Чем более матери-истории ценен неукротимый Николай Фоменко? Актерскими
работами в театре и кино? Давнишним соучастием в музыкальных подвигах
бит-квартета "Секрет"? Быть может, автомобильными победами? (Он - стоит
заметить - выиграл в 1997 году чемпионский титул России в кольцевых
командных гонках.) Похоже, положение вещей на культурном фронте таково,
что означенная мать-история ценит Фому не иначе, как в ипостаси
телерадиошоумена. И, само собой, зятя кавалерист-девицы Ларисы Ивановны
Голубкиной.
ФОМЕНКО УМЕЕТ СТОЯТЬ на ушах. И вряд ли кто-либо в этом усомнится.
Но,
оказывается, сие стояние надо понимать почти буквально. Поскольку данный
профессиональный термин означает, что автомобиль перевернулся и едет на
собственной крыше. А так как спортивную карьеру актер и телеведущий
начинал с гонок на выживание, то и поставил неофициальный личный рекорд,
проскользив в гололед "на ушах" полсотни метров. Спорт занимает в жизни
Фомы Неистового столь безусловное место, что спектакли "Трехгрошовой" в
"Сатириконе" назначаются на период ремиссии его хронической автомобильной
лихорадки. Кроме того, в паузе между заездами он способен за пару суток
записать штук пятнадцать получасовых телепрограмм - квартальную норму
эфира.
Случалось, высоколобые корреспонденты серьезных изданий, подбиравшиеся
к
нашему герою с потаенным желанием уличить в шариковщине и поставить на
место, откатывались в изумлении. И снабжали послесловия к беседам обоймами
комплиментов "прототипу", не похожему на собственный телеимидж: "милейший,
интеллигентнейший, тишайший, скрытный, осторожный, хорошо воспитанный,
заметно талантливый, талантливый в каждом жесте человек".
РОДОСЛОВНАЯ НИКОЛАЯ способна поразить и поклонников его, и супостатов.
Фоменко, "добрый мой приятель, родился на брегах Невы". Мать артиста -
балерина, отец - членкор. С дедушками тоже повезло: один - контр-адмирал,
второй - музыкант оркестра Мравинского. А совсем уж ветхозаветные предки
упоминаются в документах времен Иоанна Грозного.
Фома неслыханно работоспособен и успевает одномоментно окучивать
3-4
культурные нивы: театр с кинематографом, радио с ТВ и автогонки. Как
видно, возрожденческая расторопность - черта врожденная, поскольку уже в
детстве Николка был многостаночником: отдавал дань скрипке, горным лыжам и
театральной студии. Победило тяготение к актерству - подался в артисты.
Причем ничуть не смущаясь своим тогдашним неумением выговаривать "р".
Закончив обучение, попал в питерский Театр драмы имени Пушкина
(в
просторечии - Театр срама имени того же Александра Сергеича). Играл
Николай, по собственному определению, мало и вяло. Разве что с энтузиазмом
поучаствовал в самостоятельной постановке пьесы Олби "Что случилось в
зоопарке". Спектакль "на двоих" вышел без купюр, и показать его удалось не
более трех раз, а потом разразился скандал: артисты беззастенчиво
"обыграли все, что касается педерастии и прочих прелестей прогресса".
Вскоре Фоменко надел погоны и отбыл в Мончегорск, а позже и в Кировск, где
полтора года хлебал густые армейские радости пополам с жидкими щами.
Вернулся в тот же Театр Пушкина, но вскоре ушел из него окончательно. Из
артистических побед питерского периода с некоторой гордостью он называет
лишь Шарикова, сыгранного в Театре на Литейном.
В итоге драматическая сцена вообще была покинута ради музыкальных
утех.
Бит-квартет "Секрет" стал для нашего героя чем-то вроде актерского
тренинга, поскольку в практике этой группы присутствовал игровой элемент,
этакий ген капустника, нечто вроде пародии на "Битлз". Ну а дальше
пошло-поехало. Шоу-бизнес засосал.
Реакция общественного мнения на Фоменковы проявления в телеэфире
временами
приводила в оторопь и самого, видавшего виды шоумена. Он припоминает, как
после первых выпусков игры на раздевание "Империя страсти" "случилась
просто буря. Даже в Думе обсуждалось. От Бориса Николаевича письма были. Я
был потрясен. Нечем заняться людям. Пришло, к примеру, такое письмо.
Товарищ пишет: "Я ненавижу вашу пошлость и развязность". И далее на десяти
страницах описывает два месяца моего эфира!.. То есть просто оголтелый
фанат. Дедушку Фрейда бы сюда".
ОН МОГ БЫ, ПОДОБНО ЯКУБОВИЧУ, годами делать одно и то же. Но
почему-то
выстреливал по нескольку свеженамысленных проектов в год, закрывая
предыдущие. В 99-м, например, подготовил пять. Однако все они либо были
поспешно сняты с эфира, либо вовсе не дошли до него. Осталась лишь детская
"Полундра". И прежде чем осенять Фоменко титулом пошляка и извращенца,
стоит понаблюдать, как первейший раздолбай непрямого эфира обходится с
"мелкими". Он не сюсюкает, не втирается в доверие - скорее подтрунивает и
покрикивает на молодежь. А впечатление - будто ведущий и дети получают от
игры одинаковое удовольствие.
Почему-то кажется, что Фоменко в сто тридцать тысяч раз умнее,
интереснее,
оригинальнее своего телевизионного образа. Пожалуй, он вправе повторить
вслед за Фигаро: "Я лучше, чем моя репутация". Покойный ныне Горин
считал, что артист Фоменко может претендовать на роль правопреемника
Миронова. Видимо, различал драматург в Николаше артистический кураж,
соприродный дару своего легендарного друга. Правда, возможностью играть в
пьесах самого Горина наш герой как-то не воодушевился. Побоялся
предсказуемости итога. Мол, получится милый спектакль, и только... Просто
уникум какой-то! Гарантированного успеха не хочет - хочет интересного
процесса. С непрогнозируемым, а может, и провальным результатом. На
каковой зачастую и нарывается. (Во всяком случае, "Бюро счастья", где
поучаствовал по приглашению Гурченко, вызывает, как минимум, недоумение.)
В последние года полтора Фоменко активизировался в кино, и часть
фильмов
уже вышла ("Небо в алмазах", "Старые клячи", "Лунный папа"). На подходе
"Фараон" Овчарова, "Чек" Гиллера, "Святой и грешный" Салова. Наиболее
комфортно артист чувствует себя в руках режиссера Машкова, который занял
его в сатириконовской "Трехгрошовой" и в фильме "Сирота казанская".
Фоменко не терпит пафоса, к жизни относится несерьезно. И потому
несказанно дивится, когда, скажем, Максим Леонидов, предлагая
поучаствовать в вечеринке по случаю юбилея их давнего диска, без тени
иронии называет его культовым. Или изумляется, когда ребята из "ВиДа", в
чьем обществе Фома хаживал "в баню с девками", собираются вместе и
декларируют что-то возвышенное о судьбах родины...
Быть может, одно из его соображений примирит с ним
часть оппонентов из числа небезнадежных: "С самого рождения нас всех
заставляют играть по чужим правилам. Я ведь не просил меня рожать, не
записывался в очередь на этот свет. Меня выпихнули в мир и сказали: играй
роль человека по имени Коля Фоменко. Вот я играю как умею. Переть впереди
паровоза не собираюсь. Зачем? Ведь задавит, гад! Мне хватает запала на
актерскую профессию да еще на автоспорт. Зато уж я расшибусь в лепешку, но
буду лучшим. И, пожалуйста, не заставляйте меня выпекать ядерные заряды на
заводе имени Куклачева или пахать нивы в колхозе имени Лигачева".
Автор:Мария Бессчастных Исходный текст: "Выживание по Фоменко", газета "Алфавит" No.31, 2000.