Занимаясь торговлей, компании и предприниматели могут
платить ЕНВД, только если реализуют товары в розницу (подп.
6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом торговлю они должны вести либо через
магазин или павильон с торговым залом площадью не более 150 кв. м. Либо через
объекты стационарной торговой сети без торговых залов, например, торговые
комплексы, крытые рынки или киоски. Либо через объекты нестационарной торговой
сети. Например, торгую с автомобиля или автоприцепа, а также с рук или лотка.
А вот любые формы оптовой торговли на «вмененку» не
переводятся. При этом в рамках главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится
реализация товара на основе договоров розничной купли-продажи (ст.346.27
НК РФ). Способ оплаты – наличные деньги или банковские карты – значения не
имеет. Категория покупателя – физические или юридические лица – тоже не важна.
Главное, чтобы товары были переданы покупателю для личного, семейного,
домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью.
Если же заключается договор поставки или государственный
(муниципальный) контракт, платить ЕНВД по доходам от таких сделок нельзя. С
полученных доходов следует платить налоги в рамках общего режима или УСН.
Об этом Минфин России напомнил в письме от 10.04.2015 №
03-11-11/20701.
С 1 января 2015 года действуют новые правила оформления
журналов учета счетов фактур. И эти правила распространяются в том числе и на
плательщиков ЕНВД (п.
3.1 ст. 169 НК РФ). Итак, оформлять журналы учета счетов-фактур теперь
нужно лишь:
посредникам, которые от своего имени продают товары
(работы, услуги) комитентов (принципалов) - плательщиков НДС;
посредникам, которые от своего имени покупают для
комитентов (принципалов) товары (работы, услуги) у плательщиков НДС;
экспедиторам, которые перевыставляют своим контрагентам
счета-фактуры на приобретенные у третьих лиц работы (услуги);
застройщикам, которые перевыставляют инвесторам
счета-фактуры на приобретенные у третьих лиц товары (работы, услуги).
Обратите внимание: журнал учета счетов фактур в ИФНС можно
вести как в бумажном виде, так и в электронном. Однако с 1 января 2015 года
появилась обязанность у всех вышеперечисленных лиц сдавать журнал ежеквартально
в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (п.
5.2 ст. 174 НК РФ). И плательщики ЕНВД здесь не исключение. Срок сдачи
журнала – не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п.
5.2 ст. 174 НК РФ).
Компании, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе
перейти на УСН с начала того месяца, в котором прекратили платить «вмененный»
налог (п.
2 ст. 346.13 НК РФ).
Так, чиновники финансового ведомства считают, что данную
норму можно применять только в двух случаях:
если местные органы власти отменили спецрежим ЕНВД
для вашего вида деятельности;
если вы прекратили вести определенный вид
«вмененного» бизнеса (в вашем случае грузоперевозки).
А вот при утрате права на ЕНВД по действующему виду бизнеса,
названное выше положение применять нельзя. Соответственно после утраты права на
этот спецрежим вы должны перейти на общую систему. Такой вывод содержит письмо
Минфина России от 24.11.2014 № 03-11-09/59636.
Р.S. О том, как учитывать доходы и расходы при переходе с
«вмененки» на «упрощенку», вы можете прочитать в нашей статье. Чтобы
ознакомиться со статьей, вам необходимо оформить бесплатный доступ на три дня либо подписаться на журнал. Если после прочтения статьи у вас еще останутся вопросы, вы можете
задать их нашим экспертам. Для этого воспользуйтесь специальным сервисом «Вопрос эксперту».
До недавнего времени каждая организация, в том числе и
уплачивающая ЕНВД, должна была иметь круглую печать. Теперь же компаниям
разрешили работать без печати. Соответствующие поправки в законодательство
внесены Федеральным
законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Он вступил в силу 7 апреля 2015 года. И с
этой датой любая компания может отказаться от использования круглой печати.
Заметим, что использование печати на документах не
запретили. То есть при желании компания может продолжать ею пользоваться. Но в
тоже время она имеет право упростить свою печать. Например, оставить на ней
только краткое наименование.
Обратите внимание: если компания и дальше решит использовать
печать, информация об этом должна быть указана в ее уставе. Тем фирмам, кто
решит отказаться от печати, также нужно проверить свой устав. Так, если
информация о печати есть в уставе, то чтобы не использовать ее, следует убрать
сведения о ней из документа. Иначе налоговики или контрагенты могут требовать и
дальше проставлять круглую печать на договорах и других документах.
Если вы ведете розничную торговлю через объект стационарной торговой сети с торговым залом, у вас может возникнуть следующая ситуация. Основная торговля ведется в магазине. А при входе дополнительно не небольшой площади демонстрируется товар. Например, вне магазина стоят стеллажи с образцами товаров. Как считать ЕНВД в этом случае, Минфин России разъяснил в письме от 05.09.2014 № 03-11-09/44779.
Так, если в инвентаризационных и правоустанавливающих документах отражена дополнительная площадь вне магазина, используемая для демонстрации товара, то ее следует учесть при расчете ЕНВД.
А если площадь, занятая стеллажами с образцами товаров, в правоустанавливающих и инвентаризационных документах не упомянута, считать единый налог необходимо только с торговой площади магазина.
Если в компании сменился главбух, сообщать об этом
налоговикам не обязательно. Законодательство этого не требует. Однако лучше все
же известить инспекцию о смене главного бухгалтера. Ведь информация о нем есть
в регистрационном деле компании. И на практике многие чиновники просят
своевременно обновлять информацию о главбухе.
При смене главного бухгалтера уведомить инспекцию можно в
произвольной форме. Главное, указать в письме его ФИО, паспортные данные, а
также ИНН при его наличии. Также желательно указать контактный телефон
главбуха, чтобы инспекторы могли с ним связаться при необходимости. Будет
лучше, если к письму приложить копию приказа о назначении нового главбуха на должность.
Конкретных сроков для подачи такого сообщения не
установлено. Поэтому подать его в инспекцию можно в любое удобное время. Или
даже отправить по почте.
О том, кого необходимо проинформировать, если сменился
руководитель организации, читайте в нашей статье. Чтобы
ознакомиться со статьей, вам необходимо оформить бесплатный доступ на три дня либо подписаться на журнал. Если после прочтения статьи у вас еще останутся вопросы, вы можете
задать их нашим экспертам. Для этого воспользуйтесь специальным сервисом «Вопрос эксперту».
Расчеты наличными законодательно не запрещены. Но есть
некоторые особенности. Так, при расчетах с организациями и предпринимателями
надо соблюдать лимит расчетов наличными — 100 000 руб. в рамках одного договора
независимо от того, платите вы наличные или получаете. Нарушение этого
требования может привести к административной ответственности по части
1 статьи 15.1 КоАП РФ. Штраф для организации составляет от 40 000 до 50 000
руб., а для ее должностного лица — от 4000 до 5000 руб.
Про предпринимателей в статье
15.1 КоАП РФ ничего не сказано, и можно подумать, что никакие меры
ответственности к ним не применяются. Но, увы, это не так. На предпринимателя
контролеры также могут наложить штраф, поскольку лимит расчетов они должны
соблюдать наравне с организациями. Правда, размер штрафа для них не такой
значительный, как для компаний. Он составляет от 4000 до 5000 руб., поскольку
коммерсанты приравниваются к должностным лицам (ст.
2.4 КоАП РФ).
Вознаграждения физлицам по договору гражданско-правового
характера облагается взносами в ПФР и ФФОМС. Это прямо предусмотрено в пункте
2 статьи 3 и пункте
1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Поэтому в день начисления выплат следует
начислить страховые взносы. Такой датой будет наиболее ранняя из следующих: либо
дата выплаты вознаграждения авансом, либо дата подписания акта выполненных
работ (оказанных услуг).
Что касается взносов в ФСС РФ, то отметим следующее. Выплаты
по гражданско-правовым договорам не облагаются страховыми взносами на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п.
2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
А вот взносы на страхование от несчастных случаев и
профзаболеваний нужно начислять и соответственно перечислять в бюджет ФСС РФ,
только если это предусмотрено в договоре. А если такого условия в договоре нет,
то обязанности по уплате взносов у вас не возникает (п.
1 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98№ 125-ФЗ).
Таким образом, с сумм, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам,
обязательно нужно платить взносы в ПФР и ФФОМС. А взносы на травматизм следует платить,
только если это прямо прописано в договоре.