Воспитание детей — вопрос довольно сложный и щепетильный. Мнения родителей в вопросе минимального возраста ребенка, в котором можно начинать воспитательный процесс, довольно сильно разнятся.
Воспитание детей
Одни считают, что воспитывать можно только в осознанном возрасте, когда ребенок начинает все понимать и отдает минимальный отчет своим действиям. Другие говорят, что делать это стоит еще раньше — как только ребенок начинает ходить. Мнение третьих звучит так, что ребенка вообще не стоит особенно воспитывать, пока он не пойдет в школу. Но, как было справедливо замечено в сказке, «Если ребенка баловать, то из него вырастет настоящий разбойник».
На самом деле процесс воспитания нужно начинать с первых дней жизни, иначе ребенок может начать отставать в развитии. Психика человека, ровно, как и его тело, начинает развиваться еще в утробе матери и этот процесс продолжается, по сути, в течение всей его жизни.
Поэтому если не уделять этому внимание в раннем возрасте, то последствия могут быть негативными. Проявляться это может в замкнутости ребенка или наоборот, излишней активности, в будущем у ребенка могут развиться проблемы с самооценкой, нарушиться общее психоэмоциональное состояние, появиться комплексы, развиться агрессия или апатия. Что бы все этого избежать нужно, заниматься ребенком, причем правильно и гибко. С годами ребенок меняется, совершенствуется, должны, в свою очередь, совершенствоваться и методы воздействия на него со стороны родителей.
До трех месяцев нужно стараться разговаривать с ребенком — ласково, нежно. Почаще улыбаться ему. По возможности не стеснять в движениях, позволять ему развиваться. Игрушки стоит подбирать простые, соответствующие его уровню развития. Укладывая спать стараться не укачивать ребенка, позволять ему самому уснуть естественным образом. После трех месяцев нужно увеличить количество общения с малышом, учить ребенка брать и удерживать различные предметы, класть ребенка на животик и учить ползать.
Разговаривать с ребенком
От шести до девяти месяцев в общении стоит вводить легкую интонацию запрета, но без агрессии, а все так же — ласково. Стараться повторять различные слова, указывая на предмет, тем самым помогая ребенку запомнить его звучание. После девяти месяцев и до года дети, как правило, стремятся к общению с родителями, тянутся к ним. Особенно тянутся к тому родителю, который более ласков и терпим, и следовательно, более искусен в вопросах правильного воспитания. В этом возрасте уже можно приучать ребенка к контакту с ровесниками, устраивать совместные игры и развивать в маленьком человечке хорошее отношение к другим.
На протяжении второго года жизни становится чуть тяжелее. По мере увеличения возможностей ребенка, усложняются и увеличиваются методы воздействия на него. Ребенок начинает во всем копировать своих родителей и тут очень важно быть эталоном во всем. От этого будет зависеть очень многое и, в первую очередь, характер и эмоциональное состояние ребенка.
И, наконец, от двух до трех лет в ребенке окончательно закладываются основы его личности. Наибольшим воспитательным фактором являются отношения и общение в семье. Ребенок внимательно наблюдает и изучает отношения родителей в семье, впитывает все как губка и копирует слова, мимику и жестикуляцию. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным и главной задачей его родителей является не ущемлять ребенка в его свободе, естественно, там где это возможно.