Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 
Тема сегодняшнего выпуска:

Корпус дроссельных заслонок карбюраторов ДААЗ

В этой статье инженер А. Куликов рассказывает о том, как привести в порядок детали и узлы, расположенные на корпусе дроссельных заслонов карбюратора «жигулей». В двух предыдущих статьях (ЗР, 1986, № 5 и 6) речь шла о работах с крышкой и корпусом карбюратора.

Корпус дроссельных заслонок карбюраторов Озон
Рис. 1. Корпус дроссельных заслонок карбюраторов «жигулей» прежних выпусков: 1 – корпус; 2, 4 – гайки; 3 – стопорная шайба; 5, 7 – оси дроссельных заслонок вторичной и первичной камер; 6, 9 – дроссельные заслонки вторичной и первичной камер; 8, 11 – упорные винты; 10 – регулировочный винт; 12, 13, 14, 15, 16 – рычаги; 17 – втулка; 18 – шайбы; 19 – золотник; 20 – пружина; 21 – пружинное кольцо; а и б – переходные отверстия переходной системы и холостого хода; в – калиброванное отверстие золотникового устройства; г и д – зазоры между верхними кромками переходных отверстий и дроссельных заслонок вторичной и первичной камер.

Корпуса дроссельных заслонов у карбюраторов ДААЗ прежних выпусков (рис. 1), «Озона» (рис. 2) и «Озона» с системой «Каскад» (рис. 3) при внешнем сходстве имеют существенные различия. Поэтому разнится и порядок их разборки. В первой конструкции (см. рис. 1) отгибаем усик стопорной шайбы 3, отворачиваем гайку 2 и снимаем с оси 7 дроссельной заслонки 9 первичной камеры рычаги 13, 14, 15, 16, шайбы 18, втулку 17, пружинное кольцо 21, пружину 20 и золотник 19. Если золотник 19 не снимается с оси 7 легко, то виноваты заусенцы в месте перехода большего диаметра оси на меньший. Сразу удаляем их мелкой наждачной бумагой или надфилем. Отвернув гайку 4, снимаем с оси 5 дроссельной заслонки вторичной камеры рычаг 12.

Корпус дроссельных заслонок карбюраторов Озон
Рис. 2. Корпус заслонок карбюратора «Озон»: 1 – корпус; 2 – жиклер; 3 – втулка; 4, 7 – шайбы; 5, 18 – гайки; 6 – пружина; 8, 11 – оси дроссельных заслонок вторичной и первичной камер; 9, 10 – дроссельные заслонки вторичной и первичной камер; 12 – упорный винт; 13, 14, 15, 16, 17, 19 – рычаги; 20 – распылитель; 21, 25 – регулировочные винты; 22 – прокладка; 23, 26 – уплотнительные кольца; 24 – корпус АСХХ; а – радиальное отверстие в распылителе; б – кольцевая полость в распылителе.

У «Озона» с оси 11 (см. рис. 2) дроссельной заслонки 10 первичной камеры снимаем все детали в таком же порядке и, отвернув гайку 5, снимаем с оси 8 дроссельной заслонки 9 вторичной камеры рычага 13 и 14, пружину 6 и шайбу 7. Отвернув винты, вынимаем вместе с прокладкой 22 корпус 24 регулировочного винта количества смеси на холостом ходу и вывертываем из него сам винт 21, а затем и регулировочный винт 25 качества смеси из корпуса 1.

Корпус дроссельных заслонок карбюраторов Озон
Рис. 3. Корпус дроссельных заслонок карбюратора «Озон» с системой «Каскад» (вид сбоку): 1, 2, 3, 4, 7, 8 – рычаги; 5 – ось дроссельной заслонки; 6 – гайка; 9 – микропереключатель; 10 – шайбы; 11 – пружина; 12 – золотник; 13 – пружинное кольцо; 14, 15 – втулки; 16 – клапан ЭПХХ; 17 – распылитель; 18 – корпус; 19, 20 – прокладки; 21 – диафрагма; 22 – крышка; 23 – уплотнительное кольцо; 24 – регулировочный винт.

Начальный этап разборки корпуса дроссельных заслонок «Озона» с системой «Каскад» (см. рис. 3) аналогичен. Далее, отвернув винты, снимаем с корпуса кронштейн с микропереключателем 9 и корпус 18 клапана экономайзера принудительного холостого хода (клапан ЭПХХ), от которого отделяем крышку 22 с регулировочным винтом 24. На этом этап разборки заканчивается, и приступаем к чистке деталей.

Все поверхности золотника 19 (см. рис. 1) и корпуса 1 дроссельных заслонок очищаем от смолистых отложений, детали промываем чистым бензином и продуваем сжатым воздухом. Особое внимание обращаем на чистоту рабочих кромок дроссельных заслонок 6 а 9, на них недопустимы забоины и заусенцы, мешающие плотному прилеганию заслонок к стенкам смесительных камер.

Тщательно чистим калиброванное отверстие в золотниковом устройстве, через которое отсасываются картерные газы при работе двигателя на холостом ходу. Засорение этого отверстия влечет повышение давления газов в картере двигателя, что, в свою очередь, может привести к подтеканию масла из-под сальников и прокладок, к нестабильности оборотов и увеличению расхода топлива при работе двигателя на холостом ходу.

Остро заточенной деревянной палочкой, смоченной в ацетоне, прочищаем нижние а и б и верхние отверстия в переходной системе и системе холостого хода, а также отверстие для отбора вакуума и распределитель зажигания с вакуумным корректором. От состояния этих отверстий зависит появление провалов в работе двигателя при резком увеличении оборотов и характер автоматического регулирования опережения зажигания.

После чистки проверяем диаметры переходных отверстий первичной и вторичной камер, а также положение нижних переходных отверстий а и б относительно верхних кромок полностью закрытых дроссельных заслонок 6 и 9. У карбюраторов 2101-1107010, 2101-1107010-02, 2101-1107010-03, 2101-1107010-11, 2101-1107010-20, 2103-1107010, 2103-1107010-01, 2106-1107010 диаметры нижнего и верхнего переходных отверстий равны соответственно 1+0,025 и 0,9+0,025 мм; у 2105-1107010, 2105-1107010-10, 2105-1107010-20 эти диаметры равны 1+0,025 и 0,8+0,025 мм, а у карбюраторов 2107-1107010, 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 – 1,2+0,025 и 1+0,025 мм. Диаметры переходных отверстий во вторичной камере всех моделей и модификаций карбюраторов «жигулей» одинаковы и равны 1,2+0,025 мм.

Для проверки этих размеров полезно сделать калибры из круглой пружинной проволоки соответствующей толщины. Удобный для работы калибр имеет Г-образную форму с длинной стороной 70 мм и короткой – 6 мм.

Положение отверстия а относительно полностью закрытой дроссельной заслонки б определяется зазором г между их верхними кромками, который должен быть равен 0,6±0,05 мм для всех карбюраторов. В первичной камере зазор д между верхними кромками отверстия б и заслонки 9 равен 0,15±0,05 мм у карбюраторов 2101-1107010, 2101-1107010-02, 2101-1107010-03, 2101-1107010-11, 2101-1107010-20, 2103-1107010, 2103-1107010-01, 2105-1107010, 2105-1107010-10, 2105-1107010-20, 2106-1107010 и 0,65±0,1 мм у карбюраторов 2107-1107010, 2107-1107010-10, 2107-1107010-20. Проверять эти зазоры удобно калибрами, сделанными по аналогии с калибрами для проверки диаметров переходных отверстий. Если зазор меньше нормы, то аккуратно подпиливаем надфилем кромку дроссельной заслонки в зоне отверстия. Когда же зазор велик, на край заслонки наносим немного припоя и опиливаем его надфилем до нужной величины. Припой, попавший на ту часть заслонки, которой она прижимается к стенкам смесительной камеры, осторожно удаляем надфилем, стараясь не повредить контур заслонки и проверяя полноту ее закрытия.

Почему важно следить за величиной зазоров г и д? Дело в том, что высоко расположенные над дроссельными заслонками переходные отверстия а и б вызывают из-за обеднения смеси провалы в работе двигателя при разгонах. Если же верхние кромки переходных отверстий расположены ниже верхних кромок дроссельных заслонок, могут возникнуть трудности при регулировке холостого хода двигателя из-за поступления через отверстия дополнительного, недозированного топлива.

В корпусе дроссельных заслонок карбюратора «Озон» (см. рис. 2) прочищаем Г-образным крючком из пружинной проволоки диаметром 0,7 мм восемь радиальных отверстий а в распылителе 20 автономной системы холостого хода (АСХХ), промываем распылитель ацетоном и продуваем сжатым воздухом. Промыть распылитель можно струей ацетона из медицинского шприца, направив ее в жиклер 2, а потом в отверстие, перекрываемое регулировочным винтом 25. Если по какой-либо причине машина эксплуатируется на бензине А-76, то в карбюраторе бывает гораздо больше смолистых отложений, чем при езде на АИ-93. Тогда промыть распылитель АСХХ без разборки бывает трудно. О том, как извлечь его из корпуса, уже сообщалось (ЗР, 1981, № 3, с. 25). Обратно запрессовываем его при помощи стальной оправки, обратив внимание на положение распылителя – широкий посадочный поясок должен быть обращен внутрь корпуса.

Удаляем ацетоном смолистые отложения с рабочих поверхностей регулировочного винта 21 (см. рис. 2) или клапана 16 (см. рис. 3) ЭПХХ и жиклера 2 (см. рис. 2). Жиклер предназначен для уменьшения чувствительности регулировочного винта 21 (см. рис. 2) или 24 (см. рис. 3) и тем самым для облегчения процесса регулировки холостого хода.

Перед сборкой корпуса дроссельных заслонок проверяем неплоскостность его нижней и верхней поверхностей. У карбюратора «Озон» проверяем еще и неплоскостность поверхности для установки клапана ЭIIХХ, а также уплотняющей поверхности крышки на этом клапане. При необходимости все указанные поверхности притираем, после чего детали тщательно промываем в бензине и обдуваем сжатым воздухом.

Перед установкой на место проверяем отсутствие забоин, вмятин и заусенцев в пазу на рычаге 12 (см. рис. 1) и на пальце рычага 4. Если они есть, удаляем их мелкой наждачной бумагой. Ставим на место рычаг 12 и закрепляем его на оси 5 гайкой. Дроссельная заслонка 6 вместе с рычагом 12 должна вращаться легко, без заеданий.

На ось 7 дроссельной заслонки первичной камеры возвращаем поочередно все снятые детали. При этом три выступа на торцевой поверхности золотника 19 должны быть обращены наружу и один из них – к верхней плоскости корпуса 1. Рычаг 15 ставим так, чтобы его короткий отогнутый усик был направлен в сторону корпуса.

Случается, при стопорении гайки 2 усик на шайбе 3 отламывается. Новую шайбу можно изготовить по рис. 4. Для стопорения гайки достаточно загнуть один из усиков, а второй является запасным.

Стопорная шайба карбюратора Озон
Рис. 4. Стопорная шайба для гайки на оси дроссельной заслонки первичной камеры.

После затяжки гайки 2 ось 7 дроссельной заслонки в корпусе и рычаги 13 и 14 на втулке должны вращаться легко, без заеданий. Смазывать рычаги, втулку, шайбы и другие детали не нужно.

Далее возвращаем на место винт 10 регулировки состава смеси на холостом ходу. Если на нем есть заводское уплотнительное кольцо, проверяем его целостность. Если кольцо имеет повреждения, надо его заменить.

Проверяем, полностью ли закрываются дроссельные заслонки 6 и 9 и нет ли заедания при их открывании. Нормальное положение заслонок в закрытом состоянии таково, чтобы между ними и стенками корпуса 1 не было заметных щелей, контролируемых на просвет, но при этом не было бы и «закусывания» заслонок при открывании. Регулируем закрытое положение дроссельных заслонок 6 и 9 при помощи упорных винтов 11 и 8 соответственно. Винты должны вращаться достаточно туго, чтобы в процессе эксплуатации от вибраций не нарушалось положение заслонок в закрытом состоянии. Если же винты вращаются легко, их надо вывернуть так, чтобы они выступали из приливов корпуса 1 примерно на 6 мм, и отверткой, вставленной в их шлицы, осторожно развести в стороны части разрезанных на концах винтов.

Перед сборкой корпуса дроссельных заслонок у карбюратора «Озон» (см. рис. 2) необходимо проверить, нет ли заусенцев, забоин и вмятин на поверхности рычага 13, которой он контактирует с пальцем рычага 16. Забоины, вмятины и заусенцы удаляем мелкой наждачной бумагой. Кроме того, эту поверхность рычага 13 надо притереть. Все это обеспечивает четкую работу пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры. Следует также удалить, если они есть, забоины в вмятины на пальце рычага 16.

Новая втулка для рычагов карбюратора Озон
Рис. 5. Новая втулка для рычагов на оси дроссельной заслонки первичной камеры «Озона».

Чтобы четко действовал пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры, изношенные втулку 3 и шайбу 4 полезно заменить новыми, изготовленными из бронзы или латуни согласно рис. 5 и 6. Их можно изготовить и из стали с последующей закалкой, но обязательно соблюдая все размеры, указанные на рисунках.

Новая шайба на ось дроссельной заслонки карбюратора Озон
Рис. 6. Новая шайба на ось дроссельной заслонки первичной камеры «Озона».

Кроме того, полезно обработать мелкой наждачной бумагой торцевые поверхности рычага 16, которыми он контактирует с втулкой 3 и шайбой 4, и притупить наждачной бумагой острые кромки по контуру рычага 16 с двух его сторон.

Устанавливаем на ось 8 дроссельной заслонки вторичной камеры шайбу 7, рычаги 13 и 14, пружину 6 и закрепляем их гайкой 5. Заслонка вместе с рычагами должна вращаться легко, без заеданий. Рычаги 13 и 14 под действием пружины 6 должны поворачиваться один относительно другого также без заеданий. Полноту закрытия заслонки вторичной камеры и отсутствие «закусывания» ее при открывании необходимо очень тщательно регулировать упорным винтом 12, так как от этого также зависит четкость работы вторичной камеры карбюратора.

Ставим на ось 11 дроссельной заслонки первичной камеры все снятые детали и закрепляем их гайкой 18. Расположение деталей такое же, как на рис. 1. Дроссельная заслонка 10 должна вращаться в корпусе без заеданий, так же как рычаги 15 и 16 на втулке 3.

Закрепляем на месте корпус 24 с регулировочным винтом 21 количества смеси и регулировочный винт 25 качества смеси, обратив внимание, чтобы не было повреждений у прокладки 22 и уплотнительных колец 23 и 26, а также забоин на рабочих поверхностях регулировочного винта 21.

Перед установкой деталей на ось 5 (см. рис. 3) дроссельной заслонки в карбюраторе «Озона» с системой «Каскад» необходимо заменить подношенные втулку 14 и шайбы 10 новыми (см. рис. 5 и 6), удалить имеющиеся на рычаге 2 и пальце рычага 4 заусенцы, забоины и вмятины, обработать мелкой наждачной бумагой торцевые поверхности рычага 4 и притупить на нем острые кромки.

После установки на ось 5 всех деталей и затяжки гайки 6 дроссельная заслонка в корпусе и рычаги 3 и 4 на втулке 14, а рычаг 8 на втулке 15 должны вращаться без заеданий. Перед монтажом клапана ЭПХХ проверяем на отсутствие повреждений диафрагму 21, прокладки 19 и 20, уплотнительное кольцо 23, убеждаемся в надежности крепления диафрагмы на стержне клапана 16, в отсутствии забоин на рабочих поверхностях клапана и в возможности его свободного перемещения в корпусе 18. Если чашечки, между которыми зажата диафрагма 21, имеют люфт, осторожно заклепываем конец стержня у клапана 16. Забоины на его рабочих поверхностях аккуратно удаляем мелкой наждачной бумагой. Поврежденную диафрагму 21 заменяем новой вместе с клапаном 16. Негодные уплотнительное кольцо 23 и прокладки 19, 20 также необходимо заменить добротными.

Работу микропереключателя 9 проверяем до монтажа на корпус. Для этого подключаем к его выводам тестер или источник питания (например, аккумулятор) с лампочкой. При свободном положении рычага микропереключателя его контакты должны быть замкнуты (лампа горит), а при нажатом – разомкнуты.

Собираем и ставим на место клапан ЭПХХ, кронштейн с микропереключателем и проверяем работу клапана. Для этого подсоединяем к патрубку крышки 22 резиновую медицинскую грушу и создаем в полости клапана попеременно разрежение и давление. При нормальной работе клапана ЭПХХ должны быть слышны четкие металлические удары его о распылитель 17 или о регулировочный винт 24.

Ссылки в тему:
Система «Каскад» карбюраторов «Озон»
Заслонка вторичной камеры "Озона"
«Озон» наизнанку
Бензин под микроскопом
Эмульсионная трубка карбюратора "Озон"
Хитрые трубки
Эконометр на "Жигулях"
Неровные холостые обороты
Взаимозаменямость карбюраторов
Валик привода карбюратора "Жигулей"
Контроль уровня в карбюраторе ДААЗ
Капризный шарик
Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь; новым подписчикам напоминаю, что для просмотра чертежей необходимо подключение к сети Интернет, а при нажатии на чертеж, Вы увидите его увеличенным в новом открывшемся окне.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное