Имя известного лингвиста Игоря Шехтера знакомо
большинству тех, кто в последнее время учит иностранные языки. Его методикой пользуются
почти все современные языковые центры. Но мало кто догадывается, сколь длинным и
сложным был путь этих методик, прежде чем они стали доступны простым смертным: ценность
своих разработок Игорь Шехтер доказывал системе полвека.
Игорь Шехтер родился в год Октябрьской революции в Симферополе. Позже
его отец занял важный экономический пост в новой социалистической системе. Мама была
школьной учительницей. Благодаря стараниям мамы и бабушки, Игорь с детства свободно
говорил по-немецки
и рано стал пользоваться великолепной домашней библиотекой.
Несмотря на явные задатки гуманитария, Игорь последовал отцовскому
желанию: "молодежь должна принимать активное участие в строительстве новой жизни,
стране нужны инженеры" - и поступил в Бауманский институт. Однако не прошло и года,
как он бросил точные науки и стал студентом ВКИЖа (Всесоюзный коммунистический институт
журналистики).
Этот поступок поссорил его, с отцом. Даже об аресте отца в 1937-м
Игорь узнал только после того, как кто-то из земляков донес в комитет, комсомола:
Шехтер скрывает, что его отец - враг народа. Игорь не скрывал, он просто ничего не
знал: мама не сообщала ему об этом, боясь навредить. И о том, что мать и младший
брат Леня пребывают в крайней нужде и живут в ванной комнате их же конфискованной
квартиры,
он узнал лишь спустя несколько месяцев. Игоря выгнали из института, и он скитался
по вокзалам в поисках случайного заработка.
Несмотря на статус сына врага народа, он предпринял еще одну попытку
получить высшее образование: война застала Шехтера уже выпускником института иностранных
языков. И Игорь, и Леня пошли добровольцами на фронт. Семнадцатилетний Леня погиб
в первом же бою, а Игорь был тяжело ранен и попал в госпиталь. Выйдя оттуда на костылях,
он за воротами госпиталя выбросил их.
Закончилась долгая война, и для молодого ученого-языковеда началась
своя многолетняя битва. Уже в конце 40-х Шехтер начал научные разработки в области
изучения иностранных языков. В начале 50-х вышли его первые учебники французского,
которые выдержали несколько переизданий и много лет применялись в системе военных
вузов.
Принцип Шехтера состоял в следующем. Для того чтобы выучить чужой
язык, не обязательно начинать с грамматики: ведь все люди на Земле говорят, даже
неграмотные, А когда-то почти все человечество было неграмотным, но при этом не только
говорило, но сочиняло песни, сказки и поэмы.
Однако идеи Шехтера натолкнулись на прочную стену неприятия со стороны
маститых филологов, стоявших на страже традиций и собственных кресел. Несмотря на
заступничество ряда ученых и некоторых центральных газет, Министерство образования
пошло на него войной, присылая комиссию за комиссией. Удивительно, но, терпя поражения,
Шехтер каждый раз поднимался все выше по иерархической лестнице. Закрыли его кафедру
в Институте иностранных языков - он добился разрешения работать при Госплане, закрыли
там - он открыл кафедру в Академии наук. Забавно, что проверяющие из "вражеских"
комиссий сами нередко обращались к Шехтеру с просьбой зачислить на его курсы дочь,
сына, зятя и т. д. Таким образом, метод Шехтера становился привилегией элиты: по
нему учились чиновники высокого ранга, дипломаты, космонавты, кинорежиссеры, писатели.
Но автор метода хотел, чтобы его разработки стали наконец общедоступными и помогли
преодолеть пресловутый языковый барьер миллионам людей.
Ирина появилась в жизни Игоря Юрьевича как раз в тот момент, когда
его "закрывали" в Госплане. Ее направили к Шехтеру на стажировку. Она была моложе
его на 35 лет. Студентка, влюбленная в своего преподавателя, - коллизия распространенная.
Но что заставило его обратить внимание на нее не только как на талантливую ученицу?
- Она за меня заступилась, - вспоминает Игорь Юрьевич, - причем сделала
это совершенно бескорыстно.
К моменту их встречи у Ирины уже был опыт семейной жизни и росла дочь,
а у Игоря Юрьевича - двое взрослых сыновей (Андрей - адвокат, Рудольф - кинорежиссер,
поставивший такие известные фильмы, как "Ларец Марии Медичи" и "Дураки умирают в
пятницу").
Десять лет назад борьба традиционной системы образования с ученым
Шехтером прекратилась ввиду распада системы как таковой. Игорь Юрьевич открыл авторскую
школу обучения иностранным языкам по собственному эмоционально-смысловому методу.
За свою жизнь он подготовил по этому методу более двух с половиной тысяч преподавателей,
которые работают по всей стране. Ирина - директор авторской школы.
"Полагаю, я могу подвести какие-то итоги того, что мною сделано, хотя
бы предварительные?" - иронично заявляет Игорь Юрьевич Шехтер, словно не желая признавать
себя почти ровесником уходящего века.
Автор:Наталия Корнеева Исходный текст: "Барьер, еще барьер...", журнал "Ах..." No.7, июль 2000.