Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 30.11.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Рудольф Нуреев (http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/nureev/history1.shtml)
Последняя гастроль божественного Нуреева http://www.utro.ru/articles/2004/11/17/374906.shtml

15 лет назад в жизни Петербурга случилось невероятное. На родину вернулся (увы,
не навсегда) Рудольф Нуреев – легенда мирового балета и величайший, наряду в
Вацлавом Нижинским, танцовщик минувшего века. Все знают, как он бежал и какую
карьеру сделал на Западе. Разумеется, он и не помышлял вернуться...

15 лет назад в жизни Петербурга случилось невероятное. На родину вернулся (увы,
не навсегда) Рудольф Нуреев – легенда мирового балета и величайший, наряду в
Вацлавом Нижинским, танцовщик минувшего века. Правда, он приезжал в СССР еще
за год до того. Однако тогда это было визит инкогнито – благодаря специальному
разрешению властей, которое последовало по просьбе Раисы Горбачевой, Рудольфу
разрешили проститься с любимой матерью в Казани.
А через год была гастроль триумфатора – официальная и громогласная. В ленинградском
(тогда еще) аэропорту Нуреева встречали не только бесчисленные телекамеры, но
и постаревшие поклонницы, многих из которых артист узнавал в лицо.
Ему предстояло танцевать на сцене Кировского театра, где он более трех десятилетий
назад начинал свою великолепную карьеру, поражая современников не только мастерством
танца, но и смелостью высказываний и суждений. Именно из-за этого молодую звезду
старались не брать на гастроли. Но в Париж все же взяли: выступления на сцене
Гранд-Опера без Нуреева – это были бы уже не те гастроли. И потому спецслужбы,
запиравшие на ночь в номере «смутьянку» Аллу Осипенко, так и не решились приручить
ее партнера. Нуреев каждый вечер танцевал в Пале-Гарнье, а по ночам разгуливал
с новыми друзьями по Парижу. Казалось, город вливал в него силы, и на каждый
следующий спектакль он выходил таким же блистательным, как и на предыдущий.
Все знают, как он бежал и какую карьеру сделал на Западе. Разумеется, он и не
помышлял вернуться, а приезжавшим в Париж советским гастролерам было строго-настрого
запрещено общаться с опальным танцовщиком, приговоренным за измену Родине к тюремному
заключению сроком на 15 лет, – этот приговор не отменен и по сей день. Рисковали
лишь немногие, например, Игорь Моисеев, встретившийся с Рудольфом в Париже, или
Майя Плисецкая, выступавшая с ним в Нью-Йорке.
И вот, наконец, приехал он сам. Надо ли говорить, что попасть на историческое
представление «Сильфиды» было невозможно – билеты спрашивали от самого Невского.
Своим сестре и племяннику Нуреев раздобыл билеты сам – в первый ряд партера.
Здесь же занял место его ближайший парижский друг – бизнесмен и оператор Владимир
Рэн. А в кулисах, затаив дыхание, ждала своего выхода прима Жанна Аюпова. Ей
предстояло танцевать с гением.
Он уже был не тот? Возможно... К тому времени Нуреев редко выходил на сцену как
танцовщик, предпочитая ставить (его хореография, правда, не имела в мире того
успеха, который имела артистическая деятельность) и дирижировать. Но этот божественный
полет-прыжок, в котором он парил под сводами всех театров мира (а теперь и своей
родной обители), эта неподражаемая грация и неподдельный аристократический артистизм
– это осталось.
Конечно, он приехал не на один день и встречался с друзьями, с любимой старинной
партнершей Нинель Кургапкиной, которая спустя три года будет помогать ему, уже
почти недвижимому, ставить в Гранд-Опера «Баядерку» и которая проводит его в
последний путь на Сен-Женевьев-де-Буа. Из его возвращения мог бы получиться целый
фильм – благо В.Рэн снимал пребывание Нуреева на брегах Невы на свои суперсовременные
камеры.
Потом он приезжал снова, останавливаясь в «каморке» Кургапкиной близ Дворцовой
– и казалось, что он все не мог надышаться петербургским (уже) воздухом. Он мечтал
поставить в городе на Неве свою «Спящую красавицу» и дирижировать ею. Но судьба
не предоставила изгнаннику такого случая. Он успел лишь дирижировать самым длинным
балетом Чайковского в Казанской опере. Это было в 92-м. И больше он не возвращался...
Никогда.
Потом была болезнь, которую он надеялся превозмочь на итальянском острове Галли,
который купил у наследников известного русского балетмейстера Леонида Мясина.
Была последняя в его жизни постановка «Баядерки» и после нее, под громовые овации
Гранд-Опера, – Орден Почетного Легиона. Уже совсем больным он даже нашел в себе
силы прийти на премьеру балета своего друга Ролана Пети «Чаплин» в Театр Елисейских
Полей.
..И были тяжелые дни ухода – в огромной квартире-музее на набережной Вольтера,
увешанной подлинниками мужской обнаженной натуры кисти Буше и восточными головными
уборами (которые он обожал), уставленной антикварными портиками и бюстами великих,
которые он раздобывал в своих бесконечных странствиях по всему белу свету. И
люди – Кургапкина и верная Дус Франсуа, поклонница и прислуга.
Скончавшийся в православный Сочельник 1993 г., бог танца завещал похоронить себя
на самом знаменитом русском эмигрантском кладбище, где покоятся Тарковский и
Бунин, Юсупов и Кшесинская. Отходная – скорбный голос Джесси Норман, поющей (как
он хотел) хорал Баха, сонм народа на площади перед Оперой – и скорбный путь в
парижский пригород. Там и сегодня всякий паломник-пилигрим увидит могилу, покрытую
расписным восточным ковром – издалека он всегда кажется настоящим. Нет, это мрамор.
А под ним – царство тлена, принявшее под свою сень и того, кто, казалось, был
ему неподвластен. 

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное