Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

После <<большой Европы>>



После «большой Европы»
2020-09-18 09:18 Редакция ПО

В эти дни 65 лет назад правительства СССР и ФРГ решали последние технические вопросы, связанные с установлением дипломатических отношений между двумя странами. 13 сентября 1955 г. были подписаны соответствующие письма, а 23–24 сентября решение утверждено парламентами. Годовщина не самая круглая, но вспомнить её заставляют текущие события. Министр иностранных дел России Сергей Лавров отменил визит в Берлин, планировавшийся загодя, формальное обоснование – сокращение программы с немецкой стороны. Однако понятно, что в нынешней атмосфере говорить практически не о чем, так что реальная причина много серьёзнее.

Отношения СССР/России и (Западной) Германии во второй половине ХХ – начале XXI века – пример особый. Чудовищная агрессия и война на уничтожение, разгром, оккупация и раздел страны – даже по меркам жестокой европейской истории – нечто из ряда вон выходящее. Но в то же время – это история примирения государств и народов, сумевших постепенно преодолеть страшное прошлое и стать тесными партнёрами.

"Этот опыт нельзя забывать, прежде всего потому, что он представлял собой очень сбалансированное сочетание осмысления исторических событий, раскаяния и прощения, выверенного политического взаимодействия в менявшихся обстоятельствах и точно понятого экономического и делового интереса."

Именно комбинация этих элементов составила основу прочных отношений Москвы и Бонна/Берлина с 50-х, а особенно с 60-х гг. прошлого века.

Стоит напомнить, что Восточный комитет германской экономики, влиятельное объединение предпринимателей, заинтересованных в работе на восточных (в ту пору имелся в виду не столько географический, сколько политический Восток) рынках, был учреждён за три года до установления дипломатических отношений – в 1952 году. Западной Германии, жёстко подконтрольной западным державам-победительницам и встроенной в возникавшие евроатлантические институты, была разрешена только одна форма экспансии – экономическая, и только в одном направлении – восточном. Прагматические интересы способствовали политической нормализации.

Законченный облик отношения обрели во второй половине 1960-х годов, когда проект поставок сибирского газа в Западную Европу предварил курс, начатый канцлером ФРГ Вилли Брандтом. Именно его «восточная политика» создала предпосылки для гладкого объединения страны двадцать лет спустя, и СССР оказался главным приверженцем идеи объединения, большим, чем союзники Западной Германии. Одновременно расширявшаяся инфраструктура отношений в области энергетики и машиностроения создавала предохранитель от избыточных потрясений, связанных с обострениями холодной войны. Эта модель сохранилась и в новое время, наступившее после 1991 г. – Германия оставалась опорным партнёром России в ЕС, описанный выше комплекс мотивов продолжал действовать.

Сейчас ситуация меняется. Логично, что в центре острой полемики оказался газопровод. Дело не только во вложенных средствах и приложенных усилиях. Поставки топлива в Европу, прежде всего в Германию, на протяжении полувека составляли фундамент не только экономических, но и политических отношений. Развитием модели служили и проекты разных «потоков», обсуждаемые с начала XXI века. Если отвлечься от коммерческих интересов, то энергетическая инфраструктура играла системообразующую роль. Сначала она удерживала от чрезмерного обострения противостояния, а потом рассматривалась как материальный каркас для строительства «Большой Европы». А эта самая «Большая Европа» представлялась в качестве естественной и даже безальтернативной геополитической и геоэкономической перспективы европространства.

Германия, объективно наиболее сильная и влиятельная страна Евросоюза, на протяжении тридцати лет после объединения эмансипировалась из государства с ограниченным суверенитетом в доминирующую силу ЕС. И тогда встал вопрос о том, каково представление Берлина о формах и пределах европейского проекта, лидером которого он стал. События 2010-х годов подвели черту под представлением о том, что расширение этого проекта не имеет границ. Внутренние проблемы и внешние ограничители (неспокойный Ближний Восток и проявляющая жёсткость Россия) заставили очертить более скромную сферу амбиций, намного больше усилий стали прилагать к урегулированию конфликтов внутри Союза. Соответственно, изменилась и значимость энергетической темы.

С коммерческой точки зрения и в контексте надёжности поставок партнёрство с Россией по-прежнему существенно. А вот политически оно стало скорее бременем – экспансионистские устремления умерились, а трения внутри Евросоюза из-за России осложняют Берлину политику на других направлениях.

Если упростить картину, то получается следующее. Германия как главная страна Европы больше не считает приоритетом распространение европейской модели на Восток. А Россия, долго рассматривавшая отношения с Европой как самоценные, перестаёт их так воспринимать, начав искать более тесных связей с Азией. Так что конкретные обстоятельства, вызвавшие нынешнее обострение, – повод, а не причина перемен.

Автор: Федор Лукьянов, Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.

Источник: https://globalaffairs.ru/articles/posle-bolshoj-evropy/



Старая Европа пытается выйти из-под опеки Большого Брата
2020-09-18 09:19 Редакция ПО

Самостоятельным по отношению к США Евросоюз никогда не был

В новых международных условиях Европа должна выбрать собственный, «третий путь», несмотря на «якобы неизбежный подъём американо-китайской биполярности», заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, выступая в Париже на семинаре послов Франции, посвящённом французскому председательству в Совете ЕС в первой половине 2022 года. И добавил: «Франко-германская ось сейчас явно более необходима, чем когда-либо».

По словам Ле Дриана, необходимо укрепить «европейский суверенитет» и самостоятельно принимать решения, влияющие на будущее европейцев в том, что касается промышленности, внутреннего рынка ЕС, внешней торговли, юридической защиты предприятий, оборонной политики Евросоюза, развития цифровых технологий. Понимай так, что самостоятельным по отношению к США Евросоюз никогда не был.

«Европейскому союзу нужно франко-германское сердце, – провозгласил в тон Де Дриану министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас. – Программа восстановления Европы, прогресс в европейской внешней политике были бы невозможны без тесного союза между Францией и Германией».

Две ведущие европейские страны не только говорят о необходимости «самостоятельной политики», но и предпринимают определённые шаги. Так, недавно Совбез ООН отклонил американский проект резолюции о продлении эмбарго на продажу оружия Ирану. В поддержку проекта резолюции выступили США и Доминиканская Республика, против – Россия и Китай, 11 государств-членов СБ воздержались. Главы МИД Франции, Германии и Англии заявили, что предложение США Совбезу ООН по запуску механизма восстановления санкций против Ирана не соответствует их усилиям по поддержке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Старая Европа порывается выйти из-под опеки американского Большого Брата.

Позицию Франции в этом вопросе изложил в прошлом году Эмманюэль Макрон, отметивший, что мир сталкивается сейчас с глубокими геополитическими потрясениями. «Если мы продолжим действовать как раньше, то окончательно потеряем контроль. А это будет означать исчезновение... Европа исчезнет вместе с распадом этой западной эпохи, и мир будет выстраиваться вокруг двух больших полюсов: США и Китая… Я считаю, что цель Франции в соответствии с необходимостью настоящего времени состоит в том, чтобы… попытаться построить новый порядок».

За словами о «новом порядке» кроется понимание европейцами того, что глобальная гегемония Соединённых Штатов надломлена. Играет роль и тот факт, что Трамп, больше всего озабоченный в условиях охватившего Америку хаоса своим переизбранием, отказывается «бесплатно» поддерживать союзников по НАТО.

Отсюда и идея «третьего европейского пути». «Париж возобновляет ось с Берлином и стремится наметить «третий европейский путь» по отношению к Китаю и Соединённым Штатам, – пишет итальянское издание Formiche. – Вновь обнаружив тевтонскую решимость в наиболее важных международных делах между Белоруссией и Средиземноморьем, Германия принимает французское приглашение, но хочет сама возглавить Старый континент».

«За это берутся немцы, и это хороший знак… – отмечает французская Le Monde. – Требуются две вещи: единство и средства. Франко-немецкий тандем может приняться за (долгую) работу, чтобы добиться первого. Что касается средств, министр европейских дел Клеман Бон уверен, что для выживания в мире хищников нельзя быть травоядным: «Мы поняли, нужно есть мясо».

«Однако, – пишет итальянская Il Giornale, – несмотря на многочисленные трения с американцами (последний повод для которых –  вывод части военнослужащих США из Германии), немцы не хотят тут же разрывать союз с Соединёнными Штатами.  Хайко Маас говорит, что Европа может оставаться привлекательным партнером и союзником для США».

Тем не менее дело идет к созданию новой европейской Антанты, на этот раз в противовес США. Предположение о возможности создания такой геополитической комбинации с подключением ещё и России (?) в Европе обсуждали 10 лет назад, но США тогда сделали всё, чтобы этому помешать, отмечает французская радиостанция Yvelines Radio. Выступающий на её сайте американский неоконсерватор Джон Халсман набрасывает довольно странную комбинацию: «Франция, Германия и Россия потенциально обладают всеми атрибутами великой державы, способной стать противовесом США на глобальном уровне: Франция может предложить свои политические и идеологические инициативы, Германия – экономическую мощь, а Россия – военные возможности. Познакомившись с американской прессой, вы поймете, что ось «Париж – Берлин – Москва» там воспринимается очень серьезно и рассматривается как настоящая угроза для США… Вашингтон должен ответить ударом на удар и использовать любые средства, чтобы расколоть этот антиамериканский альянс».

Никакого альянса по оси «Париж – Берлин – Москва», конечно, не возникло и не могло возникнуть; вместо этого против России было развёрнуто наступление коллективного Запада», о чем свидетельствуют и непрерывные антироссийские санкции, остановка проекта «Северный поток - 2» на завершающем этапе строительства газопровода, провокация с «делом Навального», которое пришло на смену «делу Скрипалей». Здесь надо говорить о другом: Старый Свет всё более уверенно нащупывает возможности отдалиться от Нового Света, а «трансатлантическая солидарность» трещит по швам.

Когда-то (это было 23 июля 1964 года) генерал Шарль де Голль произнёс важные слова: «Для нас, французов, речь идет о том, чтобы Европа объединилась, чтобы стать европейской. Европейская Европа означает, что она существует сама по себе и для самой себя, то есть, другими словами, на международной арене у нее есть своя собственная политическая линия». С тех пор минуло более полувека, но американский протекторат «Европа» так и не стал европейским.

Владимир Малышев, председатель правления АНО «Книжная лавка писателя», член Союза писателей России.

https://www.fondsk.ru/news/2020/09/06/staraja-evropa-poryvaetsja-vyjti-iz-pod-opeki-amerikanskogo-bolshogo-brata-51777.html



Николай Стариков, Армен Гаспарян: Белоруссия – новинки политических манипуляций
2020-09-18 09:26 Редакция ПО
lenta_video: 


Николай Стариков: Белорусские уроки для политсистемы России
2020-09-18 09:26 Редакция ПО
lenta_video: 


В избранное