Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


27 Марта 2006 года

РИФ-2006: день первый
 

Российский интернет-форум интересен своей так называемой научно-практической частью, на которой представители интернет-бизнеса выступают с докладами, подводят итоги предыдущего года, делают прогнозы. Вашему вниманию предлагается репортаж с места событий.

В этом году форум, организованный РОЦИТ, проводился в пансионате "Лесные дали". На РИФ-2006 записалось рекордное количество участников и журналистов - почти 1300 человек. К тому же значительно возросло и число секций РИФа. В 2005 году форум прошел в два дня, причем график был таков, что одновременно проводилось не более двух секций. В 2006 году одновременно проводится уже по четыре секции, а продолжительность научно-практической секционной части увеличилась до трех дней.

Естественно, при таком графике приходилось делать непростой выбор между несколькими интересными темами. В результате были выбраны секция о медиареволюции в Интернете, на которой председательствовал Иван Засурский и секция об Интернет-рекламе под чутким руководством Тимофея Бокарёва. О самих секциях мы расскажем позже, а сначала стоит кратко описать прошедшее пленарное заседание форума.

Пленарное заседание

На пленарном заседании собралось более 300 человек. После того как исполнительный директор форума Джан Хан-Магомедов представил президиум, выяснилось, что докладов очень много, а времени очень мало. Именно тогда Хан-Магомедов произнес фразу, вынесенную в эпиграф, и действительно железной рукой установил жесткий поминутный регламент выступлений.

Первым слово взял замруководителя Роспечати Андрей Романченко. Повторив практически дословно речь, произнесенную на торжественном открытии РИФа, он, в частности, напомнил, что объем российской интернет-отрасли составляет 7 миллиардов долларов. Он отметил значительное увеличение образовательных и научных интернет-ресурсов.

Затем Романченко посчитал российских интернет-пользователей, заявив, что их число на конец 2005 года составило почти 22 миллиона человека. Тут чиновник Роспечати сделал "сенсационное" заявление, сообщив, что эта цифра составляет 20 процентов от всего населения России, и, таким образом, сократив число россиян почти в полтора раза, с 140-150 до 100 миллионов человек.

Романченко в своей речи также отметил идею интернетизации школ, о которой много говорили на форуме в том числе представители Минобразования. К этой теме мы вернемся в конце материала.

После Романченко слово взял Радик Батыршин из ВГТРК. Он говорил исключительно по делу и настойчиво предлагал участникам конференции разработать поправки в соответствующие законы, определяющие понятие интернет-СМИ. Он напомнил, что интернет-СМИ в законе о СМИ называются "иными СМИ", в законе о выборах речь идет "об иных способах агитации", а в законе о рекламе - "иные способы рекламы".

Следующим выступил Иван Засурский, представлявший на РИФе факультет журналистики МГУ и проект конвергенции (convergencelab.ru). Он тезисно рассказал об открытии новых рынков благодаря размытию грани между секторами индустрии в новых медиа, назвав процесс изменения способов доставки контента медиареволюцией.

Небольшая сенсация Засурского заключалась в том, что, согласно представленным данным опросов, огромная доля владельцев мобильных телефонов была бы рада получать платный мобильный контент. В частности, до 70 процентов молодых людей и девушек готовы платить за получение и просмотр музыкальных видеоклипов. Люди постарше, напротив, с готовностью купят теленовости, которые им будут доставляться на телефон.

Кроме того, попутно Иван рассказал о готовящемся на факультете интересном проекте, заключающемся в записи лекций лучших профессоров МГУ с предоставлением возможности их скачивания всеми желающими.

Затем выступил начальник департамента аппарата Совбеза России Анатолий Стрельцов, рассказавший о стратегии развития информационного общества в России. Предполагается, что в результате реализации этой стратегии к национальной информационной инфраструктуре к 2015 году должно быть подключено не менее 70 процентов населенных пунктов. Доля подключенных образовательных и культурных учреждений составит 90 процентов, а госорганы должны быть подключены целиком. Любопытно, что до сих пор стоит задача по полному охвату страны телерадиовещанием к 2015 году. При этом чиновники ожидают, что доля доля информационных технологий в ВВП страны через 9 лет должна составить как минимум 15 процентов.

Дальше речь шла о создании единого госреестра сертификатов ключей-подписей, а также федеральных удостоверяющих центров в семи округах России. Все это, по словам докладчика, является базой для создания в будущем электронного правительства. Сейчас система работает в Пенсионном фонде, таможенной службе, в высших органах законодательной и исполнительной власти.

После Алексея Лесникова из RU-Center, с интересным докладом "Три кнопки Интернета" выступил представитель РБК. Он рассказал об истории перепродаж популярных интернет-проектов (Yandex, Rambler, mail.ru), подчеркнув, что государство в этих продажах не участвовало. Главной идеей доклада было то, что популярные "кнопки" Рунета подготовлены неизвестно кем. В подтексте звучало, что частный интернет может повлиять на внутриполитическую жизнь страны.

Также выступил Андрей Ярных, начальник отдела интернет решений из "Лаборатории Касперского" с предсказанием о том, что следующая вирусная эпидемия станет мобильной. Пленарное заседание завершилось выступлением старшего вице-президента "ТрансТелеКома" Алексея Рокотяна, рассказавшего о перспективах телекоммуникаций с точки зрения разделения функций между инфраструктурными и контент-операторами.

Медиареволюция

В 3 часа дня форум продолжил свою работу, проведя три секции и один круглый стол. Среди обсуждаемых тем были: "Состоится ли медиареволюция в Рунете", инвестиции в Рунет, регулирование интернета. На круглом столе обсуждался переход от классической парадигмы традиционных СМИ к парадигме посттелевизионных средств массовой информации.

Для посещения была выбрана секция, посвященная медиареволюции. Нельзя сказать, что она совсем не удалась - просто доклады представили основные игроки на рынке сбора социологических и демографических данных. Не было, в частности, выступлений контент-провайдеров, раскрытия конкретных схем взаимодействия по модным мобильным каналам - короче, всего того, о чем шла речь в речи Ивана Засурского.

С другой стороны, секция прошла очень достойно, так как позволила представить себе портрет российского интернетчика.

Открыл заседание секции Ефим Галицкий из Фонда "Общественное мнение", а продолжили представители МАСМИ и РОМИРа. Согласно их данным, доля пользователей интернета с 2000 года выросла более чем в четыре раза, а средние темпы роста составляют 1 процентный пункт за сезон.

При этом в первую двадцатку по доле полугодовой аудитории интернета входят Москва, Санкт-Петербург, Мурманская, Камчатская, Магаданская области. По абсолютному размеру полугодовой аудитории немного другая картина - на третьем месте Московская область, затем идут Ростовская и Свердловская.

Андрей Сканави из МАСМИ дополнил доклад Галицкого данными по доходам российского интернетчика, размер которых, как и следовало ожидать, превышали среднероссийские, но в то же время в среднем находились ниже планки в 500 долларов в месяц. Заметили в МАСМИ и определенного рода феномен, довольно распространенный среди рунетчиков - почти 10 процентов пользователей интернета уже не смотрят телевизор, предпочитая сетевые СМИ традиционным.

Представители РОМИР Мониторинга сочли своим долгом не напирать на статистику, а определить, что в общепринятом портрете интернетчика является правдой, а что нет. Как оказалось в результате их исследований, мифами является маргинальность интернетчиков (этот миф появился благодаря небольшой молодежной прослойке), отсутствие социального взаимодействия (оказывается, пользователи Интернета очень социально активны) и то предположение, что на развлекательный контент всегда есть спрос.

Кроме того, РОМИР напомнил о происходящем переходе пользователей на быстрые каналы связи. Как выясняется, лишь 30 процентов российских пользователей используют модем для доступа в Интернет. Остальные получают доступ по выделенной линии или ADSL-соединению.

Также благодаря исследованию РОМИРа была построена ролевая система российского интернета, состоящая из техноэлиты, членов виртуальных сообществ и предпринимателей, а также показаны результаты анализа характеров геймеров в реальной и виртуальной жизни.

Заключительное слово на секции взял Иван Засурский. Он отметил, что крупнейший игрок на рынке телерекламы Video International собирается создать автоматизированную систему медиа-планирования для использования в Рунете. Представитель компании, в свою очередь, заявила, что в 2006 году Video International проведет исследование интернет-рынка.

Перейдя к общим тенденциям роста числа пользователей Рунета, Засурский отметил, что на графике Мининформсвязи к 2010 году в стране должно насчитываться 83 миллиона пользователей. При этом перелом, резко увеличивающий число пользователей в последующие периоды, должен наступить в 2007 году. По словам Засурского, эти дополнительные пользователи могут появиться в результате выполнения различных государственных программ, в частности, интернетизации школ.

Интернет-реклама

В пять вечера участники форума начали обсуждение тенденций развития рынка интернет-рекламы, проблемы и перспективы домена RU, а также провели секцию, посвященную интернет-статистике. Особо можно выделить секцию, посвященную электронному правительству и информационной безопасности. Хотя каждая из этих тем в отдельности чрезвычайно интересна, выбор был сделан в пользу секции об интернет-рекламе.

Председательствовал на секции Тимофей Бокарёв, который с присущей ему убедительностью рассказывал о том, что мир изменился и продвигать бренд традиционными методами недостаточно. Его доклад был посвящен такому методу прдвижения как развлекательный маркетинг, удивляющий, вовлекающий и развлекающий потребителей. Особо был отмечен и так называемый advergaming - создание популярных рекламных игр.

По прогнозам Бокарёва, за ближайшие два-три года интернет-аудитория вырастет с 22 до 32 миллионов человек, объем российского рынка интернет-рекламы - с 60 до 250 миллиона долларов, а цена пользователя вырастет с 2,76 до 7,81 доллара.

Следующим выступал Сергей Спивак из prior.ru. Суть его доклада сводилась к проведению различий рекламной кампании при различном использовании медиа-канала. По его словам, прессу, например, можно использовать как медиа (газеты) и как справочник (например, "Товары и цены", "Желтые страницы"). Напрашивается вывод, говорил Сергей, что интернет тоже можно использовать как справочник или как медиа. В первом случае рекламистам надо работать с пользователями ищущими информацию, а во втором - потребляющими ее в том числе для развлечения.

О проведении рекламной компании на основе анализа действий пользователя рассказывал следующий докладчик - Роман Филиппов из AdRiver, посвятивший свою речь почти целиком модному на РИФе понятию поведенческого таргетинга. Впрочем, статистики по Рунету на интересующие темы пока не существует, так что слушателям были представлены данные по рынку Соединенных Штатов.

Идея поведенческого таргетинга заключается в формировании для каждого пользователя некоторого пула рекламных предложений на базе анализа его поведения в сети. Это позволяет отвязать рекламу от контекста страницы, так что человек, которого интересуют финансовые услуги, увидит эти предложения и на других любимых сайтах.

Про образование

В заключение, как и обещали, скажем пару слов о правительственных образовательных программах.

Подключение к интернету каждой российской школы к 2007 году - одна из целей, включенных в национальный проект "Образование". Интересно, что чиновники до сих пор не сошлись во мнении, что считать минимально необходимым подключением к интернет.

Судя по их словам, речь уже не идет о том, чтобы дать одинаковые возможности всем школам. Так, по некоторым данным, сельские школы могут получить обычную модемную связь, как и многие школы в небольших городах сегодняшнего Подмосковья.

В то же время, по оценкам одного из участников РИФ, занимающегося подключением к интернету, чтобы обеспечить 15 школ подмосковного города с населением в 130 тысяч человек выделенной линией, необходимо единоразово вложить как минимум 70 тысяч долларов, а ежемесячная абонентская плата будет достигать 7 тысяч долларов в месяц. Таких денег у школ в бюджете нет.

Стоит напомнить и про то, что госзакупки зачастую проводятся не по рыночным ценам, и оборудование обходится госорганизациям в несколько раз дороже обычного. Остается только гадать, что продадут на выделенные деньги учителям. Впрочем, об этом мы, видимо, узнаем на секции РИФ, посвященной образованию в Рунете.

Lenta.ru

РИФ-2006: день второй
 

23 марта на РИФе было запланировано 12 мероприятий. Утро началось с выбора между секцией про системы управления контентом сайта (CMS), круглого стола о развлекательном контенте в Интернете, а также стола про правовые аспекты распространения контента все в том же Интернете.

После недолгих размышлений были выбраны полуторачасовые "правовые аспекты", так как там должны были собраться не только деятели Рунета, не понаслышке знакомые с проблемами легального распространения контента, но и юристы, готовые дать по этим проблемам консультацию.

Авторское право

Обсудить наболевшую тему предложил создатель проекта Stihi.ru Дмитрий Кравчук, которому с помощью Владимира Горжалцана из РОЦИТа удалось собрать за столом очень интересных специалистов. В частности, участвовали замначальника Управления "К" МВД России Антон Кузнецов, генеральный директор "Копируса" Василий Терлецкий и глава группы по интеллектуальной собственности "Газпром-медиа" Павел Савицкий. Было заявлено и участие Максима Мошкова, хозяина Lib.Ru, однако он не приехал. Вместо докладов были заготовленные впрок вопросы, список которых пополнялся записками с мест.

Начал допрос экспертов все тот же Дмитрий Кравчук. Он поинтересовался, какова нынешняя юридическая практика при размещении в Сети информации, нарушающей авторские и другие права третьих лиц. В ответ приглашенные эксперты деликатно промолчали, и Дмитрий изменил формулировку: что, например, будет, если человек, прикрываясь каким-либо ником, размещает на страницах сайта (речь шла о Стихах.ру) не его произведения, либо произведения, которые могут повредить репутации других лиц? На этот раз ответ нашелся. Представитель МВД прокомментировал уголовно-правовую сторону вопроса.

Согласно его позиции, сайту следует либо убрать возможность публиковать анонимные комментарии и произведения, либо брать всю ответственность на себя. Так как за содержимое сайта (в том числе форумов) несет ответственность сам сайт, то МВД, получается, предлагает полную премодерацию такого рода контента. С другой стороны, отметил Кузнецов, пока еще не было случая уголовного преследования в такой ситуации собственно автора сайта, а не автора сообщения. Он также сообщил участникам круглого стола, что у правоохранительных органов существуют способы вычислить авторов сообщений даже в том случае, если это анонимное сообщение. По очевидным причинам механизм такого поиска он описывать отказался.

Дискуссия перешла к традиционным средствам доказательств в суде при подобных спорах - в частности, о нотариальном заверении распечаток сайтов. Почти все выступавшие жаловались, что не все нотариусы берутся делать заверение веб-страниц, которое заключается в составлении протокола осмотра доказательств. Эта тема свернула в неожиданную сторону, когда выяснилось, что существует целая индустрия по подделке такого рода доказательств.

Технологически это выглядит следующим образом: перед заверением на компьютер нотариуса внедряется вредоносная программа, которая при заходе на указанный адрес выводит необходимым образом модифицированную страницу. Таким образом появляется возможность сфальсифицировать обвинения. Приводились и расценки таких "услуг" - от 30 до 70 долларов. Тут надо отметить, что, по признанию участников круглого стола, в российской судебной практике документ нотариуса для судьи гораздо более весом, чем заключение IT-специалиста.

Выяснив все про нотариальные заверения и "циничные", по словам одного из участников, методы их использования, круглый стол начал параллельное обсуждение двух тем: коллективного управления авторским и смежным правами и выгодах предоставления сайту статуса интернет-СМИ. В частности, было прямо заявлено, что "если сетевой ресурс заключил договор с организацией по коллективному управлению, он снял с себя ответственность за нарушение авторских прав".

Что же касается электронных СМИ, то, как выяснилось, практически каждый сайт обязан получить соответствующую лицензию, так как согласно закону о средствах массовой информации, ведь подавляющее большинство сайтов имеет постоянное название, обновляется чаще раза в год, имеет посещаемость - своеобразный тираж издания.

К сожалению, круглый стол быстро закончился и началась секция по поисковой оптимизации.

Поисковая оптимизация

У оптимизаторов все было менее интересно - эта интернет-отрасль традиционно является наиболее закрытой, причем не потому, что все оптимизаторы конкурируют друг с другом, а потому, что искусство оптимизации заключается в том, чтобы использовать слабость поисковой машины, при этом сделав вид, что об этой слабости ничего не известно.

Ожидалось, что на секции будут сравниваться инструменты поисковой оптимизации, обсуждаться этические стороны оптимизации. Однако в реальности ни одна из этих тем раскрыта полностью не была просто потому, что новых инструментов представлено не было. Вместо этого пропагандировались низкочастотные поисковые запросы, ссылочное ранжирование и ведение клиентов оптимизатором в течение всего времени контракта.

Оживление внес PR-менеджер SpyLOG Андрей Травин, который с первых кадров презентации заявил, что офлайновая реклама перестала себя оправдывать 3-4 года назад.

Больше других запомнился доклад Павла Мауруса, возглавляющего корпорацию РБС. Павел в своем докладе показал, что уже сейчас российская компания-оптимизатор может работать с сотнями клиентов.

Широкополосный доступ

Надо сказать, что круглые столы на РИФе удались. В три часа дня начался круглый стол, посвященный широкополосному доступу в России. Он оказался почти таким же удачным, как и стол, посвященный авторскому праву. Создатели назвали свой стол кратко - The Broadband.

Дискуссию начал Андрей Колесников из "Голден телекома". Он рассказал о том, как изучал тайваньский рынок связи (господствующие способы доступа - ADSL, CDMA; проникновение интернета достигает 60 процентов) и заразил присутствующих идеей повсеместной беспроводной связи, показав несколько фотографий с Тайваня.

Когда он показал слайд с Wi-fi передатчиком, закрепленным на балконе одного из тайваньских домов, кто-то из зала недоверчиво спросил: - И что, не воруют?
- Нет, - чуть удивленно ответил Колесников. - А зачем?

По его словам таких передатчиков в главном городе Тайваня, Тайпее - около 2500 штук. В основном они крепятся на фонарях и покрывают сигналом значительную территорию. Уже в течение ближайшего года доступ к Wi-fi получат 95 процентов горожан. Широкое распространение беспроводных технологий приводит к тому, что сами передатчики стоят очень дешево, формируется спрос на экзотичные для российского рынка решения, например, продается Wi-fi хотспот на батарейка специально для любителей пикников, не желающих расставаться с Сетью ни на секунду. При этом безлимитный доступ к Wi-fi стоит от 10 до 18 долларов США в месяц. Колесников признался, что его поездка в Тайвань имеет непосредственное отношение к будущим российским проектам "Голден телекома". На лицах участников круглого стола появилось мечтательное выражение.

С небес на землю всех спустил совладелец "Независимого обзора провайдеров" (НОП) Александр Милицкий, выступивший с прогнозом, согласно которому небольшие провайдеры в течение самого ближайшего времени умрут или будут куплены более крупными конкурентами. По его мнению, этап ценовой конкуренции провайдеров завершился осенью 2005 года, и ему на смену идет борьба за качество, так как, потребители услуги считают уровень предоставления услуг у провайдеров широкополосного доступа примерно одинаково низким.

Затем выступил вице-президент "Корбины телеком" Александр Малис. Его выступление по праву можно назвать самым харизматичным. Он заявил, что выступает за неограниченный безлимитный доступ к Сети и добавил, что возможность получать видео преобразует человечество. Чтобы преобразовать человечество, Малис предложил давать пользователю безлимитный канал от 4 мегабит в секунду. Он напомнил о цели "Корбины" в ближайшее время довести стоимость канала в 1 мегабит до 25 долларов в месяц, а канала в 2 мегабита - до тридцати с небольшим.

Ближе к концу круглого стола выступил представитель компании Акада (бывший "Комкор"). Он рассказал о бизнес-модели, предполагающей разделение создания контента от его доставки. Такая модель кардинально отличается от идеи "Стрим", создающей сейчас собственный телевизионный контент. Правда, акадовцам пришлось признать, что принципиального различия их бизнес-модели от модели сотовых операторов, приглашающих сейчас поставщиков контента на сходных условиях, нет.

Образование

Ближе к вечеру открылась, пожалуй, самая малочисленная, но зато довольно интересная секция РИФ, которая называлась просто и незамысловато: "Образование в Рунете". Несмотря на то, что среди тем представленных докладов было и создание мультимедийных обучающих продуктов, и преимущества онлайнового обучения, главными докладчиками были директор некоммерческого партнерства "Электронные библиотеки" и заведующая сектором электронных библиотек НИО библиотековедения Российской государственной библиотеки Татьяна Майстрович.

Они рассказали о том, что такое электронные библиотеки и что делается в области законодательства для придания таким библиотекам соответствующего статуса.

Речь Антопольского исходила из закрепленного в российском законодательстве постулата, что доступ в библиотеки для всех учащихся бесплатен. Следовательно, делает вывод Антопольский, надо создавать соответствующую базу для доставки произведений до посетителей библиотек. В частности, его некоммерческое партнерство "Электронные библиотеки" подготовило правовые рекомендации для создателей электронных библиотек (ЭБ), практически закончило работу над комплексными предложениями по изменению законодательства (сюда входят и поправки в закон об обязательном экземпляре, подразумевающие комплектацию ведущих библиотек электронными копиями произведений). Предлагается также ведение новых механизмов - аудита легитимности ЭБ и третейский суд для разбирательств внутри сообщества.

Как выясняется, делаются в среде электронных библиотек и проекты с исключительно практической направленностью. В частности, речь идет о подготовке архива российских периодических изданий (предполагается, что вся пресса будет доступна в соответствии с законом - бесплатно), оцифровке отсутствующих в фондах изданий, заключении соответствующих договоров с правообладателями. Отдельно стоит упомянуть о создании базы данных по правам доступа к тому или иному контенту.

Все эти проекты, по заявлению Антопольского, другие компании вполне могут использовать в коммерческих целях. Например, предлагается организовать печать электронных книг по заказу, что особенно актуально в случае малотиражных и недоступных изданий.

Впрочем, это дело будущего. А в настоящем, согласно докладу Татьяны Майстрович, существуют определенные проблемы со статусом электронных библиотек, так как они не вписываются в правовое поле. Кроме того, нет и единого определения электронной библиотеки, нередко путаются собственно фонды и коллекции документов и организация, которая ими распоряжается, и которая и называется библиотекой. Призвав владельцев электронных библиотек получать статус собственно библиотеки, она признала, что это мало что даст, но хотя бы позволит оцифровывать контент без проблем.

Итоги

23 марта стал самым напряженным днем РИФа - плотность потока информации оказалась просто гигантской. Благодаря этому можно уже сейчас подвести предварительные итоги РИФа - оцифровка контента с последующим платным и бесплатным предоставлением доступа стала тем стержнем, на который были нанизаны доклады.

Впрочем, подводить итоги рано, ведь впереди самый интересный день РИФа - 24 марта в рамках форума открываются "Дни регионов России".

Lenta.ru

РИФ-2006: день третий
 

В этом году Российский интернет-форум фактически открывался трижды. В первый раз церемония торжественного открытия прошла 21 марта в Москве, на следующий день на пленарном заседании открылась научно-практическая часть РИФ, а в третий раз организаторы представили на РИФе проект "Дни регионов России" и так называемый РИФ-Марафон уже 24 марта, в последний день общих докладов.

Лучше всех остальных о проекте "Дни регионов России" рассказал исполнительный директор РОЦИТ Джан Джанович Хан-Магомедов. Он напомнил, что однажды, в 2003 году, интернет-форум уже проходил в Уральском регионе. В этот раз было решено сделать качественный рывок - проект РИФ-Марафон подразумевает проведение в течение 2006 года региональных выездных сессий РИФ в крупнейших городах страны. Вполне возможно, что региональный блок в этот раз станет постоянной частью РИФа.

Кроме того, региональным блоком обзаведется и премия Рунета, которая традиционно неразрывно связана с РИФом. Этим блоком станет фестиваль некоммерческих региональных проектов "Новая реальность". Инициативу поддержал и Союз вебмастеров России, известный, в частности, международным фестивалем некоммерческих интернет-проектов.

Как завоевать Рунет

В полдень начался круглый стол, озаглавленный следующим образом: "Развлекательные ресурсы и интернет-сообщества. Секреты успешного бизнеса или как завоевать Рунет". На него пригласили представителей двух онлайн-игр: Никиту Шермана, директора по развитию "Территория информационных технологий" (его фирме принадлежит, например, проект "Жуки" на mail.ru) и Ирину Пастухову, PR-менеджера постапокалиптической игры Timezero.

Круглый стол начал Никита Шерман, представивший первое в России исследование рынка онлайн-игр. Согласно его данным, объем мирового рынка игр достигает 38 миллиардов долларов. В России аналогичный показатель достигает 200 миллионов долларов. Шерман уточнил, что в России пользователь онлайновых игр приносит разработчикам в среднем от 30 до 50 центов в месяц. При этом большой популярностью пользуется технология микроплатежей через sms. Он также подчеркнул, что темпы роста аудитории онлайновых игр опережают темпы роста Рунета в целом.

Отвечая на вопросы из зала, Шерман подтвердил, что зачастую онлайновыми игроками становятся целые семьи. По его словам, в будущих версиях игр его компании будет заложена возможность "семейного" взаимодействия. Так, например, "Жуки@mail.ru смогут вступать в брак и плодить маленьких жучат.

Затем слово взял Максим Трухин из mamba.ru, сервиса знакомств, в котором уже 5,5 миллионов анкет и около двух с половиной миллионов активных пользователей. Доход сайт получает благодаря пользователям, которые платят деньги за удержание своих анкет на первых местах. Так как его сайт использует, по выражению участников круглого стола, "естественные человеческие потребности", быстро возник новый аспект дискуссии - какую потребность следует удовлетворять веб-сервису для максимизации прибыли?

Антон Носик, отвечавший на круглом столе за всю блогосферу, в значительной мере определил понятийный аппарат дискуссии, заявив, что в онлайновых играх основной потребностью пользователей является не убийство монстров и других участников, а общение. Он мотивировал это тем, что общение - гораздо более естественная потребность человека, нежели убийство противника путем нажатия сложных сочетаний клавиш на клавиатуре.

Заявление Носика породило оживленное обсуждение, которое плавно переместилось на, собственно, места обитания самых общительных интернетчиков - блоги. По оценкам Антона Борисовича, в России на настоящий момент насчитывается 400 тысяч блоггеров. В то же время он подчеркнул, что коммерческой истории успеха у блоггерских сообществ нет, потому что средний блоггер приносит владельцам соответствующих серверов чрезвычайно низкий доход.

В программе круглого стола было запланировано обсуждение отношения к развлекательному сегменту Рунета православной Церкви, однако оно не состоялось. Вместо этого участники довольно эмоционально обсудили вмешательство в общение интернетчиков государственных органов. С особенно резкой критикой на госорганы и прокуратуру в частности обрушился Антон Носик, предложивший бороться с произволом властей выносом серверов из-под юрисдикции российских правоохранительных органов, а также закладывать в бизнес-планы при создании веб-сервисов повышенные страновые риски.

Интернет-СМИ

Одной из самых интересных дискуссий на РИФе стал круглый стол под длинным названием "Традиционные СМИ в интернете: Газеты без бумаги. Как газеты перебираются из бумажной формы в электронную - американские примеры и российские тенденции".

Начавший дискуссию Александр Гагин напомнил собрашимся, как медиамагнат Руперт Мердок, долгое время считавший интернет плохим объектом для инвестиций, признал его важность. Впрочем, по этому поводу кое-кто из участников круглого стола заметил, что Мердок после своего заявления вкладывает деньги не в медийные интернет-проекты. Так постепенно дискуссия коснулась мотивов создания интернет-СМИ.

Егор Быковский из группы компаний "Вокруг света" представил презентацию, наглядно показывающую мотивации издателей при создании онлайн-редакций и веб-страниц изданий в Сети.

По его словам, изначально веб-страница создается потому, что стыдно не иметь представительства в Сети. Вскоре начинается выкладка материалов, так как многие читатели не получают бумажную версию. Кроме того, на этом, втором, этапе считается, что все равно веб-страничка не помешает бизнесу.

Третий этап наступает нескоро, но наступив, приводит к созданию онлайновой версии для расширения аудитории, помощи основному бизнесу и началу сбора рекламы. Затем часть бизнеса действительно выносится в Сеть, и через некоторое время обнаруживается, что рекламодатели и читатели уходят из бумажных версий издания.

Следующим выступил главный редактор русской службы DW-WORLD.DE ("Немецкая волна") Инго Маннтойфель. Он рассказал о том, как радиостанция "Немецкая волна" постепенно создала телевизионную службу и онлайновое отделение. Он также напомнил о таких перспективных способах доставки информации как подкасты и видеоподкасты, уточнив, что в Германии весьма распространен широкополосный интернет.

Он обратил особое внимание на две тенденции - "эмансипацию" онлайн-медиа, заключающуюся в производстве контента, отличного от контента радио- и телевизионных служб, а также "онлайнизацию" традиционных средств массовой информации.

Наталья Лосева из РИА Новостей рассказала о преимуществах планирования при развитии онлайн-СМИ. Как пример правильного подхода она привела китайскую "Жэньминь Жибао", сайт которой ежедневно посещает 40 миллионов человек. Она также рассказала об опыте продвижения онлайновой версии РИА Новости, отметив, что сейчас в открытый доступ выкладывается примерно половина всех новостей.

В свою очередь, Александр Гагин рассказал о возможностях, которые открылись перед традиционными СМИ после выхода в онлайн. Одной из озвученных идей стало предоставление дополнительного содержимого за отдельную плату.

Спор возник в момент, когда дискуссия коснулась вопроса ограничения доступа к интернет-архивам СМИ. В качестве противника такого подхода выступил Антон Носик, чьи проекты никогда не подразумевали ограничения доступа к архивам.

По его словам, даже в том случае, если открыть доступ к архивам, поступления от платного чтения материалов сайта вряд ли уменьшатся. Носик объяснил этот парадокс тем, что основными покупателями данного вида услуг являются компании, которые получают доступ к материалам тысяч источников. через специальные платные интерфейсы.

Например, заявил Носик, материалы Ленты.ру также можно купить через платные интерфейсы таких базах примерно по 40 центов за штуку, и при этом потребитель не будет проверять, лежат ли они в открытом доступе, так как выделенный на соответствующие цели бюджет можно не экономить.

Минут через 10 после этих слов последнее заседание РИФа-2006 закончилось. Еще через два часа от здания подмосковного пансионата "Лесные дали" разъехались автобусы и машины.

В пансионате остались только региональные "марафонцы", готовящиеся к преодолению новых РИФов.

Lenta.ru

РИФ-2006: Какой быть Премии Рунета
 

Состоится ли медиареволюция в Рунете? Ожидаются ли поправки в его законодательное регулирование? Как изменятся объемы электронной торговли в ближайшие годы? Эти и другие вопросы обсуждаются на Десятом Российском Интернет Форуме.
С подробностями корреспондент Диана Россоховатская.
В минувший четверг состоялся круглый стол «Премия Рунета – 2006: какой ей быть?», в котором приняли участие представители РОЦИТ (Регионального общественного центра Интернет-технологий), российского правительства, бизнеса и СМИ. Прошедшее обсуждение стало официальным началом подготовки Премии Рунета-2006, церемония вручения которой пройдет 23 ноября.
Премия Рунета вручается за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет. 2005 год стал своего рода поворотным в истории Премии. Она получила государственный статус, поскольку ее учредителем стало Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям. Как заметил исполнительный секретарь оргкомитета конкурса «Премия Рунета» Сергей Плуготаренко, в номинациях прошлых лет не были представлены регионы. По мнению организаторов конкурса, это большое упущение, т.к. по качеству контента региональные проекты не уступают столичным. В 2006 году запланировано проведение «Всероссийского Фестиваля региональных Интернет-проектов «Новая реальность», лауреаты которого автоматически станут номинантами на «Премию Рунета-2006».На участие в фестивале уже подали заявки около пяти тысяч региональных российских сайтов.
Еще одним важным событием этого года организаторы конкурса считают то, что Премия Рунета получила официальную поддержку Министерства информационных технологий и связи, а так же двух Федеральных агентств – по образованию и по информационным технологиям.
Традиционно при выборе номинантов организаторы конкурса отдают предпочтение социально значимым Интернет-проектам. Однако участники круглого стола предложили ввести новые критерии и учредить новые номинации Премии Рунета-2006. В частности Юрий Акиньшин заместитель начальника Управления теле-радиовещания и средств массовых коммуникаций Федерального агентства по печати высказался о необходимости обратить особое внимание на проекты, приспособленные для людей с ограниченными физическими возможностями. Антон Калинин – руководитель Интернет-вещания «Голоса России» - предложил учредить специальную номинацию для русскоязычных сайтов и проектов стран ближнего и дальнего зарубежья:
«Территория распространения и использования русского языка гораздо шире территории России. Это наши ближайшие соседи – страны СНГ и Балтии, а так же страны дальнего зарубежье, где проживают многочисленные русские диаспоры, и для этих людей очень важно чтобы они были замечены и востребованы, а их работа в сети Интернет была по достоинству оценена».
Официальная часть Десятого Российского Интернет Форума завершится 25 марта. Два заключительных дня РИФа, которые объявлены днями регионов, будут посвящены обсуждению региональных аспектов развития Интернета, социальных и некоммерческих проектов, проведению мастер-класса по веб-дизайну, а также пройдет секция «Традиционные СМИ в Интернете», в рамках которой радиокомпания «Голос России» представит проект «Наши герои» - виртуальное интервью со слушателем, представляющее собой новый жанр международной журналистики.

Голос России

Сети нужны профсоюзы
 

В пятницу продолжил работу X Российский интернет-форум. В этом году тематика его секций весьма разнообразна: регулирование Интернета и проблемы развития информсообщества, тенденции развития рынка интернет-рекламы, СМИ в Интернете, инвестиции и правовые аспекты Рунета, образование, информационная безопасность, региональные аспекты развития интернета и многое другое. Исполнительный директор российского общественного Центра интернет-технологий Джан Хан-Магомедов заявил, что одна из особенностей форума в этом году - именно программа, которая составлялась на основе пожеланий всех участников. Каждая из тем анонсировалась на пленарном заседании. В частности, собравшиеся говорили о необходимости правовой защиты интересов интернет-сообщества, начиная от создания профсоюзов работников Сети и заканчивая преследованием кибер-преступников.

На пленарном заседании РИФ-2006 выступил заместитель руководителя федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям Александр Романченко. Он говорил о том, что в прошлом году бурно развивался образовательный сектор Рунета, увеличилось количество научных ресурсов, появились грандиозные образовательные проекты. Но, помимо плюсов, за прошедший год накопилось и немало минусов. "В сети сейчас распространена кибер-преступность, шантаж, вымогательство, возбуждение национальной розни и тому подобные вещи. Их надо как-то пресекать. Многие сейчас говорят о государственном регулировании Интернета. Просят обуздать эту "многоголовую гидру", как часто называют глобальную сеть. Но я считаю, что в каком-то специальном регулировании нет необходимости". В конце своей речи Романченко призвал всех участников форума в секциях и на "круглых столах" обсудить тему создания так называемого профсоюза работников Сети, который будет формировать и лоббировать их интересы.

О необходимости создания профсоюза также говорил заместитель генерального директора ВГТРК, руководитель Дирекции Интернет-вещания Радик Батыршин: "Да, профсоюз работников сети необходим. Пока его нет, некому защищать наши интересы, ведь Союз журналистов этим не занимается. Я считаю, что, прежде всего, понятие об интернет-изданиях надо внести во все разделы закона о СМИ и в те законы, в которых упоминаются средства массовой информации. Если внимательно прочитать закон о СМИ, закон о выборах или закон о рекламе, то там их называют не иначе как "иные средства СМИ", "иные способы агитации" и так далее. Так вот, никто не сможет изменить эти законы, если не мы сами. Вот для чего нам необходим профсоюз работников Сети".

Руководитель лаборатории медиакультуры и коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский рассказал собравшимся о конвергенции, которая сейчас происходит в Интернете: "Медийная конвергенция - это соединение различных видов информации в одной точке - в Интернете. Это определяется экономикой внимания. Сейчас внимание множества людей сосредоточено в Интернете. Именно туда скоро хлынет огромное количество рекламы и прочей информации". Он говорил о том, что Интернет открывает новые рынки и новые возможности. Например, при продаже музыки через Интернет цена на диски понизится, потому что фирмам не придется тратить деньги на упаковку и прочие сопутствующие товары. Также в скором времени появится огромное количество образовательных программ и государственных сервисов. "МГУ сейчас много делает в области образования в сети. В рамках программы "Открытое образование" мы выкладываем в Интернет лекции лучших профессоров МГУ. Доступ к ним совершенно бесплатный", - сказал Иван Засурский. Однако он добавил, что серьезным конкурентом сети являются мобильный телефон, потому что он превосходит сеть по охвату и лучше приспособлен к плате за контент.

Остальные докладчики говорили о стратегии развития информационных технологий в России, о создании электронного правительства, о том, кто все-таки управляет Интернетом и о многом другом. Одну из самых злободневных и актуальных тем поднял начальник отдела интернет-решений российского представительства Лаборатории Касперского Андрей Ярных. "На смену хулиганскому хакерству в сети приходит целенаправленное разрушение систем в целях получения денежной выгоды. На смену глобальным заражениям пришли точечные атаки на важные сервера. Не исключено, что вскоре начнется заражение и сотовых телефонов", - заявил Ярных.

После окончания заседания корреспонденту Страны.Ru удалось поподробнее расспросить Александра Романченко о возможностях регулирования Интернета. "Я говорил о регулировании Интернета лишь с точки зрения нашего агентства, - подчеркнул Романченко. - Мы считаем, что тех законов, которые существуют сейчас, достаточно для того, чтобы демократическими способами регулировать Интернет. У нас же есть закон по борьбе с терроризмом, у нас есть закон по борьбе с наркотиками, и эти законы надо применять, если кто-то в Интернете пропагандирует терроризм либо наркотики. У нас есть другие законы, которые тоже нужно применять с подключением МВД, с подключением силовых структур, силовых ведомств. А специально каким-то образом Интернет регулировать, наверное, не нужно. В интернет-сообществе нет саморегулирующейся организации, которая была бы подобна Национальной ассоциации телерадиовещателей, которая занимается телевидением и радио, или Гильдии издателей периодической печати, которая занимается периодическими печатными издания. Это саморегулирующиеся организации, которые определенным образом собирают, анализируют, систематизируют потребности определенного сегмента и в дальнейшем защищают его интересы, лоббируют их. Такая организация необходима и Рунету. Она должна очень быстро реагировать на все вызовы, которые поступают от общества или государства. Задача государства - все-таки это давление, давление и введение в некие рамки. Не нужно дожидаться, пока тебя извне введут в некие рамки - нужно лично участвовать в этом процессе, чтобы сделать эти рамки как можно шире. А участвовать в этом процессе можно только вместе, имея такую организацию".

В свою очередь, ведущий пленарного заседания Джан Хан-Магомедов рассказал корреспонденту Страны.Ru о пути развития российского сектора Интернета, о том, чем привлекает форум простых пользователей и о том, каких тем, по его мнению, не хватает в программе РИФ-2006. "Мы не ставим цели догонять Запад, у нас, в общем-то, свой путь. Вот, например, количество китаеговорящего населения в Интернете скоро превысит количество англоговорящего, поэтому говорить о каких-то "гонках" просто смешно. Мы ни за кем не гонимся. Мы очень динамично развиваемся и бурно растем. Ну, где-то на 3-5 лет, может быть, мы и отстаем от западных лидеров. Если какие-то цифры вам интересны, вот, пожалуйста. Например, на душу населения в России на тысячу человек приходится примерно полтора сайта. Для сравнения, Турция и Мексика - по три. А от Германии, вы знаете, на сколько мы отстаем? В 84 раза по количеству сайтов на душу населения. Так что нам есть куда развиваться, и российский Интернет будет обрастать сайтами и контентом. Да и сейчас русскоязычный контент очень интересен, и посещаемость русскоязычных сайтов из зарубежных точек очень высока. И есть еще одна большая специфика в нашей стране - это большая территория и низкая плотность населения. И в удаленных населенных пунктах, например, организовать связь, да даже простую телефонную, это очень дорого, очень сложно, по сравнению с развитыми странами Запада, где высокая плотность населения", - заявил Хан-Магомедов.

В ответ на вопрос Страны.Ru о том, чем же привлекает РИФ-2006 обычных пользователей, среди которых, согласно спискам участников есть и школьники, и водители самосвалов, Хан-Магомедов предположил: "В этом году мы специально сделали рейтинг тем по интересам. Человек регистрировался у нас на сайте и указывал свои интересы. Поэтому люди сразу определяли, что им интересно. И в холле, вы видели, такие маленькие объявления висят, где объявляется время встречи по этим "группам интересов". Например, вы знаете, многие заявляли тему "Век 2.0". Это о том, как развиваться дальше. То есть не просто сайт в застывшем состоянии, а услуги определенные: какой-то сервис адресный, блоги, просто развитие сайта, ориентация его на человека, на его потребности. То есть вы не просто являетесь пассивным потребителем информации, а вы уже адресно получаете эту информацию и эти услуги. Но, хотя она и была в рубрикаторе довольно востребованной, докладчика по ней так и не нашлось почему-то. Мне, конечно, жаль, но, с другой стороны, что сделали, то сделали. Я, надеюсь, в будущем мы эту тему осветим получше".

На секции "Состоится ли медиареволюция в Рунете?" ее ведущий Иван Засурский дал определение термину медиареволюция: это перемещение социальной активности в интернете. Докладчики представили статистическую информацию о том, сколько человек в России пользуется интернетом, с какой частотой и с какими целями. Выяснилось, что всех пользователей условно можно поделить на добытчиков информации и геймеров. Причем последних несколько больше. Доказано также, что на геймеров лучше действует игровая реклама, типа: "Для связи с другом воспользуйтесь магическим кристаллом МТС". Затем говорили об управлении эффективностью интернет-проекта. О том, что надо определить, для чего создавался проект. Также нужно учитывать интересы аудитории сайтов. Необходимо привлечь не только аудиторию, но и события. Говорилось и о том, что сбор информации о пользователях, когда-нибудь закончится появлением так называемого "Большого брата", который будет знать все и обо всех. Сможет следить за тем, что делается в Сети.

Круглый стол на тему "От классических парадигм традиционных СМИ к новой парадигме посттелевизионных СМИ в Интернете" вызвал множество споров. Здесь много говорили о преимуществах Интернета перед остальными средствами массовой коммуникации. О том, что Интернет обслуживает все категории пользователей. Удовлетворяет все, даже узкоспециальные интересы. Обсуждали перспективы мультивидения - мышления в категории текста, графики, видео и звука. И пришли к выводу, что для работы в новых интернет-СМИ не подходят узкие специалисты телевизионщики, радисты или газетчики - нужен совершенно новый, универсальный, тип журналиста.

Любители интернет-рекламы собрались, чтобы узнать о тенденциях развития этого рынка, о новых направлениях и возможностях. Один из выступавших не забыл упомянуть о рекламе с сексуальным контекстом, которая широко распространена во всех СМИ, в том числе и в Сети. Он сказал, что откровенно сексуальная реклама быстро надоедает, поэтому рекламщикам необходимо задуматься над тем, как сделать намеки на сексуальность более тонкими. Говорилось и о том, что игровая реклама воспринимается лучше, нежели обыкновенная. Мультипликационные персонажи, типа Рыжего Апа, лучше запоминаются и потом ассоциируются с продуктом.

Тем, кого заинтересовало электронное правительство и информационная безопасность, тоже было о чем поговорить. В этой секции озвучили идею, которая и без того у всех на устах: правительство должно стать доступным в Интернете. Говорили о создании банка данных по всем федеральным округам и о том, как защитить эти данные. Востребованными также оказались секции "Интернет-статистика" и "Домен RU: проблемы и перспективы". Следует добавить, что, несмотря на очень плотный график, на всех секциях было довольно много слушателей, которые принимали участие в обсуждении - задавали вопросы, высказывали предположения и даже предлагали решения проблем.

Страна.ру


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное