Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 18.11.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Жан Жене (http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/jene/history2.shtml)
Фракция Франция http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=kino&id=64050700000034296

Долгая помолвка - один из самых ожидаемых кинопроектов года в мире и самый ожидаемый
во Франции. Обаяние Амели сделало свое дело: каждый пойдет смотреть на новую
совместную работу режиссера Жан-Пьера Жене и актрисы Одри Тоту. Ну а в финале
мало кто из зрителей удержится от радостного восклицания - Vive la France!.


Если до сих пор французы просто превозносили до небес Жан-Пьера Жене, то теперь
впору на него молиться, а его музу Одри Тоту провозгласить новой Марианной -
национальным символом республики. Нет, в стране есть и другие хорошие режиссеры:
но все они стремятся к «внутренней эмиграции» из оккупированной Люком Бессоном
Франции. Ян Кунен тяготеет к американской модели кино, интроверт Патрис Шеро
- к британской, а вот Жене - француз из французов. Да и сделал он для отчизны
поболе, чем любой Бессон: не просто вернул французскому кинематографу доверие
национальной публики (и, в отличие от Люка, критики), но и инициировал с «Амели»
всемирную моду на Францию. К 2004 году переваливший за пятьдесят режиссер прошел
несколько важнейших испытаний: самостоятельностью (после полюбовного развода
с былым соавтором Марком Каро), заказной работой (на «Чужом-4» в Голливуде),
бешеной популярностью (связанной с «Амели») - и сделал работу вроде бы неожиданную.


«Долгая помолвка», во-первых, поставлена не по оригинальному сценарию, а по мотивам
романа лучшего французского детективщика Себастьена Жапризо, во-вторых, спродюсирована
крупнейшим американским «мейджором» Warner Brothers, в-третьих, формально является
первым реалистическим фильмом фантазера Жене. В придачу к этому «Долгая помолвка»
бьет все рекорды в отношении бюджета не только в биографии Жене, но и во всей
истории французского кино (более 50 млн. долларов). В общем, вам скажут, что
здесь - совсем другой Жене и совсем другая Тоту. 

Не верьте. В истории о девушке, упорно разыскивающей пропавшего без вести на
полях Первой мировой жениха, Жене верен себе. Фильм упоительно живописен и, несмотря
на реальную историческую основу, фантастичен во всем - от привычной еще со времен
«Деликатесов» (дебюта Жене) цветовой гаммы, тяготеющей к монохромности, до неправдоподобно
изобретательных костюмов и декораций. Особое впечатление производят коротенькие,
но умопомрачительно дорогие и сложные сценки с реконструкцией автомобильного
движения 1920-х годов на площади у Парижской оперы, или с рынком Les Halles (так
называемое «чрево Парижа», давным-давно превращенное в цивилизованный торговый
центр). В общем, вселенная Жене остается сказочной и, как любая сказка, требует
от зрителя стопроцентного погружения и стопроцентной веры. В этом режиссер схож
с заморскими собратьями по ремеслу, Тимом Бертоном и Терри Гиллиамом, однако
творит он как-то свободней - на родине его почитают куда больше, чем Гиллиама
с Бертоном в Штатах. 

Почти не изменилась за три года, прошедшие со времен «Амели», и Одри Тоту, шагнувшая
из ранга многообещающих молодых актрис (в этом качестве она не так давно получала
«Сезар» за «Салон красоты «Венера») в категорию интернациональных суперзвезд.
Можно констатировать, что никто не умеет так работать с Тоту, как Жене, - они
буквально созданы друг для друга. Кудесник в области искусственных чудес, режиссер
играет на Тоту (не самой пластичной из исполнительниц) как на диковинном музыкальном
инструменте. Да, тембр не слишком богат, октав не много, зато какой звук! В «Долгой
помолвке» героиня Тоту Матильда вновь ждет идеального возлюбленного - жениха,
синеглазого моряка Манека по прозвищу Василек, сгинувшего в траншее под загадочным
названием «Угрюмый Бинго». Вновь Тоту самостоятельна, суеверна, замкнута, одинока,
не слишком красива - даже ходит с трудом и, будучи жертвой полиомиелита, изредка
прибегает к инвалидной коляске; вновь она одержима манией изменения мира к лучшему,
и внов
 ь ей удается мир изменить. 

Можно предположить, что Жене изменил роман Жапризо, чтобы вернуть на экран свою
любимую Амели, - и действительно, в характер Матильды внесено немало изобретательных
модификаций. Однако вспомнив о том, что режиссер мечтал об экранизации этой книги
еще со времен «Деликатесов» (одержимый Первой мировой, Жене прочитал роман сразу
после публикации в 1991-м), приходишь к другой - крамольной - мысли. А что если
всеобщая фаворитка «Амели» была лишь частью умелой кампании по вызволению на
свет божий проекта «Долгой помолвки»? Во всяком случае, по факту получилось именно
так: Warner владел правами на роман Жапризо, и заключить с ним контракт Жене
смог только после «оскаровского» и кассового успеха «Амели». Что, если выдуманная
много лет назад героиня неосуществленного фильма по мотивам Жапризо и стала прототипом
Амели? 

Продолжая неизбежное сравнение, вспоминаешь: в «Амели» вся мощь кинематографической
магии была направлена на в общем-то ничтожную цель - банальное и буржуазное матримониальное
счастье двух молодых парижан. Вообще-то каждый (втайне или открыто) мечтает о
таком, отсюда - ураганная популярность фильма. Участи героев «Долгой помолвки»,
разлученных и истерзанных войной, вряд ли позавидуешь. Пусть и этот фильм приходит
к своеобразному хеппи-энду (не будем раскрывать его из уважения к интриге - формально
детективной), однако процесс поисков Матильды, составляющий содержание фильма,
значительно важнее результата. И в фильме, и в романе. Выпускник школы иезуитов
Жан-Батист Росси, еще не составивший из букв своего имени псевдоним «Себастьен
Жапризо», в 18 лет дебютировал отнюдь не детективом, а пронзительной историей
любви «Плохо начавшие», и не случайно именно он стал автором хрестоматийного
французского перевода «Над пропастью во ржи». В последнем романе, как и в первом
(и во всех ос
 тальных), Жапризо больше интересуется внутренней жизнью души и характера, чем
перипетиями извилистого сюжета. Расследование, которое он ведет в «Долгой помолвке»,
должно открыть, реконструировать отношения Матильды и Манека, а заодно и еще
полутора десятков людей, втянутых в таинственную экзекуцию пятерых солдат в траншее
«Угрюмый Бинго». 

Матильда ведет свое следствие в начале 1920-х, встречая одного человека за другим,
открывая историю за историей - Жене повторяет и совершенствует флэш-бэки и флэш-форварды,
использованные им же в «Амели», а до того Томом Тыквером в «Беги, Лола, беги».
Картина открывается впечатляющая: это уже не кукольный парижский мирок, а вся
Франция, выстроенная на каскаде маленьких, но виртуозных ролей, среди которых
ни одну язык не повернется назвать второстепенной. Тут и честный вояка (Жан-Пьер
Бекер, лейтенант с говорящей фамилией Эсперанца, первым подаривший надежду Матильде),
и крестьянин-пацифист (Кловис Корнийяк - находчивый дезертир Бенуа Нотр-Дам),
и романтическая путана-мстительница (известная по «Такси» Марион Котияр - корсиканка
Тина Ломбарди), и эксцентричный почтальон (Жан-Поль Рув), и гангренозный марксист-агитатор
(Дени Лаван - когда-то культовая звезда фильмов Леоса Каракса). Нашлось место
для постоянных актеров Жене - кроме прекрасных уродов Доминика Пиньона (дядя
Матиль
 ды Сильвэн) и Тики Ольгадо (честный-частный детектив Жермен Пир), присутствуют
и настоящие звезды, уравненные с остальными в правах: Чеки Карио (героический
капитан Фавурье), Андре Дюссолье (рассудительный адвокат Пьер-Мари), Жюли Депардье
и даже Джоди Фостер, великолепно говорящая по-французски и идеально вписавшаяся
в ансамбль в роли любящей, но неверной жены. Постепенно от множественных историй
Жене переходит к одной большой Истории, вручную собирая из мельчайших деталей
даже не паззл, а настоящую мозаику. 

Как тридцать лет назад группа Genesis распродавала Англию по фунту, так сегодня
режиссер Жене скупает и собирает Францию по франку (прагматичная валюта евро
как-то не вяжется с кустарными методами искусника-режиссера). Но в тот момент,
когда вертолет взмывает слишком высоко, а объемная картина, поменяв масштаб,
рискует превратиться в качественную карту местности, находятся те, кто заставляет
Жене спуститься с не свойственных ему высот обратно, к обыденным человеческим
судьбам. Имеются в виду и каждый из актеров, и внимательный к любой детали оператор-виртуоз
Бруно Дельбоннель, и замечательный композитор Анджело Бадаламенти - он в отличие
от массовика-затейника Яна Тирсена умеет создать эмоцию буквально на трех нотах.
Кино получается французское во всех смыслах. У этой нации даже Великая Революция
- непременно буржуазная, и из любой народной трагедии французы выпекут свою «Пышку».
Интимный и нахально-личностный подход к событиям международного масштаба, к примеру
к мировой вой
 не, свойственен Жене, и это отличает его в выгодную сторону хоть от Стивена
Спилберга, хоть от Элема Климова. 

Жан-Пьер Жене облапошил целый мир: воспользовавшись американскими (по преимуществу)
деньгами, снял фильм на французском языке, с французскими (не считая Фостер)
актерами - фильм о Франции по мотивам не слишком конвертируемого французского
писателя. Логично спросить: на кой черт, например, нам - отнюдь не французам
- все это смотреть, да еще и восторгаться? Во-первых, это идеальный пример для
подражания, к повторению которого следовало бы стремиться каждому кинематографу
в мире. Во-вторых, в популярной форме Жене, подобно тому же Жапризо, с кажущимся
легкомыслием затрагивает темы и вопросы, заставляющие даже самого равнодушного
зрителя «говорить сердцем». Как заметил еще Достоевский в знаменитой "Пушкинской
речи", лишь подлинно национальный художник способен говорить об общечеловеческом.
Разумеется, при условии таланта - которого Жене хватает с избытком. 

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex (http://ezhe.ru/fri/145/),



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное