Еще не вечер
Еще не вечер 2012-12-27 05:30 manager
Не столь зависимый от перетасовок тенденций и трендов, десс-код, связанный с многочисленными вечеринками и празднованиями, сопутствующими приближению нового года, как и сама его встреча (речь конечно не о домашних посиделках, а каком-нибудь роскошном вечере в ресторане, отеле или ином публичном месте), тем не менее тоже не всегда оставался неизменным.
В 1940-х годах непременным атрибутом любого празднично-вечернего наряда зимнего периода являлась декорированная накидка или меховая горжетка. Итальянская тётушка моей мамы утверждала, что появиться на званом новогоднем вечере в длинном туалете равносильно нанесению оскорбления хозяйке (ведь последняя наверняка предпочтёт коктейльное платье, в котором удобнее обходить помещения и отдавать распоряжения). Сама тётушка, как правило, для таких случаев предпочитала «маленькое чёрное платье», дополненное роскошными аксессуарами. В отличие от 1950-1960-х годов, о которых идёт речь, в конце 1970-х и в 1980-е в вечерней моде тон задавали тренды, рождённые неистовой чувственностью диско. А посему девушкам и молодым женщинам появляться на празднике в чёрном платье считалось, мягко говоря, не совсем уместным. В этом могли усмотреть не только дурновкусие и плохое воспитание, но даже попытку какого-то намёка с социальным подтекстом и бог знает что ещё. Помимо женщин того возраста, о котором уже не следовало говорить, исключение полагалось только вдовам, дурнушкам или, в случаях, когда чёрный цвет платья компенсировался открытой спиной, высоким разрезом, ещё какой-нибудь вызывающей деталью и раскрепощённым поведением. А если не считать недолгого периода с середины 1960-х до конца 1970-х, не могло быть и речи о том, чтобы надеть на вечеринку что-то с абстрактными принтами, никак не вязавшимися с самим пониманием сущности стиля, соответствующего празднику и весёлому настроению. Кстати, при всём разительном различии в возможностях и информированности отечественных и зарубежных модниц, подобные правила, с теми или иными погрешностями, действовали и в СССР: глобальные эстетические тренды всегда были сильнее политических и географических границ. Современный рождественско-новогодний дресс-код — дело иное. Выбор велик и нужно очень постараться, чтобы не подобрать среди всех возможных — и актуальных — вариантов тот, который отражает ваше настроение, соответствует вашему темпераменту и восприятию стиля. Например, струящаяся длинная юбка из шёлка и металлизированной ткани и укороченный свитерок из мохера или кашемира, дополненный массивной дизайнерской бижутерией, — беспроигрышный вариант почти для всех видов праздничных мероприятий, ну, за исключением разве что совсем официальных. Майк Корс, вознесший традиционный американский «easy chic» на недосягаемые высоты, из сезона в сезон культивирует этот образ, сочетающий роскошь, лёгкость, удобство и непринуждённость.
Но если обратиться к более общепринятому пониманию одежды, предназаченной для вского рода праздников, вечеринок и торжеств, то вырисовываются любопытные закономерности. Свидетельствующие, кстати, о глобальных изменениях в посткризисной модной индустрии. А именно — базовые и более универсальные элементы гарбероба приближаются к предназначенным для вечерних выходов, а то и к эксклюзивным моделям из коллекций высокой моды, благодаря сложному декору, использованию заимствованных из традиционной couture техник шитья, усложненному крою и комбинированию различных тканей. Девиз «из офиса на вечеринку» и «с деловой встречи на званый ужин» стал основополагающим для многих фирм. И разве что только самые большие и богатые модные дома могут позволить себе полноценные вечерние туалеты. О них позже. Именно на этой идее тотальной универсальности строятся даже целые модные империи — особенно недавно образовавшиеся. Например, обладающая недюжиной предпринимательской жилкой Виктория Бекхэм сделала основой своих коллекций хорошо скроенные, облегающие фигуру платья чуть ниже колена. Просто, спокойно, элегантно — зато сколько возможностей для комбинаций с различными аксессуарами. Роскошная сумочка, высокие каблуки — ну чем не вариант для вечернего выхода (кстати, в коллекцию этого сезона Виктория не включила ни одного длинного платья — и конечно, не из-за девичьей забывчивости). У Виктории уже появилось немало последователей. Хотя и её собственный лейбл — порождение глобальных экономических процессов в сфере моды. На их фоне интересные метаморфозы произошли и с вышеупомянутым «маленьким черным платьем». Оно по-прежнему предоставляет возможность каждой женщине выглядеть хорошо одетой в любое время суток. Однако из чего-то нейтрального, невозмутимо элегантного, из выданного самой модой «официального» освобождения от необходимости гоняться за сезонными тенденциями оно окончательно трансформировалось в громкое стилевое заявление. Для дизайнеров оно уже давно стало плацдармом для демонстрации самых новаторских и актуальных направлений, а для модниц — возможностью показать хорошую осведомленность в актуальных дизайнерских опытах. Кстати, и «маленьким чёрным платьем» его всё реже можно назвать, не рискнув покривить против истины, — определение это подходит, да и то не всегда, разве что только к его длине.
Актуальные же модели поражают сложным кроем, обилием и многообразием декоративных деталей, неожиданным выбором материалов. Тут вам и имитация кольчуги (Miu Miu), и сложнейшие инкрустации стразами и кристаллами (Lanvin), и сочетание всевозможных фактур, от тюля и кружев до ажура и сетки (Giambattista Valli), и выполненные при помощи компьютерных технологий сложные кружева и перфорации на ткани (Moschino Cheap & Chic). С лёгкой руки Альберты Феретти «маленькое чёрное платье» одновременно примерило тонкую кожу и сложнейший крой. Очевидно, что при выборе такого платья следует с аккуратностью подойти к подбору аксессуаров. Чем более сложный силуэт и чем больше деталей у платья, тем более сдержанными должны быть обувь, сумочка и тем более бижутерия. Зачастую такие модели вообще не требуют украшений, привлекая внимание только за счёт собственных «достоинств».
Аналогичный творческий всплеск — необычные конструктивные решения, иновационные материалы и техники, оригинальные принты и цветовые решения — характеризует такой некогда консервативный элемент гардероба, как коктейльное платье. Всё, что говорилось о его маленьком чёрном родственнике, применимо и к нему. Модели из металлизированных тканей, как и платья с баской, — безусловный тренд. А вариант с принтом — подобно моделям из коллекций Mary Katrantzou, Erdem и Peter Pilotto — подойдет тем, кто хочет продемонстрировать бескомпромиссность собственного вкуса (правда, лишь один раз — эти образы слишком запоминаются). Как и модели — от мини-платьев до ансамблей с юбками и длинных туалетов, отдающих дань барочной роскоши (вышивки в стиле гобеленов, имитация золотого шитья и таписри, инкрустированные стразами и кристалами оринаменты показали Balmain, Versace, Valentino, Versace). И не бойтесь переборщить — эффектная и роскошная коллекция Dolce & Gabbana стала примером того, что одеваться в барокко можно с ног до головы (расшитые цветами мини-платья сочетаются с сумочками и ботильонами с такой же вышивкой).
Образ на стыке женского и мужского может стать удачной альтернативой различным вариантам с платьем. И здесь есть своя классика — пиджак-смокинг, прямые брюки, ретроукладка, красная помада. Брючный комплект в пижамном стиле или слегка восточный, на базе шальвароподобных струящихся брюк, обладают к тому же определённой театральностью и напоминают о традициях маскарадов и костюмированных балов, которые возраждаются именно в период новогодних и рождественских праздников. Комбинезон из шёлка или парчи — ещё один самодостаточный элемент, если он, разумеется, прилагается к соответствующей фигуре и внешним данным. Но если вы обладательница приглашений на мероприятия, помеченные как White Tie, Ultraformal или Black Tie, то без канонического платья в пол всё-таки не обойтись. В первых случаях необходимы перчатки — или длинные рукава. Кстати, в отличие от предыдущих сезонов, когда преобладали strapless-туалеты и вечерние платья без рукавов, в традициях голивудского ретрошика, в нынешнем дизайнеры вновь обратили внимание на этот незаслуженно забытый элемент. Длинное платье с рукавами по определению обладает классом и аристократизмом. А столь распространённые в коллекциях этого сезона модели, вдохновлённые викторанской модой, belle epoque и произведениями прерафаэлитов — отдельно отметим коллекции Gucci и L’Wren Scott, — покоряют своей декадентской хрупкостью и женственностью. С другой стороны, длинный туалет не помешает вам продемонстрировать фантазию и оригинальное видение стиля. Коллекции таких домов и дизайнеров, как Valentino, Antonio Berardi, Esteban Cortazar, Roksanda Ilincic, изобилуют предложениями, сочетающими величественность длинного туалета и новаторские и необычные стилевые решения. Кстати, именно Роксанда Илинчич со свойственным ей тонким юмором обратила в своей коллекции внимание на такое классическое сочетание, как длинное платье и меховая накидка или горжетка, представив платье из тонкой шерсти с нашитым широким меховым воротом-накидкой.
И последнее. Коллекции изобилуют клатчами и минудьерами из самых разных материалов и с самым изощрённым декором. Но стоит обратить внимание на одну достаточно новую тенденцию — ювелирные сумочки. Например, Пьер Арди, креативный директор Hermès fine jewelry, возродил выполненную в эллинистической эстетике миниатюрную сумочку Nausicaa, впервые выпущенную французской фирмой в 1960-х годах (модель выполнена из розового золота и украшена бриллиантами). За ними уже начали погоню самые прогрессивные модницы. А почему не вы? Ведь ещё не вечер. Старое доброе мороженое 2012-12-27 05:28 Изюминки Вроде бы простой продукт. Излюбленное лакомство взрослых и, конечно же, детей. А сколько с ним связано тайн, интриг и просто интересных историй! Можно написать толстенный труд. Снежный шербет и лимонадОказывается, мороженое – очень древнее блюдо. Ещё за пять тысяч лет до н.э. китайские императоры и вообще богатые люди Китая наслаждались фруктовыми соками, смешанными со снегом и кусочками льда. Рецепты таких яств держали в строгом секрете и передавали по наследству.
Исторический факт: для Александра Македонского тоже готовили такое мороженое. А снег и лёд доставляли с ближайших гор специальными эстафетами рабов. На Ближнем Востоке мороженое называли «снежным шербетом». Знавали его и в Греции, и в изнеженном Риме. Но в те времена это гастрономическое удовольствие было доступно только избранным – царю Соломону, императору Нерону, различным шахам и царям. После падения Рима в Европе про мороженое забыли. Заново его для европейцев открыл итальянский путешественник Марко Поло. Он, рискуя головой, выкрал и тайно вывез рецепт из Китая. В Италии быстро освоили приготовление ледяных шариков и тут же всё это засекретили, оставляя «ноу-хау» за собой. Называли блюдо «лимонадом», потому что чаще всего замораживали лимоны, благо этого цитруса в Италии достаточно.
Но в 1533 году замуж за будущего французского короля Генриха II выдали флорентийскую принцессу Екатерину Медичи, впоследствии – отравительницу, знакомую нам по романам Александра Дюма и Мориса Дрюона. Она-то и завезла рецепт в Париж. По легенде, мороженое придумал в XV веке флорентийский художник и архитектор Бернардо Буонталенти. Сыну Екатерины, французскому королю Генриху III, так нравилась эта сласть, что правитель исключительно ею и питался. «Лёд» в «Прокопе»Французские кулинары принялись готовить ледяные торты в виде замков, и мороженое на долгие годы стало модным, дорогим и изысканным лакомством. Но производителями французского мороженого были попрежнему итальянские «гастарбайтеры». И, по сути, делали они не мороженое в нынешнем понимании слова, а фруктовый лёд. Настоящая революция в производстве этой вкуснятины произошла, когда парижанин из Неаполя Тортони придумал, как замораживать сладкий крем из молока, сахара и ванили. Блюдо стали именовать «неаполитанским льдом», а затем и просто «льдом» – glace – так по-французски до сих пор называется мороженое. Новинка имела оглушительный успех, особенно после того, как её начали продавать в модном и престижном кафе сицилийца Прокопио. Кстати, это кафе процветает до сих пор. В «Прокопе» сиживали Эмиль Золя и Александр Дюма. Наполеон Бонапарт именно за порцией мороженого познакомился в кафе, принадлежавшем итальянцу Веллони, со своей будущей женой Жозефиной Богарне. В России тоже был аналог ледяного яства – замороженное в погребе молоко, наструганное с сахаром. Но по-настоящему русские познакомились с мороженым во время войны с Наполеоном. В 1814 году, когда наши войска вошли в Париж, командиры полков жаловались на нехватку командного состава – офицеры, объевшись холодным десертом, были совершенно простужены. А свергнутый с престола Наполеон утешался на острове Святой Елены собственноручным изготовлением мороженого на специально присланной хладоделательной машине. Рождённое в СШАОчень любили мороженое в Соединённых Штатах. Для угощения гостей на инаугурации четвёртого президента США Джеймса Медисона его жена приготовила несколько вёдер чего-то потрясающе вкусного и невообразимо холодного. Но опять-таки все эти десерты хоть и были объеденье, но весьма отдалённо напоминавшие нынешнее мороженое и, ко всему прочему, очень дорогие. Настоящее мороженое, аналог того, которое мы едим сегодня, появилось в Америке с лёгкой руки Нэнси Джонсон – дочери трактирщика. Она изобрела фризер – устройство для сбивания смеси (насыщение воздухом) при одновременном замораживании. Ведь оказалось, что один из главных компонентов хорошего мороженого – обычный воздух. Но Нэнси была никудышным коммерсантом, она не запатентовала своё изобретение. Это сделал некто Йонг и дал ему название «Патент Джонсон фризера для мороженого», всё-таки увековечив тем самым имя Нэнси.
В 1851 году в Балтиморе молочный фабрикант Якоб Фуссел открыл фабрику мороженого, а через несколько лет вообще забросил молочные продукты и полностью переключился на лакомство, ставшее отныне необходимостью для миллионов людей. По цене оно было очень доступно – всего пять центов. И отныне в производстве мороженого США стали впереди планеты всей. Здесь его больше всего производили, больше всех потребляли. Именно в Америке придумали вафельный стаканчик, вафельный рожок и эскимо. «Насадить» мороженое на палочку получилось у американца Фрэнка Эпперсона, случайно забывшего на морозе стакан сока с соломинкой. Американцу Фрэнку Эпперсону было… 11 лет. Советы продолжают и выигрывают!Если будут ставить памятник сталинскому наркому лёгкой и пищевой промышленности Анастасу Микояну, я предлагаю изобразить его с эскимо в руке. Кстати, наше круглое эскимо придумал именно Анастас Иванович, на Западе оно прямоугольное. – Некоторые считают до сих пор, что мороженое – это лакомство для детей, а взрослым оно не нужно, – говорил с трибуны Микоян. И приводил статистику: – В Соединённых Штатах производят 600 тысяч тонн мороженого в год, а в Советском Союзе – только восемь тысяч. Я агитирую за мороженое, потому что это вкусный и питательный продукт. Мороженое следует сделать продуктом повседневного питания, выпуская его по доступным ценам. – Тебе, Анастас Иванович, не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого, – зловеще поддел своего наркома Сталин. Несмотря на нехорошую шутку вождя, Микоян не отступился от идеи, съездил в Америку, перенял опыт, закупил технологии и оборудование. 4 ноября 1937 года было выпущено первое советское мороженое. В течение нескольких лет производство лакомства освоили на хладокомбинатах Москвы, Ленинграда, Харькова. А в 1940-м начала работу мощная фабрика в Киеве.
И хотя во время войны мороженое не делали, в послевоенные годы стали навёрстывать упущенное, и по вкусовым качествам советский продукт стал считаться лучшим в мире. А всё благодаря приказу Микояна №897, который регламентировал рецептуру, способ изготовления и правила продажи продукта. На основании этого приказа 12 марта 1941 года был введён ГОСТ 117-41, который до сих пор считается самым жёстким мировым стандартом для производства пищевых продуктов. По нему отечественное мороженое выпускалось без каких-либо консервантов и красителей, поэтому было вкусным и экологически чистым. Вафельные стаканчики, брикеты и эскимо по всей огромной стране изготавливались по единой технологии и содержали только молочные жиры.
Каждую партию мороженого оценивали по 100-балльной системе. Любое отклонение от вкуса, цвета, запаха считалось браком. Время реализации ледяного лакомства ограничивалось одной неделей. Нарушителей строго наказывали, при Сталине – отсидкой в лагерях, позже – огромными штрафами. В результате по объёмам производства и потребления мороженого СССР вышел на второе место после США, а по качеству – на первое. За валюту на экспорт ежегодно отправлялось две тысячи тонн продукта. За границей советское мороженое было очень популярно, его подавали в дорогих ресторанах. Любимое «Ленинградское»Но со временем жёсткий союзный ГОСТ превратился в республиканский, а затем и в отраслевой. Вкусовые качества мороженого хоть не намного, но ухудшились. По-настоящем вкусное, лучшее в мире мороженое продавали лишь в Москве и Ленинграде. Отнюдь не в лучшую сторону изменилось советское мороженое в горбачёвские времена. В 1986 году убрали 100-балльную оценку его качества, а в 1990-м отменили ГОСТ, и оно стало выпускаться по техническим условиям. Большинство заводов стало изготавливать мороженое из растительного сырья. В новые виды добавляли красители, эмульгаторы, стабилизаторы, сгущённое молоко. Естественно, вкус стал другим. На рынке появились импортные суррогаты в красочных обёртках. Многие, наверное, помнят отвратительное «мороженое» из Польши с явным запахом химии. Но постепенно всё пришло в норму. Выжившие производители подняли голову, возникли новые фирмы, новые виды и сорта мороженого. Например, в Алма-Ате наряду с местным очень любят мороженое из Санкт-Петербурга. Даже в официальных бумагах его называют «Ленинградским». Линда Моран, красивая и… непохожая 2012-12-27 05:26 Изюминки Эпоха 1960-х – юная и яркая, дерзкая и непосредственная. Наследство, оставленное ею, щедро рассыпано по другим модным десятилетиям – молодёжный стиль и футуризм, синтетические материалы и провокационная сексуальность, психоделические принты и кричащие колор-блоки, первые шаги хиппи-стиля и – бешеная популярность фотомоделей. Внешность моделей, к слову, тоже соответствовала всему вышесказанному: после элегантных «взрослых» красоток 1950-х в моду вошли тонкокостные девочки-девушки, с наивным взглядом широко распахнутых глаз – такие как Твигги или Джин Шримтон; либо манекенщицы со странной, «неземной» внешностью – как Пегги Моффитт или Пенелопа Три. У героини сегодняшнего рассказа Линды Моран легко получалось быть разной, изображая и хрупкую инфантильность, и космическую отстранённость. При этом – она всегда оставалась узнаваемой.
Американка Линда родилась в 1946 году – чтобы появиться на модной сцене в одно время с Твигги (пусть и на разных континентах). В середине 1960-х Линду обнаружила Эйлин Форд, владелица знаменитейшего модельного агентства, и вот – звёздная карьера не заставила себя ждать. Линда стала появляться на глянцевых страницах Vogue, Glamour, Mademoiselle, Teen, Elle, сотрудничала с дизайнером Бэтси Джонсон, демонстрировала одежду от Lilly Pulitzer. Линда обладала яркой, запоминающейся внешностью, но вместе с тем – её постоянно сравнивали с другой известной красавицей, с Жаклин Кеннеди. Некоторое время спустя, в середине 1970-х – когда Линда уже успела перебраться в мировую столицу моды Париж и стать музой Пьера Кардена, – фотограф Хельмут Ньютон воспользовался вышеупомянутым сходством и создал серию снимков для парижского Vogue, целых десять разворотов! Моран так убедительно изображала Джеки, что многие приняли подлог за чистую монету – и в мире моды чуть было не случился скандал. Страсти поутихли лишь тогда, когда было обращено внимание на имя Моран, указанное в журнале. Самой Линде этот случай принёс ещё несколько выгодных модельных контрактов. В 1975 году Линда Моран решила уйти из модельного бизнеса и создать семью. В настоящее время она – журналист и архиватор моды, ведёт История женской дуэли 2012-12-27 05:24 Изюминки Дуэль считается прерогативой мужчин: они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того — дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощрёнными. Древнегреческий историк (отец истории) Геродот писал об обычае в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин писал, что у галлов жёны даже сильнее своих мужей — они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и с мужчинами.
Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению — истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал «Хольмганг» (прогулка по острову). Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов. Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на «Хольмганг» выходила женщина. Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца-мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте. Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был ещё и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика, в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне. Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории. Отсчёт же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времён, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше. Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. Пик моды на дамские дуэли пришёлся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырёх случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной… Дамы столь привыкали к оружию, что даже позировали художникам со шпагами в руках. На картинах Жана Беро элегантные француженки держат шпаги так непринуждённо, как будто оружие является обычным аксессуаром дамского наряда, как, например, веер или зонтик. Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать. Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось всё, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жёсткой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток. В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной её приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо. После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». Маркиза, как и многие её соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнажённом виде, а впоследствии и полностью обнажённые. Добавляло ли это изящества — вопрос спорный, но, по словам всё той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность. В целом, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицирована, но кое-что можно найти. Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов их напряжённые отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооружённые саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в берёзовой роще. После некоторых приготовлений секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжёлое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а её соперница днём позже. Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки — дочери соперниц. Секундантками были всё те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а её соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник. - Дамы, к барьеру! – сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов. Дуэль на ногтях Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приёмам. Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела её к жестокому поединку. Мария д’Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала её на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини. Дуэль на перочинных ножах Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а её соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении. Как сказал один из знатоков дуэлей: «Если мы примем во внимание большую раздражённость, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они ещё сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей». Парча и наряды из парчи 2012-12-27 05:22 Изюминки Парча– великолепная и роскошная, яркая и узорчатая. Парча – ткань на шёлковой основе и металлическими уткáми, покрывающими всю поверхность, или служащими фоном для дополнительных шёлковых уткóв, образующих узор. В переводе с татарского parča – парча, узор. Первоначально парча ввозилась в Россию из Турции и Ирана, а затем из Италии, Испании и Франции. Вот эти-то купцы-коробейники и занимались привозом парчи в Россию. В те давние времена, до XVIII века, в России ещё не производили шёлковые и парчовые ткани. Но наши искусные мастерицы-вышивальщицы могли своим мастерством воспроизводить узоры и фактуру ткани. Драгоценные одежды поражали европейцев, посетивших Россию, богатством и обилием парчовых тканей, украшенных жемчугом, драгоценными камнями, сиянием золота.
В мерцании свечей и лампад в храме во время литургии блеск и сияние золота настолько поражал воображение, особенно иностранных гостей, что об этом говорили и писали, всё это создавало эмоциональную атмосферу, превращая всё вокруг в таинственный мир, в ослепительное зрелище. Так как эта ткань была для торжественных случаев, то она использовалась, прежде всего, в церковном облачении и при царском дворе. А как же народ? Парчу любили все. Но первые мануфактуры по производству шёлка, а также парчи, появились в России в начале XVIII века. Теперь наша парча славилась своей красотой и блеском. Традиционную русскую одежду с начала XVIII века можно было носить только крестьянам, купцам, мещанам, так как царь Пётр I насильственным образом запретил своим подданным дворянского сословия облачатся в свои русские одежды. Все смотрели на запад, для всех было важно только одно – а как там у них в Париже. Так что судьба русского костюма была решена. Но всё же роскошная парча не ушла из гардероба русских вельмож. Об этом говорят полотна русских художников. А уже в XIX веке выпускали огромное количество парчи, которая была предназначена не только на церковные и дворцовые нужды, но и специально для изготовления крестьянского костюма. Появлялись новые ткани, эпоха сменяла эпоху… Чудо роскоши, блеска и великолепия, вот что можно сказать о парче. А теперь мы видим парчу на подиумах. И сейчас одежда из парчи поможет возродить что-то былое, утраченное в веках, – одеться в стиле барокко, который многим очень нравится. Нарядная одежда из парчи будет самым лучшим вариантом для торжественного случая. Но давайте немного поразмышляем, и увидим, что её можно надеть не только в торжественной ситуации…. Из парчи можно сделать многое: и одежду, и аксессуары. Русскими женщинами эта ткань была очень любима, из парчи делали даже «душегрейки», на современном языке жилет, отороченный мехом. Это можно сделать и сейчас. Можно сделать и нарядный жакет или полушубок с меховым оформлением. Одним словом, парча – это роскошь доступная многим. Аксессуары из парчи: сумочки, головные уборы, перчатки и многое другое позволит вам выглядеть неотразимо. Парча станет ярким украшением вашего наряда. Руки крепостных мастериц в прошлые эпохи создавали неповторимые творения из парчи. Давайте воспользуемся богатством русского мастерства, оставленного нам в наследие, и украсим свою жизнь, свой образ. Поэтому обдумывая наряд на праздник, например, вечер Нового года, следует обратить внимание на парчу, бархат, кружево, стразы Сваровски, драгоценные камни, мех. Можно всё и сразу. Тогда вы уж точно будете роскошной дамой в стиле барокко. |
В избранное | ||