший набор онлайновых приложений. Столпившаяся вокруг так называемого конгресс-стенда публика откровенно скучала и злилась, что снова «купилась» на магическое слово “Google” и не пошла на другие секции. Традиционные вопросы о том, когда же, наконец, компания всерьез обратит свои взоры на Россию, получали один ответ - будущее не комментируем. Поскольку настоящее сведущим людям и так неплохо известно, собравшимся оставалось лишь развлекаться – слава богу, нашелся въедливый слушатель, который долго и путано рассказывал, как повесил два поиска Google на чужой проект.
Интересные мысли прозвучали на секции, посвященной литературным сообществам. Дмитрий Кравчук Литературный клуб) говорил о необходимости смены формата: в эпоху тотального увлечения онлайновым видео пользователям, вполне возможно, будет совсем не до сетературы. Мысли о будущем были разбавлены общекультурологической медитацией: настоящее искусство нынче невыгодно, значение имеют только рекламные бюджеты и массовый спрос - такая вот блокбастерная технология. Противопоставить промыванию мозгов в перенасыщенном информацией мире кое-что все-таки можно – пока это что-то носит пугающее название коллаборативная фильтрация. В самой идее, на самом деле, нет ничего сложного – скажи мне, что ты читаешь, я найду твоих единомышленников и порекомендую тебе новые книги. Андрей Акопянц из компании «Рекомендата» рассказал о собственных разработках в этом направлении: пример такой системы можно увидеть обнаружить на imhoclub.ru. В западном Интернете довольно успешно функционирует система рекомендаций книжного интернет-магазина Amazon и прокат DVD Netflix. Вообще, пользовательские рекомендации не лишены основных недостатков любых интернет-рейтингов: их тоже можно «заспамить», но сделать это несколько сложнее.
Дискуссия коснулась и сетевых библиотек. Авторскими правами на тексты в Рунете планируют управлять коллективно: авторы будут заключать индивидуальные договора с одной-единственной организацией, сотрудничающей со множеством сайтов. Прочтение текстов в Сети планируется сделать бесплатным, а вот за копирование на жесткий диск своего компьютера уже придется платить. Прозвучала и крамольная мысль о том, что в блокбастерном и ширпотребном характере нынешней культуры повинны сами авторские права, в их современном понимании. Конечно, автор произведения должен получать причитающее ему вознаграждение, но при этом нет смысл брать мзду за каждый факт просмотра или загрузки.

Превед, банкет!

Вечерняя секция веб-разработчиков тоже больше напоминала ликбез для начинающих. Дмитрий Васильев

АИСТ) прошелся по прошлому российского веб-девелопмента, другие докладчики еще раз представили азбучные истины, связанные с оптимизацией, хостингом и выбором студии. На «закуску» намеренно оставили Андрея Терехова, который долго и подробно представлял собравшимся рейтинг ТОР-100 веб-студий Рунета. Его итоги были опубликованы накануне, Андрей же представил самые важные цифры и тенденции. Отечественный рынок по-прежнему размазан, обладает чрезвычайно низким порогом вхождения, поэтому просто кишмя кишит мелкими студиями, созданными студентами в поисках дополнительного заработка. При этом эксперты Tagline насчитали в России 2000 достойных веб-студий, подавляющее большинство из которых сосредоточены, разумеется, в Москве и Санкт-Петербурге. Объем рынка составил, по их же оценкам, 85-90 миллионов, причем 20 из них приходятся на первую двадцатку. CMS используют уже 96% компаний, причем почти в трети всех случаев – это сторонний продукт: лидируют Bitrix

70%) и NetCat 14%).
Возможно, вечерние доклады намеренно сделали легкими, чтобы не напрягать участников, топчущихся в ожидании банкета. В отличие от юбилейного РИФа, в этот раз организаторы изобрели изощренную программу – с ведущими, которые пытались шутить на интернет-темы, многократным появлением на сцене руководства РОЦИТа и выступлениями малоизвестных, «народных» звезд – победителей конкурсов вроде «Народного артиста». У тех, кого не устроили девушки, копировавшие то ли «Блестящих», то ли «Виагру», был шанс отвести душу в музыкальном конкурсе, организованном Алексеем Ходорычем. В общем, и сам банкет, в виду набирающего вес «веб 2.0», получился с UGC-программой.

TElNews

Звезды РИФа: первый день
 

Сегодня закончился Российский Интернет-форум 2007. Полное описание всех его мероприятий и докладов заняло бы очень много времени. Поэтому "Вебпланета" решила рассказать лишь о тех людях, которые удивили именно нас. Понятно, что каждый из участников нашел на РИФе что-то свое, а для кого-то вообще все было в новинку. Но мы варимся в этом сетевом бульоне уже давно - так что заранее извиняемся, если наш выбор звезд покажется вам странным.

Голос Сверху

Не успели мы приехать на РИФ, как сразу услышали разговор двух известных деятелей Рунета: "А ты видел этот клевый мультик про андроида?" Говорилось о чем-то явно очень замечательном. Сначала мы думали, это какой-то новый образец рунецкой культуры, вроде Преведливого Медведа. Но оказалось, речь идет о видеообращении Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова к участникам РИФа.

Текст приветствия не так зажигателен, как видео. Но не переживайте: уже месяц Совет Федерации транслирует на своем сайте все свои пленарные заседания. Миронов предложил всем проверить это тринадцатого апреля, во время очередного заседания.

Бумажный Интернет

Секция по авторскому праву под руководством Тимура Аитова была, пожалуй, самой острой. Шутка ли - предложен отличный способ заработка для всех пишущих людей! Публикуешь свои тексты на множестве сайтов, а потом подаешь на все эти сайты в суд. Получаешь деньги, и повторяешь процедуру. До тех пор, пока все сайты не закроются.

Такая прекрасная схема вырисовывается из поправок к IV части Гражданского кодекса, которые должны вступить в силу с нового года. Руководитель проекта Копирайт.ру Василий Терлецкий объяснил публике, что теперь отношения издателей с авторами в Интернете придется оформлять в виде письменного договора. Ни устного, ни электронного - только письменного. Понятно, что подавляющее большинство сайтов не имеют таких договоров.

Антон Серго, президент юридической фирмы "Интернет и Право", разгромил все наши вопросы о том, можно ли обойти эту диковатую схему бумажных договоров. Открытые лицензии? Нет, российское право не признает открытых лицензий, это американское изобретение. А в России автор не может управлять своими авторскими правами, отдавая продукт в свободное распространение. Вернее, он-то может - но издателю или распространителю все равно вилы: нужны письменные договоры и прочие заморочки, которых требует копирайт.

"Но ведь российский закон даже не знает, что такое сайт! - удивились мы. - Может быть, сайт не зарегистрирован как СМИ. Или вообще не является контент-проектом, а является сервисом коммуникации".

Увы, и тут Антон добавил пессимизма. По его словам, российское законодательство пользволяет определять "сайт" самыми разнообразными способами. Например, сайт - это "программа для ЭВМ". Или "база данных".

В заключение нас совсем убил Антон Кузнецов из Управления К (МВД РФ). Он заявил, что даже за размещение гипер-ссылки на контрафактный продукт могут сажать. Потому что это "доведение до всеобщего сведения". Причем умышленное. Потому что ссылка - это "транспорт". То есть не просто хранение, а еще и транспортировка. Явное преступление.

Одно светлое пятно во всем этом грядущем ужасе - юристы не приводили никаких конкретных примеров, они только пугали буквами закона. И даже по вопросу о нашем национальном герое Поносове они так и не пришли к единому мнению.

Колобок спасет мир

Мы еще раньше заметили в секции про литературные сообщества необычный доклад - о коллаборативной фильтрации. Ясно, что ни один русский литератор никогда не употреблял в своем творчестве такого выражения. Да и вообще редкий гуманитарий договорит это термин до середины без запинки (нами был предложен заменяющий термин - "колобок"). Однако именно о коллаборативной фильтрации рассказывал литеролюбам Андрей Акопянц, руководитель проекта "Рекомендата".

Суть этого сервиса для культурных людей: пользователи ставят оценки определенным произведениям искусства (книги, фильмы и т.д.). Но оценки эти не плюсуются в общий линейный рейтинг, а хранятся как индивидуальный пользовательский профиль (вкус). Когда кто-то ищет, чего бы почитать новенького, система подбирает ему людей со схожим профилем (вкусом) - и рекомендует то, что нравится именно этой вкусовой группе. Таким образом, "Рекомендата" обещает спасти нас от засилия попсы, которая вечно лезет наверх из-за ухудшающего отбора (в обычных массовых рейтингах лидируют самые примитивные вкусы толпы).

Но мы-то знаем, что русские интернетчики с трудом понимают такие идеи, о которых не написано в западных газетах. Потому мы сразу спросили у Андрея о зарубежных аналогах. Их он назвал два. Во-первых, Amazon.com с книжками - там рекомендации в духе "С этой книгой также покупают...". Во-вторых, компания Netflix, которая утверждает, что благодаря системе рекомендаций Cinematch ей удается выдавать в прокат 20 тыс. видеофильмов - из всех ее 30 тыс. фильмов, вращающихся в прокате.

Правда, этим ответом Андрей вырыл себе яму для следущего нашего вопроса. Оба примера связаны с конкретным бизнесом в конкретной области - а русская "Рекомендата" предполагается как общий сервис, не привязанный к магазину или видеопрокату. Как же она будет зарабатывать? По словам Акопянца, способов много. В частности, за рекомендации можно брать деньги. Но будут ли их давать - это еще вопрос. В любом случае, проект еще не вышел в какой-либо версии, чтобы обсуждать детали. И прямо скажем, тормоза эти подозрительны: мы знаем об этом проекте уже больше года, но где же он? Акопянц обещал презентацию в середине апреля.

В этой же секции Олег Колесников поведал, как пиратские библиотеки Рунета станут в этом году белыми и пушистыми...

Шаманы второй свежести

Докладчики секции "Интернет-реклама: что год грядущий нам готовит?" не стали особо заморачиваться со свежими идеями. Они, как обычно, читали мантры с большими цифрами, традиционно молились на приход крупных рекламодателей, и чисто по-попугайски раг, гоздували шум вокруг западных рекламных пузырей, которые якобы должны поразить Рунет: поведенческий соц-демо-гео-таргетинворящие баннеры и вирусное опыление блогов. Один Дмитрий Ашманов перед своим докладом честно предупредил - "тем, кто был на eTarget, придется 5-7 минут потерпеть".

Практическим подходом порадовали игровики: Давид Шостак из Gameland рассказал о преимуществах "плотного комьюнити", на которое стоит ориентироваться владельцам специализированных площадок...

Что касается года грядущего, наибольший ажиотаж слушателей вызвали обещания Сергея Кедрова из Spylog "пометить весь Рунет" счетчиками OpenStat. По словам Кедрова, такие метки уже поставили себе "Яндекс", "Битрикс" и Ставка.ру. Но польза от этого так и осталась неясной.

На этом скучном фоне трендсеттером года чуть не стала Мамба.ру - под зажигательные речи Александра Денисенко из зала даже посыпались благодарности по поводу устроенной личной жизни. Прежде, чем его обвинили в использовании гипнотических приемов по "мамбизации секции", Александр сообщил, что 50% из девяти миллионов "мамбированных" уже согласны получать рекламные сообщения.

Правда, в итоге все вернулись на землю - главной проблемой, которую предстоит решать в 2007 году, была названа проблема контента тех сайтов, на которые ведет реклама. Плюс отсутствие адекватных механизмов расчета стоимости интернет-рекламы, где до сих пор платят за показы и клики - вместо выплаты комиссионных за реальные продажи.

Русский на Гугле

Облако юных участников РИФа, кучковавшееся на стенде Google, плавно переместилось туда, где под видом заявленного tech talk произошла очередная жизнерадостная презентация "зеленых" традиций Google и сервисов, русифицированных за год существования российского представительства корпорации.

Вообще-то гугловские tech talk'и, начавшиеся в этом году в России, предполагают более серьезное погружение в "tech". Но здесь все было проще. По-калифорнийски улыбчивый Сергей Бурков (руководитель московского центра разработок Google) пересказал создателям стартапов мозолистую историю о том, как Сергею и Ларри явился "ангел" с чеком на $100 тыс.

Нас очень впечатлили тонкости руссификации самого Сергея Буркова: он так мило говорит - не "в Интернете", а "на Интернете"! Специально для "Вебпланеты" Сергей сфотографировался на фоне другой лингвистической причуды: известного знака "У нас не матерятся!"

Впрочем, некоторые слушатели были более прагматичны: они не велись на истории о бананово-силиконовом рае и русифицированном тулбаре, а интересовались, "как Google выбирает компании, которые он покупает". Пара человек тут же договорились обсудить с Сергеем свои планы слияния с Google по окончании мероприятия.

СМИ без людей

Главред "Вебпланеты" Алексей Андреев сразу заявил, что его секция будет контр-революционной. Хватит кричать про вебдванольные игрушки вроде блогов, называя их альтернативными СМИ. На самом деле это большая куча мусора. И у классических СМИ тут есть шанс проявить свою школу. В результате должны получиться новые "умные СМИ", организованные по гибридному принципу - все лучшее и от классики (отбор, аналитика), и от Интернета (пользовательский контент).

Кому нужны такие СМИ? В качестве примера была приведена история с итогами года. После составления своего новогоднего списка из сотни главных событий Рунета-2006 "Вебпланета" обнаружила, что ни в каких других изданиях ничего подобного не делается. А между тем у нас инвестиционный бум - но инвесторы даже не знают, что им покупать.

В деле создания гибридных СМИ было названо два возможных перегиба. Либо классика тянет одеяло на себя ("Эхо Москвы" закрыло свой интернет-форум), либо очень резкое "интернетизирование" издания дает типично сетевые минусы (пропажа архивов "Известий" при очередной переделке сайта издания).

В остальных докладах было обещано осветить тему новых СМИ по трем направлениям: новые форматы, новые инструменты и новые люди (профессии). Правда, ведущий сразу оговорился, что доклада о людях не будет - потому что их нет. Журфаки страны поставляют лишь девочек для глянца. А все, кто действительно работает в этих новых профессиях (сетевые мониторщики, трендхантеры, архиваторы) - это самородки.

Тема нехватки кадров прошла красной нитью через все остальные доклады. Александр Леонтьев из "Известий" рассказал, что электронная версия издания требует учитывать интересы новой аудитории, которая видит разные интересные фичи на других сайтах, и ждет того же от "Известий" - флеш-ролики, подкасты и т.д. Для этого издание будет нанимать специальных людей, разбирающихся в этих вещах. Но их, увы, нигде не готовят.

Роман Романюк показал в своем докладе интересные схемы "связывания" бумажной газеты "Деловой Петербург" и портала DP.ru - в частности, анонсирование в газете дополнительного контента типа видеороликов, размещаемых позже в интернет-версии. Причем таких роликов, которые не покажут по телевизору (в качестве примера - ругающаяся Валентина Матвиенко). Одако и здесь та же проблема: классического пишущего журналиста трудно заставить носить с собой камеру, и DP.ru само обучает этому своих сотрудников.

Еще одну новую профессию будущего описал Станислав Тактаев (компания "Сумма технологий"). В его схеме медиа-бизнеса будущего между автором и потребителем нету классических посредников-издателей. Авторы передают свои творения на некую "биржу контента". Оттуда контент попадает к потребителю через специальных "паковщиков", которые затачивают продукт под желаемый формат (например, для мобильных телефонов). Стас привел хорошие примеры уже существующих площадок-бирж авторского контента - а вот примеров "паковщиков" ему найти не удалось.

На этом фоне некоторым особняком стоял доклад Виктора Солопова ("Авикомп Сервисез") про использование семантических сетей в анализе материалов СМИ. Кажется, аудитория не очень поняла его. Хотя примеры приводились яркие (скажем, аналитический отчет "Что мы знаем о Google"). Среди заказчиков подобной аналитики были названы ФСБ и другие федеральные агентства, поэтому ведущий секции повернул диалог в сторону "когда же эти шпионские технологии будут доступны обычным интернет-журналистам?".

Выяснилось, что такие заказчики тоже есть. Однако отсутствие серьезных вопросов по этому докладу опять наводило на мысль, что все упирается в людей. Ведь кто-то должен уметь пользоваться этими инструментами. Иначе они так и останутся непонятными игрушками технарей - вроде тех сумасшедших роботов, что составляют бессмысленные "пресс-портретЫ" в Яндекс.Новостях.

