Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] В Москве открылась выставка, посвященная Илье Зданевичу

В Москве открылась выставка, посвященная Илье Зданевичу

Художник, поэт, дизайнер, издатель - у Зданевича был еще один уникальный
дар. Настоящий магнит для гениев - он открывал миру людей, которые потом
меняли
ход истории.

Знакомьтесь - Илья Зданевич кисти Нико Пиросмани. Ни того, ни другого тогда
никто не знал. Автор портрета зарабатывал, рисуя вывески для трактиров в
Тбилиси.
Его герой - ещё студент Петроградского университета - увидев их случайно,
понял сразу: это - искусство.

"Умение увидеть и открыть миру нечто очень важное, переворачивающее
представление о нём - это черта и это примета большого художественного глаза
и вкуса,
которыми обладал Илья Зданевич, благодаря которому мы получили Пиросмани как
художника", - говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Юрист по образованию, вместо практики по профессии с самых юных лет сочинял
стихи, писал искусстоведческие рецензии не только на работы Пиросмани. Одним
из первых рассказал миру о Гончаровой и Ларионове - золотой паре русского
авангарда. И сам в разных городах читал лекции о футуризме, рассказывал о
принципах
нового течения - порой слишком наглядно.

"На одной из лекций он снял башмак и утверждал, что башмак красивее Венеры
Милосской. Многие диспуты заканчивались драками. Это было бунтарство, но
среди
этого выглядывали ростки этого молодого таланта", - говорит приглашённый
куратор выставки Борис Фридман.

Талант, который был, кажется, неиссякаем. Зданевич - поэт и учёный, дизайнер
и издатель. Большую часть экспозиции занимают листы из его так называемых
книг
художника. Направление, придуманное в начале XX века во Франции, где автор
работал не только над содержанием - подбирал иллюстрации, выбирал тип
бумаги,
шрифт.

Книга как объект искусства. Тираж каждой не просто небольшой - крошечный -
всего 50-60 экземпляров. Из них несколько издатель лично дарил друзьям. Для
некоторых
печатал эксклюзивный вариант, с дополнительными страницами. Например, как
подарок Коко Шанель с сочинённым специально для неё сонетом.

Тогда он уже жил в Париже. С Коко Шанель познакомил Сергей Дягилев. С ней
Зданевич дружил и работал долгие годы. Разрабатывал рисунки для тканей -
геометрически
выверенные. О платье или жакете из такого полотна мечтали потом все модницы.

Полотном для творчества была для него и бумага, когда продолжал эксперименты
в жанре - книга художника. Буквы, точнее их расположение - простор для
импровизации.
Они то сплетались в сетку, то замыкались в круг, то повторяли изгибы
человеческого тела.

"Это уже не язык, это костяк языка, это уже другой мир, это уже не обычный
язык. Невозможно разговаривать этим языком, это уже другое дело, это
абстрактность",
- говорит научный консультант выставки Режис Гейро.

Он публиковал стихи русских футуристов, иногда писал сам, чаще - использовал
чужие тексты, порой - давно забытые. Как история путешествия в Африку,
опубликованная
ещё в XIX веке. Зданевич изучал архивы, переводил. В качестве иллюстратора
пригласил Пикассо. С ним он всего выпустил 7 книг. Работал также с Матиссом,
Леже, Шагалом. Их совместное творчество - тоже на выставке, которую вполне
можно назвать премьерой. Столько подробной ретроспективы творчества Ильи
Зданевича
не видел прежде ни один музей.

Александра Черепинина
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/298250
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Mon, 14 Dec 2015 23:43:28 +0300 (#3346643)