15-16 сентября двухдневный практический семинар для владельцев бизнеса, генеральных и финансовых директоров и главных бухгалтеров.
Ведущий семинара Туров Владимир
Добрый день, дорогие читатели.
Сегодня для Вас выходит продолжение статьи о том, какой продукт должен быть у главного бухгалтера и как его проверить.
Приятного чтения.
С пожеланием успехов, Туров Валерий Ответственный за рассылку компании "Туров и Партнёры"
Когда бухгалтер поработает некоторое время, особенно если это новый и непроверенный Вами человек, сделайте ему проверку.
Ниже простейший порядок проверки бухгалтерии предприятия.
1. Спросите своего бухгалтера (вновь нанимаемого), какие существуют типы и виды нарушений налогового и финансового законодательства, и что за это грозит предприятию. Пусть он точно это назовет, и покажет Вам, где это написано в Налоговом кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.
2. Далее пусть он Вам быстро нарисует, какие потоки прохождения денег и товаров существуют на предприятии, и какие первичные документы должны оформляться на каждом этапе прохождения денег и товаров. Конечно, и в этом случае он должен быть способен быстро и точно показать Вам соответствующие ссылки на соответствующие законы и инструкции.
3. Пусть перечислит все учетные регистры Вашего вида бизнеса, Вашего предприятия, в которых отражаются данные из первичной документации.
4. Спросите его какие налоги, в каком процентном отношении платятся, и в какие сроки. В какой последовательности это происходит. Какие отчетные формы при этом используются.
5. Дайте ему простое задание, которое он должен выполнить, имея калькулятор, лист бумаги и авторучку. Например: фирма А купила у фирмы Б товар на сумму 1000 рублей с НДС. Продала его фирме В за 1500 рублей с НДС. Затраты:
5.1. Заработная плата 100 р.
5.2. Аренда 50 р. с НДС.
5.3. Комиссионные Агенту на УСН 30 р.
5.4. Транспорт 20 р. с НДС.
5.5. Прочие 20 р. без НДС.
Рассчитайте все налоги.
6. Усложните задачу. Пусть решит задачу в рамках корпоративной структуры. Пусть покажет на практике свои способности пользоваться базами данных и вести различные документы.
Далее пройдите с ним в бухгалтерию на его рабочее место, Вам предстоит проверить наличие и стыковку между собой следующих блоков документов:
1. Наличие, правильность оформления, использования и хранения документов общего характера. Наличие копий Учредительных документов, договора на аренду, коммунальные услуги, электроэнергию, телефоны, договора банковского обслуживания и т.д.
2. Банковские документы.
3. Кассовые документы. Счета, счета фактуры, накладные, акты сверок, чеки ККМ, товарные чеки, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты и т.д.
4. Документы по кадрам, в части касающейся бухгалтерии.
5. Договора.
6. Документы на основные средства и нематериальные активы.
7. Книги, журналы. Всяческие регистры.
8. Отчетность перед государством.
Помните, что документы должны храниться на предприятии 5 лет, и существует строго регламентированный порядок их учета и хранения.
Далее:
1. Возьмите все выписки по банку за последний квартал.
2. Возьмите из этой пачки любую выписку по банку за любой день.
3. Возьмите любую операцию с клиентом, отраженную в данной банковской выписке.
4. Потребуйте все документы по данной операции. И не слушайте объяснений. Ваша задача получить в руки документы и самому их посмотреть, потребовав комментарий бухгалтера и ссылок на законы.
5. Пройдитесь по всей цепочке прохождения документов и денег, имеющих отношение к данной операции: договор, счет, платежное поручение, счет фактура, накладные, товарные чеки и так далее…, все, смотрите абсолютно все первичные документы по данной цепочке.
6. Если это была операция, например, на покупку оргтехники, то: проверьте физическое наличие оргтехники, паспорта на нее, накладные или товарные чеки, счета, счета фактуры, акты ввода в эксплуатацию, проводки по бухгалтерии, амортизацию и так далее.
7. Аналогично проверяйте кассу, кадровое делопроизводство и так далее.
8. Затем проверяйте отчетность. Отчетность перед государством рекомендую проверить за последние три года. В данном случае проверяется физическое наличие отчетности, ее стыковка между собой, документы подтверждающие платежи государству.
9. Проверьте архив предприятия.
10. Далее проверьте прочие документы:
a. Передвигайтесь по офису, берите первый попавшийся документ на столе, спрашивайте что это, где это должно лежать и пусть сотрудник объяснит это, положит это на место или выбросит (если это не нужно).
b. Закончив со столом, переходите к ящикам стола.
c. Затем различные корзины.
d. Шкафы и так далее.
Записывайте все недостатки, чтобы потом составить программу по устранению выявленных недостатков.
Напишите программу устранения недостатков с указанием сроков и потребуйте отчитаться за ее выполнение. Проведите быструю, контрольную проверку по устранению выявленных недостатков.
По результатам проверки издайте приказ о наказании, либо поощрении проверенных сотрудников, в зависимости от результатов.
Введите необходимые правила, которые улучшат работу сотрудников и документооборот предприятия.
На этом проверку можно считать законченной.
Расширения и процветания!
Автор текста
Туров Владимир Викторович
Учебник "Элементарного налогообложения для знатоков и чайников"
Не так давно я и мои компании проводили один интересный эксперимент.
Цель эксперимента: понять, что же нужно бухгалтерам и главным бухгалтерам, чтобы самостоятельно разобраться в Налоговом кодексе.
В ходе эксперимента бухгалтерам, директорам и владельцам компаний были предложены простые задачи по основным понятиям налогообложения. Результаты эксперимента были весьма интересны.
Вот они:
1. Краснодар: из 24 протестированных главных бухгалтеров и директоров, только 4 решили задачу по элементарному налогообложению.
2. Эксперимент, проведённый среди 5000 (это не опечатка - пять тысяч) владельцев, директоров, финансовых директоров и главных бухгалтеров показал: только ШЕСТЬ человек смогли правильно ответить на вопрос "что такое имущество в целях налогообложения по Налоговому Кодексу РФ?". Только шесть человек из пяти тысяч.
3. Я лично проводил реальные экзамены среди начальников отделов недоимок налоговых инспекций на знание Основ налогообложения. Эксперимент показал, мягко говоря, безграмотность. Экзамен не сдал никто.
4. Ещё пример: реально проведённые опросы (200 чиновников и 500 руководителей компаний) показали, что только 2% читали главу 2 Конституции России (Права и свободы человека и гражданина) и применяют её положения на практике.
Вместе с тем исследования показали, что одна из причин подобного положения дел в том, что Налоговый кодекс написан слишком сложным и запутанным языком для того, чтобы его мог понять человек даже с высшим образованием.
Для того чтобы решить эту проблему мной был написан "Учебник элементарного налогообложения".
"...У нас нет цели обманывать государство, но у нас и нет задачи заплатить налоги и спать на скамейке. В таком случае, давайте научимся платить налоги, продолжая преуспевать и процветать."