Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья - Чайковский. Женщины в его судьбе

Чайковский. Женщины в его судьбе

Бог создал его таким, что женщин он избегал. Хотя мучительно хотел быть "как
все". Поэтому близкие отношения с женщинами у него всё-таки возникали, пусть
и весьма причудливые. Зато чувства его были искренние и глубокие. А поскольку
принадлежали они гению, то трансформировались в волшебную музыку.

Дезире Арто

В 1868 ГОДУ в Москве с итальянской труппой гастролировала известная оперная певица
Дезире Арто - ученица Полины Виардо. Ей к тому времени было немного за
30. Красотой Дезире не отличалась, была довольно полная, однако благодаря недюжинному
драматическому таланту вкупе с пленительным, уникального диапазона
голосом на сцене она превращалась в королеву. Ею восхищались, ей рукоплескала
вся Европа. И всё же оглушительность собственного успеха в Москве удивила
даже её. Среди страстных поклонников оперной дивы оказался и Пётр Ильич Чайковский,
тогда 28-летний молодой человек, скромный преподаватель консерватории
и начинающий композитор. Он ходил в Большой театр на все её концерты. И вдруг
в какой-то момент осознал, что помимо общего с залом восторга чувствует по
отношению к этой женщине не свойственное себе волнение. Будучи довольно робким,
он вряд ли сам познакомился бы с примадонной, если бы однажды его не затащил
к ней в гости его друг музыкант Антон Рубинштейн. С тех пор Чайковский бывал
у Дезире постоянно. Своим остроумием она очаровала его ещё больше, а также,
возможно, потому, что в ней ощущался сильный мужской характер. Таких женщин он
ещё не встречал. "Вскоре мы воспламенились друг к другу весьма нежными чувствами
и взаимные признания немедленно за сим воспоследовали", - писал Чайковский отцу.
Дезире становится его невестой. Но окружение Петра Ильича воспротивилось
этому браку, уверяя Чайковского, что в тени своей знаменитой жены он окажется
в жалком, незавидном положении. Накануне отъезда Дезире на гастроли в Варшаву,
куда вскоре вслед за ней должен был отправиться и счастливый жених, к Арто пришёл
один из приятелей Чайковского. Он рассказал Дезире всю неприглядную правду
о том, за кого она собралась выйти замуж. В результате Чайковский не дождался
от любимой ни одного письма. Она вернулась в Москву только через год... вместе
с новоиспечённым мужем, певцом-баритоном. Так Чайковский потерял, по сути, единственный
в своей жизни шанс стать "как все".

Он вновь пришёл на концерт Дезире. Она стояла у рампы, а он сидел в зале и всё
время держал перед глазами бинокль, чтобы скрыть непрерывно бегущие по лицу
слёзы...

Баронесса фон Мекк

БАРОНЕССА Надежда Филаретовна фон Мекк была дамой поистине феноменальной. Рожая
одного за другим 11 детей, она параллельно и тоже очень результативно занималась
предпринимательством. Благодаря её потрясающим деловым качествам семья за короткое
время из бедности шагнула прямо в сверхбогатство. Ещё одним особенным
её свойством явилась безмерная, страстная любовь к классической музыке, которой
она была тонким ценителем и знатоком. Став в 44 года вдовой, Надежда Филаретовна
вдвойне отдаётся своему увлечению, посещая все проходившие в Москве симфонические
концерты. Услышав впервые музыку малоизвестного композитора Чайковского,
она сразу поняла, что этот человек отмечен Божьим даром. А когда она увидела,
как он, неуверенный в себе гений, выходит на сцену и неловко кланяется публике,
у неё сжалось сердце. Баронесса делает Петру Ильичу несколько музыкальных заказов
и щедро их оплачивает. Композитор отвечает ей тёплым письмом, проникнутым
благодарностью. Завязывается переписка, которая постепенно становится всё более
искренней и задушевной. Узнав от третьих лиц, что Пётр Ильич сильно стеснён
в средствах, что у него множество родственников-иждивенцев, Надежда Филаретовна
начинает помогать ему материально. Она покрывает его долги, назначает постоянное
денежное пособие, объяснив свой поступок так: истинное дарование должно иметь
возможность творить, не заботясь о финансах. Возможно, баронесса сама не
сразу осознала, что, влюбившись в великую музыку, она всем своим существом влюбилась
и в её создателя.

Переписка между ними длилась 13 лет и уникальна тем, что двое этих удивительных
людей сознательно никогда не встретились и не сказали друг другу ни одного
слова. Скорее всего, объяснение этому лежит на поверхности: Надежда Филаретовна,
вовсе не красавица и будучи старше Чайковского почти на 10 лет, понимала,
что не может рассчитывать на взаимность. Она страшилась разочаровать своего кумира,
но очень хотела оставаться значимой для него. Ну а Чайковский, в свою
очередь, из-за своей нетрадиционной ориентации не мог, разумеется, желать встреч
с влюблённой в него дамой.

Однако их переписку мало назвать дружеской. Это скорее пример глубокого духовного
взаимопроникновения, своего рода эпистолярно-платонический роман, в котором
всё-таки время от времени со стороны баронессы прорывается завуалированная чувственность:
"Я не могу Вам передать, что я чувствую, когда слушаю Ваши сочинения.
Я готова душу отдать Вам".

Не раз по приглашению Надежды Филаретовны Чайковский гостил в различных её имениях.
Довольно забавно то, что каждый раз, договорившись об очередном таком
приезде Петра Ильича, баронесса заранее исчезала из этого дома. А потом откровенно
писала композитору о том, как она была счастлива войти туда, где "...всё
ещё полно Вами. Я смотрю на кушетку и наслаждаюсь мыслью, что только что Вы на
ней лежали".

Баронессу жадно интересовало всё, что касалось Чайковского, она была в курсе
почти всех его дел, в том числе кошмара неудачной женитьбы. И кто знает, чем
закончился бы для композитора этот драматический момент его жизни, если бы не
"милый друг" Надежда Филаретовна.

Чайковский в 37 лет неожиданно быстро и очень опрометчиво женился на 29-летней
влюблённой в него выпускнице Московской консерватории Антонине Ивановне Милюковой.
Делая ей предложение, он честно сказал, что не любит её, но готов быть хорошим
и преданным супругом. И получил согласие. Этот странный поступок объяснялся
отчаянной попыткой Чайковского переиначить собственную природу, стать "как все"
и прекратить досужие сплетни за спиной. Но содеянное могло вылиться лишь
в драму. У Чайковского началась депрессия, за которой последовала попытка самоубийства.
Наконец он попросту сбежал от жены сначала в Петербург, а потом
за границу.

В письмах к Надежде Филаретовне он постарался в доступной форме, не касаясь главного,
объяснить всю степень своего отвращения к жене и невозможность жить
с ней далее.

Сочувствуя Чайковскому и всячески поддерживая его, баронесса в глубине души обрадовалась
такой развязке. Впрочем, как и тому, что от неё теперь зависит
возможность Чайковского откупиться от жены, назначив ей содержание. И в следующем
письме она спешит сообщить, что готова увеличить пособие, чтобы избавить
дорогого ей человека от любых унижений.

Несмотря на всю странность их отношений с Чайковским, Надежда Филаретовна стремится
любыми путями всё больше привязать его к себе. Ей приходит в голову
идея женить своего сына Николая на племяннице композитора Анне Давыдовой. И в
конце концов она добивается этой свадьбы... на которой даже не присутствовала.
Ведь там был Чайковский! А потом тешила себя мыслью, что родившейся в этом браке
девочке она приходится бабушкой, а Пётр Ильич - двоюродным дедушкой.

Однако с годами Чайковский становится всё более знаменитым и обеспеченным, а
значит, всё менее зависимым от своего "доброго ангела". Царь за заслуги назначает
ему пожизненную пенсию, сам он получает крупные гонорары, да и работает он уже
не во владениях баронессы, а в собственных. Всё это Надежда Филаретовна
осознаёт очень болезненно. К тому же от своих новых родственников она нередко
слышит намёки на сексуальные предпочтения композитора. А её дети высказывают
недовольство тем, что она разбазаривает деньги и оставляет их без наследства.
Прошлые их отношения с Чайковским начинают казаться ей карикатурой, фарсом.
В результате 59-летняя Надежда Филаретовна пишет своему идолу последнее письмо,
в котором сообщает, что из-за финансовых затруднений она перестаёт выплачивать
ему пособие.

Чайковский очень переживал лишь из-за одного: прекращения их эпистолярных отношений.
Но баронесса так решила раз и навсегда. Конечно, из разных источников
она знала, что популярность композитора растёт в геометрической прогрессии, что
он много пишет и много ездит по миру. А потом вдруг грянуло известие о
его неожиданной смерти. Свидетели его кончины утверждали, что последним словом
Чайковского было её имя. Её мир рухнул вместе с его уходом в вечность. Менее
чем через три месяца после смерти композитора баронессы не стало.

На фото:

1. Дезире Арто

2. Баронесса фон Мекк

3. Пётр Ильич с Антониной Милюковой
Сурия САДЕКОВА
С наилучшими пожеланиями,
Лена


--

Выпуск 2106
Количество подписчиков: 125


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   "Elena Polyanskaya" Fri, 29 Sep 2006 13:16:14 +0300 (#598912)