Об ограничении облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований
Об ограничении облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских
исследований
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21.04.2006 No 11
Об ограничении облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских
исследований
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко,
проанализировав состояние обеспечения радиационной
безопасности населения при использовании источников ионизирующего излучения в
медицине по итогам радиационно-гигиенической
паспортизации и результатам анализа доз облучения, установил.
Медицинские рентгенорадиологические обследования вносят наибольший вклад среди
техногенных источников в дозы облучения населения. В
различных субъектах Российской Федерации этот вклад составляет от 4,58 до 37,63
% (в среднем по Российской Федерации 23,5 %).
В 33 субъектах Российской Федерации средние эффективные дозы на одного жителя
за счет медицинского облучения населения превышают
средний федеральный показатель 0,87 мЗв/год. Наибольшие значения средней эффективной
дозы отмечаются в Новосибирской области (1,12
мЗв/год), Красноярском крае (1,14 мЗв/год), Нижегородской области (1,15 мЗв/год),
Псковской области (1,19 мЗв/год), г.
Санкт-Петербурге (1,27 мЗв/год), Агинском Бурятском АО (1,36 мЗв/год), Магаданской
области (1,64 мЗв/год).
Территориальные органы управления здравоохранением не уделяют должного внимания
состоянию обеспечения радиационной безопасности при
проведении рентгенологической помощи населению: около 70% используемого медицинского
рентгенодиагностического оборудования устарело,
сроки его эксплуатации закончились. Использование устаревшей техники часто приводит
к повторным исследованиям и увеличению доз
облучения пациентов. До настоящего времени остается высоким процент медицинских
учреждений, не имеющих лицензии на деятельность с
источниками ионизирующего излучения. Медленно внедряются в практику медицинских
учреждений инструментальные методы контроля за
уровнями облучения пациентов, на долю которых приходится 4,8 % от общего числа
проведенных исследований. Со стороны территориальных
управлений Роспотребнадзора ослаблен надзор за лицензированием работ источниками
ионизирующего излучения (генерирующими).
В целях усиления надзора за радиационной безопасностью при проведении медицинских
рентгенорадиологических исследований, дальнейшего
снижения доз облучения населения и персонала и в соответствии с Федеральными
законами от 30 марта 1999 No 52-ФЗ года <<О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>> (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999 г., N 14, ст. 1650) и от
9 января 1996 года N 3-ФЗ <<О радиационной безопасности населения>> (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 3, ст.
141).
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Заслушать вопросы обеспечения радиационной безопасности населения при проведении
медицинских исследований на заседаниях органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Разработать региональные программы по переоснащению лечебно-профилактических
учреждений рентгенодиагностическим оборудованием,
в первую очередь, детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров,
в которых рентгенологические обследования пациентов
применяются наиболее часто.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Обеспечить контроль за соблюдением требований радиационной безопасности
при проведении рентгенорадиологических исследований в
медицинских учреждениях, в том числе за наличием лицензий на деятельность связанную
с источниками ионизирующего излучения.
2.2. Рассмотреть вопрос о включении в состав конкурсной комиссии по закупке медицинского
оборудования и радиофармацевтических
препаратов для медицинских учреждений региона представителя Территориального
управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека.
2.3. Разработать план мероприятий по снижению доз облучения персонала и пациентов,
в котором должны быть предусмотрены: замена
устаревшего оборудования, внедрение новых методов диагностики, обеспечивающих
минимальную лучевую нагрузку, приобретение аппаратуры
для учета доз облучения пациентов, переподготовка специалистов по вопросам радиационной
безопасности.
3. Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения и индивидуальным предпринимателям,
использующим источники ионизирующего
излучения в медицинских целях:
3.1. Принять меры по внедрению инструментальных методов контроля доз облучения
пациентов, и персонала и их учет.
3.2. Обеспечить соблюдение годовой эффективной дозы 1 мЗв при проведении профилактических
медицинских рентгенологических
исследований, в том числе при проведении диспансеризации.
3.3. Не допускать использование рентгенодиагностического оборудования и радиофармацевтических
препаратов без наличия на них
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным требованиям.
3.4. Подать в 3-х месячный срок документы на лицензирование деятельности с источниками
ионизирующего излучения (в случае ее
отсутствия).
4. Главным государственным санитарным врачам по субъектах Российской Федерации:
4.1. Довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных
лиц и организаций.
4.2. Принять участие в подготовке плана мероприятий по ограничению облучения
персонала и пациентов медицинских учреждений,
разрабатываемого органами управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
4.3. Обеспечить надзор за соблюдением требований санитарного законодательства
в части обеспечения радиационной безопасности
населения при медицинском облучении, обратив особое внимание на соответствие
применяемых радиофармацевтических препаратов и
аппаратуры санитарным требованиям.
4.4. Не допускать работу с источниками ионизирующего излучения без лицензии.
4.5. Обеспечить своевременное информирование органов государственной власти в
субъектах Российской Федерации о состоянии
радиационной безопасности в медицинских учреждениях, использующих источники ионизирующего
излучения, с указанием доз облучения
населения в динамике и сравнении со средними показателя по России с предложениями
мероприятий по их дальнейшему снижению.
4.6. Повысить требовательность к руководителям организаций, использующих источники
ионизирующего излучения, за проведением контроля
и учета индивидуальных доз облучения населения.
4.7. Установить контроль за выполнением в установленном порядке сроков представления
и качеством информации форм государственного
федерального статистического наблюдения.
4.8 Доложить о мерах по выполнению постановления до 30 октября 2006 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Главный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко
Статья опубликована на сайте http://www.medafarm.ru
--
Дискуссионный лист сайта Bessmertie.Ru