Чуть позже в холле РИФа мы поймали одного персонажа, который отвечает за производство журналистов будущего в промышленных масштабах. Это Иван Засурский, руководитель Медиалаборатории журфака МГУ. Запомните это лицо: так выглядит последняя надежда отрасли. Ждем армию клонов.

Ночная Кустурица

В одном из прошлых репортажей мы ругали организаторов рунецких мероприятий за их музыкальные вкусы. И на РИФе случилось чудо!

Хотя не сразу. Вначале мы получили тяжелый заряд вокзальной попсы на банкете, причем весь этот советский трэш активно воспевал Саша Плющев (Саша, тебе каких порошков подсыпали?).

После этого мы уже не надеялись на какую-либо аудиальную радость... как вдруг в бар "Пумба" очень скромно вошла группа молодых людей в очках и шляпах. И начала мутить такой албанский рок-н-ролл, что усидеть на стульях смогли только провайдеры-тяжеловесы!

На звуки цыганских плясок к бару подошел довольный Джан Джанович: кажется, первый день удался!

Вебпланета

Звезды РИФа: день второй
 

Невзирая на трудности побудки после веселых рок-н-роллов первого дня РИФа, продолжение показалось нам более деловым. С одной стороны, это было хорошо: доклады стали более практичными. С другой, практика не столь радужна, как фантазии. Поэтому на второй день стало лучше видно, что проблем у Рунета множество. Выпавший с утра снег хорошо дополнял картину.

Каспер: охотники за привидениями

Секция по информационной безопасности, честно говоря, разочаровала. Нет, ну какой же русский не уважает "Лабораторию Касперского"! Мы уважаем, натурально. Но было бы здорово, если бы Лаборатория не рекламировала свои услуги вот так прямо в лоб. В конце концов, умеют же они создавать отличные инфо-поводы: взять хоть панику про зомбирование двадцать пятым кадром. Или вот презервативы "Лаборатории Касперского" - тоже хороший ход был.

На РИФе вышло скучнее. Первый раз, когда мы зашли на эту секцию, речь шла об аутсорсинге. Оказывается, на аутсорсинг можно отдать все, даже бухгалтерию. Ну или как минимум, охрану внешнего периметра компании - например, защиту почтового траффика. Кто-то из слушателей, подошедший не с начала, удивленно спросил: "Это секция про безопасность?"

А из следущего доклада (Максим Фролов) мы узнали, что лучший способ предотвращения инсайдерских сливов - это технический способ. То есть слежка за сотрудниками. Исследование такое, оказывается, провела компания Infowatch. Хотели бы мы видеть, как эта компания исследовала альтернативные варианты. Скажем, повышение зарплат или организацию компании на основе родственных отношений (ma fia, как говорят итальянцы). Но конечно, если исследователь заинтересован в продаже технических средств безопасности, тогда другое дело.

Линукс в капкане копирайта

Круглый стол о свободном ПО проводили питерцы Павлы: Фролов из Linuxcenter.ru и Житнюк из "Росбалта". Разговор неспеша, по-питерски так, вышел на политические проблемы.

Правда, сначала все грозило обернуться очередным банальным спором в духе "Microsoft mustdie!" Паша Фролов выдал мрачный диагноз того, как наркотическая природа коммерческого ПО делает нас всех зависимыми. Затем он рассказал о дешевизне и других плюсах свободного ПО, типа Линукса. И даже раздал ряд дисков. После этого аудитория бросилась мочить сидящего тут же Петра Диденко, который совсем недавно стал представителем Microsoft - и теперь вынужден отвечать за распятого Христа, за Холокост и за Хиросиму.

К счастью, нам удалось повернуть дискуссию в практическое русло, напомнив о тех ужасах, что готовят нам копирайтные законотворцы (см. отчет первого дня РИФа). Мы спросили у Фролова, не будут ли его преследовать за диски со свободным ПО. Паша ответил, что в дисках есть нужный вкладыш с именем автора и организации-издателя.

Тут под шуточки в духе "А кто автор Линукса, у вас есть с ним письменный договор?" собравшиеся опять добрались до мысли о том, что GPL и Creative Commons в России не работают. Особенно для милиционеров. Поэтому за свободный софт, скачанный из Интернета, вполне могут преследовать. Единственный выход - покупать диски, вроде тех, что Паша раздавал. Вот и получился замкнутый круг: вроде бы софт свободный, но в России его придется покупать.

Огня добавил Антон Носик ("Фабрика Супов"), который прямо сказал, что нет смысла говорить о праве в государстве, где главной преступной группировкой является прокуратура. Ей нет нужды улучшать законы, она даже нынешние не выполняет - охотится за пользователями, а не за распространителями пиратской продукции. Огромный лоток с пиратскими дисками находится прямо напротив здания ФСБ на Лубянке. И никто его не убирает, хотя он нанес больше вреда авторскому праву, чем "вся Пермская область со времен крещения Руси" (имеется в виду Поносов и его друзья-староверы).

С альтеранативным решением проблемы выступил Евгений Патаракин, координатор школьного проекта "Летописи". Он предложил вообще переходить от свободного софта к свободным веб-сервисам - для их использования нужен лишь браузер. Этот подход, в частности, исповедует сейчас Google (Cloud Computing).

Однако идея загнать пользователя в Веб по самые гланды показалась нам еще более опасной. Мы ведь так и не знаем ответов на вопрос, кому принадлежит пользовательский контент и как владельцы веб-сервисов могут использовать наши персональные данные.

Про деньги с любовью

Секцию "Инвестиции в Рунет" проводил Леонид Делицын. Это один из самых знающих аналитиков Рунета, который при этом очень скромен. Отрадно, что на РИФе он все-таки выступил, причем как организатор самой серьезной секции.

Сама секция отличалась редкой сбалансированностью и последовательностью. Алексей Басов из "Финама" начал говорить о покупке YouTube, задравшей порог входа на фондовый рынок, а закончил выступление оптимистическим "русский NASDAQ, давняя мечта многих, становится все ближе".

Биржевик Андрей Головин, напротив, рекомендовал публике бросить чтение экономической беллетристики "о том, сколько заработал YouTube, и в каком гараже они начинали". Гораздо более занимательное чтиво - документы с описанием финансовой стороны бизнеса. Он обратил внимание, что на сайтах высокотехнологичных компаний часто даже нет раздела "Инвесторам".

О том же говорил Сергей Карпов (Value Tech Advisors), объяснявший, как привлечь инвестиции "на раз, два, три". Главное, что требуется от компании - инвестиционный меморандум (проще говоря, бизнес-план), открытая финансовая отчетность и прозрачность юридической структуры и схемы корпоративного управления.

А Виктор Лавренко сам прошел путь от привлечения финансирования в проект Nigma.ru до рассмотрения чужих заявок в составе жюри инвестиционного фонда. Так что он поведал, куда все эти бумажки нести. Нести их можно в государственный фонд - правда, тогда бумажек потребуется много и разных, а проект соискателя должен служить интересам государства и обладать социальной значимостью. С частным инвестором "перетереть" все гораздо проще, но сложнее его найти.

"У нас в стране бизнес-ангелов не существует по определению: "ангел" - это retired executive, а нашему бизнесу всего 15 лет. Так что государственное финансирование для большинства проектов остается единственным выходом", - подытожил он.

Напряжение по поводу сатанинской сущности российского бизнеса развеял Эдуард Шендерович из Sup Fabric. Он сразу же предложил попрощаться с термином "Рунет" тем, кто заинтересован в привлечении инвесторов. Философ по образованию, Шендерович сообщил, что Россия и США очень похожи. Но у нас все беды - от погоды (за окном в этом время как раз повалил мокрый снег) и зацикленности на приставке "РУ". Компаниям, создающим русскоязычные проекты, некуда расти ("Что дальше - Казахстан? Но ведь рядом - Япония!") и неоткуда ждать инвестиций, считает суповой философ.

Другим серьезным заблуждением российских интернет-бизнесменов он считает клонирование успешных англоязычных моделей ("Яндекс" - Google, "Бегун" - Overture, Одноклассники.ру - Classmates.com) вместо создания своих проектов мирового уровня. Единственное, чему Шендерович не нашел аналога среди доткомовских проектов, стал сервис знакомств. "Америка слишком пуританская страна, чтобы создать свою Мамбу",- заключил он. Но может быть, перед нами слишком пуританский философ? Так или иначе, это была отличная попытка аргументировать собственную причастность к утеканию российских ресурсов в глобальный Макдональдс под названием "Живой Журнал".

Маркетинг в поисках человека

Согласно программе, секцию "Маркетинг поисковых систем" вел Владимир Долгов из "Гугла". На практике он оказался человеком, похожим как две капли воды на Игоря Ашманова.

Зато Дмитрий Малявкин из Arton Consulting был похож на самого себя, и его доклад был наиболее ярким в этой секции.

Чисто по цифрам в результатах его исследования не было ничего шокирующего. Трафик с поисковиков составляет у исследованных коммерческих сайтов около 40% от общего трафика. "Яндекс" по-прежнему лидирует - на него приходится 62% этого трафика с поисковиков. Доля "Гугла" растет, но медленно. Наиболее качественную аудиторию (по глубине просмотров и по возвратам) приводит "Рамблер". Все больше людей переходят на сайты с первой страницы результатов поиска (раньше было 80-85%, теперь 90%). Все больше народу пользуются расширенным поиском с какими-то опциями (5,5%, а в прошлом исследовании было 1,3%). Ну и так далее.

Но нам больше понравились не цифры, а мотивация исследования. Дмитрий выразил ее так: "Считать людей, а не хиты, потому что маркетинг интресуется именно людьми". Кажется, маркетологи Рунета начали озвучивать эту простую мысль только в нынешнем году. Хотя инструментов для более точных исследований - куча.

Что касается исследования Arton, то и здесь были предложены достаточно очевидные критерии корректировки: не считать трафик от роботов и китайцев, не считать поиск по картинкам, не считать заходы по рекламе и по нецелевым запросам, и т.д. Чем объяснить, что подобные корректировки до сих пор не стали стандартом у интернет-маркетологов? Ну разве что глупостью заказчиков рекламы, которые хавают любые большие цифры.

Дальше было скучнее. Игорь Ашманов в роли Долгова попросил следущего докладчика Рината Сафина не рассказывать в сотый раз о великой истории Гугла. Но увы, корпоративная программа была крепко прошита у парня в мозгу. В результате Ринат так ничего нового и не рассказал - про мобильную рекламу Гугла мы слышали и раньше. Видимо, русскому органу динозавра по-прежнему не разрешают никакой самодеятельности. Но мы - оптимисты и верим, что в конце концов хвост завиляет собакой!

Потом сам Ашманов рассказал о кризисе цыганского бизнеса поисковых оптимизаторов. И пообещал им всем кранты к концу этого года. Да, в зале был много новичков, которых это удивило. Но мы еще осенью после конференции Optimization'2007 сделали такие же выводы: вскоре оптимизаторам придется либо убить себя об стену, либо переквалифицироваться в управдомы.

Очень символичным завершением секции стало опоздание докладчика из "Вебальты". Кто не знает - это такой поисковик, который замучил многие сайты своим бешеным роботом, похожим на DDoS-атаку. Ну а тут сам представитель "Вебальты" не смог "загрузиться" на конференцию вовремя, из-за снегопада на дороге. Похоже, кто-то там сверху наслал на него своих небесных ботов.

Баблоги, баблоги!

В секции про кастрированные форумы (блоги) нас более всего удивило присутствие Сергея Кузнецова и Александра Гагина с рассказами о том, что блог - это, оказывается, "такой дневник". Тут два варианта объяснения. Первый - оба они впали в детство и полагают, что сейчас 1997 год. Как раз тогда, 10 лет назад, они вели свои первые блоги и рассказывали о них то же самое.

Другой вариант, конечно, реалистичнее. И Сергей, и Саша работают теперь в рекламе. Поэтому им очень надо, чтобы кастрированные форумы (блоги) стали как можно более популярны среди рекламодателей (все нормальные люди и так давно знают, и даже сильно устали от этого слова).

Особенно старался тут Кузнецов, который недавно добавил к названию своей компании SKCG модную бирку (SKCG: Social Networks). Среди прочего Сергей заявил, что "авторам блогов деньги не нужны, они и без них прекрасно обходятся". Ну понятно: долой платные сервисы, да здравствует халява с кучей рекламы.

О том, какая это будет реклама, поведал Руслан Чачанов из LiveInternet.ru. По его словам, таргетинг в "социальных сетях" (так иногда называют блоги, чтобы не произносить "кастрированный форум") гораздо более точен, чем таргетинг в метро, в водопроводе или в Mail.ru. Сейчас уже тестируется поведенческий таргетинг на основе показаний лирушечного счетчика: его поставили на diary.ru и готовятся внедрить среди Одноклассников.ру. В результате рекламодатель получит "четко сегментированную аудиторию блоггеров", которых отслеживают по всем их передвижениям. Обвинений в шпионаже и неэтичности Чачанов не боится: "Человек, вбивающий поисковый запрос - это уже не человек, а пользователь сети Интернет".

Остается только добавить, что мы тоже очень любим профилактическую паранойю, но в данной дискуссии вообще не участвовали - поскольку она столь же устарела, как сами блоги...

Весенние психозы

Независимые наблюдатели сообщили нам о любопытном медицинском феномене, который они наблюдали на РИФе своими глазами. К стойке организаторов РИФа подошел молодой человек, похожий на Дениса Крючкова. Он заявил организаторам, что в одном из докладов, к которому причастна "Вебпланета", будет произведена попытка опорочить какой-то проект этого самого Крючкова. В связи с этим молодой человек выкрикивал истерические угрозы в адрес РИФа, обещая, что на РОЦИТ нападет НЛО, если его проект будет опорочен. К сожалению, вызванная бригада медработников прибыла слишком поздно, и молодой человек успел скрыться. Свидетели даже не поняли, о каком проекте говорил юноша: никаких проектов Крючкова не упоминалось ни в одном из более ста докладов РИФа.

В связи с этим "Вебпланета" напоминает: недавно ученые заметили стойкую корреляцию между фанатами Web 2.0 и молодыми людьми с неокрепшей психикой, которые особенно странно ведут себя весной.

Вебпланета

Оптимизаторская секция на РИФе
 

Кстати говоря, после этой секции на РИФе, куда я лично попал довольно-таки случайно, через полчаса следовала секция по поисковой оптимизации. Она была устроена довольно прикольно - на ней было пять докладов по сути ровно от одной компании - bdbd. Я слушать не пошёл, потому что всё было ясно заранее, но те, кто был, говорят, что это был вообще апофеоз непонимания того, что такое публичная конференция и что прилично делать на секции, которую ты ведёшь, а что нет.
Ребята поступили ровно в духе бездумной оптимизаторщины - была возможность захватить верхнюю пятёрку докладов, они и захватили. Ну и продавали себя. А слушателям это зачем? Они и уходили пачками.

Впрочем на РИФе таких продажных докладов от малоизвестных игроков вообще был каждый второй...

Мы же на своих конференциях пускаем выступать любых конкурентов и коллег по цеху, из уважения к слушателям.
Слушателям надо хоть что-то дать, причём на РИФе нужно давать общую картину, а не читать семинарские доклады про свои методы оптимизации.

Насчёт того, что мы все такие в белом, а остальных мы якобы измазали. Мы не одни в белом, но диких оптимизаторов сильно больше.
Я на самом деле излагал не просто свои мысли ("неподтверждённые", "бездоказательные" и т.п.), хотя я и не вижу нужды кому-то доказывать своё личное мнение, тем более настолько очевидное.

Мы тут недавно проделали полевое исследование рынка. Несколько больше десятка реальных клиентов с реальными проектами обзвонили по нашей просьбе полтора десятка самых известных компаний и получили (с трудом) коммерческие предложения. И сообщили нам про свои впечатления.
Миша Козлов подробнее расскажет об этом на КИБе.

Так вот там творится ужас.
Мало того, что не отвечают на звонки и письма, хамят, пропадают, тянут, мало того, что сначала пытаются выяснить, а сколько денег у клиента, так ещё за одно и то же предлагают цены с разницей в 40 раз (от 500 до 20К в месяц). Ну и втюхивают разную дрянь.
Это как надо понимать - в духе общежития коллег по цеху, мол, у каждого свой бизнес, свои способы, давайте быть терпимыми?

Игорь Ашманов - для форума Searchengines.ru


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное