[свободная трибуна] Исполнилось 100 лет со дня рождения кинорежиссера Григория Ч
Исполнилось 100 лет со дня рождения кинорежиссера Григория Чухрая
Григорий Чухрай -- гений, фильмы которого уже стали частью нашего
культурного кода. Пронзительные ленты о войне. Он сам выжил в боях и
вернулся, чтобы поведать свои баллады о солдатах. Принципиальный и
верный правде. Чины и звания -- какой в них смысл? Главное -- не кривить
душой. По этому принципу Григорий Чухрай и жил и снимал картины.
<<Это же самая большая трагедия наша. Как же Гриша мог об этом не
говорить>>, -- отмечает Ирина Чухрай, вдова Григория Чухрая.
Ирина Чухрай сама пронесла через годы память о том времени. Когда война
свела в Ессентуках с молодым десантником, и разлучила во время оккупации
города. И месяцами не было друг от друга вестей.
Григорий Чухрай прошел Великую Отечественную в роте связи в составе ВДВ,
бился за Сталинград, был четырежды ранен. И решил во что бы то ни стало
поведать свою балладу о солдатах -- без громких подвигов, батальных сцен
и героической гибели перед объективом.
На пленку он записал скачущую кардиограмму судьбы: то, что видел сам,
чем делились фронтовые товарищи. В чистом и наивном Алеше Скворцове себя
узнали все, кто жил, любил и умирал по траншеям и окопам.
<<Я у него спрашиваю: <<А почему вы не снимете фильм о том, как воевали?>>
Он говорит: <<Этот кошмар, этот ужас я не хочу видеть даже на экране. Мне
интереснее рассматривать судьбы людей>>, -- рассказывает кинорежиссер,
сценарист, народный артист РФ Виктор Мережко.
Как и герой <<Баллады о солдате>>, Чухрай получил отпуск за боевые заслуги
в разгар войны. И почти все драгоценные две недели потратил на поиски
возлюбленной -- Ирины Пеньковой, с которой война свела в Ессентуках, и
разлучила, когда город был оккупирован.
<<Она попала в оккупацию, потом ее освободили, я ее нашел -- добирался я
туда пять дней на перекладных, на паровозе, на грузовиках, но все-таки я
приехал! Была война>>, -- рассказывал кинорежиссер.
<<В 1944 году он вдруг неожиданно появляется. Рано утром с огромной
охапкой сирени: <<Я приехал жениться>>, -- вспоминает Ирина Чухрай.
От молодого фронтовика из сельской школы поначалу не ждали творческих
побед. Но тот попал в самое сердце. Взрывной по тем временам фильм
<<Сорок первый>> раскрыл перед советским человеком не красных героев и
белых злодеев, а обычных людей с разных сторон баррикад.
Чухрая обвиняли в антисоветчине, но зритель, привыкший к шаблонному
прославлению Красной армии, такую правду принял безоговорочно. Уже
исключенный из партии, в 1961 году режиссер-фронтовик выпустил первый
антисталинистский фильм <<Чистое небо>> о летчике, который вернулся из
плена и был лишен всех наград.
<<Есть много людей, которые оправдывают свою трусость: <<Понимаете, было
такое время, когда мы не могли сказать правды>>. Вранье! Тот, кто хотел
сказать правду, тот находил форму и говорил правду>>, -- подчеркивал
Григорий Чухрай.
В 60-х Чухрай попытался перевернуть всю систему советского кино. На
экспериментальной киностудии стал платить не за количества отснятого
материала, а за успех фильма в прокате.
Так родилась классика советского кино: <<Иван Васильевич меняет
профессию>>, <<12 стульев>>, <<Белое солнце пустыни>>, <<Табор уходит в небо>>.
<<Они не просто получали галочку в Госкино, когда этот фильм хорошим
считается, у него первая категория, он получает определенные деньги.
Пускай зритель отвечает на эти вопросы>>, -- поясняет Павел Чухрай, сын
Григория Чухрая.
И после закрытия студии Чухраю приходили мешки писем, среди которых
самыми дорогими были весточки от однополчан и совершенно незнакомых
фронтовиков, которым он непременно старался ответить.
Григорий Чухрай снял семь фильмов, взявших больше 100 наград, но главной
считал премию <<Ника>> за честь достоинство.
Иван Прозоров
https://www.1tv.ru/news/2021-05-23/406950-ispolnilos_100_let_so_dnya_rozhdeniya_kinorezhissera_grigoriya_chuhraya