[свободная трибуна] АвтоВАЗ теряет деньги даже на увольнениях

АвтоВАЗ теряет деньги даже на увольнениях
АвтоВАЗ, несмотря на высокий уровень локализации производства и масштабную
программу по оптимизации затрат, в 2014 году увеличил чистый убыток завода
по МСФО
втрое, до 25 млрд руб. Значительную роль в этом сыграли непроизводственные
факторы - например, убытки по курсовым разницам, неудачные сделки и расходы
на компенсации увольняемым сотрудникам. При этом АвтоВАЗ уже традиционно
нарушил ряд ковенант по кредитам и займам, но, как и прежде, никаких
последствий
для концерна это не повлекло.
4 года чистый убыток АвтоВАЗа увеличился втрое, до 25 млрд руб., следует из
отчетности компании по МСФО. Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон отмечает,
что на финансовые результаты повлияли <неоперационные факторы>. Из отчета
следует, что на выплаты компенсаций сотрудникам при увольнении и в целом на
реструктуризацию
потрачено 1,5 млрд руб., а проценты по кредитам выросли в 1,7 раза, до 4,9
млрд руб. Обесценение долгосрочных активов стоило заводу еще 753 млн руб.
Кроме
того, в прошлом году АвтоВАЗ продавал, а затем выкупил обратно у <Ростеха>
Волжский машиностроительный завод (ВМЗ) и потерял на этом 1,3 млрд руб.
Убытки
по курсовым разницам составили 8,8 млрд руб. Из отчета следует, что в
иностранной валюте номинировано приблизительно 10% затрат АвтоВАЗа, а также
более
14 млрд руб. кредитов и займов.
В 2014 году продажи АвтоВАЗа упали на 15%, до 387,3 тыс. машин, а доля на
рынке сократилась на 0,9 п. п., до 15,5%. За январь-февраль этого года объем
продаж
рухнул уже на 24,6%, до 41,1 тыс. машин, при этом на фоне сжимающегося рынка
присутствие на рынке расширилось на 1,7 п. п., до 16,9%.
Долгосрочные кредиты и займы АвтоВАЗа за 2014 год выросли на 24,4%, до 29,1
млрд руб. Компания привлекала деньги на реализацию своей инвестпрограммы: в
2014
году была открыта дополнительная кредитная линия у ВЭБа, а долг
госкорпорации вырос с 25,2 млрд до 45,1 млрд руб. Краткосрочный долг при
этом увеличился
сразу на 68,8%, до 39,3 млрд руб., но этот рост произошел из-за очередных
нарушений ковенант по кредитам. Задолженность, по которой не выполнены
обязательства,
составила 35,9 млрд руб., включая долгосрочный долг 22 млрд руб., который
был включен в состав краткосрочной задолженности. При этом никаких
последствий
для АвтоВАЗа от нарушения ковенант, как обычно, не было: так Росбанк,
<Гаранти-банк - Москва> и Societe Generale отказались от досрочного
востребования
задолженности на 3,5 млрд руб.
Помимо таких ковенант по кредитам, как отношение акционерного капитала к
объему кредитов и займов, отношение текущих активов к краткосрочным
обязательствам,
компания подписывалась и под обязательством <безубыточность деятельности
компании за последние 12 месяцев>. Напомним, что АвтоВАЗ показывает чистый
убыток
с 2013 года, тогда он составил 7,8 млрд руб. Впрочем, и ранее прибыль завода
была бумажной или технической: с 2010 года компания была прибыльной в
основном
за счет дисконтирования беспроцентных займов от <Ростеха>, которые АвтоВАЗ
получил в кризис 2008-2009 годов (порядка 75 млрд руб.).
Стоит отметить, что выручка завода увеличилась на 7,7%, до 190,7 млрд руб.,
при этом валовая прибыль сократилась на 1,5 млрд, до 11,9 млрд руб. Владимир
Беспалов из <ВТБ Капитала> считает, что валовая рентабельность АвтоВАЗа
значительно снизилась во втором полугодии из-за роста себестоимости: завод
не повышал
цены на продукцию, в то время как стоимость металла и импортных
комплектующих существенно выросла. Впрочем, аналитик отмечает, что
эффективность предприятия
повысилась: об этом говорит сокращение административных расходов на 19,8%,
до 11,4 млрд руб.
Яна Циноева
Источник:
https://news.mail.ru/economics/21558298/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников