[friend] Петр Николаевич Мамонов
Рубрики >
Досье >
ИСТОРИЯ
МАМОНОВ, Петр :
ИСТОРИЯ
Одна из самых колоритных и самобытных фигур русского рока - Петр Николаевич
Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве на Большом Каретном. Его
феноменальный
артистизм проявился еще в детском возрасте в довольно причудливых формах -
из двух средних школ его выгнали за то, что он "устраивал цирк". В анкетной
графе "образование" стоит: "незаконченное высшее", что не мешает Мамонову
владеть - по легенде - четырьмя языками. А трудовая карьера складывалась
традиционно
для тех лет: грузчик, банщик и лифтер в Доме Литфонда.
Всю жизнь Петр писал стихи, а с 1980 года - песни. В 1982 году родилась
группа
ЗВУКИ МУ.
Происхождение загадочного названия туманно, сам Мамонов не в силах
припомнить обстоятельства: "Просто как-то удачно ляпнул". Вначале ЗВУКИ
состояли из двух
человек - самого Петра (вокал, гитара) и его брата Алексея Бортничука
(сперва он играл на "ударных", а затем освоил гитару). Позже к ним
присоединился
клавишник
Павел Хотин,
а в 1984 году -
Александр Липницкий
(бас) и
Александр "Фагот" Александров.
Барабанщики сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой - в этой роли
отметились Сергей "Африка" Бугаев, Карен Саркисов,
Михаил Жуков
и, наконец,
Алексей Павлов.
Последний продержался дольше других, и основные альбомы ЗВУКОВ МУ были
записаны с его участием.
Первое публичное выступление группы, организованное Липницким и Артемом
Троицким, состоялось весной 1984 года на встрече выпускников 30-й московской
спецшколы
(в ее стенах учились и Мамонов, и Бортничук, и Липницкий). В концерте, кроме
ЗВУКОВ МУ, приняли участие
Сергей Рыженко,
Василий Шумов, Виктор Цой и группа
БРАВО.
Таким образом, дебют МУ вылился в весьма представительный фестиваль и стал
заметным событием в столичной рок-жизни.
С 1985 года началась активная концертная деятельность, которая состояла, с
одной стороны, из акустических квартирников Мамонова (частью запечатленных
на
диске
"П.Мамонов 84-87")
и, с другой стороны, из выступлений ЗВУКОВ МУ в рамках Московской
Рок-лаборатории.
Летом 1988 года на даче Александра Липницкого на Николиной горе был записан
первый магнитоальбом "Простые вещи" (продюсер - В.Шумов), который считается
у знатоков лучшим студийным альбомом группы. В том же году ЗВУКИ МУ записали
черновик еще одного альбома, но до чистовой записи руки так и не дошли, и
этот материал увидел свет в первозданном шершавом звучании под названием
"Крым".
Начиная с 1988 года, группа активно гастролирует за рубежом - Венгрия,
Польша, Италия, Германия, Франция - и участвует в крупных международных
фестивалях.
А.К.Троицкий знакомит ЗВУКИ МУ с легендарным английским музыкантом и
продюсером Брайаном Ино (работал с Дэвидом Боуи, TALKING HEADS, ROXY MUSIC,
U2). Ино
заинтересовали нестандартная музыка и выразительный сценический имидж
фронтмена, и он предложил свое сотрудничество. В результате в 1988 году на
Land records
(GB) выходит альбом "Zvuki mu" (продюсер - Брайан Ино). Группа делает
концертный тур по Соединенному Королевству, организованный Opal Records, и
два тура
по США под патронажем Warner Brothers. ЗВУКИ МУ во время этих гастролей
имеют большой успех и хорошую прессу, но, возвратившись в СССР, неожиданно
заявляют
о своем распаде.
В 1991 году этот состав ЗВУКОВ записал альбом "Транснадежность", и музыканты
разошлись в разные стороны. Петр Мамонов и Алексей Бортничук осуществляют
проект
МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ и издают одноименный альбом, Алексей Павлов организует
рэповую команду MD&C ПАVЛОV, Липницкий уходит в журналистику, а Павел Хотин
пытается
продолжать свои эксперименты в области авангарда и прогрессив-рока.
В 1994 году Мамонов приглашает в ЗВУКИ МУ выдающегося басиста Евгения
Казанцева и барабанщика Юрия "Хэнка" Кистенева, которого в дальнейшем
сменяет Андрей
Надольский. В студийных условиях они пишут альбом "Грубый закат" и несколько
инструментальных композиций. В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации,
переехав в свой деревенский дом недалеко от Вереи.
Летом того же года в деревне он заканчивает работу над одним из самых
сложных для восприятия альбомов - "Жизнь амфибий как она есть". К сожалению,
после
записи этот состав ЗВУКОВ расходится, так и не реализовав на сцене своей
программы.
Мамонов остается один и зимой 1996-97 годов записывает в одиночку новый
двойной альбом-мистерию "Есть ли жизнь на Марсе?". Премьера его на
театрально сцене
намечена на весну 1997 года.
Нельзя не упомянуть о предыдущей артистической карьере Петра Мамонова. Он
снялся в семи фильмах, один из которых ("Такси блюз") получил Золотую
пальмовую
ветвь на Каннском кинофестивале. В драматическом театре им.
К.С.Станиславского он сыграл главные роли в спектаклях "Лысый брюнет" и
"Полковнику никто не
пишет". В этих спектаклях он выступил в качестве не только актера, но и
режиссера.
Василий Гаврилов
АНАЛИЗ
"Какая разница между воробьем?" - вот загадка, то которой сначала нежным
прикосновением проверяешь "крышу" - не поехала ли? Не загадка, а "евнух",
поскольку
не содержит ожидаемого члена (предложения), а именно самого сравнения:
разница между воробьем и кем, на худой конец - чем? А ничем, именно между
воробьем!
Отгадка известна, но нам важнее не столько она, сколь само состояние
вопрошающего, ибо имеет самое непосредственное отношение к феномену Петра
Мамонова.
Ответ на загадку таков: "Никакой! Правая сторона - все равно что левая".
Повторим на разгоне - "какая разница между Мамоновым?". Вопрос корректен,
т.к. в одной из наиболее популярных песен Мамонов уже не Мамонов, а "Серый
голубь",
т.е. родня воробью. Так какая же "разница"?
С Мамоновым-человеком все в порядке, он приятно симметричен. А Мамонов в
ЗВУКАХ МУ? Приличный (симметричный) человек не склонен себя оговаривать,
склонен
себя хвалисть, чтоб и другим было повадно. Мамонов же - наоборот.
В "Сером голубе" герой полон самоуничижения:
Я самый плохой, я хуже тебя,
Я самый ненужный, я - гадость, я - дрянь
И-и... я - серый голубь.
Да, заклевали бедного голубя, жалко, ему нужно наше сочувствие. Не тут-то
было. Его клевали-клевали, а он - как незаклеванный: ЗАТО Я УМЕЮ ЛЕТЕТЬ!
Голубь
кувыркнулся в воздухе, и мы - в дураках! За что? А "ЗАТО". Что это за член
такой "ЗАТО", что без него мы презренны, как евнухи, а с ним - "умеем
летать"?
Крылья, что-ли? Медведь вот не летает, а зверь вполне ничего! Хорошо, пусть
"крылья" важны, но если уж ты такой серый, то почему чувствуешь себя
голубем,
а не тем же воробьем? Казалось бы, какая разница? Изменится ли смысл от
такой подмены?
Я - серый воробей...
Зато я умею летать...
Очевидно, что нет. Что же хотел сказать Мамонов? Примерно то же, что давно
уже сказано дедушкой Крыловым:
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться.
Так что, у мамоновского голубя в "родословной" - крыловские орлы и
горьковские соколы ("Рожденный ползать летать не может"). Почему же все-таки
"голубь",
а не воробей или, учитывая пылкость самобичевания, не курица, у которой
какие-никакие "ЗАТО", а все же есть? Можно даже заподозрить "самоуничижение
паче
гордости".
Символика голубя значима только в христианской мифологии, упоминается в
Библии более пятидесяти раз. Одна из ипостасей - душа, в которой, возможно,
и скрыта
загадка того "ЗАТО", что отделяет благородную птицу от курицы или ужа. Но мы
его любим не только за это.
Известно, что рок-музыка долго была англоязычной. На языке Альбиона pigeon
значит "голубь", а также "простак", "шляпа". То, что проделывает Мамонов,
прекрасно
передается фразеологическим оборотом "Shoot at a pigeon and kill a crow",
т.е. стремиться к чему-либо, делая вид, что добиваешься другого. Так что, у
Мамонова
- поэта левая сторона не есть зеркальное отражение правой, напоминает он уже
не нечто пернатое, а шута или скомороха. В костюме этих любимцев публики
левая
сторона может быть белой, а другая - красной, т.е. неравенство сторон
демонстративно подчеркнуто.
Кстати, crow в имени существительном - ворона, как глагол означает петь
(петухом), выражать радость криком. Мамонов поет, но уверяет, что он не
crow, а
pigeon. Нам самим надо решить, кто же он, а для этого проделать то, что на
английском воровском жаргоне передается оборотом pluck a pigeon - обобрать,
"остричь" голубя-простака, ободрать как липку.
Мы уже видели, что у этого самого плохого, самого гадкого голубя
самоощущение орла и сокола. Но все же имя ему "МУ".
Я - темный, темный МУ,
Я ничего здесь не могу.
Я - темный, темный МУ,
Я ничего здесь не пойму.
В рифму с именем спросим "Почему-у-у?". Любой школьник помнит, что
Маяковский писал нечто "простое, как мычанье". Случайно ли нам в звуках МУ
послышался
голос Маяковского? Проверим.
В песне "Блюз" сила любовных страданий "простака" передана через отсчет
времени: "Проснулся я утром//Часов в пять.//И сразу понял://Ты ушла от
меня.//Проснулся
я днем//Часа в два...//Проснулся я ночью//Часа в три..." Тот же мотив у
Маяковского: "Приду в четыре", сказала Мария.//Восемь.//Девять.//Десять".
Похоже? Не то слово. О чем песня Мамонова? О любви. Одно из значений
английского blue - печальный, отсюда blues - тип печального фокстрота,
обыкновенно
на тему: "Я тебя люблю, а ты меня не любишь".
??? ушла; один - человек интеллигентный, мучается красиво, как Лаокоон,
другой - люмпен с запасом слов, равным числу междометий. Что получилось из
этого
переодевания: интеллигент, решивший говорить о любви языком другого
социального слоя.
Поскольку простак теперь уже на подозрении, посмотрим, что скажут нам другие
его переводы с русского на русский. Подходит и "Гадопятикна":
От бизоньих глаз темнота зажглась,
От бизоньих глаз темнота зажглась...
Единый рупь. Единый рупь.
Не разнимут двое. Не разнимут двое.
А в моем дому завелось ТАКОЕ!
Такое...
Последние две строки - чистая цитата из Цветаевой: "Вот опять окно,// Где
опять не спят.//Может - пьют вино,//Может - так сидят.//Или просто - рук//
Не
разнимут двое.//В каждом доме, друг,//Есть окно такое...//Нет и нет
уму//Моему покоя.//И в моем дому//Завелось такое".
Итак, наш МУ не так уж темен и совсем не прост, способен вынуть из широких
штанин не то, что мы думаем, и сделать из цветаевского стиха чучело, набитое
словесной требухой. Такие переводы называют пародией, в данном случае - злой
пародией, свидетельствующей о резко негативном отношении к автору
пародируемого
стихотворения.
Чем не нравится Цветаева? Ответ найдем в песне Мамонова, а гидом к ней - две
строки из цветаевского "руки люблю целовать":
И еще - раскрывать
Двери!
- Настежь - в темную ночь!
Теперь послушаем "Ноль минус один":
Ну что, теперь тебе лучше?
Других своей ночью мучай.
Другим открывай дверь,
Дверь в свою ночь.
Знаешь, что все это значит -
Вся твоя самоотдача?
Ноль минус один.
В цветаевском стихотворении не приемлется само чувство, более того, мир
чувств, в нем выразившихся.
"Сколько будет дважды два?" - спросили пациента. - "Четыре, но это меня
страшно раздражает". Мамоновского героя тоже нечто в нашем благопристойном
мире
страшно раздражает. Можно думать, что интеллигентный человек заговорил на
арго как раз в пику "нормальному" обществу, в котором живут люди хорошие и
чувства
испытывают хорошие (см. "Хорошую песню").
В рок-музыке Мамонов стоит особняком. Его выступления - это рок-шоу, театр
одного актера, театр клоунады, поскольку актер не только поет, но и
паясничает,
играет телом и "щелкает" лицом, словом лицедействует, или, как сказали бы во
времена Ивана Грозного, шалует. Это лицедейство дает нам внешний облик
мамоновского
лирического героя. Им оказывается "дурак" в самом широком спектре его
проявлений - от простака до юродивого. Почему именно эта маска, над которой
нельзя
не смеяться?
Как теперь уже ясно, источник его дурачеств следует искать не в медицински
понимаемой, а интеллектуальной наследственности.
Дело в том, что недовольство наличной действительностью было всегда. Но
выражалось оно не в трагических фантазиях "сюра" и "абсурда", а в смехе с
его формами
дурачества и шутовства, с его грубым языком, демонстрирующим богатство
значений тех частей тела, что ниже пупка. Было и сомнение, и недовольство
миром,
устроенным человеком, но не самим миром, ибо он устроен Богом и быть
ошибочным не мог. Абсурдным он стал, когда "Бог умер". И если мы примем
"серого голубя"
за вестью о том, что Ницше со своим утверждением несколько поторопился, то
поймем, почему Мамонова так потянуло к хохоту.
Теперь на помойке так пусто -
Разбежались коты.
Теперь на помойке так чисто -
Ведь уехала ты,
На-та-ша...
Сила жизни и чувство красоты у этого "ассенизатора" не меньше, чем у "детей
человечества", способны превращать мертвое в живое. Вот он стоит у магазина
перед какой-нибудь рекламой духов или колготок. На рекламном листе
расположилась какая-нибудь длинноногая красотка, а он стоит, как Пигмалион
перед своей
Галатеей, и зовет ее, зовет оттуда - сюда ("Бумажные цветы"):
Все, что я тебе скажу, все будет из бумаги...
Ох, как я тебя люблю в универмаге.
У Бернарда Шоу Галатею заменила продавщица цветов.
Я так любил бумажные цветы,
Я так хотел, чтоб голая ходила ты,
Пьяная ходила ты...
Бумажные цветы, бумажные цветы...
Понятно, что Мамонов все время нас дурачит, метит в пятку, попадает в нос,
говорит загадками. Загадка, по своему исконному строю, рассчитана на
посвященного,
не знающий "тайного" языка поймет лишь то, что лежит на поверхности. В
русском дурачестве нагота имела смысл обнаружения правды, раздевания
реальности
от покровов этикета, от всей сложной знаковой системы данного общества.
Сходную функцию имело пьянство - обнажение ума от всех условностей,
формальностей,
привычек. Поэтому, кажется, вся сила чувственности обрушена Мамоновым на
бутылку:
Бутылка водки, ты была так нежна,
Прозрачна, изящна и нежно светла.
К тебе поневоле тянул свои руки,
Корчась от боли и любовной муки.
Бутылка водки! Бутылка водки!
Надобно напомнить, что дурацкий мир, обратный по отношению к нормальному,
смеется над этим нормальным первообразом только потому, что соотносит его с
миром
идеальным.
Шутовство - международно, есть во всех культурах. Но почему тот же Брайан
Ино, один из первых европейцев оценивших манеру Мамонова, сказал, что ничего
похожего
не знает? Как зрелище и как феномен мамоновский спектакль должен
рассматриваться в сравнении не с современными видами искусства увеселений
(будь то комедия,
цирк, пародия или сатира), а с тем, что существовало на Руси несколько веков
назад. В нем была форма шутовства специфически русская. Вот песенка про Машу
с трижды повторяемым фрагментом: Ша, ша, Маша,/Хороша Маша,/Ша, Маша,/Маша,
Ма.../Не наша Маша.
Этот "припев" - бормотание первоклассника, постигающего по букварю
премудрость буквы "М". Эдакий взрослый ребенок бранит неверную свою Машу.
Возьмем "Крым":
Стою в будке, весь мокрый, слишком жарко.
Стою жарко, весь мокрый, слишком в будке я.
Стою весь в будке, слишком мокрожаркий.
Весь в будке слишком мокро стою.
Крым - Мырк<Арма>!!!
Крым, Крым<Армарка>...
То ли от жары мозги поплыли, то ли вообще такие, то ли с горя от ума. По
речи, совмещающей бормотанье ребенка и умного безумца, мы бы назвали его
юродивым.
Юродство как зрелище и было тем, что теперь называют театром одного актера.
Мамоновского героя называют шутом, скоморохом, дебилом, реже - юродивым.
Реже - потому, что представление о феномене юродства, утратившего признание
Церкви
в XVII веке, достаточно расплывчато. В жидейском сознании юродство
непременно связано с душевным или телесным убожеством, с бессвязной речью, в
которой,
помимо воли говорящего, может содержаться нечто глубокомысленное. Менее
известно, что изначально юродство было актом сознательного выбора жизненного
пути,
"самоизвольным мученичеством", труднейшим христианским подвигом,
"теоретическое" обоснование которого находили в словах апостола Павла: "Мы
юроди ради
Христа".
Эта цитата возвращает нас к теме голубя, т.е. к той цели, на которую, с
нашей точки зрения, направлено все "антиповедение" Мамонова. Она состоит в
том,
чтобы, подобно юродивому, "ругаться горделивому и суетному миру", обливать
пороки человека. В одном из интервью Мамонов обронил фразу о том, что в
рок-музыку
его привело беспокойство за душу человека, свою в частности. То, что именно
эта муха (а не пчела) его укусила, видно из песни "источник заразы".
Основную
смысловую нагрузку несут три строки:
Муха - источник заразы?
Не верь, это не так!
Источник заразы - это ты.
По какой канве вышит этот упрек-загадка? Вместо комментария приведем такую
"забавную историю":
"Скажи, юродивый, кто лучше - собака или ты?" - Собака не может преступить
заветов божьих, - сказал юродивый, - значит, если я или ты не преступали
этих
заветов, мы лучше собаки, а если мы с тобой преступали эти заветы, собака
лучше нас". По той же модели муха лучше человека, стремящегося к
стерилизации
материальной и духовной среды обитания, Сама жизнь оказалась
стерилизованной, лишенной вкуса, цвета и запаха. С нее следует "взять
расчет". Не к стерильности,
а к внутренней чистоте должен стремиться человек, как мамоновский плясун
буги-вуги:
Стал я чистым, чистым,
чистым с той поры,
Как взял расчет.
Как взял расчет.
Не суть важно, является ли истовым христианином Мамонов лил нет, важнее, что
вполне узнаваемая нами система нравственных координат определяет смысл и
образность
его рок-театра. Если бы не она, то как мог бы мамоновский герой высказать
одно из самых странных своих мечтаний:
Но стоит утихнуть этому дню,
Лечь и поесть хлеба,
Стоит уснуть, и во сне я пою -
Это лифт на небо,
Это лифт на небо.
Считается, что каждое поэтическое поколение ориентируется не на "отцов", а
не "дедов" поэзии. Мамонов нашел себе учителей в пра-пра-прадедах, заставил
плодоносить
глубокие подсознательные пласты национальной культуры. Поэтому мамоновского
дурака чувствуют, даже не понимая, любят за голубиную чистоту и детскую
простоту
души, за свободу слова и поведения, за напоминание о нравственном идеале -
при очевидном торжестве в нашей действительности нравственных суррогатов.
Александр БЕЛЫЙ
--
Выпуск 2447
Количество подписчиков: 141
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru