[свободная трибуна] В Театре Наций представили авангардную версию романа Достоевского "Идиот"

В Театре Наций представили авангардную версию романа Достоевского "Идиот"
Постановка уже обещает стать новым хитом.
Таким князя Мышкина вы еще точно не видели. На сцене театра Наций - "Идиот"
в жанре чёрной клоунады. Вместо хорошо знакомых персонажей - молчаливые
мимы,
вместо длинных монологов - танцевальные и музыкальные импровизации, вместо
привычных театральных жанров - полная свобода действий.
Эту сцену художественный руководитель Евгений Миронов изначально задумывал
как площадку для экспериментов. На этот раз творческим поиском занялся
молодой
режиссер, уже отмеченный "Золотой Маской", - Максим Диденко. Придумывая
самые неожиданные ходы, он выводит из зоны комфорта не только артистов,
которые
месяцами осваивали лицедейство и пластику, но и зрителей.
"Достоевского ставили 500 миллионов тысяч раз - и в платьях длинных, и в
костюмах тренировочных. Я тоже, как и зрители, сначала опешил: как это
клоунада,
Достоевский и клоунада? А Мышкин - разве это не ребёнок? Он становится
лакмусовой бумажкой взаимоотношений очень серьезных дядь и теть в этом
произведении",
- говорит Евгений Миронов.
Эмоционально и спонтанно, непосредственно, словно маленькие дети, они
размышляют о Боге, о страсти и о любви. Вместо 20 персонажей лишь 6
действующих лиц.
Женщины играют мужчин, мужчины женщин. Когда актрисе Ингеборге Дапкунайте
предложили сыграть князя Мышкина, она согласилась не раздумывая. Из
любопытства.
"Тут важен маленький человек с большим сердцем, ищущий своё место. Может
быть, в нашем случае имеет значение физика, потому что вокруг меня
достаточно большие
люди, а я маленькая", - говорит Ингеборга Дапкунайте.
"В этом статусе обычно такие артистки уже не позволяют себе никаких
экспериментов, чтобы с пьедестала не дай Бог, куда-то не пошатнуться, а она
наплевала
на все и на всех", - рассказывает Евгений Миронов.
Это не первая роль Ингеборги Дапкунайте на этой сцене. Она также играет в
спектакле "Жанна", который уже стал визитной карточкой театра, наряду с
такими
нашумевшими постановками как "Рассказы Шукшина" и "Гамлет Коллаж".
Настоящими хитами стали и премьеры Театра наций этого сезона: "Женитьба" и
"Сказки Пушкина"
в постановке легендарного режиссера Роберта Уилсона, тоже выдержанного в
эстетике клоунады.
Театр наций снова поражает зрителей технически сложными постановками. В
спектакле "Идиот" спецэффекты создаются так называемым видеомэппингом,
проекцией
на белые стены. В считанные секунды на сцене сменяются пейзажи, декорации,
двигаются, казалось бы, статичные объекты.
То ли иллюзия, то ли галлюцинация, а может, именно так и выглядит мир
глазами героев Достоевского? Парадоксальный и противоречивый, трагичный и
забавный,
сложный, как чья-то ранимая душа, и в то же время простой, как черное и
белое.
Кристина Левиева
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/298581
С уважением, Эдуард Фурников