Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] О подвиге советских солдат, которые дошли до Берлина, рассказывает новый музей в Петербурге

О подвиге советских солдат, которые дошли до Берлина, рассказывает новый
музей в Петербурге

Проект в год юбилея Победы получил поддержку государства и Президентский
грант. Экспозиция переносит зрителя в те самые дни в мае 1945 года, когда
был взят
Берлин. Создавать эту панораму помогал человек, который сам оставил автограф
на Рейхстаге.

Участник битвы за Берлин Николай Беляев показывает фронтовые фотографии и
сам не верит своим глазам - всe сходится, один в один. Он стоял на ступенях
Рейхстага
почти 70 лет назад. И снова: та же панорама, те же ощущения.

"Вообще в Берлине светлых домов, прямо сказать, нет. Идешь по Берлину, и все
какие-то темные, не крашенные. Город производил впечатление давно не
убираемого",
- рассказывает ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма
Рейхстага Николай Беляев.

На панораме важна каждая деталь. Например, под ногами зрителей - осколки
войны. Это обгорелые камни, неразорвавшиеся снаряды, брошенные каски - всe
то,
что могло быть на площади перед Рейхстагом. На уровне глаз - бойцы, которые
его штурмуют. У кого-то порван ватник, их лица и руки испачканы сажей. Из
этих
штрихов и складывается общая картина "Битвы за Берлин". На пятистах
квадратных метрах словно застыл май 1945 года.

Большинство вспомнит лишь две фамилии этого исторического момента - Михаила
Егорова и Мелитона Кантария. Героев, установивших Знамя Победы. Тогда как
штурмовали
Рейхстаг 4 дня сотни бойцов.

Авторы панорамы изучали архивы, фото- и видео-документы, чтобы рассказать об
одном подвиге, одном на всех. Здесь есть фигура рядового Григория Булатова,
на тот момент ему было 19. Он спрятал самодельное знамя за пазухой, у груди
- боялся снайперов. Его отряд из 10 человек смог одним из первых прорваться
внутрь здания.

"Рейхстаг - большой. Со всех сторон на него наступали войска. И могли быть
люди, о которых мы даже не знаем, неизвестные. Могли ворваться, поставить
небольшой
флажок какой-нибудь, и его тут же смело артиллерией. И мы об этом подвиге не
узнаем никогда", - говорит автор панорамы Дмитрий Поштаренко.

Дмитрий Поштаренко говорит, что видел в детстве много панорам. Но всегда
мечтал попасть внутрь экспозиции, а не смотреть через стекло. Его панорама -
открытая:
здесь можно подходить и трогать всe руками. Именно поэтому гранаты
вытачивались на станке, автоматы находили на раскопках, вещи, одежду
отыскивали на чердаках
и блошиных рынках. Ради достоверности строители панорамы даже съездили в
Берлин.

Они обмерили по сантиметрам центральный вход Рейхстага, его колонны и
горельефы. Несмотря на удивленные взгляды прохожих. Но самое важное для них
- было
воссоздать автографы победы. Надписи, оставленные красноармейцами, иногда с
ошибками - как "Сталинград" без буквы "а". Но всегда волевые и
утвердительные.
Своей рукой Николай Беляев вывел там, в 1945 году, "Наша Лиза", про
партизанку Лизу Чайкину, которую знал лично. Поэтому к нему, за
консультацией, авторы
обращались не раз в процессе создания.

Ветеран заметил на открытии лишь одно несоответствие - надписей на рейхстаге
было еще больше. К примеру, третью колонну оставили совсем пустой. Но это -
специально: ее просто нет на архивных кадрах. А выдумывать за фронтовиков
авторы не решились.

Наталья Люблинская
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/279408
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 10 Mar 2015 22:53:54 +0300 (#3235777)