Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 22


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

   Сайт Алексея Кулакова

 Несколько статей, написанных Алексеем Кулаковым

профессионала в строительном производстве

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №22

1

Содержание:

события

  1. Изоляционная система под потолком

статьи

  1. Нормативно-законодательное обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства России

  2. Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N№ 1122-ПП "О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса"

  3. Реформа ЖКХ – что же сделано на самом деле

А это на общетрепещущие темы:

  1. Кризис водных ресурсов

Анонс двадцать третьего выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(29.04.04)

 

Изоляционная система под потолком
 

        Компания Knauf Insulation разработала систему, позволяющую крепить прокладки для изоляции потолков под бетонными плитами или деревянным каркасом Эта система упрощает любую установку подвесных потолков, позволяя создать изоляцию потолка по металлическому каркасу.
       Предназначенная для профессионалов, система допускает длинную (укладка стекловолокна) или короткую (прямая установка обшивки из гипсовых плит или деревянных панелей) регулировку для экономии места.
       Новые потолочные подвески легко регулировать. Они адаптированы к любым конфигурациям благодаря очень практичным приспособлениям производителя для обеспечения плоскостности потолка.
       Подвеска снабжена зубом для забивания между потолочным брусом и плитами заполнения либо для привинчивания на деревянное стропило. Прочная и практичная подвеска (выдерживает нагрузку около 60 кг), оснащенная системой регулировки перемещения пружины, поднимаемой с помощью металлической головки, удобна в работе

      вверх страницы

  

Нормативно-законодательное обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства России
 

       Чрезвычайно актуальными являются вносимые изменения и дополнения в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», которые преследуют цель совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и системы адресной социальной поддержки граждан при переходе на полное возмещение затрат предприятий при предоставлении жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

 

      Опыт реализации реформы ЖКХ показал невозможность установления единого для всех субъектов Российской Федерации срока ее завершения в 15 лет, учитывая различные уровни их социально-экономического развития.
       В частности, проект разграничивает полномочия по порядку установления величины оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным, субфедеральным и муниципальными уровнями власти. Конкретизируются положения о структуре и размере оплаты жилья, сроках перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
      Учитывая различные уровни социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, законопроект предусматривает передачу полномочий по срокам перехода к полной оплате населением ЖКУ субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления на основании принимаемых Правительством РФ решений.
       Впервые на законодательном уровне закрепляется положение об обязательном принятии мер организациями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги по снижению издержек по содержанию и ремонту жилья, коммунальной инфраструктуры.
      Это норма напрямую связана с федеральной программой реформирования и модернизации ЖКХ, реализация которой предусматривает меры по обновлению основных фондов, установке приборов учета и регулирования, энергосбережения, создания конкурентной среды в сфере оказания ЖКУ и др.
      Эти направления реформирования приобретают серьезную новизну, если Правительство получит полномочия в соответствии с п. 2 нового законопроекта по установлению основ ценообразования в ЖКХ. Кроме того, появится возможность индексации коммунальных тарифов при повышении услуг на энергоресурсы, транспортные услуги и др.
       В законопроекте более широко и конкретно определены порядок и условия предоставления субсидий по оплате ЖКУ малообеспеченными категориями граждан с указанием источников их финансирования, что ранее не было определено.
       Это позволит сформировать единые подходы к организации процедуры предоставления гражданам адресной социальной помощи – субсидий. Сегодня Правительство РФ рекомендует субъектам Федераций этот порядок. В результате в одних регионах граждане собирают множество справок для получения субсидий, в других – обходятся одной, и этого, как правило, достаточно. Конкретизация особенности социальной защиты в законопроекте позволит упорядочить эти процедуры.
        В развитие этого законодательного акта уже подготовлен проект постановления Правительства РФ «О совершенствовании тарифного регулирования и договорных отношений в ЖКХ», где обозначены следующие существенные вопросы:
              - проекты бюджетов всех уровней должны формироваться на основе прогнозируемых на очередной бюджетный год значений регулируемых цен (тарифов);
               - учитываются доходы населения и меры по снижению издержек ЖКУ;
              - устанавливается период регулирования, равный 1 году;
              - стимулируются муниципальные образования, имеющие экономию средств в результате реформирования ЖКХ;
               - утверждаются типовые договора социального найма жилого помещения и с собственником на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг (Минюст предлагает их исключить).
        Не могут не вызывать озабоченность вопросы управления и эксплуатации жилищной недвижимости. В управлении ТСЖ, ЖСК, ЖК – 6% от общей площади жилья; высокие приведенные затраты содержания; низкая энергоэффективность.
         Для более широкого привлечения граждан к участию в реализации жилищно-коммунальной реформы и реформы местного самоуправления готовится проект постановления Правительства РФ «О передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере органам территориального общественного самоуправления многоквартирных домов».
         В законодательном обеспечении решение многих вопросов также зависит от принятия нового Жилищного кодекса и внесения изменений в действующий Федеральный закон «О ТСЖ», рассмотрение этих документов переносится на 2003–2004 годы.
       Пока же из-за отсутствия эффективных собственников, несвоевременного проведения всех видов ремонта темпы прироста ветхого и аварийного жилья в России за последние годы весьма значительны: 1995 год – 38 млн м2, в настоящее время – 66 млн м2.
      По данным статистики, в 2001 году выбыло по ветхости 14 млн м2, или около 50% объема, нового ежегодного жилищного строительства.
        Проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда приобрела государственное значение в виде значительного увеличения государственных капитальных вложений из федерального бюджета в 2003 году. Однако существует серьезная проблема необходимости реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий.
         Как известно, Федеральная целевая программа «Жилище» состоит из 9 подпрограмм, государственными заказчиками которых являются федеральные органы исполнительной власти.
         В этой связи назрела необходимость консолидации всех бюджетных ресурсов для целей реконструкции жилых домов первых массовых серий, сноса ветхого и аварийного жилья, одновременно решая вопросы обеспечения жильем соответствующих категорий граждан (жилищные сертификаты, переселение северян и граждан, проживающих в аварийном жилье и т. д.).
        По существу, все бюджетные средства не должны направляться на строительство жилья, в том числе долевое, на новых строительных площадках.
        Экономическая ситуация, состояние жилищного фонда сейчас таково, что приоритеты нового жилищного строительства могут быть ориентированы на внебюджетный и частный капитал.
      Новой экономической моделью функционирования ЖКХ, реализуемой в рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», предусматривается переход на полное возмещение затрат производителей ЖКУ всеми потребителями, включая население. Главным содержанием данной модели является прекращение прямого дотирования жилищно-коммунального хозяйства путем переориентации бюджетных потоков от производителя услуг – предприятий ЖКХ потребителям – населению.
        Реализация такого подхода предполагает открытие персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться бюджетные средства. Для отработки юридических, организационных и технических аспектов открытия социальных счетов граждан в течение 2002–2003 годов в 8 субъектах Российской Федерации планируется провести эксперимент по применению экономической модели реформирования ЖКХ.
       Условия участия субъектов Федерации в проведении данного эксперимента определены постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года № 490.
       Для отработки механизма внедрения персонифицированных социальных счетов граждан отобраны следующие субъекты Российской Федерации и города: Республика Саха (Якутия) – г. Якутск, Республика Татарстан – г. Казань, Чувашская Республика – гг. Новочебоксарск и Шумерля, Белгородская область – гг. Белгород, Губкин, Старый Оскол, Нижегородская область – г. Арзамас, Борский район, Ростовская область – гг. Ростов-на-Дону, Волгодонск, Новочеркасск, Тюменская область – гг. Тобольск и Ишим, Голышмановский и Викуловский районы, Санкт-Петербург.
        Использование системы социальных счетов должно способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, активизации стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных форм объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством предоставляемых ЖКУ, развитию профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.
       В процессе реформирования ЖКХ особую важность приобретает решение вопросов энергоэффективности, энергосбережения и энергоперспективы. Госстрой России в своей деятельности будет и в дальнейшем подходить к решению этих проблем комплексно, в том числе путем разработки и внедрения новых нормативов в строительстве, производстве стройматериалов и в ЖКХ. Уже разработано свыше 10 стандартов, реализующих новые требования к окнам. Разрабатываются своды правил по устройству систем поквартирного учета расхода ресурсов по отоплению, водоснабжению, газоснабжению. В 2003–2004 годах будут приниматься в эксплуатацию только те дома, которые будут оснащены поквартирными счетчиками воды, тепла, газа.
        Ведутся работы по пересмотру основополагающих СНиПов, связанных с работой служб городского хозяйства, а также разработка Сводов правил по применению прогрессивных технологий при строительстве и реконструкции наружных сетей теплоснабжения и внутренних инженерных систем зданий с применением всех видов пластмассовых труб.
        Мы постоянно убеждаемся, что проводимые нами реформы требуют понимания не только со стороны специалистов и органов властей всех уровней, но и всего населения страны.      Необходима постоянная и доходчивая разъяснительная, пропагандистская работа. В целях ее активизации приказом Госстроя создана Межведомственная комиссия и объявлен  Всероссийский конкурс на организацию лучшего проекта по информационно-пропагандистскому сопровождению реформы ЖКХ за 2002 год. Проведение указанного конкурса, по мнению Госкомитета, должно способствовать активизации в печатных и электронных средствах массовой информации регионального и муниципального уровней, разъяснительной работы среди населения об основных целях и задачах по реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».

 

А. Д. Кочегаров

        вверх страницы

 

Постановление Правительства Москвы  от 18 декабря 2001 года N№ 1122-ПП

О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса

 

 

         Руководствуясь основными принципами ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в ред. федеральных законов от 12.01.1996 № 9-Ф3, от 21.04.1997 № 68-Ф3, от 10.02.1999 № 29-Ф3, от 17.06.1999 № 113-Ф3, от 08.07.1999 № 152-Ф3), во исполнение постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года № 865-ПП «О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве и перспективах ее развития», на основе доложенных на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2001 года и согласованных с Минэкономразвития и Госстроем России подходов к внедрению экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса Москвы, Правительство Москвы постановляет:

     1. Считать основной целью реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы формирование цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг с созданием четких механизмов социальных гарантий и адресной защиты малообеспеченных слоев населения.
     2. Установить следующие приоритетные направления деятельности исполнительных органов власти города на 2002–2003 годы по достижению целей реформы жилищно-коммунального хозяйства:
            2.1. Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования и сближение тарифов на коммунальные услуги для различных категорий потребителей.
            2.2. Обеспечение объективного и обоснованного формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
            2.3. Совершенствование системы учета потребляемых жилищно-коммунальных услуг и порядка расчетов за названные услуги, а также механизмов адресной защиты малоимущих категорий граждан.
            2.4. Создание условий для формирования товариществ собственников жилья и других форм объединений жителей.
            2.5. Развитие конкурентных отношений в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда.
            2.6. Совершенствование договорных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
            2.7. Информационное сопровождение реформы жилищно-коммунального хозяйства.
      3. Одобрить представленные Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы ставки на жилищные услуги для расчетов с населением г. Москвы, установленные с учетом бюджетных дотаций (приложения 1 и 2).
      4. Предложить собственникам и нанимателям жилых помещений, имеющим среднедушевой доход семьи выше 8 500 рублей в месяц, с 1 января 2002 года на добровольной основе вносить плату за жилищные услуги и услуги теплоснабжения по ставкам, отражающим экономически обоснованные затраты по предоставлению услуг (приложения 3, 4 и 5).
       5. Сохранить на 2002 год действующий порядок предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг гражданам (семьям), чьи платежи за них, исходя из занимаемой в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, превышают 13% от совокупного дохода семьи, уменьшенного на сумму минимального размера оплаты труда, установленного на соответствующий период времени законами и иными нормативными актами Российской Федерации, умноженного на число членов семьи.
      6. Поручить Управлению городского заказа Правительства Москвы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлению топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы, префектам административных округов предложить Главам районных Управ по принадлежности:
           6.1. После утверждения в установленном порядке ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленных с учетом бюджетных дотаций, обеспечить проведение населению перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги.
                 6.1.1. Начисление за жилищно-коммунальные услуги гражданам, не получающим в настоящее время субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии), производится по двум вариантам:
- по ставкам, установленным с учетом бюджетных дотаций (обязательные);
- по ставкам, отражающим экономически обоснованные затраты по предоставлению услуг (добровольные).
   В этом случае оформляется два извещения о размере платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги.
                  6.1.2. Начисление за жилищно-коммунальные услуги гражданам, получающим жилищные субсидии, производится по ставкам, установленным с учетом бюджетных дотаций. В этом случае оформляется одно извещение о размере платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги.
                  6.1.3. Извещения о размере платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги доводятся до плательщиков без посещения ими организаций-поставщиков услуг.
            6.2. Организовать оповещение населения о новом порядке расчетов за жилищно-коммунальные услуги и обеспечить сбор информации о количестве граждан, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги в порядке, предложенном в пункте 4 настоящего постановления.
       7. Управлению городского заказа Правительства Москвы в целях сокращения объемов перекрестного субсидирования организовать переход с 1 января 2002 года на возмещение выпадающих доходов жилищных, ресурсоснабжающих организаций и организаций связи от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующими законами и иными нормативными актами, за счет средств городского бюджета через Городской центр жилищных субсидий.
      8. Поручить Управлению городского заказа Правительства Москвы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлению топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы, префектам административных округов предложить Главам районных Управ по принадлежности обеспечить проведение независимого аудита финансовых балансов жилищных и ресурсоснабжающих организаций, до 1 мая 2002 года рассмотреть его итоги на балансовых комиссиях Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы и префектур административных округов и, в случае необходимости, внести в Региональную межведомственную комиссию по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы и Региональную энергетическую комиссию г. Москвы предложения по корректировке тарифной политики.
       9. Руководителям Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы, Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы, Департамента финансов г. Москвы до 1 июня 2002 года:
            9.1. Подготовить конкретные предложения по механизму стимулирования внедрения ресурсосберегающих технологий и экономии за счет этого бюджетных средств, расходуемых на возмещение разницы в тарифах на поставку ресурсов.
            9.2. Ввести для жилищных и ресурсоснабжающих организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систему ежеквартального предоставления сведений о потреблении тепловой энергии и воды. Установить, что информация составляется на основании актов выверки расчетов жилищной и ресурсоснабжающей организацией, подписывается заместителем префекта, ответственным за жилищно-коммунальное хозяйство, и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляется для обобщения и анализа в Управление городского заказа Правительства Москвы.
      10. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы совместно с Управлением городского заказа Правительства Москвы, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлением топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы до 1 июля 2002 года обеспечить завершение разработки примерных договоров (соглашений):
- с нанимателями и собственниками жилых помещений;
- с организациями, управляющими жилищным фондом, независимо от их организационно-правовых форм (жилищными организациями);
- с ресурсоснабжающими организациями.
       11. Признать целесообразным осуществить в 2002 году подготовку по второму этапу реформирования системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги на основе прекращения дотирования ресурсоснабжающих организаций и завершения перехода на выплату адресных жилищных субсидий малообеспеченным слоям населения:
               11.1. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с префектами административных округов и с участием Глав районных Управ:
- с 1 января 2002 года закрепить за Городским центром жилищных субсидий занимаемые им и его районными отделами нежилые помещения на праве оперативного управления;
- в I полугодии 2002 года предоставить Городскому центру жилищных субсидий на праве оперативного управления нежилые помещения для размещения 13 дополнительных районных отделов и 27 помещений для расширения существующих отделов.
               11.2. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы, Департаменту экономической политики и развития г. Москвы и Управлению городского заказа Правительства Москвы:
- до 1 февраля 2002 года подготовить и представить на утверждение руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы единые общегородские требования к автоматизированной системе начисления и учета платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги с определением единых входных и выходных форм;
- до 1 мая 2002 года организовать на конкурсной основе разработку типового проекта автоматизированной системы для жилищной организации.
               11.3. Префектам административных округов, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Управлению топливно-энергетического хозяйства обеспечить использование жилищными и ресурсоснабжающими организациями программ автоматизированных расчетов за жилищно-коммунальные услуги, отвечающих единым общегородским требованиям, указанных в первой части пункта 11.2 настоящего постановления.
                11.4. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Региональной энергетической комиссии г. Москвы и Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы до 1 апреля 2002 года внести на утверждение Правительства Москвы предложения об изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для расчетов с населением с 1 июля 2002 года, установленных с учетом бюджетных дотаций, а также представить прогноз изменений названных ставок и тарифов в 2003 году, предусмотрев при этом сближение тарифов для населения, промышленности и других потребителей на услуги электро- и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
                11.5. Департаменту финансов г. Москвы по представлению Управления городского заказа Правительства Москвы до 1 июля 2002 года представить Мэру Москвы предложения об источниках и сроках финансирования расходов:
- на ремонт выделенных Городскому центру жилищных субсидий нежилых помещений, а также оснащение вновь открываемых отделов вычислительной техникой;
- на разработку типового проекта автоматизированной системы для жилищной организации;
- на оснащение жилищных организаций вычислительной техникой.
                 11.6. Управлению городского заказа Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы до 1 октября 2002 года внести на утверждение Правительства Москвы предложения об изменении порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг по мере перехода на расчеты с населением за вышеназванные услуги по ставкам, отражающим экономически обоснованные затраты по поставке услуг.
     12. Поручить префектам административных округов и предложить Главам районных Управ обеспечить в 2003 году конкурсный отбор организаций для управления жилищным фондом.
     13. Государственному учреждению «Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Москвы» организовать работу по информированию москвичей об изменении порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги и ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города и привлекать к ней на договорной основе специализированные организации, осуществляющие социальные исследования и информационно-консультативное обеспечение администрации города по проблемам реформы жилищно-коммунального комплекса г. Москвы.
      14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Никольского Б. В. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю. В.

 

Мэр Москвы Ю. М. Лужков
 

вверх страницы

 

Реформа ЖКХ –  что же сделано на самом деле

       Принятие в начале 90-х годов прошлого столетия Законов РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и «О приватизации жилищного фонда» было обусловлено необходимостью повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Эти законодательные акты, принятые в развитие новой Конституции РФ, заложили основу:
- формирования современных рыночных (бездотационных) отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) России;
- усиления адресной социальной защиты населения при поэтапном переходе к 100% оплате гражданами услуг ЖКХ.

Динамика изменения основных элементов реформы ЖКХ за 1993–2002 годы

       Реформа ЖКХ была и остается многоэлементным процессом, в котором гармонично сочетается принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений и грамотно поставленная информационно-пропагандистская кампания, которая обязана сделать население союзником и главным участником процессов преобразований в этой жизненно важной сфере национальной экономики.
      Раздел 1. Формирование основ правового (юридически оформленного) регулирования взаимоотношений граждан, проживающих в жилищном фонде (наниматели и собственники), с домовладельцами и поставщиками коммунальных услуг.
         1.1. До 1993 года юридически оформленных договоров, определяющих взаимоотношения сторон по условиям проживания в жилых помещениях, качеству и своевременности предоставления коммунальных услуг, практически не существовало (0,2%). Сегодня около 50% населения оформили такие договора (найма, обслуживания), и на этой основе уже формируется судебная (а не административная) практика разрешения конфликтов между сторонами договора.
          1.2. В соответствии с законодательством осуществлялось разделение функций управления и хозяйствования (заказчик – подрядчик) в жилищной сфере. На местах вместо ЖЭК формировались прообразы управляющих компаний – Службы заказчика. Сегодня 70% жилищного фонда обслуживается такими структурами.
          1.3. В регионах, где услуги по обслуживанию жилищного фонда, лифтов и удаление твердых бытовых отходов в первоочередном порядке было переведено на полную оплату населением, а это более 5% объема этих услуг по России, введена конкурентная сфера по их оказанию (предоставлению). (В гг. Бор, Сургут, Новочеркасск, Москва эта величина составляет 80–100%.)
            1.4. К сожалению, не получил должного развития один из основных элементов реформы ЖКХ – самоуправление граждан в жилищной сфере и создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). За годы реформ было создано около 5 тыс. ТСЖ, и количество жилья, управляемого жителями вместе с ЖСК, МЖК, ЖКК, на сегодня составляет около 6%. (В Белгородской области этот показатель – 70%, в Ростовской области – 30%.) Реализация институциональных элементов реформы, как показывает опыт, формирует новую правовую социально-экономическую атмосферу, создает условия для каждого проживающего реально контролировать и влиять на качество обслуживания, экономить ресурсы и снижать свои затраты на их оплату.
        Доля жилых помещений частной собственности в домах государственного и муниципального жилищного фонда возросла до 63,1%. Количество вводимого индивидуальными застройщиками жилья за период проведения реформы возросло более чем в 4 раза и достигло почти 43% от всего объема вводимого в России жилья.
       В области тепло-, электро-, водоснабжения появились частные предприятия. В теплоснабжении, по данным статистики, их насчитывается почти 30%, предприятий совместной формы собственности с участием иностранного капитала почти 1%, 13% тепловых сетей и теплоисточников принадлежит частным компаниям. Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно 37 и 17%.
      Раздел 2. Ресурсный блок элементов реформы направлен на повышение надежности оказываемых услуг и снижение их удельного потребления.
          2.1. Повышение теплотехнических характеристик ограждающих конструкции зданий (стен, окон, кровли и т. д.) осуществляется в соответствии с установленными в 1995 году новыми требованиями СНиП при новом строительстве и реконструкции (капитальном ремонте) жилья. Сегодня в России уже 6% жилья соответствуют этим требованиям.
          2.2. Модернизация генерирующего, электротехнического оборудования и сетевого хозяйства в ЖКХ обеспечивает рациональное использование энергоресурсов, а следовательно, снижает затраты на производство услуг и обеспечивает качество и надежность их предоставления. К сожалению, только около 10% коммунальных объектов соответствует современным требованиям по энергоресурсопотреблению, применяемым технологиям и материалам.
         2.3. Установка приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов в жилых и общественных зданиях и в жилых помещениях достигла 25%. Это позволяет получить собственникам и нанимателям жилья реальную картину потребляемых воды, тепла, газа и влиять на объемы их потребления, а следовательно, и величину оплаты за коммунальные услуги.
Именно эффективные собственники (ТСЖ, ЖСК и др.) заинтересованы в снижении энергопотребления. Они устанавливают договорные отношения, базирующиеся на фактических объемах потребления энергоресурсов. В значительной мере за счет новых форм управления жильем удалось увеличить количество установленных приборов с 2 до 25%.
      Раздел 3. Финансово-экономический и одновременно социальный блок элементов реформы ЖКХ теснейшим образом связан с первыми двумя и направлен на создание условий для привлечения инвестиций в этот сектор экономики.
        3.1. Снижение расходов на производство услуг ЖКХ – многофакторная задача, которая предусматривает наряду с элементами, приведенными в разделах 1 и 2, осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ. Финансово-экономический и технологический аудит затрат, включаемых в структуру тарифа, позволял удерживать все эти годы увеличение экономически обоснованных тарифов в ЖКХ на 3–5 пунктов ниже индекса-дефлятора потребительских цен.
       Анализ показателей стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и инфляционных коэффициентов в целом по Российской Федерации за период с 1993 по начало 2002 года демонстрирует, что при суммарном коэффициенте-дефляторе за весь анализируемый период более чем 4 000% стоимость ЖКУ увеличилась на 2 200%.
     В том числе за период с 1997 по 2001 год коэффициент-дефлятор потребительских цен составил 670%, а стоимость ЖКУ возросла на 210%.
      Учитывая динамику уровня оплаты населением ЖКУ в общей стоимости услуг, величина фактической оплаты населением возросла на 330% за тот же период.
      Таким образом, общая динамика увеличения стоимости ЖКУ была почти в 2 раза ниже уровня инфляции.
       В сумме величина снижения издержек при производстве услуг ЖКХ за эти годы оценивается величиной 37%.
          3.2. Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания невозможно без обновления основных фондов, которое, в свою очередь, требует значительных финансовых средств.
     Программа реформирования и модернизации ЖКХ, утвержденная Правительством РФ в ноябре 2001 года, определила необходимый объем инвестиций в размере 600 млрд руб. в коммунальные инфраструктуры. На ликвидацию ветхого и аварийного жилья требуется 160 млрд руб. Значительно большие средства необходимы для доведения теплотехнических характеристик зданий первых массовых серий, построенных в 60–90-е годы. Предположить, что все эти средства будут выделены из бюджета нереально. Это подтверждают и имеющиеся статистические данные. Объем инвестиций в основном капитале с 6,7% от стоимости основных фондов ЖКХ в 1993 году уменьшился до 3,3% в 2002 году. Для обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения городов и населенных местностей в ближайшие годы необходимы инвестиции более 80 млрд руб. в год.
     В то же время сегодня для инвестора остается непонятной ситуация с оплатой эксплуатационных (операционных) расходов предприятий ЖКХ как объектов инвестиций, когда предприятие не получает в полном объеме средства за отпущенные услуги. Поэтому 100% произведенных работ (услуг) всеми потребителями – одно из основных условий привлечения инвестиций в этот сектор национальной экономики.
        3.3. Оплата услуг ЖКХ населением складывалась, складывается и будет складываться из средств населения (сегодня это 50,4% от стоимости их производства) и социальной помощи государства. В настоящее время – двухканальная система финансирования предприятий ЖКХ, когда одну часть денег предприятию ЖКХ оплачивает гражданин, а вторую часть денег за граждан должен оплачивать предприятию местный бюджет.
      Для каждого конкретного человека соотношение величины оплаты собственными деньгами и величины помощи государства различно и зависит от:
- установленного местной администрацией уровня оплаты ЖКУ населением (%) от утвержденной той же администрацией цены на ЖКУ (100%);
- наличия у граждан льгот по оплате ЖКУ;
- доходов граждан и возможности получения ими субсидий по оплате ЖКУ.
      Таким образом, обязательства местной администрации по оплате ЖКУ складываются из следующего:
- В России в 1992 году население оплачивало 2% стоимости ЖКУ, а 98% стоимости тарифа должно было перечисляться на счета предприятий ЖКХ из местного бюджета. Сегодня это соотношение 50:50. В России был выбран «мягкий» сценарий перехода населения к 100% оплате ЖКУ в отличие от стран Балтии и ряда стран СНГ, где это произошло в 1992–1993 годах.
- 47,8 млн граждан России пользуются льготами по оплате ЖКУ. В 2001 году они оцениваются на сумму 27,8 млрд руб. Механизм предоставления льготы – уменьшение, как правило, на 50% платежа за ЖКУ гражданину. Подразумевается, что неоплаченная доля 50% перечисляется за льготников из бюджета на счета придприятий ЖКХ.
- За субсидиями в 2001 году обратилось 11,6 млн чел. на сумму 5,9 млрд руб. Эта сумма также должна перечисляться на счета предприятий ЖКХ России.
      Складывающиеся финансовые обязательства перед предприятиями ЖКХ должны перечисляться на счета этих предприятий, минуя граждан (как бы за них).
       Но, к сожалению, эти обязательства не финансируются из бюджета в полном объеме, а граждане об этом не знают. В 2001 году недофинансирование составило 60 млрд руб., из-за чего 70% предприятий ЖКХ – банкроты и не в состоянии оказывать своим потребителям – населению – качественные и своевременные услуги. Это происходит в условиях, когда население выполнило свои обязательства по предъявленным ему платежам за ЖКУ.
        Ситуация недофинансирования предприятий ЖКХ сохраняется уже многие десятилетия, но особенно ярко это проявилось в 90-е годы прошлого века и продолжается сейчас. За 10 лет износ основных фондов отрасли (систем тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и жилищного фонда) достиг предельной величины – 70%. Это и называют сегодня коммунальной (инфраструктурной) катастрофой, и мы являемся ее свидетелями (обрушаются дома, замерзают города, из-за некачественной воды болеют и умирают люди).
       Тем не менее многие граждане даже не задумываются о том, что такое имеет место и подразумевают, что предъявляемая им к оплате сумма – это те деньги, которые и стоит потребленная ими вода, тепло-, электроэнергия, содержание дома.
        Поэтому у них возникают вопросы: до каких пор стоимость будет расти и где качество жилищно-коммунального обслуживания? Именно на этой почве сохраняется острота социального конфликта населения и общества вокруг повышения платежей за ЖКУ и остаются неуслышанными доводы о создании в России уникальной системы социальной защиты населения по оплате услуг ЖКХ.

Объективные предпосылки изменения системы оплаты ЖКУ и адресной социальной защиты населения
 

      С 1992 года в дополнение к существующей системе социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг – льготам – была введена еще одна льгота-субсидия (компенсация) по оплате ЖКУ.
     Действующая система льгот основывается на категориальном принципе – военнослужащий, учитель на селе, донор, Герой и т. д.и имеет строго установленную величину уменьшения платежа граждан за ЖКУ – как правило, 50% без учета размера занимаемой площади и уровня ее благоустройства. В этом случае граждане, проживающие в жилье с более высоким уровнем его благоустройства и занимающие большую площадь, получают по одной и той же льготе.    Например, ветеран в этом жилье имеет более существенную социальную поддержку, чем такой же ветеран, проживающий в индивидуальном частном доме или в пятиэтажке, что социально неоправдано.

     Отличительной чертой новой системы социальной защиты населения по оплате ЖКУ явилось то, что она опирается на имущественные (доход семьи) принципы установления социальной поддержки населения. Другими словами, социальная защита в этом случае определяется как производная (в определенной пропорции – к примеру, 22%) от совокупного дохода семьи и предусматривает более гибкий подход к установлению субсидий – снижению для низкодоходных категорий населения величины платежа за ЖКУ на 60, 70, 80 и более процентов, что априори может быть больше льготы.
      Процедура получения льгот и субсидий идентична:
- для получения льгот гражданин предъявляет в Службу заказчика или Расчетно-кассовый центр соответствующий документ (как правило, удостоверение), подтверждающий его принадлежность к той или иной категории льготополучателей;
- для получения субсидий в эти же организации предоставляют две справки: с места жительства с указанием занимаемой площади и количества проживающих и с места работы всех проживающих на данной площади о доходах.
      В настоящее время обе системы социальной поддержки населения при оплате ЖКУ работают параллельно, дополняя друг друга.
       Помимо почти 50 млн чел. льготников, а это 35% населения, дополнительно должно быть вовлечено в социальную защиту около 20% граждан. На данный момент 11,6 млн чел. (8%) уже вовлечено в механизм адресных субсидий. Незначительное сокращение числа льготников и перевод профессиональных льгот (таможенникам, налоговой полиции, налоговой инспекции, сотрудникам МВД, ФСБ, судьям) по аналогии с льготами военнослужащих в денежное довольствие приведет к снижению общего числа льготников и увеличит число граждан, обращающихся за субсидиями только для граждан из их числа, которые действительно нуждаются в поддержке государства. В результате проводимой реформы льгот около 80% населения будет оплачивать услуги полностью и часть из них пользоваться льготами, а 20% будет оплачивать, пользуясь субсидиями.
        Открытие персонифицированных счетов должно поставить точку в вопросе положительного влияния потребителей на качество оказываемых услуг, помимо вводимого экономического механизма снижения издержек производителей и повышения качества оказываемых ими услуг. Что касается главной, финансовой, стороны социальной защиты населения, то она известна.
         В 2001 году за льготами по оплате ЖКУ в России обратилось 47,8 млн чел., которым была уменьшена оплата на сумму 27,28 млрд руб. За субсидиями обратилось 11,6 млн чел., которым снижены платежи на общую сумму 5,92 млрд руб. при средне сложившемся по субъектам РФ уровне оплаты ЖКУ от экономически обоснованного тарифа 58,8%. В сумме эта величина составила 33,2 млрд руб.
         Эту сумму за население должен был оплатить бюджет. По факту 2001 года на эти цели из бюджета было проплачено:
- по льготам 16,82 млрд руб., или 61,6%;
- по субсидиям 4,42 млрд руб, или 74,6%.
       Средства, в размере 12 млрд руб., не вернул производителям услуг ЖКХ никто, т. к. эти финансовые обязательства не закреплены в законодательстве.
      Данное обстоятельство, а также принятие за период с 1992 года целого ряда законодательных актов в сфере гражданского, административного, бюджетного, тарифного регулирования и др. потребовали внесения изменений и дополнений в действующий Закон РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».
      Предлагаемый законопроект совершенствует положения действующих в настоящее время ст. 15, 18, 19 указанного закона и дополняет его рядом новых определений, соответствующих изменениям, проводимым в жилищно-коммунальной отрасли в соответствии с утвержденной Правительством РФ подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы.
       Проектом закона устанавливаются полномочия федеральных, субфедеральных и муниципальных органов власти по вопросам:
- ценообразования на услуги ЖКХ. Конкретизируется структура платежей за жилищные и коммунальные услуги, включая дополнительную площадь;
- перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
         Указанные параметры устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
- совершенствования социальной защиты населения по оплате ЖКУ, в том числе переход к адресной поддержке малоимущих граждан путем перечисления финансовых средств на персонифицированные счета с указанием бюджетных источников.
         Впервые на законодательном уровне вводятся положения об обязательном принятии мер организациями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, направленные на снижение издержек при производстве и предоставлении ЖКУ.
          Новая редакция ст. 15 проекта закона устанавливает личное обязательство гражданина по своевременной оплате ЖКУ и заявительное получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.
          Кроме того, проектом закона предусматривается совершенствование системы предоставления и финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Большинство категорий льготополучателей сохраняют установленные им льготы и их размер. Одновременно предусматриваются источники их финансирования за счет средств федерального бюджета путем предоставления целевых субсидий бюджетам субъектов РФ в порядке компенсации фактически произведенных ими на эти цели затрат.
           Указанное положение не распространяется на льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-Ф3, которые и ранее финансировались из бюджетов субъектов РФ.
          В связи с совершенствованием системы социальной защиты по оплате жилья и коммунальных услуг законопроектом признаются утратившими силу нормы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, имевших на это право на основании ранее действующих положений отдельных федеральных актов.
         Указанным категориям граждан льгота по оплате жилья и коммунальных услуг заменяется равноценной субсидией без ущемления материальных интересов указанных категорий населения.
Уточняются правовые коллизии в отношении граждан, проживающих в квартирах, значительно превышающих социальную норму, и не в состоянии их оплачивать.
         Органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд, в случае обращения граждан на замену имеющегося жилья на жилье в пределах социальной нормы площади обязаны представить им такое жилье с уровнем благоустройства не ниже того, который имелся в ранее занимаемом помещении.
         Через месяц после приемки заявления гражданина он начинает оплачивать свое подлежащее замене жилье в размерах только социальной нормы площади вплоть до месяца, в котором ему будут вручены документы, позволяющие занять новое жилое помещение.
          Если замена не состоялась по вине нанимателя (не устраивает предложенное жилое помещение), официальный отказ служит основанием для начала оплаты жилья с этого момента на прежних общих основаниях. Гражданин, использовав 1 раз это право на замену, далее должен самостоятельно ее решить путем реализации договора мены (собственники и наниматели) или продать жилье на рынке недвижимости и там же приобрести жилье меньшей площади в пределах социальной нормы площади жилья.
         Новая редакция ст. 15 исключает положение об оплате в размере половины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, жилищно-коммунальных услуг гражданами, доход которых ниже установленного в субъекте РФ прожиточного минимума. Это позволит устранить социальную несправедливость для лиц этой группы при оплате жилья и коммунальных услуг, выраженную в том, что оплата резко отличается при разнице в доходах на 1 рубль на границе прожиточного минимума.
          В связи с тем, что новая редакция ст. 15 включает в себя положения ряда других статей действующего в настоящее время Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», указанным законопроектом признаются утратившими силу ст. 18 и часть четвертая ст. 19 действующего закона.

 

Л. Н. Чернышов

вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

Кризис водных ресурсов

 

        Межправительственная комиссия по изменению климата (The Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), которая была создана в 1988 году Программой Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды (United Nations Environment Programme, UNEP) и Всемирной метеорологической организацией (World Meteorological Organization, WMO), является самым авторитетным источником научной и технической информации об изменении климата в мире. Ее деятельность обеспечила создание и принятие Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (United Nations Framework Convention on Climate Change, UNFCCC) и Протокола Киото. В настоящее время необходимо донести результаты исследований IPCC до наиболее широкого круга ответственных лиц разных государств. Также работа IPCC должна быть более доступной для простого населения.

 

      В течение многих лет UNEP проводит активную работу по распространению информации по проблеме изменения мирового климата. В сотрудничестве с Секретариатом Конвенции UNEP осуществляет широкомасштабные действия, направленные на образование и обучение общества в рамках реализации ст. 6 Соглашения. В соответствии с этой работой Глобальная информационная база данных о ресурсах (Global Resource Information Database, GRID) UNEP осуществляет идею по созданию информационного пакета под названием «Жизненные графики климата».
     На сегодняшний день чрезмерно активное использование водных ресурсов обусловлено увеличением населения и особенно ростом процесса его урбанизации. Даже если темпы водопотребления в мире сохранятся на уровне 90-х годов, все равно невозможно будет гарантировать, что к 2025 году питьевой воды будет достаточно для всех.

      Климатические изменения, включая перемены температуры, осадков и уровня морей, вероятно, будут влиять на доступность пресной воды в мире. Например, изменения речного стока повлияет на наполнение бассейнов рек и подпитку подземных запасов пресной воды.   Увеличение интенсивности испарения также будет воздействовать на водные запасы и внесет свой вклад в процесс засоления орошаемых сельскохозяйственных земель. Повышение уровня морей может вызвать вторжение солончаков в прибрежный водоносный слой. Сегодняшние показатели свидетельствуют о том, что если изменения климата будут происходить постепенно, их влияние к 2025 году будет незначительным, в некоторых странах положительным, в то время как в большинстве стран отрицательным. Считается, что влияние климатических изменений будет существенно усиливаться в течение десятилетий, последующих за 2025 годом.
        Существует научная точка зрения, предполагающая, что, хотя глобальная ситуация с водными ресурсами может ухудшиться к 2025 году из-за роста народонаселения, в целом климатические изменения будут иметь положительное влияние на мировые водные ресурсы.

        Исходя из всех остальных научных учений, следует, что при сохранении сегодняшнего уровня потребления воды к 2025 году два из трех человек на земле будут испытывать «водный стресс» (т. е. потребляемый объем воды будет превышать общий объем имеющихся запасов).
        Следует учесть, что изучение основывалось на характеристиках, полученных для одного отдельно взятого климатического сценария. Другое макроэкономическое исследование, базировавшееся на изучении трех климатических сценариев, привело к аналогичному заключению для азиатского континента, в то время как предполагалось, что в Европе изменившиеся климатические условия повлекут за собой некоторое уменьшение запасов воды на душу населения.
        Влияние изменений климата, вероятно, будет наибольшим в странах с высоким соотношением относительного использования водных ресурсов к их общему запасу. Регионы, богатые водными запасами, вряд ли сильно ощутят изменения климата, за исключением возможного увеличения количества наводнений. Схожая ситуация, как это не парадоксально, предполагается в странах, которые в настоящее время не имеют запасов пресной воды и получают ее в значительной степени путем опреснения соленой.
 

вверх страницы

Анонс двадцать третьего выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(29.04.04)

Содержание:

       статьи

           Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

           Международные стандарты по обеспечению качества продукции

           Растения в офисе: особенности подбора и ухода

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Апрель 26, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное