[свободная трибуна] Лучший российский бренд для внешнего и внутреннего рынка - р
Лучший российский бренд для внешнего и внутреннего рынка - развитие
собственного региона
Практически в каждом российском регионе есть что-то свое, что-то уникальное.
Какие-то возможности для развития, каких нет в других регионах. Где-то
продукты
питания, где-то туристический потенциал, где-то выгодное географическое
положение региона, где-то плодородная земля. Это называется конкурентные
преимущества.
Как превратить эти преимущества, возможности в бизнес, в рабочие места. Дать
людям заработать. Везде есть что-то, чем местные жители гордятся. Что
является
символом области или города. Чем могут похвастать российские регионы?
В России, от дальневосточного краба до калининградской гречки, по всей
стране есть свои неповторимые месторождения - злаков, овощей, морепродуктов,
меда,
орехов, ягод. Свои продукты - молоко, сыры, сметана, мясо. В каждом регионе
как минимум два три подобных бренда. Если взглянуть на гастрономическую
карту
России, видно, что она словно карта полезных ископаемых, и здесь главное
копнуть поглубже, точнее - взглянуть пошире.
Неповторимый красный сладкий лук выращивают только здесь, в Ялтинском
районе. Естественный микроклимат - главный секрет.
<Каменистая земля, вулканическая земля, определенный наклон солнца - к
почве, полив питьевой водой. И совокупность этих факторов дает отличный вкус
этому
луку>, - поясняет фермер Леонид Жарчинский.
Хоть в салат режь, хоть варенье делай, говорят местные хозяйки. Толстая
кожура - отличительная особенность. Отдыхающие его и домой-то везут как
сувенир.
Вообще, когда продукт увековечен в магните для холодильника, уже ясно -
региональный бренд, не иначе, причем известный не только в России, но и в
Европе.
Пытались его иностранцы к себе пересадить - не вышло. Ялтинский, он не будет
в Саксонии ялтинским.
<Женщину одну они забрали, отвезли в Германию, она пыталась выращивать лук.
Конечно, он такой вкусный не получился. У них просто подобного продукта
нету,
он заинтересовал, но все равно в их почве не вырос. Каждый год приезжают,
причем просят: дайте не только лук, а что-нибудь еще, фрукты-овощи из этого
села>,
- рассказывает фермер.
В Крым - за луком. А вот за орехами - путевка в Сибирь. Наша Томская область
по праву может называться кедровой столицей России. Масло, сладости, ну и,
конечно же, сами орехи. Ядра, и правда, точно чистый изумруд в экономическом
плане для региона, говорят местные производители. Предприятие появилось 17
лет назад. Сначала было пять человек. Сегодня на нем работает сотня
сотрудников. Но простор для развития как бескрайняя сибирская тайга.
<Не хватает наверняка заготовительной кооперации. Таким образом, если бы она
была, мы могли бы вовлечь местное население в процесс заготовки. Это
сельское
население, рабочие места, то есть мы можем в 10 раз поднять заготовки>, -
говорит генеральный директор предприятия Алексей Альпет.
Фактически сегодня в России зарождается новая индустрия, говорят эксперты.
Региональный продукт: неповторимый вкус, цвет, бренд. Индустрия, которая
должна
быть организована на принципах кооперации, то есть вовлечения в бизнес
жителей региона. Первые шаги. Конечно, чаще робкие.
<Надо садиться за круглый стол и договариваться, причем договариваться в
рамках определенной территории, что это будет совместная интеллектуальная
собственность,
совместный бренд, и нужно разрабатывать свои единые стандарты и доказывать
рынку свое качество>, - считает президент Национальной ассоциации
региональных
продуктов Иван Меркулов.
<Вот эта тюбетейка надевается на праздники, и мы хотим чтобы праздник был в
доме каждый день, и чтобы все понимали, что эта продукция из Татарстана>, -
рассказывает фермер.
В продукте все должно быть прекрасно - не только вкус, но и упаковка. Так,
утка английская, когда-то завезенная из Великобритании, стала татарской.
Весь
цикл в одном регионе: птенцов выводят на предприятии в инкубаторе, дальше
дело рук фермеров. Это как раз тот случай, когда кооперация помогла встать
на
крыло жителям окрестных сел.
<Птенца мы раздаем сельчанам на выращивание, то есть даем тот труд, который
у них лучше всего получается и к чему они больше всего привыкли. Потом
выращенную
сдают. Мы оказываем услуги по забою, по упаковке, и совместно с ними
реализовываем>, - говорит директор фермерского хозяйства Фарид Хайрутдинов.
Бренд <татарская утка> создан, что называется, с нуля. Но есть в России
немало забытых региональных продуктов. И их сегодня начинают возрождать. У
всех
на слуху алтайский мед, башкирский. Но, скажем, ингушский, был незаслуженно
забыт. Местным пчеловодам приходилось сокращать количество ульев. Мед стоял
год, а то и два - не было спроса. Сегодня постепенно, но отрасль
возрождается, отправляя продукцию не только на российские прилавки, но и на
экспорт. Здесь
поняли: правильному меду нужен и правильный бренд.
<Бренд одним днем не делается. Но уже несколько лет мы пытаемся сделать так,
чтобы наш мед, ингушский мед, был брендом для республики. Мы планируем
поставлять
мед в Саудовскую Аравию>, - рассказывает пчеловод Мовлат Костоев.
Производитель делает продукт. А имя ему, так получается, нередко делают уже
сами покупатели, которое спустя годы вполне может стать брендом.
<Как городецкий пряник, как городецкая роспись, предположим, город мастеров.
И молочный продукт - думаю, это тоже бренд нашего города>, - полагает
покупательница
Татьяна Гужилева.
Молоко - это прежде всего качественное сырье. В лаборатории его проверяют,
только высший и первый сорта. Но здесь, конечно, географическое расположение
- молочные реки текут вдоль Волги.
<Мы находимся в экологически чистой зоне. И наши соседи, Сокольский район,
Кавернинский район, и все сырье идет и из Городца, и от наших соседей - все
рядышком>, - поясняет генеральный директор предприятия Нина Квасникова.
Без господдержки небольшим предприятиям и фермерам непросто, что называется,
раскрутить свой региональный географический бренд. Конечно, адыгейский сыр
с мировым именем или подмосковные луховицкие огурцы хорошо известны. Но
качественных региональных продуктов - сегодня пока безымянных - куда больше!
Минсельхоз уже начал их структурировать. Впереди огромная работа: создание
реестра, единых правил. Ясно, поддерживая бренд региональный, продвигая его
на внешнем и внутреннем рынках, государство поддерживает не одного
производителя, а сразу нескольких, в том числе и небольшие фермерские
хозяйства.
<Сейчас уникальный момент с точки зрения продвижения региональных продуктов
в связи с экономической ситуацией, положением с нашими ответными мерами на
санкции, оно вызвало у российского потребителя особый интерес к российскому
продукту, и российский продукт, по сути дела, стал модным>, - отмечает
директор
департамента информационной политики и специальных проектов Министерства
сельского хозяйства РФ Дмитрий Краснов.
<Акцент на нашей кухне сделан на том, что мы работаем только с российскими
продуктами, в основном, это местные кубанские овощи, дагестанская баранина,
огромное количество специй кавказских, черноморская рыба, рапан, мидии>, -
рассказывает су-шеф ресторана Владимир Кирьянов.
На кухне хоть географию учи! Здесь блюда подают из продуктов строго юга
России. Вообще, ресторанный бизнес отреагировал сразу после спроса клиентов
<что
у вас из местного?> На Дальнем Востоке, конечно, крабы да рыба. В Якутии -
оленина. Сибирские и уральские пельмени. И, конечно же, осетинские пироги с
адыгейским сыром.
<Парадокс состоит в том, что в 95% случаев мы знаем о той или иной
территории мира, и она знаменита во всем мире именно благодаря своим
региональным продуктам.
Как только вы скажете <Вологда>, вы сразу подумаете: <Вологодское масло>.
Парма - пармская ветчина. Шампань - шампанское. А это туризм>, - говорит
вице-президент
Федерации рестораторов и отельеров Владимир Баканов.
Гастрономический туризм - поехать, попробовать. И этнографический - увидеть,
как в старину сбивали, скажем, вологодское масло. Приоткрыв временную дверь
на кухню, прикоснуться к истории. Развитие туриндустрии - опять же, рабочие
места: гостиницы, экскурсии. Таким образом из одного семечка - регионального
бренда - может получиться богатый урожай, причем многолетний!
Евгений Лямин
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2016/11/13/313950-luchshiy_rossiyskiy_brend_dlya_vneshnego_i_vnutrennego_rynka_razvitie_sobstvennogo_regiona
С уважением, Эдуард Фурников