Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Dsgecr 21


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

   Сайт Алексея Кулакова

 Словарь строительных терминов с подробными объяснениями, который использует Алексей Кулаков

профессионала в строительном производстве

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №21

1

Содержание:

события

  1. Вторая жизнь крыши

  2. Новый преобразователь ржавчины

статьи

  1. Проблемы сочетания централизованного и автономного теплоснабжения на примере города Владимира

  2. Энергетика Екатеринбурга

А это на общетрепещущие темы:

  1. КОПИЛКА ДЛЯ ГАНСИКА (Немцы возвращаются к сберкнижкам)

Анонс двадцать второго выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(26.04.04)

 

Анонс двадцать третьего выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(29.04.04)

 

Вторая жизнь крыши
 

       Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение правительства города об организации сбора, сортировки и переработки отходов битумно-кровельных материалов. Примерно 20 тыс. тонн отходов, ежегодно образующихся при ремонте, реконструкции и сносе зданий, больше не придется перевозить на и без того перегруженные свалки. Теперь вместо утилизации дедовским способом постановлено создать современное, высокотехнологичное и экологически безопасное производство, на котором из старых битумно-кровельных материалов будут изготавливать полезные в хозяйстве товары. Уже с 1 января будущего года все заказчики сноса, реконструкции или капремонта зданий обязаны в проектно-сметной документации учитывать новую судьбу бывшей крыши.

      вверх страницы

 

Новый преобразователь ржавчины
 

       Разработан модификатор ржавчины, предназначенный для покрытия ржавых металлических поверхностей. Его основные отличия: легко наносится на ржавые поверхности, имеющие мазутные и масляные загрязнения; защищает металл от сероводородной коррозии. Особенностью состава является содержание оксалата кадмия и лигносульфонатов, помимо известных компонентов преобразователя ржавчины — ортофосфорной кислоты, графита и воды.
      При нанесении на поверхность препарат перемешивается с жировыми загрязнениями, образуя за счет эмульгирующего компонента однородную эмульсию «масло в воде». Сорбированное слоем ржавчины масло переходит в преобразователь, а ортофосфорная кислота, свободно взаимодействуя с ржавчиной, преобразует ее в инертный продукт.
      Если сравнить преобразователи ржавчины, то на образцах, покрытых уже известным составом под черными бугорками сульфида железа были обнаружены язвы, а под образцом, покрытым новым преобразователем, ржавчина отсутствовала.
        Препарат можно эксплуатировать при температуре от -30 до +50 °С, температура нанесения от -30 до +60 °С. А при температуре эксплуатации от +150 до +170 °С не требуется перекрытие лакокрасочным материалом: при таких условиях в преобразователе происходят необратимые химические и структурные изменения, повышающие его прочность.
        Данный состав против ржавчины может найти применение в газовой, нефтяной, судостроительной отраслях, а также в сельском хозяйстве
 

      вверх страницы

  

Проблемы сочетания централизованного и автономного теплоснабжения на примере города Владимира
 

       В настоящее время крайне велик интерес к автономному теплоснабжению. Это обусловлено тем, что автономные источники теплоснабжения работают в автоматическом режиме и потому, что они работают на газе. При таких условиях они становятся конкурентоспособными с централизованными источниками, которыми являются ТЭЦ и большие котельные.
       В городе Владимире реализуется проект Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) "Создание условий для сокращения основных барьеров на пути энергоэффективности в российском жилищном хозяйстве и теплоснабжении", предоставленный Правительству Российской Федерации для отработки моделей автономного теплоснабжения жилого сектора и системы расчетов с населением за фактическое потребление тепловой энергии. Эти модели должны служить основой для широкого тиражирования полученных результатов.
      Город Владимир был выбран Правительством для реализации проекта потому, что он является демонстрационной зоной высокой энергетической эффективности в рамках проекта Европейской экономической Комиссии ООН "Энергетическая Эффективность - 2000".
       Кроме того, город Владимир участвует в реализации проекта, финансируемого за счет кредита Мирового Банка "Передача ведомственного жилья".
       Прежде, чем рассказать о проведеных исследованиях, несколько слов о городе, в котором они проводились.
        Владимир расположен в 180 километрах к востоку от Москвы. Город является административным центром Владимирской области и находится на Среднерусской возвышенности. Максимальный перепад высот внутри города - 70 метров. Владимир основан в 996 году. Население (с пригородом) - 360 тысяч человек. Общая площадь города - 85 квадратных километров (с пригородом).
         В городе Владимире, как и во всех российских городах, имеется преимущественно централизованное теплоснабжение. Весь жилой фонд города составляет 6,5 миллионов квадратных метров жилой площади. Из них 5-5,5 миллионов квадратных метров отапливается системами централизованного теплоснабжения. От ТЭЦ отапливается жилье 220 тысяч человек.
        Любая схема централизованного теплоснабжения включает в себя следующую технологическую цепочку:
производство тепла в виде горячего теплоносителя;
транспортировка горячего теплоносителя;
трансформирование горячего теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения;
распределение тепловой энергии непосредственно по квартирам.
        В этой технологической цепочке огромное внимание мы уделяем производству тепла, а также его транспортировке и совершенно забываем о нем как только теплоноситель доходит до жилого дома. Проведенные в рамках нашей программы исследования показывают, что в любом, даже хорошо отапливаемом доме, имеется большое распределение температур в квартирах. При средней температуре в весьма благополучной квартире 210С, разброс значений температур в других квартирах может находиться в пределах от 14-15 и до 250С. В среднем различие в температурах между хорошо отапливаемыми и плохо отапливаемыми квартирами составляет 5-70С.
       То есть при использовании систем централизованного теплоснабжения для того, чтобы иметь возможность экономии тепла, необходимо вносить определенные технические усовершенствования в систему инженерного обеспечения подачи теплоносителя в доме.  Наиболее важными среди таких мероприятий являются: установка узлов регулирования подачи тепла на дом или подъезд, установка термостатных вентилей в квартирах, улучшение распределения теплоносителя в системах горячего водоснабжения.
         При плановой экономике, которая существовала в нашей стране, средства в системе теплоснабжения вкладывали в основном в источники тепла. У нас каждый источник по мощности был на 30-40% больше, чем максимальная нагрузка. Гораздо меньше средств вкладывали в транспортировку теплоносителя. Вследствие этого, сейчас наблюдается такая картина, что источников у нас много, а тепла из-за недостатка топлива везде мало. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, расскажу о некоторых результатах наших исследований. До 1991-1992 годов все городские власти громко говорили, что нам не хватает мощностей порядка 200-300 ГКал/ч. Когда мы стали выяснять этот вопрос, оказалось, что для города вполне достаточно (и даже с лихвой) полутора миллионов гигакалорий тепла. Такое производство достигается при средней мощности 300-400 ГКал/ч. Назову имеющиеся в городе мощности. Это в первую очередь Владимирская ТЭЦ. Ее тепловая мощность 1049 ГКал/ч. Кроме того, в городе имеется целый ряд муниципальных котельных и котельных принадлежащих промышленным предприятиям. Около 78% тепла в городе производит Владимирская ТЭЦ, а оставшуюся часть - другие источники. Как видим, все источники перенасыщены мощностями. Запасы мощностей просто огромные. Переизбыток их составляет где-то 300 ГКал/ч.
          Такое положение могло бы обеспечить основу для развития полноценного рынка тепла в регионе. Однако при приватизации была допущена, на наш взгляд, серьезная ошибка (причем это не только в нашем городе, но и наверное по всей России). 42 километра магистральных тепловых сетей, идущих от ТЭЦ, остались в собственности АО "Владимирэнерго", а 235 километров разводящих тепловых сетей находятся в муниципальной собственности. Это не дает возможности создать и развивать нормальные рыночные отношения в области теплоснабжения. Если бы магистральные сети находились в собственности города, то тогда можно было бы покупать тепло, производимое любыми иными источниками (а не только от ТЭЦ). Например, котельная Владимирского тракторного завода (ВТЗ) имеет мощность равную половине мощности (по тепловой энергии) ТЭЦ. Естественно, при этих условиях можно было бы часть тепла использовать на жилищно-коммунальные нужды, в том числе и от этой котельной.
         Кроме того, при наличии в городской собственности магистральных сетей значительно проще решались бы вопросы установки рыночных цен на тепловую энергию. Причем цены были бы в этом случае ниже действующих в настоящее время.
        Когда мы стали анализировать возможность установки автономных источников тепла, то одним из аргументов в пользу их применения было признано обстоятельство, что это станет рычагом воздействия на снижение цены за единицу тепла от централизованных источников.
         Но даже, если цена на тепло от централизованных источников не будет искусственно завышаться, даже при условии переизбытка тепловых мощностей, автономное теплоснабжение, на наш взгляд, должно иметь место и в общей структуре теплоснабжения оно должно занимать долю в пределах 5-7%.
          Тогда сразу же возникает вопрос: где и в каких случаях наиболее целесообразно автономное теплоснабжение? Мы тоже задались таким вопросом. Самые дальние участки магистральных тепловых сетей расположены во Владимире на расстоянии примерно 15 километров от ТЭЦ. Есть несколько тупиковых веток. Проанализировав схему тепловых сетей, мы пришли к выводу, что именно в таких местах следует устанавливать автономные источники. Это позволит не перекладывать и наращивать тепловые сети в отдаленных тупиковых ветках с целью нормализовать там теплоснабжение. После сделанного анализа мы провели достаточно серьезный опрос в городе для выяснения мест плохого теплоснабжения. И у нас самым удивительным образом совпали места тупиковых веток с местами, где было наибольшее количество жалоб на плохое теплоснабжение. В результате опроса мы выявили 170-180 неудовлетворительно отапливаемых домов. После этого мы начали работать с газовиками. Нам важно было понять: где газовые сети уже имеются в наличии и можно будет свободно использовать газ, а где будет необходима серьезная реконструкция газовых сетей, на которую сейчас нет денег. Наличие газа является серьезной предпосылкой для строительства автономного источника тепла. Ну и естественно автономные источники нужны тогда, когда идет новое строительство. В этом случае очень дорого стоит подключение к системе централизованного теплоснабжения. Поэтому, если есть газ, многие заказчики предпочитают строить автономные крышные котельные. И этот процесс никак не сдержать.
      После сбора всей необходимой информации, в городе было сделано несколько автономных котельных. В частности была построена котельная по гранту Американского агенства по торговле и развитию. Опыт работы таких котельных позволил определить затраты на производство тепла автономными источниками. Получилось, что даже при весьма высоком уровне рентабельности в 15%, 1 ГКал тепла от автономного источника стоит с учетом НДС 112-113 рублей. Для сравнения: стоимость тепла от ТЭЦ, которую дает АО "Владимирэнерго" составляет 133 рубля за 1 ГКал без учета НДС. Причем в стоимость тепла от ТЭЦ АО "Владимирэнерго" не включило затраты, которые несут разводящие тепловые сети. С учетом указанных затрат эта стоимость будет еще выше.
         Таким образом, автономные источники теплоснабжения в настоящее время экономически выгодны. До тех пор, пока централизованные системы будут безраздельно господствовать и устанавливать такие цены, как сейчас, будет достаточно бурное развитие автономного теплоснабжения. Если же возобладает рациональный (нормальный) подход к установлению цен, то тогда автономные источники найдут в наше время применение в объеме 5-7% от всего теплоснабжения. Они будут устанавливаться в тупиковых ветках тепловых сетей; в районах нового строительства, куда далеко прокладывать теплотрассы (тем более, что пока они у нас далеко не самого высшего качества).
 

 

        вверх страницы

 

Энергетика Екатеринбурга
 

         Энергосбережение г. Екатеринбурга обеспечивает 6 ТЭЦ и 172 котельные различной мощности от 0,1 до 515 Гкал/час.
Установленная электрическая мощность ТЭЦ составляет 1 906 МВт (выработка более 6,1 млрд. кВт часов в год).
Общая тепловая мощность энергоисточников составляет 9 200 Гкал/час. В год производится более 19 млн. Гкал тепловой энергии, в том числе:
- 56% – на станциях «Свердловэнерго»;
- 39% – котельными промышленных предприятий;
- 5% – муниципальными котельными.
Годовой расход топлива составляет 3 млн. т.у.т., более 99% из которых приходится на природный газ, остальное – каменный уголь, мазут (последнее в качестве резервного топлива).
Протяженность магистральных тепловых сетей в г. Екатеринбурге составляет 188 км, разводящих и квартальных тепловых сетей – более 3 200 км.
Горячее водоснабжение в городе организовано преимущественно по схеме «открытого» водозабора. Производительность системы водоподготовки составляет 11 000 м3 в час.

 

Проблемы

 

        Анализ сегодняшней ситуации, сложившейся в коммунальной энергетике, говорит о том, что мы находимся в кризисном, критическом, аварийном состоянии. Думаю, что это типично для многих городов России.
       Цифры, характеризующие состояние этой важнейшей отрасли жизнеобеспечения населения, могли бы вызвать смятение у каждого мэра, бургомистра или коммунальщика любого европейского государства, в том числе и присутствующих на конференции зарубежных коллег. Участвующие в этой конференции российские руководители муниципальных образований, коммунальных энергоснабжающих предприятий на эти цифры остро реагировать не будут, поскольку они каждый день имеют дело с реальностью, которую эти цифры отображают.
      На сегодняшний день износ объектов инженерной инфраструктуры на муниципальных предприятиях города выходит за допустимые пределы и приближается к критическому уровню 60%, при котором резко растет аварийность инженерных сетей и оборудования. За последние 10 лет износ основных фондов вырос в 1,7 раза и достиг в коммунальном хозяйстве 47%, при этом на 10% увеличилась аварийность. Этот рост в первую очередь обусловлен приемом в муниципальную собственность инженерных сетей ведомств, которые последние годы вообще не занимались их эксплуатацией, а также недостатком средств в бюджете города.
      Предельно допустимый износ имеют более 400 км тепловых сетей водопровода и канализации. Естественно, ни у муниципальных предприятий, ни у администрации города нет средств на их восстановление.
      Ежегодно уменьшается перекладка магистральных тепловых сетей у ОАО «Свердловэнерго» – основного поставщика теплоэнергоресурсов для города. Поскольку такая ситуация характерна для подавляющего числа регионов и муниципальных образований, значит причины общие для всей страны, и соответственно зона ответственности – федеральная.
       Понятно, что ситуация возникла не вчера и не внезапно. Отсюда вывод, как модно сейчас говорить, – отсутствовала система мониторинга и контроля – если об этом никто не знал. Второе – отсутствовала дееспособная система управления на федеральном уровне – если знали, но не могли принять мер. Или третий – знали, могли, но не хватило политической воли. Вероятно, что одновременно присутствовали все три фактора.
       Таким образом, для того чтобы подобные ситуации по энергообеспечению не возникали и не развивались впредь, необходимы:
1. Политическая воля – на сегодняшний день с ней все в порядке.
2. Эффективная система управления в структуре исполнительной федеральной власти – почему, кстати, нет Министерства жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики?
3. Система мониторинга и контроля: с одной стороны, по вертикали – муниципальные образования, субъекты РФ, полномочные представители, федеральные органы; с другой стороны, отраслевой мониторинг и контроль; с третьей стороны, обратная связь.
       Что же привело к кризису энергообеспечения городов? Известно что – деньги. Вернее – их отсутствие. Точнее:
- накопленные за пять последних лет задолженности местных бюджетов перед поставщиками тепла и топлива;
- хроническое невыделение в местные бюджеты доходов на капремонт, реновацию и развитие источников теплоснабжения и тепловых сетей;
- недовыделение в местные бюджеты доходов, необходимых на закупку топлива;
- систематическое повышение тарифов на энергоносители в течение бюджетного года, не учтенное в местных бюджетах.
        Таким образом, главная причина кризиса, приводящая страну в условиях зимы на грань гуманитарной катастрофы, – принципиально неверная система финансирования муниципальных образований, полное игнорирование законов «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Вышеуказанная экономия на плановых работах оборачивается огромными затратами на устранение аварий, страданиями жителей и падением доверия к власти всех уровней. Особенно это проявилось при пуске тепла в этом году.
       Дело в том, что накопившаяся задолженность муниципальных предприятий тепловых сетей перед нашим основным поставщиком ОАО «Свердловэнерго» по указанным выше причинам составила на 1 сентября 2001 года более 850 млн. руб. Несмотря на то, что вины муниципалитета в образовании задолженности не было, даже более того, мы в течение года снизили долги на 40 млн. руб., энергетики вели себя жестко. На основании приказов РАО «ЕЭС России» требовали подписания трехстороннего соглашения между областью, городом и АО-энерго. Безусловно, сложные бюджетные отношения между областью и городом ни для кого не секрет.
В итоге, с трудом трехстороннее соглашение было подписано только в начале октября. Кстати, в этих 850 млн., около 300 млн. – это долги федерального бюджета.
       Тепло в город было подано с опозданием на месяц. Спрашивается, почему должно страдать население из-за несовершенства межбюджетных отношений? Для улучшения ситуации необходимо безотлагательное решение вопросов по образовавшимся долгам на федеральном уровне:
1. Предусмотреть в Федеральном бюджете на 2002 год создание фонда (программы) по ликвидации кризисной ситуации в России.
2. Определить в Фонде финансирование расходов на возврат местными бюджетами реструктуризованной задолженности поставщикам тепла и газа, а также проведение работ по замене не менее 10% ежегодно общего количества магистральных и внутриквартальных теплотрасс.
3. Пересмотреть систему межбюджетных отношений, предусмотрев формирование бюджетов на 2002 год и далее обеспечивающих вывод из кризиса систем теплоснабжения муниципальных образований.
       Энергетика в последнее время становится заложницей в решении политических проблем. Во многом она определяет политическую стабильность в регионах. Она же становится «разменной картой» в руках политических демагогов.
        Реформа большой энергетики РАО «ЕЭС России» больше года рассматривается в стране на самом высоком уровне: в Правительстве РФ, Государственной Думе, обсуждают ее и в субъектах РФ, на предприятиях энергетики.
        Не менее важное место сегодня принадлежит и коммунальной энергетике. И для нас очень важно, как будет развиваться данная отрасль. Коммунальная энергетика в неменьшей степени влияет на решение проблем, о которых сказано выше. По праву эта тема стала предметом внимания уважаемой конференции.

 

Тарифная политика и энергообеспечение

 

        Сложившаяся практика установления тарифов для естественных монополий и крупнейших поставщиков услуг не предполагает утверждение тарифов на весь финансовый год. При этом бюджеты всех уровней формируются исходя из неизменных тарифов.
        Пересмотр тарифов естественных монополий в течение бюджетного года без пересмотра конкретных статей бюджетов (как федерального, так областного и муниципального) приводит к недофинансированию ниже стоящих бюджетов. Это приводит к наращиванию долгового бремени в бюджетной сфере и ЖКХ.
         В данной ситуации было бы целесообразно рассматривать и утверждать тарифы естественных монополий перед утверждением бюджетов на весь бюджетный год. Для компенсации инфляционных потерь необходимо введение в тариф инфляционной составляющей. Для этого необходимо законодательно делегировать часть функций РЭК муниципалитетам, особенно по теплоисточникам, не входящим в систему АО-энерго, и привлекать городские тарифные комиссии к согласованию тарифов естественных монополий. Ведь именно городские власти отвечают за энергообеспечение и температуру в жилых домах, а в конечном счете – за энергетическую безопасность.
       Необходимо уделить внимание формированию системы натуральных и стоимостных нормативов по расходам теплоэнергоресурсов. На уровне муниципальных образований с численностью жителей свыше миллиона человек, на наш взгляд, следует рассматривать вопрос об индивидуальном подходе к формированию нормативов с учетом всех особенностей конкретных крупных городов.
       Жизненно нереальные нормативы Минфина – 105 литров ГВС на человека в сутки, тогда как по приборам учета при схеме «открытого» водозабора средний расход по городу – 165 литров горячей воды на человека в сутки.
        Давно назрела необходимость пересмотра ставок на газосбытовую деятельность газотранспортных организаций. Действующие в настоящее время ставки за пользование распределительными газопроводами и ставки за услуги по поставке газа не покрывают расходов на содержание и ремонт газовых сетей и оборудования. Это приводит к ухудшению финансового состояния газоснабжающей организации и снабжения газом населения.
    Предлагаю также рассмотреть Федеральной энергетической комиссии возможность образования при федеральных округах своих структурных подразделений.
 

Решение проблемных вопросов

 

        Все мероприятия по снижению издержек в энергетике условно можно разделить на организационные и технические. При этом чем более качественно будут проработаны и реализованы организационные мероприятия, тем выше будет отдача от средств, вложенных в конкретные технические решения. Тем более, что финансовых ресурсов для реализации даже самых необходимых мероприятий никогда не бывает достаточно.
      Следуя данному принципу, в г. Екатеринбурге уже в 1995 году была разработана целевая программа энергосбережения. С тех пор она регулярно корректируется.
      На первом этапе мы проанализировали существующую ситуацию в энергетическом хозяйстве города. Была проведена паспортизация всех энергетических объектов города, всей бюджетной сферы. Были разработаны и внедрены технические паспорта котельных, энергетические паспорта организаций, разработан энергетический паспорт г. Екатеринбурга.
       В результате паспортизации теплоисточников было установлено, что средний КПД муниципальных газовых котельных не превышает 78%, угольных – 48%, средний КПД промышленных газовых котельных – 80%. Степень износа оборудования большинства котельных превышает 60–70%, при этом котлоагрегаты, переведенные в свое время с угля на газ, морально и физически устарели.
      С участием ГУ «Свердловгосэнергонадзор» была проведена детальная экспертиза тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными промышленных предприятий. Далее решением Региональной энергетической комиссии Свердловской области для отдельных предприятий в состав тарифов на тепловую энергию была введена составляющая для реализации конкретных технических мероприятий, направленных на повышение уровня использования ТЭР на теплоисточнике и частично у потребителя.
      Не буду останавливаться на конкретных технических мероприятиях, которые проводились и проводятся в г. Екатеринбурге, во многом они одинаковые для всех городов. Отмечу только, что после введения 100% учета тепла, получаемого от ОАО «Свердловэнерго» (269 коммерческих узлов учета на ЦТП), проведение наладочных работ, удельный расход тепловой энергии на отопление жилищного фонда города был снижен с 0,312 до 0,24 Гкал/м2 в год.

 

Перспективы развития

 

        В последнее время много дискуссий о путях развития энергетики. Должны ли внедряться локальные теплоисточники или развиваться централизованное теплоснабжение? При существующей ценовой политике РАО «ЕЭС России», ведомственные и муниципальные источники тепловой энергии, работающие на природном газе, а также вновь строящиеся автономные котельные успешно могут конкурировать с большой энергетикой на рынке энергетических услуг.
         Мы также убеждены, что с сохранением преимуществ централизованной системы можно решить проблему создания в новых условиях надежно и эффективно функционирующего топливно-энергетического комплекса муниципального образования, но может быть в несколько иной, соответствующей принципам рынка, организационно-правовой форме (совместные предприятия, холдинги и т. п.).
        Сегодня за счет комбинированного производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ г. Екатеринбурга ежегодно экономится порядком 800 тыс. тонн условного топлива (700 млн. м3 природного газа). При существующем дефиците в топливе это очень весомый аргумент в пользу централизованного теплоснабжения.
          В то же время для управляемости энергообеспечением города и оптимизации тарифов на энергоресурсы необходимо создание равных условий функционирования для муниципальных энергоснабжающих организаций наряду с энергоснабжающими организациями АО-энерго.
Коммунальные энергоснабжающие организации являются равноправными субъектами рыночных отношений, отвечающими за энергообеспечение потребителей, и не могут рассматриваться в качестве «посредников».
       Мы знаем, что в ряде регионов, где был ликвидирован статус «оптовых потребителей-перепродавцов», у предприятий коммунальной энергетики функции сбыта переданы АО-энерго. Эти действия не привели к снижению тарифов для потребителей, а кое-где, наоборот, привели к увеличению тарифов, были нарушены финансовые потоки, которые минуют городские бюджеты, теряется контроль со стороны органов местного самоуправления за сбытом энергии и качеством энергоснабжения потребителей, ухудшается эксплуатация сетей.
       Кроме того, АО-энерго не всегда выполняет свои договорные обязательства по оплате коммунальным энергетическим предприятиям за услуги по транспорту энергии.
Органы местного самоуправления поставлены в зависимое положение от АО-энерго, а муниципальные энергоснабжающие организации не могут надежно эксплуатировать присоединенные сети.
       К сожалению, к подобным шагам по изъятию сбытовых функций от муниципальных энергоснабжающих предприятий сейчас склоняется Правительство Свердловской области. Вот где необходимо вмешательство структуры исполнительной государственной власти: Госстроя РФ, а также ФЭКа и антимонопольного комитета России.
       Совершенно очевидно, что решение главной проблемы – проблемы неплатежей – этим не достичь. (Суть проблемы была определена выше.)

 

Реформирование коммунальной энергетики

 

          Сейчас необходимо создавать условия для развития муниципальных предприятий коммунальной энергетики, в том числе путем наращивания их мощностей.
         Требуют решения и проблемы, связанные с поставщиками тепловой энергии, предприятиями – владельцами котельных.
           Около 30% тепловой энергии, потребляемой жилищным фондом и объектами социально-культурного назначения города, вырабатывается на ведомственных котельных.
          Предприятия, получившие в свою собственность в период массовой приватизации теплоисточники, не всегда в состоянии обеспечить необходимое качество теплоснабжения, т. к. это не их основной вид деятельности и многие из них находятся на грани банкротства.
        Необходимо законодательно закрепить и ввести в практику передачу ведомственных теплоисточников в муниципальную собственность без излишних бюрократических проволочек и с одновременной реструктуризацией их задолженности перед поставщиками газа и электроэнергии. Это позволило бы снять остроту проблем в теплоснабжении жилого фонда, получающего тепло от ведомственных котельных, и одновременно увеличить мощности предприятий коммунальной энергетики.
         В городе были приняты в муниципальную собственность девять котельных от ведомственных предприятий с установленной мощностью порядка 430 Гкал/ч. Котельные в настоящее время эксплуатируются муниципальными энергетическими предприятиями, некоторые из них модернизированы, и сейчас жилые дома, запитанные от них, гарантированно обеспечены теплом. Также в этих котельных снижены затраты на выработку теплоэнергии.
         В процессе развития предприятий муниципальной энергетики проводятся работы по усовершенствованию схемы теплоснабжения отдельных микрорайонов. В первую очередь работы проводятся в тех районах, где теплоснабжение жилого фонда и объектов соцкультбыта осуществлялось от неэффективных, с большими производственными затратами, теплоисточников.
         Пущены в эксплуатацию две модульные, полностью автоматизированные, газовые котельные в отдаленных поселках Рудный и Калиновка. Экономический эффект позволил за два года окупить затраты.
         Наращивание мощностей муниципальных энергетических предприятий позволяет расширить внедрение индивидуальных газовых котельных (более 150) и приступить к установке газотурбинных установок с выработкой электроэнергии.
         Перспективная форма работы – создание совместных энергоснабжающих организаций.          Участниками этого процесса могли бы стать, кроме владельцев котельных, газоснабжающие организации, муниципалитет, финансово-промышленные холдинги и организации РАО «ЕЭС России». Примером этого могло бы стать создание акционерного общества (Энергосервисной компании), в которое могли бы войти и внести соответствующий вклад следующие партнеры:
1. Администрация г. Екатеринбурга, которая в качестве вклада в уставной капитал вносит основные фонды – муниципальные котельные, тепловые сети.
2. ЗАО ТД «Уралсевергаз» в качестве взноса в уставной капитал передает природный газ и имущество, переданное ему ведомственными предприятиями в счет погашения их долгов за ранее поставленный природный газ.
3. Предприятия (в том числе промышленные), имеющие на своем балансе теплоисточники, снабжающие тепловой энергией более 50% жилищный фонд и объекты социально-культурной сферы. Данные предприятия в качестве уставного вклада передают котельные, тепловые сети.
        Уже сделан конкретный шаг к созданию совместно с ОАО «Свердловэнерго» единой электросетевой компании, которая зарегистрирована 1 ноября 2001 года.
         Мы убеждены, что создание совместного с ОАО «Свердловэнерго» предприятия позволит:
- повысить надежность и качество электроснабжения города;
- исключить проблемы доступа специалистов к месту повреждения;
- эксплуатировать электросетевое хозяйство в соответствии с действующими отраслевыми нормами безопасности и требованиями надзорных организаций;
- повысить инвестиционную привлекательность проектов по развитию электросетевой инфраструктуры г. Екатеринбурга.
       И еще об одной проблеме. Мы обеспокоены, что недостаток финансовых средств города на сегодня не позволяет решить один из важнейших вопросов, доставшихся нам в наследство, – перевод схемы горячего водоснабжения города с «открытой» на «закрытую». По самым скромным подсчетам, чтобы выполнить эту работу потребуется порядка 875 млн. руб.
       Учитывая масштабность и государственную важность данной работы, мы заявили об участии в федеральной программе «Энергоэффективная экономика России» еще в прошлом году и просим поддержки от Министерства энергетики РФ и Госстроя России.
      Администрация города в то же время прорабатывает пути привлечения инвестиций в энергосбережение.
         Приведу пример. Совместно с творческой мастерской «Центральный посад» разрабатывается проект комплексной системы энергосбережения при строительстве жилых домов общей площадью 280 тыс. м2 с использованием энергосберегающего оборудования, технологий. По расчетам, потребление тепловой энергии может быть на уровне 20 Гкал/час, что на 63% меньше потребления при традиционной схеме застройки и теплоснабжения. В том числе проектом предусматривается утилизация и вторичное использование низкопотенциального тепла. За счет этого более эффективно используется полученное тепло, и доля в общей экономии от мероприятий составляет 38%. Финансирование проекта осуществляет иностранный инвестор.
         Немаловажное значение для снижения издержек на оплату энергоресурсов имеет совершенствование схемы управления энергопотреблением.
         В первую очередь целесообразно централизовать планирование, контроль и оплату за тепловую и электрическую энергию. Мы последовательно идем по этому пути с 1 января 1999 года, а именно: открытие транзитных счетов в муниципальном банке; централизация платежей предприятий ЖКХ за тепловую и электрическую энергию, полученную от ОАО «Свердловэнерго»; лимитирование потребления энергоресурсов бюджетными организациями на основе энергетических паспортов с утверждением лимитов в РЭК.
       Сейчас, с 2002 года, намечена централизация расчетов с энергоснабжающими организациями города, учреждениями бюджетной сферы за полученную тепловую, электрическую энергию и создание единого расчетного центра.
        В заключение еще раз хотелось бы сказать о необходимости срочного принятия на федеральном уровне конкретных решений, которые позволили бы муниципалитетам полноправно управлять энергетическим обеспечением городов.
        В первую очередь необходима разработка федеральной комплексной программы по развитию коммунальной энергетики, включающая в себя технические, экономические и правовые мероприятия. Реализация данной программы позволит ускорить реформу ЖКХ, улучшит социальную, экологическую и экономическую обстановку в регионах.

 

В. Д. Кулик

вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

КОПИЛКА ДЛЯ ГАНСИКА (Немцы возвращаются к сберкнижкам)
 

 

       В прошлом столетии германские вкладчики пострадали от жестокой инфляции трижды, точно так же как и вкладчики России. Но немецкий опыт накоплений, в отличие от нашего, был исключительно положительным. В этом убедился корреспондент "Известий" в Германии Элеонора ЯКОВЛЕВА.
 

      «Чему не научился Гансик, Ганс никогда не научится». В полном соответствии с этой пословицей немецкие родители покупают ребенку в 6 лет первую свинью-копилку (Sparschwein), а в 9 лет открывают детям счет в банке. В 12 лет немецкий ребенок получает свою первую сберкнижку (Sparbuch). Еще совсем недавно казалось, что такая форма вложения денег, как сберегательная книжка, постепенно отходит в прошлое. На фоне подъема на биржах и множества новых финансовых продуктов она начинала выглядеть символом скучноватой старомодности, а главное — приносила очень мало дохода. Однако стремительный рост курсов акций сменился не менее стремительным их падением, а широко разрекламированные многообещающие вложения стали приносить одни лишь убытки. И жители Германии вновь вспомнили о старых добрых сберкнижках.
      По данным немецких сберкасс, сейчас около 58% нассления пользуются этим старинным сберегательным инструментом. Доход невелик, он в среднем составляет 1% годовых, а уровень инфляции в последнее время находится на уровне 1-2% в год. Так что речь здесь идет в лучшем случае не о преумножении накоплений, а об их сохранении. Кто хочет получить более высокий доход, покупает через банки ценные бумаги с фиксированным процентом, эмитированные государственными, земельными, муниципальными или частными институтами. Хорошими заемщиками считаются, например, само государство или крупные германские корпорации.
       В последние годы в Германии все большей популярностью пользуется особый вид ценных бумаг — сертификаты. Сертификат в определенной, жестко закрепленной математической пропорции отображает движение курсов группы акций. Сейчас широко распространены индексные сертификаты (In dexzertifikate), которые отображают движение курсов акций, составляющих биржевые индексы, например DAX или NEMAX.
       Распространенное заблуждение гласит, что только очень состоятельные люди могут позволить себе покупать ценные бумаги— акции и облигации, обеспечивающие их обладателям, как правило, значительно более высокую доходность, чем сберкнижки и банковские депозиты.  Однако благодаря паевым инвестиционным фондам биржевые инвестиции по карману немцам даже с весьма скромными доходами. При этом самым демократичным и общедоступным методом приобретения паев ПИФов является накопительный план (Sparplan). У этого метода имеются два принципиально важных преимущества. Во-первых, не нужен никакой стартовый капитал, поскольку накопительный план предполагает регулярное инвестирование небольших сумм. Во вторых, сводится к минимуму опасность неудачно выбрать момент для вложения денег и слишком дорого купить ценные бумаги, поскольку постепенное приобретение паев инвестиционного фонда гарантирует усреднение цены. Обычно так откладывают деньги либо себе на старость, либо на образование детей.
        В последнее время популярным объектом для вложения сбережений стали в Германии фонды, инвестирующие деньги клиентов в недвижимость (Immo bilienfonds). Здесь жители Германии оказываются в выгодном положении по сравнению с жителями других стран, немцам не нужно покупать целые квартиры и дома, им доступны фонды недвижимости. Они аккумулируют средства клиентов, а затем приобретают большие здания, расположенные в хорошем месте и идеально подходящие для сдачи помещений фирмам и банкам В итоге клиент оказывается владельцем доли в таком здании — и соответственно получает свою долю доходов.
         Сейчас также в моде и фонды облигаций стран - кандидатов в ЕС. В мае 2ОО4 года в ЕС войдут 10 новых стран. В Германии считают, что этот процесс дает возможность выгодно вложить сбережения и получить прибыль тем инвесторам, кто сделал ставку на акции и облигации из этих государств (прежде всего Польши, Венгрии и Чехии).
 

вверх страницы

Анонс двадцать второго выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(26.04.04)

Содержание:

       статьи

           Кризис водных ресурсов

           Нормативно-законодательное обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства России

           Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года № 1122-ПП «О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса»

          Реформа ЖКХ – что же сделано на самом деле

вверх страницы

Анонс двадцать третьего выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(29.04.04)

Содержание:

       статьи

           Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

           Международные стандарты по обеспечению качества продукции

           Растения в офисе: особенности подбора и ухода

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Апрель 23, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное