Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 29.11.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Софья Пилявская (http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/pilyavskaya/history2.shtml)
Грустная жизнь http://www.aif.ru/online/moskva/404/16_01

Софья Станиславовна Пилявская всю жизнь — с 1928 по 2000 год — прослужила в МХАТе
им. Чехова. Хотя сама никогда не разделяла театры на ефремовский и доронинский.
Наверное, потому, что для нее Художественный театр мог быть, да и был, только
один. Тот, который создали ее великие учителя — Константин Сергеевич Станиславский
и Владимир Иванович Немирович-Данченко.

^Первая встреча с «Ка. Эс.» 
Первая встреча с Константином Сергеевичем состоялась, когда будущей актрисе было
всего 9 лет. Пилявская вместе с матерью и старшим братом (отец, женившись на
другой женщине, жил и работал в Кремле) делили квартиру с артистами Большого
театра Александром Богдановичем и Марией Гуковой. 
И вот однажды маленькую Соню удивило странное оживление, творившееся в их коммуналке.
«Сегодня к нам придет очень важный дядя, — объяснила ей причину суматохи дочь
Богдановича Таня. — Он самый главный в Художественном театре. Такой же, как Шаляпин
в Большом». 
На самом деле родители Тани переживали из-за того, что им нечем было угостить
важного гостя. «И вот звонок, — много лет спустя напишет Софья Станиславовна
в своих мемуарах. — Александр Владимирович (Богданович. — Ред.) открывает входную
дверь, жена рядом, и из-за их спин возникает фигура гиганта в шубе, шапка в левой
руке, и где-то очень высоко надо мной — серебряная голова и сияющее улыбкой прекрасное
лицо. С гостя снимают шубу… и уводят в столовую. Мы выползаем из нашего укрытия
(из большого шкафа, где Зося — так звали Пилявскую друзья — вместе с Таней любили
прятаться от взрослых. — Ред.) и начинаем детально изучать шубу, шапку и огромные
фетровые боты с отворотами. И тут я ставлю свою ногу в тряпочной самодельной
туфле поперек этого бота… Так я впервые «соприкоснулась» с великим Станиславским».

Как оказалось, Константин Сергеевич приходил приглашать соседку Пилявских преподавать
в своей оперной студии. Та согласилась, благодаря чему Зося вместе с подругой
получила возможность бывать в знаменитом особняке Станиславского в Леонтьевском
переулке, где Ка. Эс. — так между собой называли великого режиссера актеры и
студенты — проводил репетиции. 
Через несколько лет, в 1937 г., Станиславский сыграет решающую роль в судьбе
молодой артистки Пилявской. Попросту говоря, он спасет ей жизнь. Но все это произойдет
позже. 
^А пока… 
…Зося решает посвятить себя театру. По окончании школы (учеба в которой, надо
заметить, далась ей с большим трудом) она отправляется на прослушивание к Зинаиде
Сергеевне Соколовой, родной сестре К. С. И слышит от нее страшные слова: «Милая
барышня. Должна вас огорчить. На русской сцене вам вряд ли удастся быть». 
Виной всему был сильный польский акцент, с которым говорила Пилявская. Ее, кстати,
и крестили в Польше, дав, как и положено в католических семьях, три имени — София
Аделаида Антуанетта. По-русски девочка общалась только с друзьями, дома же —
только по-польски. Ее мать до конца своих дней думала на этом языке и каждый
раз, узнав о неприятностях дочери, восклицала: «Децко мое, Матка Боска!» Поэтому
саму девушку акцент совершенно не смущал. Объявив сестре Станиславского, что
читать будет басню Крылова «Ворона и Лисица», она вышла на середину комнаты и
начала: «Ворроне где-то Бок посуау…» 
«Приговор» актрисы, разумеется, расстроил Соню. Но надо было знать ее характер,
чтобы предположить, что она откажется от мечты о сцене. Решимость и своеволие
начали проявляться у нее с самого детства. В три года, когда мать, накрутив волосы
дочери на папильотки, вышла из комнаты, Зося взяла со стола ножницы и срезала
ненавистные бумажки вместе с волосами. А в тринадцать, узнав о решении матери
перевести ее из обычной гимназии в польскую, девочка «впала в спячку» и разыгрывала
летаргический сон, пока та не оставила свою идею… 
Вволю наплакавшись после неудачного экзамена, Соня обратилась за помощью к князю
Волконскому, известному логопеду. И уже через год, вновь представ перед Зинаидой
Сергеевной, была зачислена в Студию Художественного театра. Театра, который…

^…И стал ее судьбой 
Здесь она познакомилась со своим будущим мужем, актером Николаем Дорохиным. Будучи
только-только представленным Соне, Дорохин останавливал каждого, кто проходил
мимо, и, указывая на нее, говорил: «Знакомься, моя жена». 
Вскоре они действительно поженились. Какое-то время о браке знала лишь мать Зоси.
От отца замужество дочери скрывали. 
Он так и не успел познакомиться с зятем. Узнав о том, что Соня вышла замуж, Станислав
Станиславович в один из выходных с женой и дочерью пришел в гости в новую отдельную
квартиру, которую молодожены только-только получили. К сожалению, Дорохин в ту
субботу находился на съемках, и знакомство перенесли на понедельник. 
Однако в понедельник отец не позвонил. Приехав на следующий день в его квартиру
— после Кремля Станислав Станиславович с новой семьей жил в четырехкомнатной
квартире в Доме на набережной, — Пилявская увидела лишь опечатанную дверь кабинета.
«Десять лет без права переписки» — таков был официальный ответ властей, истинный
смысл которого стал понятен лишь в наши дни. 
О судьбе отца Софья Станиславовна узнала только полвека спустя: несколько дней
его с другими арестантами в закрытом товарном вагоне возили вокруг Москвы, создавая
видимость отправки на Север. А потом, доставив на Лубянку и не добившись нужных
показаний, расстреляли. 
^Дочь врага народа 
В театре Пилявской приказали написать заявление об уходе по собственному желанию.
«Это все, что мы можем для вас сделать», — сказал ей директор. Однако Станиславский
отказался завизировать заявление актрисы, тем самым оградив ее от неизбежных
репрессий. В честь очередного юбилея МХАТа она даже получила звание заслуженной
артистки, что было почти невозможным для «дочери врага народа». 
«И это после того, как я фактически предала Станиславского, — рассказывала в
конце жизни Пилявская корреспонденту «Театральной жизни». — Это, поверьте, печальная
история. Больного Константина Сергеевича фактически изолировали его приближенные.
К нему не допускали даже «стариков». А он, феноменальный выдумщик, убедил себя,
что его покинули лучшие друзья и ученики. «Меня предали, — говорил он мне. —
Но вы? Почему вы не используете мой опыт? Я же могу помочь вам. Почему вы не
приходите ко мне учиться? Дайте мне слово, что вы придете ко мне». Я дала слово
и, конечно, не сдержала обещания». 
Пилявская до конца дней переживала из-за своего, как ей казалось, предательства.
Вообще жизнь Софьи Станиславовны, несмотря на видимость благополучия — высокие
награды, звания, роли, счастливой никак не назовешь. Потеряв мужа (он умер, едва
переступив порог квартиры Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, за несколько минут
до наступления 1954 г., ему было 48 лет), а через несколько лет и мать, она жила
лишь театром и Школой-студией, в которой начала преподавать сразу после смерти
мужа. 
Друзей с каждым годом оставалось все меньше и меньше. Ушли Иван Москвин, Василий
Качалов, Ольга Леонардовна, дружбой с которой актриса очень гордилась (вдова
Чехова незадолго до смерти именно ей поручила постирать смертную рубаху Антона
Павловича). 
В конце жизни Пилявская осталась совсем одна. Наверное, только тогда ей стала
понятна излюбленная фраза Книппер-Чеховой, часто повторяемая ею в последние годы:
«Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…» 

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное