Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 02.11.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Дмитрий Шостакович (http://peoples.ru/art/music/composer/shostakovich/history1.shtml)
ПРОДЮСЕР СТАЛИН http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/81n/n81n-s39.shtml

Странно, но в США вопрос о Шостаковиче до сих пор является спорным. Все та же
тема муссируется: кем был Шостакович — великим композитором или сталинским сикофантом?
Интересно не только то, что ставится этот вопрос, а то, что он до сих пор существует,
по-прежнему разделяя музыковедов на два лагеря соответственно этим двум определениям.

На Западе до сих пор туманно представляют советскую культурную историю: свободным
людям трудно понять, что в большевистские, тем более в сталинские времена великий
художник может выступать в обоих этих ликах, один из которых, а именно второй,
был не подлинным его лицом, а личиной.
       
       Американские, условно говоря, враги Шостаковича приводят немалочисленные
примеры его видимого сервилизма. Среди этих примеров наиболее, так сказать, злокачественный
— его вступление в КПСС в 1960 году, когда вряд ли кто-нибудь в советских верхах
сильно на этом настаивал; и конечно же его подпись под письмом группы деятелей
советской культуры, осуждавшим академика Сахарова.
       Но разочарование американцев в Шостаковиче началось гораздо раньше, в
1949 году, когда Сталин отправил его на так называемую Уолдорфскую конференцию
в Нью-Йорке, где собрались сливки американской левой интеллигенции осуждать американский
империализм. Правые тоже не дремали: устроили контрконференцию под эгидой организации,
называвшейся Конгресс в защиту свободы и культуры.
       Получилось так, что на одной из секций (как говорят американцы, панелей),
а именно музыкальной, Уолдорфской конференции присутствовал от конкурирующей
организации композитор Николай Набоков (кузен писателя), и после выступления
Шостаковича, который, робея и заикаясь, прочитал по бумажке какой-то казенный
текст, Набоков задал ему всего один вопрос: как вы относитесь к тому, что советская
пресса пишет о современных композиторах Стравинском, Шёнберге и Хиндемите? Согласны
ли с этой критикой? Вконец смешавшийся Шостакович сказал, что он согласен с тем,
что пишет советская пресса.
       Соломон Волков, рассказав эту историю в своей книге «Шостакович и Сталин»
(а подобных в этой книге много, что делает ее захватывающе интересной и легко
читаемой), резюмирует этот эпизод так:
       «Атака Набокова и его друзей, можно сказать, торпедировала Уолдорфскую
конференцию, но вместе с тем и подорвала репутацию Шостаковича в Америке. С этого
момента, независимо от его настоящих эмоций и убеждений, он стал в возрастающей
мере восприниматься на Западе как рупор коммунистической идеологии, а его музыка
— как советская пропаганда. Такова была неизбежная логика «холодной войны». Враждебное
отношение к музыке Шостаковича в США продолжалось, с небольшими вариациями, тридцать
лет».
       Вот поэтому и стала в Америке настоящей бомбой изданная Соломоном Волковым
книга воспоминаний Шостаковича «Свидетельство», записанная им еще в Москве под
диктовку Шостаковича. В этой книге великий композитор предстал тем, кем он и
был: если не антисоветским художником, то уж во всяком случае антисталинским.
«Свидетельство» наполнено клокочущей ненавистью Шостаковича к Сталину. Это прежде
всего документ, так сказать, грубый материал, — чем и впечатлял более всего.
       Эта книга настолько сильно поколебала сложившиеся стереотипы, что некоторые
комментаторы и музыковеды в Соединенных Штатах сочли ее фальсификацией. Соломон
Волков, можно сказать, разжег костер, который до сих пор продолжает гореть. Но
с течением времени у его концепции появляется все больше и больше сторонников.
       Нынешняя книга Волкова «Шостакович и Сталин» тем отличается от мемуаров
«Свидетельство», что дает Шостаковича на максимально широком фоне советской культурной
жизни на протяжении всех лет жизни композитора. Это книга не только о Шостаковиче,
но и о Маяковском, Зощенко, Пастернаке, Булгакове, Михоэлсе, Мандельштаме, Ахматовой,
Солженицыне, Бродском, Эйзенштейне, Мейерхольде, Бабеле — мартиролог русско-советской
культуры. Для американцев многое в книге стало настоящим откровением. Нынешним
российским читателям тоже не вредно напомнить об этих именах и сюжетах.
       Понятно, что история «первой опалы» Шостаковича выступает едва ли не главным
сюжетом книги Соломона Волкова; глава, ей посвященная, — самая объемистая в книге.
Почему Сталин решил напасть на оперу «Леди Макбет Мценского уезда» после того,
как она уже два с половиной года триумфально шла одновременно в трех ведущих
оперных театрах Советского Союза?
       Тут автор сумел поставить принципиальный вопрос о культурной политике
Сталина — и дал в связи с этим очень интересный, прямо скажем, необычный портрет
тирана.
       Автор очень неожиданно противопоставил Ленина и Сталина в их отношении
к художественной культуре. Оказалось, что Ленин был гораздо большим варваром
в этом смысле. Скажем так: большим утопистом, привыкшим думать, что победа социалистической
революции как по мановению волшебного жезла изменит весь состав бытия. Сталин,
придя к власти во времена некоего реалистического отрезвления, понимал, что нужно
с реальностью считаться — даже там, где она, так сказать, спонтанно противится
утопическим планам. Тут интересно еще и то, что Сталин с самого начала поставил
опять же на реалистов — в самом прямом смысле слова. Он не любил левого, авангардистского
искусства.
       
       Шостакович был прирожденным авангардистом, примыкавшим, несомненно, к
левому фронту искусств. Другой вопрос важен: неибежным ли было сочетание художественной
и политической левизны в это время — прославленные двадцатые годы? Авангард расцветал
тогда под всеми широтами и в разных странах, независимо от их политического строя.
Не нужно было быть коммунистом, чтобы быть авангардистом. Однако в ранние советские
годы существовало не только авангардное искусство, но и политический строй, основанный
на диктатуре и возглавлявшийся единоличным диктатором. В конфликте Шостаковича
с режимом нужно учитывать не только его собственные художественные пристрастия,
но и таковые же Сталина. Подчеркивая это обстоятельство, Соломон Волков ставит
очень интересную проблему.
       В стране, объединенной единой идеологией и политикой, требуется еще и
единая культурная платформа. Это и есть тоталитаризм, только в рамках которого
вообще возможна постановка вопроса о культурной политике: в свободных странах
художественная культура развивается самостоятельно, спонтанно, никому не придет
в голову спускать с высоты государственной власти культурные директивы. Однако
советский режим был именно тоталитарным. Отсюда насущная потребность такого режима
в единообразии художественного творчества, подчиненного определенным идеологическим
задачам. И отсюда же — громадная значимость личных вкусов самого тоталитарного
вождя.
       Соломон Волков показал в своей новой книге о Шостаковиче, как собственные
художественные вкусы Сталина органически совпали с потребностями советской культурной
политики.
       Тут важно то, что Сталин вообще имел индивидуальные вкусы. Они были традиционно
народническими — в самом широком смысле этого слова. Искусство должно быть понятным
широким массам — в той же степени, как оно понятно самому Сталину. Волков пишет:
       «Фундаментальный вопрос состоял в том, какого рода культура была необходима
громадной стране, в которой даже в конце тридцатых годов две трети населения
составляли крестьяне. Предстояла громадная работа, и ее главные цели должны были
быть тщательно выбраны и сформулированы <…> Сталин выдвинул лозунг: «Простота
и народность». Эти слова, отразившие сталинские размышления недавних лет о целях
культуры, в определенной степени кристаллизовали достаточно расплывчатое понятие
социалистического реализма, принятое на недавно состоявшемся Первом съезде советских
писателей».
       Понятно, что имел в виду Сталин: создание того культурного содержания
и той внутренней его структуры, которые нынче получили наименование масскульта.
И такая модель, в высшей степени эффективно работавшая, уже существовала как
потребный ориентир: это, конечно, Голливуд. Единственное, но принципиальное отличие
сталинской культурной политики от практики Голливуда состояло в том, что Сталин
от советского, так сказать, Голливуда требовал не только простоты и понятности,
но и идеологического воспитания вперившихся в экран масс. Он не забывал тезиса
Ленина: из всех искусств для нас важнейшим является кино.
       
       Какое отношение все это имело к Шостаковичу? Как ни странно — самое прямое.
Кино в те годы (в конце двадцатых — начале тридцатых) делалось звуковым, и лучшей
мотивировкой для звука становились пение и танцы, то есть музыкальные номера.
Как можно было совместить с этой генеральной линией ту музыку, которую писал
Шостакович?
       Отсюда все его трагедии — но и триумфы. Шостакович, можно сказать, выжил,
потому что он много и успешно писал для кино — в том числе песни, становившиеся
крайне популярными. Лучший пример — песня «Нас утро встречает прохладой» из кинофильма
«Встречный». Волков пишет, что этот, в некотором смысле, актив Шостаковича —
способность его писать достаточно простую мелодическую музыку — много ему помог
в мрачные дни после появления статьи «Сумбур вместо музыки» — сталинской критики
упомянутой оперы. И недаром Шостакович все больше и больше работал для кино,
получая за эту работу аж Сталинские премии (фильм «Падение Берлина»).
       Конечно, великое искусство — тем более такое рафинированное, как музыка,
— не может быть сведено к масскульту. Эта проблема становится особенно острой
в эпоху так называемого восстания масс. Вся разница в этом отношении между тоталитарным
СССР и, скажем, демократическими Соединенными Штатами в том, что демократическое
общество никого не принуждает силой писать так или иначе.
       Мотивировка и, прямо скажем, соблазн тут для художника — деньги, богатство,
естественно возникающее из превращения художественного артефакта в ходовой рыночный
товар. Для кого нынче секрет, что звезды масскульта в современном мире — самые
богатые люди? Тут даже теоретический выход находят ловкие интерпретаторы, заявляющие
о необходимости синтеза высоких форм искусства с масскультом. Нужду превращают
в добродетель, то есть, в данном случае, в деньги.
       Различие между «восстанием масс» в советском и западно-демократическом
варианте: последний рождает не сталиных, а «мадонн», действительно становящихся
предметом (квази)религиозного поклонения. Но это уже проблема, относящая не столько
к советскому прошлому, сколько к всеобщему настоящему (в том числе русскому).
Теперь вместо Сталина — Алла Пугачева, и досужему наблюдателю предоставляется
полное право решать: кто хуже?
       Заслуга Соломона Волкова в его новой книге о Шостаковиче, как мне кажется,
состоит именно в том, что он заставляет задуматься об этом настоящем. Парадокс,
стоящий многих плоских истин: Волков показал, так сказать, культурную органичность
Сталина. Увидеть в Сталине этакого артпродюсера — очень интересный поворот темы.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex (http://ezhe.ru/fri/145/),



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное