Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 23


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

   Сайт Алексея Кулакова

 Здания жилые многоквартирные - СНиП 31-01-2003

профессионала в строительном производстве

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №23

1

Содержание:

события

  1. Технологический комплекс по производству заполнителей

статьи

  1. Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

  2. Международные стандарты по обеспечению качества продукции

А это на общетрепещущие темы:

  1. ЗАЩИТНИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ СТАЛИ «ПОЛИТИЧЕСКИМИ»

 

Технологический комплекс по производству заполнителей


        Создана технология для производства пористого шлакового гравия высокого качества — эффективный заполнитель для легких бетонов, — получаемого из промышленных отходов, а именно из металлургических шпаков. С использованием бросовой тепловой энергии расплавленного шлака себестоимость шлакового гравия понизилась в 2-3 раза по сравнению с конкурирующим с ним керамзитом.
        Основные преимущества новой технологии — экологическая безопасность производственного процесса, которая обеспечивается благодаря значительному уменьшению водопотребления, объемов парогазовых выбросов в атмосферу (в 5-6 раз), затрат по их локализации и нейтрализации

      вверх страницы

  

Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации
 

       Лицензирование строительно-монтажных работ на территории России было введено в 1991 году на основании закона РФ «О защите прав потребителей» и постановления Правительства РФ № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РФ». Лицензированию подлежали такие виды работ, как проектирование, СМР, инженерно-геодезические работы и изыскания, производство строительных материалов. Позднее к списку лицензируемых работ добавилось лицензирование выполнения архитектурной и эксплуатационно-ремонтной деятельности. Согласно действующему на тот момент законодательству лицензированию подлежали все физические и юридические лица, имеющие намерение или выполняющие работы по вышеуказанным видам деятельности.
       Сегодня, следуя политике страны на дебюрократизацию госаппарата и общества в целом, список видов деятельности, подлежащий лицензированию, как и самих центров лицензирования, значительно сократился. На текущий момент, согласно 128-ФЗ и принятому в Госстрое РФ классификатору, лицензированию в строительстве подлежит только выполнение проектных работ и работ по строительно-монтажной деятельности.
Необходимость лицензирования указанных работ назревала давно. Далеко не каждый заказчик может согласиться с тем, что работы по договору с ним выполнены контрагентом с надлежащим мастерством силами людей с необходимым опытом работы, безукоризненной репутацией и имеющих нужную квалификацию.
        По существу процесс лицензирования есть не что иное как экспертиза физического или юридического лица, подавшего заявку, а также поступивших документов соискателя лицензии на предмет готовности к выполнению им заявленных видов деятельности. Специальной комиссией проверяется наличие технической базы, уровень контроля по выполнению технологического процесса, а также наличие квалифицированных кадров, имеющих к тому же необходимый стаж работы. Также соискатель должен иметь и необходимую библиотеку нормативных документов. Особенное внимание уделяется и наличию отзывов от заказчиков соискателя.
         В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ № 174 от 21.03.2002 г. и «Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» и «Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» от 21.03.2002 г. добавилось такое требование к лицензиату, как наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (для соискателей по проектной деятельности) и такого же количества специалистов с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3-х лет по специальности (для специалистов с высшим образованием) и не менее 5-ти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием) для фирм, занимающихся строительно-монтажной деятельностью. Эти условия являются более жесткими по сравнению с условиями, обозначенными в предыдущем положении о лицензировании, базирующемся на старом федеральном законе.
            Вступившее в силу положение о лицензировании СМР однозначно регламентирует и наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на иных законных основаниях зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и иного ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений. При соблюдении вышеуказанных условий лицензия выдается на срок до 5 лет.
         Следует отметить, что процесс выбора лицензируемых видов работ не носит спонтанный характер, а упорядочен вступившим недавно в действие     Классификатором проектных и строительно-монтажных работ для зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, который был утвержден Госстроем РФ.
       Классификатор состоит из трех частей:
               - Инженерно-геодезические работы.
               - Проектные работы.
               - Строительно-монтажные работы.
       В инженерно-геодезическом разделе представлен очень широкий спектр видов работ. Здесь присутствуют работы по созданию опорных и съемочных геодезических сетей, топографические съемки, инженерно-гидрографические работы, инженерно-геологические, гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, работы по формированию и ведению ведомственных картографо-геодезическогих фондов, работы по контролю качества работ и инжиниринговые услуги в области изысканий.
       В разделе проектных работ более точно выделены понятия по архитектурно-строительному проектированию, а также по строительному конструированию. Появились более четкие градации по объектам и видам работ, относящихся к проектной деятельности. Нынешний классификатор в разделе «Проектирование» стал более проработанным. В нем появились подразделы, включающие в себя конкретные виды выполняемых работ, что существенно упрощает процесс их выбора при лицензировании. Подраздел «Технологическое проектирование» разбит на тематические связки, такие как проектирование жилых зданий и комплексов, общественные сооружения, производственные здания и сооружения, объекты транспортного
назначения, сельскохозяйственные здания и сооружения. Добавлены разделы, ранее во «Временном примерном классификаторе» не встречавшиеся.  Например, увеличено количество работ по проектированию специальных сооружений, таких как объекты военно-промышленного комплекса, объекты и учреждения уголовно-исправительной системы, объекты и сооружения аэрокосмической съемки, и добавлены работы, связанные с подготовкой тендерной документации для подрядных торгов. Не забыто и проектирование объектов межотраслевого хозяйства: мачты, башни, резервуары, газгольдеры, вантовые конструкции, дамбы, объекты и сооружения, аккумулирующие нетрадиционные виды энергии.
           В разделе, касающемся проектирования инженерных сетей и коммуникаций, представлен широкий спектр внутренних и наружных сетей объектов, проектирование которых подлежит лицензированию.
Внимание уделено и проектированию транспортного строительства. Подлежат лицензированию работы по проектированию подъездных дорог к объектам строительства, внутрихозяйственных автодорог, автомобильных дорог  I-V категорий, а также метрополитена, мостов, тоннелей и т. д.
        Разработки специальных разделов проектной документации (охрана окружающей среды, организация строительства, сметная документация, архитектурное освещение, эффективность инвестиций) также подлежат лицензированию, равно как и осуществление функций генерального проектировщика. В классификаторе освещены и работы по проектному инжинирингу: оформление исходно-разрешительной документации, разработка инвестиционных намерений и технико-экономических обоснований в строительстве, организация деятельности проектировщиков.
        Аналогичный подход прослеживается и по разделу строительно-монтажной деятельности. В него включены работы по проведению инженерно-геодезических изысканий, подготовительные работы, земляные работы, свайные работы, каменные работы, работы с бетоном и железобетоном. Монтажные работы разбиты на монтаж конструкций общестроительного назначения (деревянные, бетонные, каменные, каркасно-обшивные, всевозможные ограждающие и пр.) и монтаж технологического оборудования и специальных конструкций. Специальные конструкции и технологическое оборудование очень широко освещено в одноименном разделе классификатора. В качестве примера можно привести такие конструкции, как подъемно-транспортные, теплосиловые, оборудование атомных электростанций и пр.
        Виды работ по пусконаладке технологического оборудования более четко приведены в соответствие с монтажом.
         Смонтированные конструкции нуждаются в гидро-, теплоизоляции и тщательной отделке. Отделочные, кровельные работы, работы по устройству полов, изоляционные работы присутствуют в классификаторе.
Немаловажно и то, что в классификаторе сведены воедино работы в рамках отраслевого и функционального назначений объектов (сельскохозяйственные объекты, объекты транспортного строительства, объекты военно-промышленного комплекса, объекты аэрокосмической отрасли и т. д.). Например, соискатели, выполняющие комплексные работы по объектам, могут теперь получить лицензию на проектирование, монтаж, пусконаладку, функции управления и эксплуатации объектов в гарантийный период, а при наличии соответствующего оборудования – организацию контроля качества выполняемых работ.
          В соответствии с расширением применения на строительном рынке различных видов систем и технологий в действующий классификатор включены соответствующие подсистемы (например, магистральные кабельные, внутризоновые линии связи, соединительные, местные электрические, волоконно-оптические, воздушные линии связи).
Особенно хочется отметить, что в соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежит не только деятельность, непосредственно связанная с выполнением вышеуказанных работ, но и деятельность по выполнению функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика. Лицензированию подлежит деятельность по строительному инжинирингу (технический надзор за строительством, организация управления строительством, предоставление технологий, организация поставки технологического оборудования, оказание помощи в управлении производством, экспертно-консультационная деятельность).
       Следует учесть, что участие в разработке тендерной документации тоже отнесено к выполнению СМР. Проведение предварительных исследований, содействие в проведении торгов, разработка условий предквалификационного отбора соискателей, экспертиза оферт, выдача рекомендаций по определению победителя торгов и консультации по условиям контракта подлежат лицензированию в Федеральном лицензионном центре (ФЛЦ) при Госстрое РФ.
          В классификаторе представлены работы, к выполнению которых предъявляются повышенные требования, касающиеся наличия у соискателя лицензии специалистов узкой квалификации и соответствующего материально-технического обеспечения. Выполнение таких работ требует повышенных мер безопасности и должно проводиться под контролем аккредитованной при ФЛЦ специализированной лаборатории по качеству. Например, проведение работ по монтажу зданий высотой более 40 метров или монтажу и пусконаладке тепловых сетей с теплоносителем свыше 115°С. Необходимость получения экспертного заключения специализированных базовых центров для выполнения вышеуказанных работ предусмотрено действующим законодательством.
            Обязательным условием получения лицензии является наличие страхового полиса на предмет страхования строительных рисков у соискателя лицензии. Эта превентивная мера введена после участившихся случаев повреждения строящихся конструкций и сооружений.
          С вступлением в силу нового КЗОТ РФ особую роль в строительстве стали играть меры по защите охраны труда работников на предприятии. При отсутствии вышеуказанных мер на предприятии лицензия государством не выдается.
          Следует отметить, что не все виды работ по строительству и монтажу оборудования лицензируются Федеральным лицензионным центром при Госстрое РФ. Часть видов сопутствующих работ (например, работ по замеру сопротивления изоляции проводов или определению петли фаза-нуль) лицензируются Министерством топлива и энергетики РФ, а работы по монтажу систем пожаротушения лицензируются и в ФЛЦ при Госстрое, и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Данное разделение компетенций Центров при лицензировании способно ввести в заблуждение соискателя, незнакомого с федеральным законодательством РФ и с соответствующими положениями о лицензировании, принимаемыми Правительством РФ.
        Несомненно, указанные меры способствуют росту качества выполняемых работ на рынке строительно-монтажных и проектных услуг, а также помогают упорядочить отношения между субъектами строительной деятельности, что значительно расширяет возможность интеграции России в Европейское сообщество. Этому способствуют и недавно принятые в России законы о лицензировании. Однако следует учесть, что в рыночных условиях нарастающий спрос всегда диктует предложение. А Россия в настоящее время – страна с рыночной экономикой, что уже является общепризнанным фактом. Поэтому для последующей интеграции в мировую экономику России необходимо внести свой вклад, касающийся приведению строительных норм и правил в соответствии с мировыми требованиями.
 

Нормативные документы

 

       Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом

       Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174.
        1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.
         Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее именуется – деятельность по проектированию зданий и сооружений).
         2. Лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее именуется – лицензирующий орган).
          3. Лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.
         4. Лицензионными требованиями и условиями являются:
                     а) наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному обслуживанию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;
                   б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
                   в) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих проектирование зданий и сооружений;
                     г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве;
                    д) наличие системы контроля за качеством разрабатываемой правовой документации.
       5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
             а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
                      - наименования организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;
                      - фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;
                      - лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться;
               б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица; копию свидетельства государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
                в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
                г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;
                д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;
                е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов, документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.
        Копии документов, указанных в подпунктах б) и в) настоящего пункта, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.
         6. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.
     Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные проектные организации, профессионально-творческие организации в области строительства, архитектуры и градостроительства, органы (организации) государственной экспертизы, надзорные органы, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.
          Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят для лицензирующего органа рекомендательный характер.
      7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
              а) наименование лицензирующего органа;
              б) лицензируемая деятельность;
              в) сведения о лицензиате:
                       - наименование и организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, места нахождения – для юридического лица;
                       - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
                        - код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
               г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
               д) дата принятия решения о выдаче лицензии;
               е) номер лицензии;
              ж) срок действия лицензии;
               з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
               и) сведения о продлении срока действия лицензии;
               к) сведения о переоформлении лицензии;
               л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
                м) основание и дата аннулирования лицензии.
         8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт и заверяют его своими подписями.
         Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действий лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.
            Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.
         9. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок в письменной форме лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
        10. Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.
      11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением. N

О Своде правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом»

      Постановлением от 14.02.02 г. № 6 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом».
       Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС) и Межрегиональным центром обучения и качества легкокаркасного домостроения.

О своде правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

        Постановлением от 14.02.02 г. № 7 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов».
         Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС), АО «ЦНИИПромзданий» и НП «АВОК».

О Своде правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом»

        Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 04.06.02 г. № 34 одобрил Свод правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом». Свод правил разработан Государственным унитарным предприятием «НИИМосстрой» и Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС).
          Выполнение указаний данного Свода правил обеспечит соблюдение обязательных требований к наружным системам водоснабжения, установленных действующими СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 3-05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации».
             В Своде правил рассмотрены вопросы, касающиеся применения труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, изготовляемых, например, Синарским и Липецким трубными заводами. Приведены основные показатели труб, соединительных частей и способы их соединения, рассмотрены правила хранения труб, вопросы монтажа и испытания трубопроводов, а также техники безопасности при их монтаже. Приведены методики гидравлического расчета трубопроводов водоснабжения, а также выбора типоразмеров труб для напорных трубопроводов при подземной прокладке в грунте с учетом требований прочности, предъявляемых к водопроводным сетям.

 

О теплозащите строящихся зданий

 

         Госстрой России принимает последовательные меры по повышению энергоэффективности строящихся зданий и сооружений.
          Постановлениями Госкомитета от 11.08.95 г. № 18-81 и от 19.01.98 г. № 18-8 приняты изменения №№ 3 и 4 строительных норм и правил СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника», устанавливающие новые повышенные требования к теплозащите ограждающих, в том числе светопрозрачных, конструкций зданий.
            По поручению Госстроя России АО «ЦНИИЭПжилища» в 1999 году выполнило работу по объективной оценке экономической обоснованности принятых нормативных требований. Результаты указанной работы свидетельствуют о том, что новые нормативные требования обоснованы и практически реализуемы.
          За истекший после принятия изменений №№ 3 и 4 к СНиП II-3-79 период в Российской Федерации создана соответствующая база для сооружения зданий, отвечающих нормативным требованиям по теплозащите. Разработаны новые технологии, выпускаются необходимые для реализации указанных требований строительные материалы, оконные и дверные блоки. В ряде субъектов Российской Федерации приняты в этом плане территориальные строительные нормы.
            Постановлением Госстроя России от 02.02.98 № 18-11 с 1 января 2000 года была запрещена приемка в эксплуатацию объектов при нарушении действующих норм по теплозащите ограждающих конструкций, независимо от начала их строительства.
          Тем не менее, в отдельных субъектах Российской Федерации требования указанных выше постановлений не соблюдаются. В первую очередь это относится к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, для которых вопросы теплоэнергосбережения должны быть первостепенными.
           Госстрой России подтверждает требования СНиП II-3-79* и зарегистрированных Госкомитетом территориальных строительных норм к наружным ограждающим конструкциям зданий и запрещает приемку их в эксплуатацию при нарушении указанных требований, независимо от начала строительства.
 

        вверх страницы

 

Международные стандарты по обеспечению качества продукции

 

       Возросшая в мире конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителям к качеству продукции. Требования потребителя включают в технические условия. Однако сами по себе технические условия не могут быть гарантией качества, если в организационной системе, включающей снабжение продукцией и ее обслуживание, имеются какие-либо несоответствия.
        Поэтому были разработаны стандарты на системы качества и руководящие указания, дополняющие соответствующие требования к продукции, приведенные в технических условиях. Международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для обеспечения общего руководства качеством в основных отраслях промышленности и экономики. Международные стандарты серии ИСО 9000 описывают элементы, которые должны включать системы качества, а не способы их внедрения в конкретной отрасли промышленности (экономики) или конкретной организацией.
     Методические указания по выбору и применению конкретного международного стандарта для данных условий обеспечения качества и общего руководства качеством приведены в стандарте ИСО 9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
         Систему обеспечения качества и общего руководства качеством создает, поддерживает в рабочем состоянии и улучшает организация-поставщик продукции с помощью сети процессов.
        Исполнительное руководство этой организации осуществляет оценку состояния и адекватности системы качества, включая политику в области качества применительно к требованиям заинтересованных лиц.
         Проверки системы качества может проводить первая сторона, т.е. сама организация-поставщик продукции или кто-то от ее имени, вторая сторона, которой являются потребители продукции, и третья сторона - независимые органы по сертификации.
          Проверка, проводимая первой стороной, является, как правило, более глубокой и всесторонней. Проверка второй или третьей сторонами является более объективной.
         Внутренние проверки качества первой стороной предоставляют сведения эффективного анализа со стороны руководства, а также корректирующего, предупреждающего или улучшающего действия.
          Проверки качества второй стороной проводят потребители или другие лица от имени потребителя, если рассматривается контракт или серия контрактов. Эти проверки обеспечивают уверенность в поставщике.
          Проверки качества третьей стороной проводят компетентные органы по сертификации с целью осуществления сертификации или регистрации, обеспечивая таким образом уверенность потенциальным потребителям.
          Проверка качества может осуществляться на различных этапах жизненного цикла продукции.
          Основные требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Части 1, 2 и 3 стандарта ИСО 10011 содержат методические указания по проверкам.
       В зависимости от вида деятельности и этапов жизненного цикла продукции, на которых внедряется система качества, организации-поставщику рекомендуется использовать соответствующие международные стандарты серии ИСО 9000. В состав указанной серии входят следующие стандарты:

- ИСО 9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению".
        На ИСО 9000-1 должна делать ссылку любая организация, занимающаяся разработкой и внедрением систем качества.
         Чтобы быть конкурентоспособными и поддерживать хорошие экономические показатели, организации-поставщики нуждаются в применении все более эффективных систем.

- ИСО 9000-2-93 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003".
          Стандарт содержит методические указания по применению разделов стандартов, посвященных обеспечению качества, и особенно полезен в процессе первоначального применения.

- ИСО 9000-3-91 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, постановке и обслуживании программного обеспечения".
         (ИСО 9000-3 имеет отношение исключительно к программному обеспечению ЭВМ).

- ИСО 9000-4-93 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 4. Руководство по управлению программной надежности".
       ИСО 9000-4 следует использовать при необходимости обеспечения надежности (т.е. безотказности, ремонтопригодности и готовности) характеристик продукции.

- ИСО 9001-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
          ИСО 9001 следует применять, когда необходимо подтвердить способность компании-поставщика к управлению процессами при проектировании, а также при производстве соответствующей продукции. Установленные требования направлены, главным образом, на достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения несоответствий продукции на всех стадиях от проектирования до обслуживания.

- ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании".
         ИСО 9002 следует применять при необходимости подтверждения способности компании-поставщика к управлению процессами при производстве соответствующей продукции.

- ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
         ИСО 9003 следует применять, когда необходимо подтвердить способность поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля и испытаний.

- ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания".
      На ИСО 9004-1 должна делать ссылку любая организация, собирающаяся разрабатывать и внедрять систему качества.
      ИСО 9004-1 дает описание обширного перечня элементов системы качества, относящихся ко всем этапам и видам деятельности жизненного цикла продукции, с тем, чтобы оказать помощь организации в выборе и применении элементов, соответствующих ее потребностям.

- ИСО 9004-2-91 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам".
        На ИСО 9004-2 должны делать ссылки организации, предоставляющие услуги или организации, чья продукция включает элемент услуги.
        ИСО 9004-2 дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции в сфере услуг, описывает концепции, принципы и элементы системы качества, применяемые ко всем формам предоставляемых услуг.

- ИСО 9004-3-93 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 3. Руководящие указания по перерабатываемым материалам".
        На ИСО 9004-3 должны делать ссылки организации, чья продукция (конечная или промежуточная) производится путем переработки и состоит из твердых веществ, жидкости, газов или комбинаций из них.
         ИСО 9004-3 дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции из разряда перерабатываемых материалов.

- ИСО 9004-4-93 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества".
          На ИСО 9004-4 должна делать ссылку любая организация, желающая повысить свою эффективность (независимо от внедрения официальной системы качества). ИСО 9004-4 описывает основные концепции и принципы, административные руководящие указания и методологию (средства и методы) улучшения качества.

- ИСО 10011-1-90 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка".
         ИСО 10011-1 следует использовать при организации, планировании, проведении и оформлении проверок систем качества. Стандарт содержит руководящие указания по проверке существующих и внедряемых элементов системы качества, а также по проверке способности системы достичь определенных целей в области качества.

- ИСО 10011-2-91 "Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества".
         ИСО 10011-2 следует использовать при отборе персонала и подготовке экспертов-аудиторов для проведения проверок систем качества.
          Стандарт содержит методические указания по квалификационным критериям для экспертов-аудиторов по проверке систем качества. Они касаются образования, подготовки, опыта, личных качеств и способности к руководству, требуемых для осуществления проверки.

- ИСО 10011-3-91 "Руководящие указания систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок".
          ИСО 10011-3 следует применять при планировании руководства программой проверки. Он содержит основные руководящие указания по управлению программой проверок систем качества. Стандарт согласуется с другими частями ИСО 10011.

- ИСО 10012-1-92 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. Часть 1. Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования".
          ИСО 10012-1 следует использовать, когда качество продукции или процесса в значительной степени зависит от способности точного измерения. Он устанавливает основные показатели системы подтверждения пригодности измерительного оборудования, которое будет использоваться компанией-поставщиком. Стандарт содержит требования к обеспечению качества измерительного оборудования компании-поставщика, гарантирующие, что измерения выполнены с преднамеренной точностью и последовательностью. Он также содержит более подробные требования по сравнению с приведенными в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 и предоставляет методические указания по применению.
        Международные стандарты ИСО серии 9000 используются для построения общих основ системы контроля качества продукции. Конкретный ее механизм применительно к данной стране и отрасли промышленности (экономики) разрабатывается непосредственным исполнителем.
         В частности, механизм проверки системы качества в строительстве России приведен в "Руководящих документах по сертификации в строительстве" (РДС).

вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

ЗАЩИТНИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ СТАЛИ «ПОЛИТИЧЕСКИМИ»
 

 

       Вчера 27 апреля представители правительства Москвы встретились за круглым столом с деятелями культуры и искусства. Поводом послужило опубликованное в «Известиях» 15 апреля открытое письмо московской общественности президенту страны и мэру столицы. Московская интеллигенция, обеспокоенная разрушением архитектурного прошлого города, считает, что политика в области архитектуры и градостроительства должна приобрести статус федерального приоритета. Политический подтекст письма всерьез насторожил столичные власти.
 

        О политической окраске заявления, выдвинутого известными художниками, артистами, архитекторами и литераторами, уже в самом начале разговора упомянул главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Но должно было пройти больше часа, прежде чем вопрос прозвучал открыто. Началось же обсуждение кратким разбором неточностей, допущенных в письме. Прозвучало и разочарование в связи с отсутствием большей части авторов обращения, и вполне резонная обида.
       — Многое из сказанного и я, и правительство Москвы поддерживаем, — отметил Александр Кузьмин. — Но далеко не все в этом письме справедливо. Несправедливо в отношении того, что мы делаем, ради чего работаем. За последние годы ни разу не нарушалась установленная процедура. Если посчитать, сколько раз мэр Москвы поддержал или отверг какое-либо предложение, счет будет 6:0 в пользу охраны памятников.
         — Я не хочу никого обвинять, а лишь хочу пробудить общественность, — вступил в дискуссию директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч. — Чем больше мы говорим о проблемах, тем эффективнее начинаем сотрудничать. Чем больше людей озабочены судьбой родного города, тем лучше. За последние 10 лет облик города кардинально изменился. Происходит физическое уничтожение исторической среды, под видом реставрации идет снос архитектурных памятников. Закон не защищает облик, атмосферу города. Его индивидуальное лицо становится незаметным.
         В поисках точек соприкосновения прошел целый час. Первое конструктивное предложение высказал Алексей Клименко, вице-президент Академии художественной критики, подписавшийся под обращением. Он предложил ввести строгий контроль всех принимаемых решений со стороны общественности, институт независимой экспертизы. Но, как выяснилось, такой институт существует. Как сообщила первый заммэра по социальной политике Людмила Швецова, чуть больше года назад по инициативе мэра был создан Совет по управлению и развитию, который изучает общественное мнение, и в частности восприятие градостроительной политики населением.
          —Деятели культуры имеют возможность встречаться с мэром и высказывать свою точку зрения, — сказала Любовь Швецова, — но я ни разу на этих встречах не слышала от них критики. Общественность должна участвовать во всем, что происходит в городе, но давайте решать эти вопросы не в письменной перепалке.
         Наконец, когда эмоции поутихли, прозвучал главный вопрос, который озвучил первый заммэра по экономике Юрий Росляк:
        — Почему письмо было написано именно сейчас, когда на уровне законодательства решается вопрос разграничения федеральной и городской собственности? Какие цели преследовали авторы письма? Неужели они не понимали, что это политика!
         Оппоненты не могли скрыть недоумения. Оказалось, ключевая проблема, так волнующая правительство города, совсем не заботила выступившую с обращением интеллигенцию. «Никто из подписавшихся под письмом и не догадывался об этих проблемах», — заверили присутствующие.
       — Нам все равно, в чьей собственности находятся памятники, — удивился Алексей Комеч. — Имущественные интересы вне нашей сферы. Даже помыслить об этом нельзя!
         Успокоив городские власти, деятели культуры и архитекторы договорились о дальнейшем сотрудничестве, согласившись, что такие встречи полезны. Хотя какой новый повод заставит собраться таким представительным составом, пока предположить сложно.

 

ЕКАТЕРИНА СУЛТАНОВА

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Апрель 29, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное