Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 16


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №16

1

Содержание:

события

  1. Юбилейная выставка «МОСБИЛД/БАТИМАТ»

статьи

  1. Тверь... между прошлым и будущим

  2. Ремесло

А это на общетрепещущие темы:

  1. Трансвааль - что же в итоге?

Анонс семнадцатого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(08.04.04)

 

Юбилейная выставка «МОСБИЛД/БАТИМАТ»
 

      С 6 по 9 апреля 2004 года в Москве лидер международного выставочного бизнеса компания ITE проведет десятую юбилейную выставку Mosbuild, которая за время своего существования значительно расширилась и трансформировалась в «Российскую строительную неделю».
      По данным Госстроя, в стране ежегодно проводят более 140 выставок строительной направленности, но это мероприятие по масштабам не имеет себе равных. В 2004 году оно будет проходить сразу на трех выставочных площадках Москвы: в Экспоцентре, спорткомплексе «Олимпийский» и Центре международной торговли [ЦМТ]. Помимо традиционных разделов «Строительство», «Интерьер, отделка и дизайн», «Декоративный текстиль», «Керамика и камень», «Сантехника и оборудование для ванных комнат», «Напольные покрытия», «Отопление, вентиляция и искусственное охлаждение воздуха», «Ландшафтная архитектура и приусадебное хозяйство» и «Окна и двери» в честь юбилея компания ITE представит два новых специализированных проекта: «Металл в строительстве» (в ЦМТ) и «Стекло в строительстве» [в «Олимпийском»]. Общая площадь всех выставок составит около 70 тыс. кв. м.
        В рамках «Российской строительной недели» также пройдет VI Международный форум «Системы отопления, вентиляции и кондиционирования» и V Международная конференция «Строительство», на которой специалисты смогут обсудить актуальные проблемы отрасли.
       Все участники рассматривают выставку как эффективное и полезное мероприятие для строительного бизнеса.
        Директор производственно-коммерческой группы «КЕРАМА» Лариса Новикова заметила: «Проведя анализ результатов участия в выставках, наша компания пришла к выводу, что «Российская строительная неделя» предоставляет оптимальные возможности экспонентам, и приняла решение принимать участие только в этом мероприятии».
«Российская строительная неделя» играет важную роль в развитии деловых отношений, собирая международных и региональных производителей, представителей строительных и торговых организаций для обмена опытом и заключения взаимовыгодных договоров. В 2004 году в выставке примут участие крупнейшие компании, имеющие отношение ко всем разделам строительной индустрии: Ahi-Carrier, Daichi Daikin, Saint Gobain, «Ондулин — С. М.», Ideal Standard, Jacob Delafon, Atlas Concorde, Shuko, Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский трубный завод и др. Большинство зарубежных фирм представят свою продукцию и технологии на национальных стендах Австрии, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Польши, Финляндии, Франции и Чехии.
       Организаторы уделяют большое внимание привлечению посетителей, имеющих непосредственное отношение к строительному бизнесу. По мнению генерального директора компании «Мираж — Керамика» Карена Огаджанова, ежегодно «Российскую строительную неделю» посещают огромное число специалистов, связанных с архитектурой и строительством. Это единственная в России выставка такого грандиозного масштаба.

      вверх страницы

  

Тверь... между прошлым и будущим
 

      Все есть у жителей Тверской губернии для процветания. Промышленность, коммуникации, люди, колоссальное культурно-историческое наследие.


День сегодняшний

      Но в действительности, увы, все не так красиво. Дороги скорее напоминают направления, на большинство домов без слез смотреть сложно, коммунальные сети в таком состоянии, что не понятно, почему они до сих пор иногда выполняют свои функции. А в самой Твери до сих пор есть районы, оказавшись в которых, трудно поверить, что находишься в городе, а не в деревне, при этом не в самом хорошем смысле. Горькая, но реальность.
        В одном из таких районов Твери недавно, 12 марта, произошло событие, способное полностью изменить жизнь не только района, но и всего города. В торжественной обстановке, в присутствии, а точнее говоря, при участии первых лиц области и города произошла закладка в фундамент будущего дома памятной капсулы.
        Точнее, главное событие произошло значительно раньше. Ведь строительный котлован — это уже первый этап строительства. А прежде чем первый раз черпнуть землю ковшом экскаватора нужно привести в порядок все бумаги, связанные с землей, подготовить и согласовать проект, разработать схему поставок стройматериалов, определиться с подрядчиками.  Другими словами, первый, невидимый нашему глазу этап инвестиций — это кипы бумаг, без которых сегодня невозможно строительство.


Правильный подход

     Перед собравшимися выступили губернатор Дмитрий Вадимович Зеленин, глава Твери Олег Станиславович Лебедев, президент финансовой корпорации «Социальная инициатива» Николай Федорович Карасев.
      Зимой в области прошли выборы. Новая власть — новые правила, как правило, пересматриваются старые договора и соглашения. Но губернатор Зеленин из тех людей, кто сам умеет зарабатывать деньги. Главное для него — запустить в регионе реальные рыночные механизмы.
      Инвестировать в строительство целых микрорайонов, коммуникации, инфраструктуру, передавать в распоряжение муниципалитета жилье, предоставить жилье людям из сносимых домов — это скорее социальные инвестиции. А благодаря инвестициям в бизнес-недвижимость в область придут деньги, что тоже важно. А еще новое строительство — это тысячи рабочих мест с достойной оплатой труда.
     Губернатор это отметил отдельно. «Очень важно», — сказал он, — «что «Социальная инициатива» не привозит людей с собой, а набирает сотрудников на местах». И в самом деле, даже в тверском представительстве инвестора все сотрудники местные.


Главный критерий — доступность

      Но не только это отличает «Социальную инициативу» от других инвесторов. Основная задача — сделать конечный продукт строительства максимально доступным, максимально ликвидным. Ведь не секрет, что, несмотря на то что инвестиционная стоимость квадратного метра жилья в два с половиной раза ниже коммерческой, далеко не все желающие этой суммой располагают.  Для этого в корпорации разработаны специальные программы. Пересказывать их я не буду, скажу только, что тот, у кого действительно есть желание, в течение 3-4 лет сможет с помощью «Социальной инициативы» решить пресловутый квартирный вопрос. Названия программ говорят сами за себя: «ИпотекаСтрой», «Живи и Выкупай», «Кредит-Адрес», «Зачет старого жилья в счет нового».
        Как сказал мэр Твери Лебедев: «Стоимость жилья на вторичном рынке у нас начинается с 14 000 рублей за квадратный метр. А в «Социальной инициативе» — от восьми тысяч». А если добавить к этой цене еще и то, что микрорайон получает новую инфраструктуру, что означает отсутствие перебоев с подачей воды и электричества, то многие согласятся, разница более чем существенная.


Мы понимаем степень ответственности

     Закладку памятной капсулы освящал архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. «Это совершенно сознательное повышение степени нашей ответственности и перед Богом, и перед людьми. Приглашая служителей церкви, мы прекрасно понимаем, что это располагает к нам людей, и тем выше с нас спрос за наши дела, — сказал журналистам Николай Федорович Карасев. — Мы живем в очень интересное, но сложное время. Сегодня от нас зависит, что будет с нашей страной завтра. Сидеть сложа руки, ждать эры благоденствия, постоянно внушая себе собственное величие, преступно. Если мы не освоим собственную землю, не сделаем ее процветающей, а себя богатыми — это сделают другие и уж точно без нас и не для нас
     И еще, во время торжества я увидел небольшую группу людей. С недовольными лицами они рассматривали макет, что-то нервно обсуждали. На мой вопрос, что их беспокоит, одна женщина ответила просто: «Не верю я им!» Что ж, это ее право. И никто ведь верить не просит. А поверить можно только собственным глазам, когда уже через год на месте котлованов появятся первые дома».


    Тверская губерния - крупнейший регион Центральной России. Население - 7 млн 620 тысяч человек, площадь свыше 84 тыс квадратных километров. Она соединяет два наиболее развитых экономических района - Центральный и Северо-Западный - и расположена между Москвой и Санкт-Петербургом. Такое уникальное географическое положение области во многом определяет особенности ее экономики. Через территорию области проходят важнейшие железнодорожный и автомобильный пути, связывающие Москву с Санкт-Петербургом, автомагистраль Москва-Рига. Порт с грузовым причалом позволяет обслуживать суда типа «река море». В Твери есть международный аэропорт.
 

        вверх страницы

 

Ремесло

 

    Традиционное представление об архитекторе как о человеке с карандашом в руке, излагающем свою идею в зримой форме наброска, схемы, проекта, отвечает родовой особенности профессионального зодческого сознания, в котором сочетаются образное и логическое мышления при преобладании первого.

    Процесс проектирования - это назначение структуры (формы) будущего объекта. Если "продуктом" проектирования является образная модель сооружения, то "материалом" служат визуальные образы, мысленные представления о структуре и форме материальных объектов, хранящиеся в зрительной памяти мастера. Из них "возводится" идеальный образ будущего объекта, переводимый затем в зримую форму проектного чертежа. Опора на образец - объективно необходимый момент творческого процесса. Важность этого факта заставляет нас остановиться на нем подробнее.
     Методологи указывают: отбор образцов происходит в момент осознания задачи и сложения замысла. Поиск решения соответствует перебору и анализу известных мастеру морфологически определенных структур: "замыслить форму" значит "задаться какой-либо формой". Почти треть приведенных Дж.К.Джонсом методов предпроектного анализа соотносится с анализом и использованием ранее принятых решений. Г.Б.Бархин также относит освоение прототипов к подготовительному (информационному) этапу проектирования, отмечая при этом, что основные пути получения информации - визуальные.
      Итак, под образцом подразумевается форма (структура) архитектурного или природного объекта. Свершившиеся на заре человечества "изобретение" прямого угла или окружности, постижение симметрии и правил построения симметричных объектов - это величайшие открытия человеческого сознания. Прозрения, которые стали основой моделирования формы по законам Космоса. Метафизическое происхождение архитектурных прообразов - концепция, традиционно имеющая сторонников и вызывающая в наши дни новый интерес.
      Библия сохранила свидетельство о том, как Дух ("муж, которого как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения") явил пророку Иезекиилю образ города с храмом - сложное по составу и выполнению сооружение, а затем поручил ему "возвестить дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру". "Покажи им вид храма и расположение его, и выходы его и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним" - это описание так или иначе используется при попытках архитекторов смоделировать Небесный Иерусалим.
       Более привычен для нас "природнический" подход к архитектурной форме, предполагающий живую связь между нею и реалиями сущего мира, опирающийся на единство законов природной и искусственной среды обитания человека. Но вот Д.Л.Андреев, поэт и визионер, создавший грандиозную модель многомерного мира, в котором реальная Земля сосуществует с системой трансцендентных реальностей, нашел в иерархии светлых слоев Мира место для "эфирных тел" великих произведений архитектуры. Назвав этот слой Фондагарандой, Андреев утверждает: интуиция гениальных зодчих, уловив отблески Фондагаранды, дает зданиям вечное эфирное тело, возникающее из излучений человеческого духа, обретающее силу влиять на земное сознание. Среди них Андреев увидел православные монастыри, египетские пирамиды, зиккураты, гоппурамы Южной Индии, католические аббатства, рейнские замки, собор Святого Петра, Храм Неба, Версальский и Царскосельский дворцы, собор Василия Блаженного6. Как не вспомнить летописное свидетельство о том, что храм Василия Блаженного был совершен "различными образцы и многими переводы" и что мастерам "по Бозе разум даровася ... в размерении основания".
     Имеют ли эти высшие смыслы архитектурной формы связь с "ремеслом"? Предпринятый А.Г.Раппапортом историко-генетический анализ категории "форма", восходящей к античной философии, к Платону и Аристотелю, показал, что "форма" соединила представления об идее как о трансцендентальной сущности вещи с идеей творчества как ремесла: пребывая в Космосе, "форма" руками ремесленника реализуется в материале. Профессиональное знание зодчего в средние века имело три ипостаси. Первая - визуальный образ формы, наличествующий только в его сознании. Вторая - реальное здание-образец (или образцы), с которым соотнесен этот образ. Знание здесь существует объективно, оно "опредмечено" в конкретной постройке. И наконец - знание строительных процедур, посредством которых этот образ может быть переведен мастером в каменные или деревянные формы.

     Теперь полезно задать себе несколько вопросов: в чем состояли действия зодчего, преобразующего образец? В какой момент творческого процесса эти действия совершались? Какие условия способствовали (или препятствовали) преобразованию?
       На основании принципа изоморфизма можно утверждать, что для придания проектируемому объекту нужных свойств достаточно повторить структуру образца, имеющего такие свойства, или повторить действия мастера, создавшего образец. Воспроизведение обеспечивает сходство между "прошлым" и "настоящим" архитектуры. Отличие достигается частичным (иногда - весьма обширным) изменением структурных характеристик прототипа. Акт преобразования совершается в "идеальной стадии" работы с "идеальной моделью" образца: архитектор сохраняет те характеристики, параметры и признаки его структуры, которые отвечают поставленной цели, и преобразует остальные. Можно увидеть наглядное отражение этого процесса: архитектор, сделав набросок формы, тут же изменяет ее очертания, дополняет, стирает резинкой, рисует рядом другие варианты - каждый из которых служит "образцом" для последующего. Тот же момент сравнения и оценки зримой формы происходит и при созерцании реального объекта.
        В зависимости от степени тождества или отличия нового объекта и его образца можно предложить три метода его преобразования: коррекция - частичное изменение несистемообразующих структурных связей; синтез - использование нескольких образцов, в каждом из которых обнаружены какие-то признаки, сообразные целям нового проектирования; инновация - введение принципиально новых, ранее не использовавшихся структур, источником которых может быть "естественная" (природная) и искусственно созданная форма или техническое изобретение. Как показывает история, весомые для архитектуры инновации появляются сравнительно редко - как и фундаментальные научные открытия, зато коррекция и синтез определили все разнообразие истории архитектуры: новая архитектурная или градостроительная структура, появившаяся в ходе преобразования, становится "родоначальником" новой генетической линии. "Родоначальник" может быть неприметным на взгляд, но если ему суждено пройти сквозь фильтры ценностного отбора и приобрести статус образца, он принесет богатое и здоровое "потомство", которое уточняется и совершенствуется.
       Видоизменение формы - один из самых плодоносных и нераскрытых творческих актов зодчего. В его основе лежит эвристическое преобразование известного, он требует мобилизации образной (эйдетической) памяти, комбинаторных способностей сознания, одним словом - всего механизма творческой интуиции. Состав профессиональной культуры есть фактор, предопределяющий доминирование того или иного метода преобразования, следовательно, именно он обуславливает характерные черты исторического типа процесса наследования.
       Для историков средневековой русской архитектуры нет проблемы в отношении к "образцу": им известно, что традиционность и преемственность суть не только характерные черты средневекового творчества, но в известной степени залог его успеха. О методе мы судим по результату: достаточно напомнить хотя бы только одно свойство древних памятников - их человечность, чтобы со вниманием отнестись к опыту их создателей. В средние века не ставили под сомнение божественную природу зримого рукотворного "образца". Не случайно в русском языке это слово входит в знаменательную семью слов - "образ", "воображение", "преобразование", а "образцовый" означает "лучший".
