Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас! Мотивация и специфика мотивационных факторов в России



Выпуск № 2009-10-06. Актуальные бизнес и отраслевые новости, более 50 статей ежедневно по управлению бизнесом, компанией, подразделением. Клубные встречи для Вас и Ваших коллег!



Тема выпуска

Мотивация и специфика мотивационных факторов в России

Мое отношение к проблеме мотивации обусловили несколько факторов. Первое – то, что я сама работала HR-менеджером в крупной промышленной компании. Вторым фактором стало то, что я являюсь директором по развитию консалтинго-тренинговой компании «Персонал UPGRADE». Еще очень важно, что я в настоящее время учусь организационному консультированию в рамках «Консультант-проекта» М. Иванова и Д. Шустермана. Все эти три фактора дают возможность посмотреть на проблемы мотивации сотрудников организаций с разных позиций. Отношение к мотивации сотрудников, в связи с этим, будет во многом связано с системным подходом к организации вообще.

Мне бы сразу хотелось заметить, что на общих местах о мотивации, с которыми вы все знакомы, мне бы не хотелось сейчас останавливаться. Мне бы хотелось поделиться соображениями по поводу мотивации именно с позиций организации.

Нам всем хорошо известно, что мотивация может быть материальной и нематериальной. И достаточно часто вызывает удивление тот факт, что в организациях и фирмах, где достаточно хорошо структурирована и продумана материальная мотивация, сотрудники тем не менее увольняются и переходят в другие организации. Возникает закономерный вопрос – с чем это связано? У них была хорошая зарплата, бонусы… У знающего руководителя есть понимание, что существуют другие обстоятельства, которые становятся мощными мотивирующими факторами.

На сегодняшний день принято считать, что мотив - продукт встречи «внешнего» (стимул) и «внутреннего» (системы потребностей или сложившихся в прошлом мотивов человека), или мотив есть опредмеченная потребность. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже если она родилась от встречи с очень весомым материальным стимулом.

Но вот что важно: как материальная мотивация – деньги – подвержена инфляции, так же инфляции подвержена и нематериальная мотивация. Мотивация изменчива!

Поскольку мы проводим тренинги, занимаемся консалтингом, то у наших клиентов часто возникают вопросы, как бы создать такую систему мотивации, чтобы она всегда хорошо работала, мотивировала всех - и чтобы с ней не было проблем.

Это невозможно. Мы можем говорить о внешней и внутренней мотивации. Внешняя мотивация задается средой, внутренняя же должна определяться руководителями в каждом конкретном случае.

Если меняется среда, рынок, организация, которая должна быть адекватна изменениям среды и рынка, - точно так же должна меняться мотивация. Изменения рынка требуют изменения требований к персоналу – соответственно, должна меняться мотивация, чтобы сотрудники были адекватны задачам. Если изменений в системе мотивации не происходит, то факторы, которые внутри организации считаются мотивирующими, перестают работать или же решают другие задачи.

Именно в связи с этим сложно говорить о постоянной мотивации. Мотивация – понятие временное, потому что организация – живая система. Такой же живой должна быть и мотивация, которая выстраивается внутри организации.

Мотивация должна быть очень реальной. Многие HR и руководители компании месяцами простраивают единую систему мотивации, ориентирующуюся на западные или же на российские технологии, но она почему-то не работает. Они обращаются к нам за консультацией, и первый вопрос, который задаем мы: «Скажите, а вы у своих сотрудников напрямую спрашивали, что их реально мотивирует работать именно в вашей организации?» В большинстве случаев выясняется, что нет. Руководителям кажется, что есть много чужих наработок, которые решают вопрос. Это иллюзия.

Если мы говорим о реальной мотивации, то начинать выяснять мотивирующие факторы с момента отбора персонала. Чтобы выявить истинную внутреннюю мотивацию сотрудника, еще при приеме на работу руководству необходимо составить личный маршрут сотрудника, потому что с количеством времени, которое он будет работать в организации, тех задач, которые он будет решать, его мотивация будет меняться. То есть для начала надо выяснить, что конкретно человеку в данный момент от данной организации нужно, а потом – когда и что ему нужно сделать, чтобы это реализовать. В дальнейшем надо проводить регулярный анализ потребностей сотрудника, сопоставлять с его профессиональной деятельностью и условиями, которые организация ему предоставляет для реализации. Важно отметить, что мотивация будет работать только тогда, когда с сотрудником будет установлен четкий контракт: задача ставится – прописывается и обговаривается – выполняется – сотрудник получает желаемое. Методики выяснений ожиданий сотрудников могут быть любые – беседы, анкетирование, интервью, но важно, чтобы эта система была. Этот «личный маршрут» позволяет строить прогноз продуктивности сотрудника во временной динамике:

* будет ли он ставить высокую или низкую планку профессиональных достижений,
* на какое время "хватит энергии" той или иной группы потребностей,
* какие стимулы (материальные и "моральные") будут способствовать продуктивности.

Те же цели преследует анализ мотиваторов - факторов внешней среды, побуждающих и направляющих активность человека.

Если руководители хотят, чтобы мотивация была сильная и это было бы связано с развитием бизнесструктуры, то она должна работать на личные цели сотрудников.

Возьмем пример: если в подразделении есть план, и сотрудники его стремятся выполнить, то для каждого сотрудника этого подразделения мотивация будет разная: 1 сотрудник – на испытательном сроке, значит, он хочет, чтобы все отметили, что он – хороший менеджер и его зачислили в штат; 2 сотрудник проработал три года, и он хочет получить премию и решить личные проблемы; 3 сотрудник претендует на повышение по должности. Если же говорить о руководителе, то для него выполнение подразделением плана даст возможность реализации цели - получения кредита под постройку дома или под получение образования по МБА, а также доказывает его управленческие навыки.

И сегодня, когда мы сталкиваемся с проблемами или задачами, которые перед нами формулируют руководители организаций, можем сказать прямо: если в организации игнорируются личные цели сотрудников, сохранить персонал трудно. Из приведенного мной примера понятно, что не может быть одинаковых премий за выполнение плана. У того, кто только пришел работать – и у того, кто работает 3 года, мотивация разная.

Мотивация, с точки зрения системного подхода, связана с организационной культурой. Мы живем в России, сегодня, совсем недавно в передаче «Времена» Владимир Познер отметил, что осень этого года характерна тем, что прошло 10 лет с начала новой экономики. Отслеживая те процессы, которые происходят в организациях, мы видим, какие изменения произошли за эти 10 лет.

Очень интересно, что в большинстве бизнес-структур организационная культура формировалась под влиянием западной бизнес-традиции, что, впрочем, не удивительно, учитывая, что именно с Запада мы брали вообще все стереотипы и примеры ведения бизнеса и бизнес-поведения. И здесь есть повод поговорить о разнице западного и российского менталитетов и о влиянии этих различий на систему мотивации сотрудников.



Календарь клубных встреч

Клубные встречи - это бесплатные встречи в формате бизнес тренинга, семинара, дискуссии, кейса. Участники встреч получают уникальную возможность без денежных рисок погрузиться в "тему", прочувствовать на себе инструменты, игры и упражения, увидеть практичность и применимость предлагаемых решений и инструментов. Добро пожаловать! Уже более 500 человек сделали свой выбор! А Вы ?!


Dress code да Винчи

Говорят, дресс-код сводит к минимуму отвлекающие от работы нюансы, поэтому сотрудницы носят юбки целомудренной длины и вообще стараются закамуфлировать любые половые признаки. На мой взгляд, это оскорбляющий примитивизм, который подразумевает, что офисный планктон при виде голых коленок не сможет с собой совладать и начнет неудержимо спариваться в ущерб работе.

//

клубная встреча

Начало: 

08.10.2009 19:00:00


Почему не эффективна нормативная документация? Результаты практического аналитического исследования на примере крупной телекоммуникационной компании.

В рамках встречи будут представлены результаты внутреннего исследования внутри крупной отечественной компании, почему не работают нормативные документы. На момент начала исследования в компании существовали сотни и даже тысячи нормативных документов, при этом большая их часть была не актуальной, а процесс создания и согласования оценивался как очень трудоемкий и дорогой. Исследование проводилось в течение нескольких недель, в результате были разработаны мероприятия по каждому выявленному источнику проблемы. Часть мероприятий уже реализована, что позволяет оценить их эффективность на практике.

//

клубная встреча

Начало: 

13.10.2009 19:00:00


Новые подходы в работе с возражениями

Прочитав заголовок, Вы может быть подумали: «Ну, … о возражениях уже столько написано и сказано, что вряд ли тут для меня будет по-настоящему что-то новое…» Да, действительно о возражениях много сказано и при этом тема по-прежнему актуальна и по-прежнему загадочна. Поэтому я расскажу, что именно Вы можете узнать, придя на эту клубную встречу: 1. Как появление возражения связанно со вниманием и мыслями, живущими в голове возражающего. 2. Как «в двух словах» объяснить своим сотрудникам механизм возникновения возражений и принципы эффективной работы с ними. 3. Чем отличается клиент «продающий навстречу» от клиента «запрещающего продажу». 4. Какая она - система эффективной работы с возражениями.

//

клубная встреча

Начало: 

20.10.2009 19:00:00

   
На заметку

Специализированные залы для проведения тренингов, семинаров, деловых встреч!!

Лучшее предложение по организации мероприятий. Центр города, рядом с метро, ресторан на выбор. Три зала на выбор. Гибкие ценовые условия. Обученный и вежливый персонал.

Новости

05-10-2009 Цены на бензин в России взяли курс на снижение

Впервые за последние четыре месяца бензин на заправках подешевел. Правда, общероссийские цены упали всего на 2 копейки, посчитали в ИАЦ "Кортес", однако эксперты уверены, что это только начало. Как только будут распроданы старые запасы топлива, снижение цен может ускориться. Бензин на АЗС начал дорожать в этом году с мая, вслед за пошедшими вверх котировками нефти. Сначала рост цен наблюдался в нескольких городах, но уже к июню это могли ощутить россияне по всей стране. За лето топливо в рознице подорожало почти на четверть. Но на прошлой неделе впервые за четыре месяца было зафиксировано снижение общероссийских цен на бензин в АЗС. С 25 сентября по 2 октября бензин Аи-92 в рознице подешевел на 2 копейки до 22,53 рублей за литр по всей России, пишет сегодня "Коммерсант" со ссылкой на данные ИАЦ "Кортес".

05-10-2009 "Альфа-групп" и Telenor поставили точку в пятилетнем конфликте

В пятилетнем корпоративном конфликте между российской "Альфа-Групп" и норвежским сотовым оператором Telenor поставлена точка. Вместо того чтобы продолжать судебные разбирательства, стороны договорились объединить свои пакеты акций российского оператора "Вымпелком" и украинского "Киевстар" в новой компании VimpelCom Ltd с листингом на Нью-йоркской фондовой бирже. По мнению аналитиков, положительной стороной этой сделки является прекращение всех судебных разбирательств, что снижает риски миноритарных акционеров. Неожиданно завершился крупный долголетний конфликт между норвежским концерном Telenor и компанией Altimo, управляющей телекоммуникационными активами "Альфа-групп".

05-10-2009 Нобелевскую премию по медицине дали американцам в обход русского ученого

Нобелевскую премию в области медицины и физиологии получили три ученых из США, открывшие важные секреты деления клеток. По сути, они доказали то, что теоретически было предсказано еще в начале 70-х гг. российским ученым Алексеем Оловниковым. Однако награда ему не досталась, и даже имя его в докладе Нобелевского комитета упомянуто не было. Сегодня стартовала так называемая "нобелевская неделя": комитет самой известной в мире научной премии каждый день будет объявлять лауреатов в разных областях знаний. По традиции, начали с медицины и физиологии.


Около трети увольняемых в 2009 году в Москве — работники до 30 лет
 
Из-за кризиса россияне стали тратить на дорогу до работы больше времени
 
Алкоголь убьет 11 млн россиян за 15 лет
Москва нашла альтернативу мусоросжигательным заводам
 
В Чите гимназию закрыли на карантин из-за "свиного гриппа"
 
Белоруссии отказали в российском кредите
Лукашенко припомнил Путину все личные обиды
 
"Газпром" переделывает столовые для сотрудников в сеть фаст-фуда
 
Правительство отменило советскую дискриминацию самозанятости
В.Ресин: Москва вернется к прежним объемам строительства с 2011г.
 
Nestle прекратит покупать молоко у семьи президента Зимбабве
 
Ростехназдор: К аварии на СШ ГЭС причастен А.Чубайс

Вакансии

Менеджер по маркетингу (бренд-менеджер/трейд-маркетолог)

В крупную российскую компанию. FMCG. Продукты питания. Основные задачи: стимулирование каналов сбыта, позиционирование компании, торговой марки, повышение лояльности потребителей, оборачиваемости.

Региональный менеджер по продажам

В дистрибьюторскую компанию, входит в производственно-торговый холдинг. Клуб дистрибьюторов по всей России. Задача: Выполнение плана продаж на вверенной территории.

Менеджер по работе с ключевыми клиентами (Key Account Manager)

В компанию производитель продуктов питания. FMCG. В Департамент по работе с розничными сетями. Задача: развитие канала федеральной сетевой дистрибьюции: подключение новых операторов рынка, поддержание и развитие отношений с существующими

Заместитель главного бухгалтера

В российскую дистрибьюторскую компанию (федеральный рынок), один из лидеров рынка. Задачи: своевременная подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности по компании

Заместитель руководителя склада

Задачи: построить упорядоченную систему товародвижения на складе, организовать своевременную отгрузку продукции партнерам, снизить ошибки «недокомплектации», «пересортицы» и т.д.

Менеджер по развитию продаж на зарубежных рынках

Задача: анализ рынка и построение дистрибьюции на территории, привлечение новых партнеров, выполнение плана продаж.



Опросы

13-07-2009 Всероссийский обзор рынка труда

AMT Consulting Group и HR-Portal.ru приглашает руководителей компании и HR служб стать участником "Всероссийского обзора рынка труда". Участвуя в данном опросе Вы всегда будете в курсе последний тенденций в области оплаты труда, сможете выработать эффективную систему компенсаций и льгот и привлечь ценных сотрудников, получите доступ к самой свежей и постоянно обновляющейся информации по заработным платам интересующих Вас специалистов в важных для вас городах и регионах. Все участник смогут получать результаты обзоров рынка труда абсолютно бесплатно.

Блоги

Блоги

Тренинг Радмило Лукича "Управление отделом продаж"

В результате мастер-класса: Вы овладеете системным подходом к продажам. Вы научитесь выявлять факторы, влияющие на объем продаж, и получите инструментарий для работы с ними. Вы получите методики разработки эффективной модели продаж, методики прогнозирования и мотивации продавцов.

//

открытый тренинг/семинар

Начало: 

13.10.2009 10:00:00


ВОИНСКИЙ УЧЕТ в коммерческих организациях. Полный алгоритм ведения воинского учета, а так же постановки организации на воинский учет в военном комиссариате. Новое в законодательстве. Порядок прохождения проверок.

Семинар построен на анализе новых требований законодательства о воинском учете, требований к оформлению документов по ведению воинского учета. Также на семинаре участники получат практические рекомендации по прохождению инспекционных проверок по военнообязанным, практические рекомендации по взаимодействию с военными комиссариатами. Участники рассмотрят порядок постановки на воинский учет, в случае если организация существует давно, но на учете не стоит и порядок ведения воинского учете, если он не велся до сегодняшнего дня.

//

открытый тренинг/семинар

Начало: 

13.10.2009 10:00:00


 


Денежный поток Роберта Кийосаки - Cash Flow 101
Начало: 15.10.2009 19:00:00
Продолжительность (часы): 2 часа
Стоимость (руб): 700 руб.

Субботний курс: 10 занятий. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС по кадровому делопроизводству
Начало: 17.10.2009
Продолжительность (часы): 10 вечерних занятий
Стоимость (руб): 30 000 руб. + НДС
   

Новости

Пять заблуждений тайм-менеджмента

Каждый, кто хоть немного интересуется темой жизненного успеха и повышением личной эффективности, не раз задумывался над тем, каким образом можно повысить эффективность использования собственного времени. Мы учим своих детей составлять распорядок дня и дарим им настенный календарь с фотографиями поп-звезд по случаю начала учебного года. Владельцы компаний регулярно проводят специальные тренинги для сотрудников и дарят им на новый год ежедневники с логотипом фирмы. Большинство из нас, так или иначе, использует различные системы тайм-менеджмента и инструменты для эффективного планирования своего времени — от записных книжек до специальных карманных электронных приспособлений.

Видеособеседование: шаг работодателя навстречу кандидату

Видеособеседование как метод удобного и эффективного рекрутинга на расстоянии хорошо зарекомендовал себя на Западе и не так давно стал активно развиваться в странах СНГ. Что заставляет и Украину задуматься об актуальности и экономии ресурсов, которые предоставляет данный инструмент.

Должен ли тренер обладать подготовкой в области психологии?

Компетенции бизнес-тренера лежат в трех плоскостях, две из которых относятся к области психологического знания. Это личностная и методическая подготовка. Думаю, что работа над личностью и управление групповыми процессами невозможно без знания психологии. Соответственно качество личностной и методической подготовки напрямую связано с психологическим образованием тренера. А вот содержательная подготовка напрямую связана со знаниями тренера предметной области программы, если это продажи, то продаж, если проекты, то проектов и т.д.

Модернизация корпоративного обучения

В течение всего прошлого года мы обсуждали с сотнями компаниями их желание трансформировать существующие программы корпоративного обучения с тем, чтобы воспользоваться всеми преимуществами социальных сетей, управления знаниями, сообществ практикующих, и улучшенных моделей смешанных форм обучения. Изучив несколько десятков высокоэффективных программ корпоративного обучения посредством нашей программы Лидеры обучения (Learning Leaders®), мы поняли, что в сегодняшнем мире корпоративного обучения произошли фундаментальные эволюционные изменения.

Искусство составления вакансии

Количество соискателей на сегодняшний день таково, что превышает все разумные пределы. Такой наплыв, с одной стороны, радует. С другой, просмотр бесконечных резюме, большинство из которых не имеют к вакансии никакого отношения, отнимает огромное количество времени. Может, проблема не в соискателях, а в самой вакансии? Казалось бы, что сложного может быть в составлении вакансии: нужно просто написать требования к кандидату и все. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Ошибок при составлении вакансии работодатели допускают большое количество, и это приводит к тому, что откликаются совсем не те. В проигрыше оказываются все: и работодатель (ведь рекрутер тратит время на ненужную работу), и соискатель (ведь он в свою очередь получает ложную надежду).

По шаблону: Пытаться вывести формулу мотивов поведения работников так же бесперспективно, как и искать формулу любви

Пытаться вывести формулу мотивов поведения работников так же бесперспективно, как и искать формулу любви. Однако если проанализировать основные стратегии "ближнего своего", - прогнозы могут стать куда точнее. Безупречная репутация вместе с нордическим характером и презентабельной внешностью - это еще не все, считают в компании "Софтсити" (разработка и внедрение ПО, штат - 60 чел.). На предприятии предпочитают видеть людей креативных, которые могут за пять минут предложить минимум три варианта решения самой сложной проблемы - от починки корпоративной кофеварки до внесения изменений в почти завершенный проект. "Отбирая людей, мы делали упор на их навыки работы с информацией.

Как подсластить пилюлю

Многие сотрудники очень преданно относятся к своим компаниям, а у некоторых эта преданность формируется и цементируется в момент ухода из организации. На рынке, где работники, которых сегодня увольняют, могут превратиться завтра в талантливых профессионалов, работодатели должны стремиться во время увольнения к тому, чтобы укрепить, а не разрушить доверие сотрудника. После того, как было объявлено об увольнении, стоит обязательно организовать прощальное мероприятие. Когда одного сотрудника уволили из компании, в которой он проработал целый год, его начальник собрал небольшую компанию, чтобы отметить этот уход.

Виртуальная коммуникация: возможности построения метода обучения

Неконтролируемое увеличение количества информации и развитие коммуникационных сетей – характерная черта современного времени. В наблюдаемых изменениях можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона представлена достижениями научно-технического прогресса. Субъективная – нашими внутренними средствами, позволяющими осваивать данные достижения. Мы понимаем, что недостаточно иметь доступ к некоторому предмету, но нужно и научиться его использованию. Так, в последние 20 лет владение компьютерными программами стало одной из базовых компетенций работника офиса.

Мотивация и специфика мотивационных факторов в России

Мое отношение к проблеме мотивации обусловили несколько факторов. Первое – то, что я сама работала HR-менеджером в крупной промышленной компании. Вторым фактором стало то, что я являюсь директором по развитию консалтинго-тренинговой компании «Персонал UPGRADE». Еще очень важно, что я в настоящее время учусь организационному консультированию в рамках «Консультант-проекта» М. Иванова и Д. Шустермана. Все эти три фактора дают возможность посмотреть на проблемы мотивации сотрудников организаций с разных позиций. Отношение к мотивации сотрудников, в связи с этим, будет во многом связано с системным подходом к организации вообще.

Рядовые и топы: справедлив ли разрыв?

Топ-менеджеры более, чем кто-либо, заинтересованы в том, чтобы разрыв в доходах между ними и их подчиненными воспринимался всеми сторонами как справедливый В российских компаниях отношение оплаты труда менеджмента к оплате сотрудников, как мы видим из представленных материалов, может достигать 245 раз. Наименьшее значение «коэффициента социального неравенства» зафиксировано на уровне в 57 раз. Таковы факты, с которыми не поспоришь. Даже не зная этих цифр, сотрудники (средний менеджмент и специалисты) догадываются о существующем разрыве. Но в некоторых случаях (как, например, в кредитных и других финансовых организациях) этот разрыв считается (или воспринимается) как вполне допустимый. Но существуют и такие сферы экономики, где обозначенный разрыв создает серьезное напряжение и может приводить к конфликтам и «технологическим срывам». Это, прежде всего, относится к сфере материального производства. В чем тут может быть дело?

Новости

Гусарова Карина

Психолог, преподаватель психологии, окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. Шолохова (МГОПУ), специализация «Психология управления». Имеет также средне-специальное медицинское образование по специальности медицинская сестра. В косметическом бизнесе более 10 лет. Сотрудничала с такими косметическими компаниями как "L’Oreal", "ПиК-96", "Сантэ XXI", «Милль ФлёрЛюкс». Опыт работы тренинг-менеджером по косметической продукции с 2001г.

Коршункова Людмила

Сертифицированный бизнес-тренер,  консультант в области обучения, оценки и развития персонала. Опыт разработки и проведения тренингов более 8 лет, из них бизнес-тренингов (в области розничной торговли модной одеждой) – более 4-х лет. Составление программ обучения и тренингов по запросу заказчика, проведение обучения и бизнес-тренингов для групп от 7 до 80 человек, разработка учебно-методических материалов.

Ренард Андрей Эдуардович

МГУ (пикладная математика). Amsterdam Summer University, Netherlands. Профессиональные навыки в следующих областях: оперативное управление бизнесом (средним, средне-мелким); реорганизация компаний, кризис-менеджмент; разработка бизнес-планов и бизнес-проектов; руководство проектами; руководство коллективами исполнителей; создание и развитие региональных дилерских сетей; разработка и внедрение маркетинговых и финансовых схем; стратегический консалтинг; обучение персонала. Ведет занятия в Бизнес-школе ЕМС, Российской Ассоциации маркетинга, Школе менеджеров «Арсенал», Институте организационного консультирования и др. по различным темам. Член Гильдии маркетологов. Автор более 20 статей........

И еще более 200 бизнес тренеров, экспертов и консультантов >>>>

AMT Consulting Group, 2008



В избранное