Сын бурятского учителя, Валерий Инкижинов
в 20 лет поступил в Петроградский политехнический институт. Учась в политехе, начал
заниматься в студии Мейерхольда, над которой шефствовали А. Блок, В. Брюсов, А. Скрябин.
"Инкижинов покорил всех нас, а особенно Мейерхольда, своей виртуозной акробатической
и пластической техникой. Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные,
напоминающие пластику тигра, кошки", - вспоминала А. Смирнова-Искандер.
СНАЧАЛА ФИЛЬМ НАЗЫВАЛСЯ "БУРРЕСПУБЛИКА". Автор громких кинокартин
"Мать" и "Конец Санкт-Петербурга" режиссер Всеволод Пудовкин хотел показать, что
идеи революции побеждают не только в центре России, но и в Азии. Эта удалая схема
отчетливо просматривалась в сценарии Осипа Брика, хотя в основу его лег незатейливый
рассказ-быль сибирского писателя Ивана Новокшонова: партизан-монгол из отряда Каландрашвили
спасся от гибели только потому, что его приняли за потомка Чингисхана.
На главную роль режиссер пригласил Валерия Инкижинова; это обстоятельство
во многом способствовало тому, что фильм сложился иным, чем был задуман. И хотя на
премьере картины многие удивленно вопрошали: "Где это Пудовкин отыскал такого талантливого
аборигена?" - 33-летний Валерий Инкижинов не был новичком в мире театра и кино.
СЫН БУРЯТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАЛЕРИЙ в 20 лет поступил в Петроградский
политехнический институт. Учась в политехе, начал заниматься в студии Мейерхольда,
над которой шефствовали А. Блок, В. Брюсов, А. Скрябин. "Инкижинов покорил всех нас,
а особенно Мейерхольда, своей виртуозной акробатической и пластической техникой.
Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные, напоминающие пластику
тигра, кошки", - вспоминала А. Смирнова-Искандер.
В 1920 г. Инкижинов переехал в Москву, стал учеником Льва Кулешова,
который убеждает его "полностью посвятить себя кино". Однако Инкижинов продолжает
работать в театре Мейерхольда, ассистирует ему в постановке спектакля "Смерть Тарелкина",
имевшего большой успех. На афишах фамилия Инкижинова стояла рядом с фамилией Эйзенштейна
- режиссер-лаборант. Они познакомились в Государственных высших мастерских, где пара
Инкижинов-Эйзенштейн на занятиях биомеханикой была лучшей "в нанесении и принятии
удара ножом". "Мы собирались у Кулешова, в просторной, холодной комнате, - вспоминал
Инкижинов, - занимались всем: кино, физкультурой, лекциями, готовкой... В одном углу
Пудовкин разыгрывал пантомиму. В другом Эйзенштейн делал монтажные опыты. Кулешов
приходил, уходил, давал совет здесь, исправлял ошибку там..."
Исполнив у Л. Кулешова небольшую роль в фильме "Веселая канарейка",
Инкижинов начал снимать первый самостоятельный фильм по сценарию Г. Александрова
и С. Эйзенштейна "Базар похоти". По ряду причин лента не была завершена.
В 1927 г. Инкижинов отправился в Приморье снимать фильм по сценарию
С. Алымова "Вор". Съемки проходили в 18 км от Владивостока в корейской деревне, на
берегу залива и на море. "Фильм показывает интереснейший этнографический материал...
быт корейцев, их тяжелую работу по улову рыбы в Тихом океане, притеснение японцев,
борьбу партизанских отрядов с чужеземными угнетателями". ("Комсомольская правда";
4.07.1928 г.).
ПУДОВКИН ПРЕДЛОЖИЛ ИНКИЖИНОВУ не только главную роль - он настоял,
чтобы тот стал сорежиссером фильма. Инкижинов, в свою очередь, предложил провести
натурные съемки в Бурятии.
Натура и добила замысел Брика - сценарная схема рухнула под напором
экзотических впечатлений съемочной группы. Пудовкин и оператор Головня, впервые попавшие
в тайгу и таежную степь, не могли скрыть восторга. То и дело останавливая автомашину,
режиссер просил оператора снять поразившие его пейзажи, юрты, всадников. Глядя на
друзей, Инкижинов радовался, что им так нравятся его родные места, и загадочно усмехался,
представляя их лица, когда они увидят дацан и богослужение лам. Облаченный в бурятские
унты, дэгэл, он вполне сходил за аборигена. Поэтому именно к нему обращались земляки,
сбегаясь к диковинному тогда автомобилю. И он на родном языке объяснял, зачем москвичи
приехали сюда и что сородичам надо делать.
Валерий сам ставил некоторые эпизоды. Очевидец съемок А. Тарасов вспоминает,
что в эпизоде торга мехов "Инкижинов часто давал советы-реплики Всеволоду Пудовкину...
Работа шла спокойно, слаженно. Они понимали друг друга с полуслова". Снимали у города
Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), затем в Гусиноозерском дацане и Боргойской степи. Кадры
буддийского праздника Цам в дацане стали уникальными для истории, а съемки финала
фильма превратились в праздник. В Боргойскую степь, на границе с Монголией, съехались
жители Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского айманов. Две тысячи всадников пронеслись
по степи, олицетворяя революционную бурю, сметающую все на своем пути.
Но стержнем картины стала роль Баира в исполнении Валерия Инкижинова.
Пудовкин впоследствии рассказывал: "В фильме есть сцена, когда умирает партизан.
Там сидит монгол (Инкижинов), и после того, как тот умер, он поворачивается... и
сделал это так, как никто и подумать не мог. Он просто убил меня каким-то богатством
выражения..." Искусствовед Н. Иезуитов отмечал, что "сила образа Баира зависела не
только от выразительного драматургического и монтажного построения, но больше всего
- от игры Инкижинова. Эпизод расстрела Баира надолго запомнится советской кинематографии
как один из лучших".
ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА ПРОШЛА с оглушительным успехом. "Потомок Чингисхана"
промчался по экранам Франции, Германии, Венгрии, Голландии - и везде "захлебывались
от восторга перед экзотикой". Только в Англии реакция была сдержанной: кинопрокатчики
закупили фильм лишь для того, чтобы изъять его из оборота, - мол, англичане никогда
не воевали с монголами. Однако это тоже было признанием успеха фильма.
Казалось, ничто не могло помешать славе "аборигена" Инкижинова.
Но через год его фамилия исчезла из титров.
Валерий Инкижинов отправился в Париж, в отпуск, - "познакомиться с
работой по звуковому кино". Отпуск затянулся. Инкижинов встретился с Александром
Куприным, решил снять фильм по его повести "Штабс-капитан Рыбников". Удивляясь, как
много во Франции бывших коллег по театру и кино, он вошел в их круг. У Инкижинова
даже создалось впечатление, что весь творческий цвет России - за рубежом: Бунин,
Анна Павлова, Дягилев, Нижинский, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин, Кандинский... Полтора
миллиона россиян покинули родину в 1917-1925 гг.
Из России приходили страшные вести: в Москве взорван храм Христа Спасителя,
в Забайкалье разрушен дацан, в котором шли съемки "Потомка". Тысячи золотых, серебряных,
бронзовых будд вместе с музыкальными инструментами, которые играли при съемке праздника
Цам, отправлены на переплавку, священные книги "Ганджур" и "Данджур" свалены в ямы.
Инкижинов решил не возвращаться на родину. И остался жив: многие участники
фильма - буряты и русские, игравшие партизан, раскулачены, позже арестован писатель
Иван Новокшонов, подаривший фильму уникальный сюжет. Валерия Инкижинова постигла
бы участь тысяч земляков, расстрелянных и оказавшихся в лагерях.
ЕГО "ВТОРАЯ ЖИЗНЬ" окутана дымкой вымыслов и легенд. В 30-х годах
в Иркутске родственник актера Е.С. Абашеев видел у отца Валерия - Ивана Николаевича
- флакон духов "А ля Инкижинов". Стал ли Валерий парфюмером или духи выпущены в его
честь кем-то другим - неизвестно. Вообще-то основательницей моды на выпуск актерами
духов и косметики можно считать Ольгу Чехову. Инкижинов хорошо знал эту кинозвезду
и ее внучку Веру, с которой снялся в одном из фильмов.
До сих пор точно не известны дата и место его смерти, судьба его сыновей.
Сведения порой взаимоисключают друг друга: то он преуспевающий фабрикант, то человек,
умерший в нищете и забвении. По свидетельству Валерия Хараева, моряка Тихоокеанского
флота, в 1952 г. его друзья-моряки, доставив в Сан-Франциско военные корабли, взятые
у США по ленд-лизу, встретили респектабельного господина, который назвался Инкижиновым.
С разрешения консульства СССР тот пригласил их на прием. В своей студии в Голливуде
Инкижинов держался очень просто, радушно...
После невозвращения из Франции актер и режиссер Инкижинов перестал
существовать для нашего искусства. Фильмы, снятые им, были уничтожены. Его имя, как
уже говорилось, было изъято из титров фильма, хотя в 1935 г. лента получила премию
Московского кинофестиваля. Несладко пришлось его многочисленным родичам. Только в
Бохане было около сотни Инкижиновых. Их раскулачивали, увольняли с работы, не принимали
в вузы. Его племянник Владимир Инкижинов, став известным художником Бурятии, был
невыездным.
В 1994 г., за год до столетия Инкижинова, совпавшего с юбилеем российского
кинематографа, в Улан-Удэ был образован фонд его имени, который устроил новый показ
"Потомка Чингисхана", провел телемарафон. На нем выступили деятели культуры, земляки
и родичи Инкижинова, живущие в Бурятии, в Иркутской и Читинской областях.
Фонд Инкижинова ведет поисковую работу не только в Сибири, но и за
рубежом. Многие факты, изложенные здесь, добыты усилиями его сотрудников, работающих
на общественных началах. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, фонд начал выпуск
водки "Инкижинов". На недавней международной выставке в Париже Улан-Удэнский завод
"Ливона", выпускающий эту водку, получил золотую медаль.