        Работа по образцу - закон профессии в XVIII веке и в эпоху классицизма: "В те времена, - писал И.Э.Грабарь, - не стесняясь, брали удачные мысли друг у друга, один их уродовал, другой совершенствовал, третий учился у уродующего, как не следует делать, а у совершенствующего, как надо брать чужое, и так незаметно пополнялась сокровищница форм, без излишнего бахвальства и вредного брюзжания". Архитектурный увраж становится одной из фундаментальных основ архитектурного образования. Кроме трудов А.Палладио, со второй половины XVIII века публикуются материалы по античной архитектуре. Только по греческой архитектуре в 1750-1820-е годы издано более двух десятков увражей, в том числе - выдающиеся по значению труды Ж.Стюарта и Д.Леруа. Архитектурный увраж стер границы, установленные спецификой средневекового цехового метода, бесконечно расширил арсенал архетипов, приемов, форм, осваиваемых русскими зодчими. "Пассивный", опредмеченный в увраже запас знаний о конкретно-зримых формах бытия архитектуры и способах решения ее проблем в эту эпоху как никогда точно совпадает с "интериоризованными", освоенными, используемыми в практическом проектировании знаниями. Иначе говоря, архитектурная библиотека этой эпохи - это рабочая библиотека. Содержащиеся в ней сведения используются в деле, влияние их на мышление архитектора огромно.
        Известно, с каким блеском мастера рубежа XIX-XX веков справились с новыми задачами, заложив по существу основы всех архитектурных направлений XX века - от традиционализма до авангарда. Свобода творчества и высочайший профессионализм были обеспечены особым состоянием архитектурной культуры предшествующих десятилетий, когда должного уровня достигло "ремесло", умение выполнить "вещь". Ремесло включало знание формального арсенала архитектуры: в составе профессионального образования имелось тщательное изучение мирового опыта по увражам (пресловутое проектирование "по программам") и в натуре - в ходе обязательных проектно-исследовательских учебных практик.
      В распоряжении архитектора имелись великолепные библиотеки, материалы которых освещали все грани предметной среды - от градостроительных ансамблей до архитектурных деталей. Знание конструкций было достаточным для того, чтобы реализовать самые смелые замыслы. Приоритет наследования - возможность освоения всего созданного архитектурой ранее обеспечивал свободу выбора между "прошлым" и "национальным", между "техникой" и "эстетикой". Остальное определялось талантом и интуицией: на фоне "ремесленных" (и очень качественных) построек появлялись уникальные произведения. Одновременно складывался вербальный слой архитектурной культуры, поскольку процесс освоения грандиозного опыта мировой и отечественной архитектуры потребовал его описания, переосмысления, систематизации. Каждый новый шаг в проектной практике в эти годы получал серьезное историко-теоретическое обоснование - теорию и историю зодчества создавали архитекторы-практики.
       Этот естественный в системе культуры момент деятельности (ибо - что есть культура, как не освоение и воспроизведение опыта предшествующих поколений?) вызвал в конце XIX и особенно в XX веке резкое сопротивление архитекторов, поддавшихся обаянию концепций "личностного", "авторского", индивидуального творчества. Работа "по образцу" оценивается теперь как метод, принципиально ограничивающий развитие архитектуры. Следствие отказа от "ремесла" - "болезнь индивидуализма" (А.Блок), иначе "неврастения авторства" (И.Грабарь).
        Исполненная пафоса преобразований, желания найти "коммунистическое выражение материальных сооружений" (А.Ган), концепция революционеров от искусства органически включала категорический отказ от "эксплуататорской" культуры прошлого. Единственными факторами, с которыми следует считаться, казались динамизм революционных событий и отчетливо воспринимаемый техницизм грядущего мира. Но напомним: лидеры новых направлений или принадлежали к профессиональному цеху прошлого, или прошли выучку у старых мастеров. Отсюда - великолепие композиционных инноваций авангарда, отсюда - высокая культура градостроительной и архитектурной работы 1930-1950-х годов, отсюда - развитие архитектуроведения, в ходе которого профессиональная библиотека пополнилась новыми изданиями увражей и книг.
        Преемственное развитие отечественной архитектурной культуры было прервано в 1960-е годы. "Образец" не утратил своей роли, но совокупность образцов стала иной - через искус проектирования по западным журналам прошли архитекторы моего поколения. Не будем останавливаться на судьбе "современного движения", отметив только присущую ему склонность к вербализации профессионального дела, в ходе которой архитектор, отказываясь от "формы прошлого", ставит задачу постижения "законов" и "принципов" архитектуры, не отдавая себе отчета в том, что эти вербальные конструкции бесконечно беднее реальной вещи. В рамках профессии было наработано множество "истин", и на этом фоне естествен беспрецедентный разброс авторских концепций.
        Концептуализм, по А.В.Иконникову, вел к саморазрушению искусства, ибо он "снимал самое понятие художественной формы. Организующей воле, упорядочивающей материал, был противопоставлен хаос как высшая категория порядка". А.Г.Раппапорт еще в 1990 году связал опасность исчезновения архитектуры как искусства с кризисом архитектурной формы: она "перестала быть священной целью, к которой стремится мастерство", стала превращаться в бутафорию, теряя и материальность, и смыслы, в которых сплавлены "дух и материал".
       Апогеем торжества "хаоса" явился деконструкционизм. Еще в XVIII веке М.А.Ложье утверждал: родовое предназначение архитектуры - вызывать положительные эмоции человека. Академик В.Ф.Назаров выразился еще определеннее: "Архитектура должна быть доброй". Забывая об этом важнейшем критерии оценки формы, мы неизменно оказываемся во власти хаоса. Переживаемое нами время похоже на конец XIX века, когда тоже предвиделся "конец истории". Однако "конец" истории наверняка означает начало ее нового этапа. В условиях постиндустриальной цивилизации особенно важно сохранить роль архитектуры как искусства, и полагаю, что общий интерес к архитектурному наследию дает шанс на это.
       В нашем городе социально-культурный механизм нового поворота архитектуры к историзму строится на взаимодействии частных заказчиков, позиций и активности интеллектуалов, которые являются (или считают себя) носителями традиций, и, наконец, официальной политики городских властей относительно охраны петербургского наследия. Роль частного заказа представляется ведущей. Так, абсолютная ценность старой архитектуры Петербурга сегодня подтверждена, как ни странно, картиной рынка недвижимости: новый слой богатых людей безусловно признал достоинства исторического центра, по достоинству оценив имманентно присущие Петербургу (именно Петербургу) сочетания открытых пространств, исторически сложившихся способов их структурирования и архитектурного языка.
        Город создается людьми, но и люди испытывают мощное влияние города. М.С.Каган, развивая мысль о самодостаточной и созидающей силе петербургской классической архитектуры, утверждает: пространственно-пластическое начало играет приоритетную роль в общей системе петербургской культуры, ибо именно в нем аккумулирован и благодаря нему воспроизводится самый тип петербуржца. Генофонд города формирует человека по своему образу и подобию.
      Полагаю, на признании этой гипотезы может быть основана концепция современного архитектурного творчества. Но этого мало: нужно еще и владеть ремеслом. К сожалению, профессиональный цех плохо подготовлен к смене вех. История архитектуры как наука все еще сохраняет отпечаток эзотерического знания - во всяком случае, в вузах наследие изучают недостаточно. В Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете, например, даже отсутствует дисциплина "Архитектура Санкт-Петербурга". Увражей мы теперь не издаем, компьютерные библиотеки архитектурных форм весьма бедны. Можно ли удивляться тому, что очень мало кому удается "говорить" хорошо артикулированным, пластически богатым, узнаваемым языком архитектурной формы? А ведь вместе с формой утрачиваются вневременные смыслы архитектуры, ее способность уравнивать быт и Бытие, ее роль хранителя Памяти, признание абсолютной ценности человеком-потребителем. Уважение к достоинству такой архитектуры должно ограничивать проектный произвол ради общечеловеческих универсалий, извечно воплощаемых языком "ремесленных" произведений.
 

вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

Трансвааль - что же в итоге?

 

Московские власти решили взять очередной тайм-аут перед оглашением причин обрушения крыши "Трансвааль-парка". Напомним, что последний раз глава городской комиссии по расследованию Александр Косован обещал сделать это до конца марта. Тем не менее официальное заключение комиссии уже есть, и звучит оно вполне однозначно: "проектные ошибки конструкции купола". В среду конструктор купола Нодар Канчели вынужден был подписать этот документ, но приложил к нему свое "особое мнение".  Мнение простое - комиссия тщательно исследовала, почему мог рухнуть аквапарк, но не стала задаваться вопросом, почему он рухнул. Известно, что эксперты московской комиссии не видели ни первоначальной видеозаписи, на которой был зафиксирован момент падения колонны, ни самой этой колонны. До сих пор неизвестно, куда эти важнейшие "вещдоки" делись, а органы прокуратуры и ФСБ хранят по этому поводу гробовое молчание. При этом комиссия направила свои материалы в Минобороны для более детальной проверки причин катастрофы, заявил глава упраздняемого Госстроя Николай Кошман.

       Сейчас со всеми документами комиссии знакомятся глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин и столичный мэр Юрий Лужков. Причем Лужков - в отличие от экспертов - и пленку, и колонну видел сразу после трагедии.
- Я был во вторник у Лужкова, - рассказал Нодар Канчели, - стал говорить ему, что хотел бы и дальше работать, но, по всей видимости, из меня сделают крайнего. Лужков возмутился: "Ну что ты, Нодар, воду сливаешь. Мы же с тобой вместе видели эту пленку, и выхлоп этот у колонны видели. Я на любом уровне это подтвержу".
Видимо, от субъективной позиции мэра и зависит, как в итоге будет сформулирован пункт о причинах обрушения аквапарка. Во всяком случае, по сведениям "Известий", городские власти намерены обратиться в Минобороны России с просьбой о дополнительной экспертизе.
        В то же время некоторые члены московской комиссии по расследованию причин обрушения аквапарка в Ясенево намерены провести новое расследование. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции председатель Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. По его словам, они обратились в Академию архитектурных и строительных наук с просьбой помочь им в проведении необходимых экспертиз. "Мы убеждены, что одна из версий - это бомбардировка колонны, возможно, из леса, рядом с которым располагался "Трансвааль-парк". Что же касается видеозаписи, которая не зафиксировала полет какого-либо снаряда, то это объясняется большой скоростью полета", - сказал Гнедовский.
        Как сказал на пресс-конференции в "Аргументах и фактах" президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов, на пленуме Союза было решено обратиться в Академию архитектуры и строительных наук с просьбой осуществить экспертизу возможных причин обрушения здания, включая и точечное воздействие на колонну.
- С помощью одного из закрытых институтов такая экспертиза делается, - рассказал Логвинов, - результаты ее пока не окончательные, но рассматриваются три версии. В том числе и версия бомбардировки этой колонны каким-то снарядом, запущенным с противоположной стороны оврага из леса. Как вы знаете, в 100 метрах от ограды аквапарка находится лес и в 5 минутах - МКАД, возможности для диверсии просто превосходные. Мы хотим верить, что данные этих экспертиз дадут новую информацию. Правда, уже сейчас ясно, что ни один из известных нам госорганов почему-то не занимается этой версией. Как-то очень быстро они ее отработали...
       А главный конструктор купола Нодар Канчели все чаще называл себя "ответчиком". И в десятый раз был вынужден задавать себе и журналистам все те же вопросы, которые он задает экспертам и следователям вот уже полтора месяца после трагедии:
           1. Куда исчезла самая первая видеозапись, которую в ночь после трагедии видели десятки людей?
           2. Почему, несмотря на приказ Лужкова тщательно исследовать сломавшуюся колонну, ее сбросили в овраг вместе с мусором?
           3. Куда вообще потом делась эта колонна, и почему ее не исследовали эксперты городской комиссии?

      - Ни один из факторов, которые указывают на то, что на колонну оказывалось внешнее воздействие, комиссией не рассматривался, - устало поведал Канчели. - Я говорил: нельзя так делать. А они все изучали проект. В любом проекте, особенно таком сложном, можно найти недочеты. Да, наверное, можно было бы сделать конструкцию с большей надежностью, с большими коэффициентами запаса. Но во всем мире до века терроризма проекты рассчитывали именно так. И тем не менее в заключении, которое я увидел, было написано: "Причиной обрушения аквапарка стали проектные ошибки". Совершенно категорично и однозначно. С большим трудом мне удалось вчера вставить туда слова "одной из причин", ведь другие даже не рассматривались.

    «Я уверен, что это было взрывное воздействие. Безусловно удар, может быть, взрывной волной, может, еще как-то. Причем сильный импульсный удар, который сломал колонну навстречу себе».
      "Кроме внешнего воздействия, я другого объяснения не нахожу, как эта колонна могла "выскользнуть" из-под опорного контура", - заявил Канчели на пресс-конференции.       Канчели напомнил, что вскоре после обрушения он вместе с другими экспертами смотрел видеозапись момента трагедии. "В какой-то момент из одной из колонн вырвалось как бы облако, после чего колонна согнулась и выскользнула из-под опорного контура", - сказал он. По словам Канчели, произошедшее повлекло за собой сползание крыши с последующим падением остальных колонн.
       Канчели утверждает, что видел согнувшуюся колонну на месте обрушения, в то время как остальные колонны были практически не повреждены. "На следующий день все колонны были выдернуты из-под завалов, помяты и сброшены в ближайший овраг", - заявил он, отметив, что "также пропала и видеозапись момента обрушения. По крайней мере, членам комиссии не удалось ее посмотреть, как и сломанную колонну".

       Один из членов комиссии Александра Косована, пожелавший остаться неназванным, рассказал несколько интересных деталей. Например, как выяснилось, первоначально купол аквапарка планировали сделать металлическим. Однако Нодар Канчели отсоветовал это делать. Оказывается, в 1984 и 1985 годах в Нидерландах и Швейцарии в аквапарках рухнули металлические крыши, в результате чего погибло в общей сложности 13 человек. Канчели утверждал, что металл под постоянным воздействием воды подвержен коррозии и его придется красить специальной краской раз в три месяца, что сильно удорожает эксплуатацию "Трансвааль-парка". Кроме того, хлор, который поднимается к крыше вместе с парами воды, меняет молекулярную структуру металла, и он становится хрупким. В связи с этим Канчели и предложил железобетонный монолитный купол, который абсолютно устойчив к влаге.
        Но самое главное, что и члены комиссии Косована недоумевают, почему прокуратура и ФСБ фактически прячут видеозапись момента обрушения крыши.
     - На следующий день после катастрофы Лужков, Косован, Канчели, Киселев просматривали эту пленку, - продолжает член комиссии. - Видеокамера, заснявшая катастрофу, стояла на домике охраны сбоку от аквапарка. Направление камеры было выбрано таким образом, что через боковую стеклянную стену хорошо просматривался момент перелома этой самой колонны. Она располагалась примерно посредине полукруглой стены. Из колонны примерно на пять метров вырвался сноп пыли, и все обрушилось. Однако, когда через две недели прокуратура представила эту пленку комиссии для просмотра, оказалось, что "пыльный" фрагмент просто затерт. При этом представители прокуратуры Москвы и ФСБ "на голубом глазу" утверждали, что снопа пыли или чего-то другого там и вовсе не было. Но это ложь. Почему это происходит, остается только догадываться. Видимо, кто-то не заинтересован в версии теракта, и серьезно ее никто не рассматривал. Провели взрывотехническую экспертизу, следов взрывчатки не нашли и на этом успокоились.
      Вопросом, кому же так не хочется, чтобы следствие вновь вернулось к версии теракта, задавались на пресс-конференции и архитекторы.
      - Мы предвидели подобный вывод комиссии. Многие факты говорили о том, что вину попытаются повесить на проектировщиков. Но была еще надежда, что после выборов президента будет возможным объективное расследование. Сейчас нет сомнений, что истинные причины будут скрываться и после выборов, - уверен президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов.
      По словам Логвинова, столичные архитекторы вели параллельное расследование. Смотрели заключения экспертов, фотографии, сделанные на месте трагедии, говорили с очевидцами. В результате 25 марта на своем пленуме Союз московских архитекторов принял решение обратиться в Генпрокуратуру РФ с требованием проверить все версии, в том числе и версию о точечном воздействии на одну из колонн. Помощник генпрокурора отослал заявителей вместе с заявлением в московскую прокуратуру, заявив, что это дело ведет она.
       - Для нас юридическое значение имеет только заключение судебной строительно-технической экспертизы, назначенной в рамках уголовного дела. Все остальные выводы, предположения и версии, высказываемые специалистами или архитекторами, мы можем только принимать к сведению, - заявил вчера зампрокурора Москвы Владимир Юдин.

    Материальные убытки, которые понесли владельцы аквапарка, составляют не более десяти процентов от общей стоимости "Трансвааль-парка".
      Комплекс в целом, включая боулинг, фитнес-центр, бассейны, рестораны стоил $33 млн. Рухнувший купол стоит не более $3 млн. При этом все дорогостоящее оборудование (например, аппараты, пускающие волну) работает. В случае чего его можно продать. Теперь московские власти должны решить, будет ли аквапарк восстановлен на этом месте или нет. Решение трудное. Ведь в "Трансваале" погибли люди.
Кстати, если виновными в трагедии признают проектировщиков, то владельцы аквапарка (компании ЕТС - 52,67 % и "Кочак" - 47,33%) по условиям страховки не получат ничего.

"Особое мнение" Нодара Канчели:
     "В выводах комиссии отсутствует приведенный авторами и представленный комиссии анализ характерных особенностей разрушения одной из стальных колонн и железобетонного опорного контура, однозначно указывающий на причины аварии в виде внешнего воздействия на одну из колонн.
       Ни одно из экспертных заключений не приводит сценария обрушения, который учитывает эти особенности...
       На основании обобщения комиссия пришла к следующему выводу: наиболее вероятной причиной разрушения покрытия явилась потеря несущей способности одной из колонн по криволинейному фасаду здания.
       Данное разрушение колонны произошло по причине некоторого внешнего воздействия, не предусмотренного проектом.
       Данная версия подтверждается характером разрушения здания, доступными комиссии показаниями очевидцев, результатами анализа и расположением упавших конструкций.
       Оценка данного внешнего воздействия в рамках работы настоящей технической комиссии не рассматривалась".
 

вверх страницы

Анонс семнадцатого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(08.04.04)

Содержание:

     статьи
        Наука в архитектуре, градостроительстве и строительстве

        Компьютер и проектирование

     А это на общетрепещущие темы:

        Правозащитники объявили войну школьной нагрузке
    
вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Апрель 5, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное