Каморный был одним из самых талантливых и
дисциплинированных студентов ЛГИТМиКа. Его общительный характер позволял ему быть
везде и всюду заводилой и душой любой компании. Он был удивительно музыкален и играл
на самых различных инструментах: начиная от гитары и заканчивая гармошкой. Поэтому
не случайно, что, еще будучи студентом, он обратил на себя внимание кинематографистов...
Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года. После окончания средней
школы в 1962 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки
и кинематографии (ЛГИТМиК).
Первым его заметил режиссер Юлиан Панич, который в 1965 году пригласил
молодого актера на главную роль в картину "Проводы белых ночей". Каморный играл журналиста
Валерия, в меру циничного, в меру совестливого плейбоя. К сожалению, этой картине
выпала трудная судьба: из-за отъезда на Запад режиссера ее положили на полку и показали
лишь два десятилетия спустя. Поэтому фильм практически мало кто видел, и дебют Камерного
в кино оказался скомкан. Но вскоре актеру вновь улыбнулась удача. В 1966 году режиссер
Михаил Богин пригласил его на одну из центральных ролей в советско-польскую картину
"Зося". В прокате фильм имел большой успех у зрителей, а исполнительница главной
роли польская актриса Пола Ракса (это она играла Марусю в "Четырех танкистах..."),
по опросу читателей журнала "Советский экран", будет названа лучшей иностранной актрисой
1967 года.
Кстати, досужая молва приписывает Каморному роль соблазнителя этой
польской красавицы. Мол, во время съемок картины у них случился пылкий роман, который
едва не закончился браком. Эта легенда кажется вполне правдоподобной, так как актер
действительно имел огромный успех у женщин и не случайно приобрел в артистических
кругах славу первого любовника.
Закончив институт в 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского
ТЮЗа имени Брянцева, которым руководил его преподаватель по ЛГИТМиКу 3. Корогодский.
К Юрию он относился с большой симпатией, многие даже считали Каморного его любимчиком.
Правда это или нет, судить трудно, но одно несомненно: на то, что Каморный активно
совмещает игру в театре со съемками в кино, Корогодский смотрел сквозь пальцы. А
снимался он тогда весьма активно. Вот неполный список его картин: "Освобождение"
(1968-1971), "Карантин" (1969), "Кремлевские куранты" (1970).
В те же годы он женился на молодой актрисе Ирине Петровской. В 1967
году у них родилась дочь Полина.
В 70-е годы творческая судьба Каморного складывалась гораздо успешнее
в театре, чем в кино. На театральной сцене ему посчастливилось играть самые разные
роли в таких спектаклях, как "Хозяин", "Наш цирк", "Глоток свободы". Лучшей же его
ролью в ТЮЗе станет Ризположенский в спектакле "Свои люди - сочтемся".
В кино же ролей масштабных, достойных его таланта у него практически
не было. В основном режиссеры приглашали его играть красивых и удачливых молодых
людей, этаких суперменов и покорителей женских сердец. Вот несколько картин, в которых
он тогда снялся: "Рудобельская республика", "Люди на Ниле" (оба - 1972), "Дверь без
замка", "Будни уголовного розыска", телефильм "Быть человеком" (все - 1973), "Стрелы
Робин Гуда" (1976).
В начале 70-х распался первый брак артиста, и он какое-то время жил
один в тесной гримуборной ТЮЗа (квартиру на Суворовском, как и положено настоящему
мужчине, он оставил бывшей жене и дочери). В 1972 году в его жизнь вошла новая женщина
- студентка юридического факультета ЛГУ, с которой он познакомился на съемках фильма
"Дверь без замка". Эта женщина, судя по всему, оказывала на Каморного благотворное
влияние - после знакомства с ней актер впервые всерьез задумался о собственном здоровье,
перестал пить (до этого он уже перенес две полостные операции: у него было ущемление
грыжи и спаечная болезнь). Она устроилась администратором на "Ленфильм" и в течение
нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях.
Несмотря на то что кинематограф не раскрывал полностью его возможностей,
Каморный все-таки выбрал его, а не театр - в 1976 году он ушел из ТЮЗа. К тому времени
у него уже была дача в Соснове, собственный катер (его он купил у режиссера БДТ Г.
Товстоногова), богатая коллекция холодного оружия. Собирать ее он начал еще в пору
своего студенчества (он тогда даже подрабатывал в милиции оружейным мастером), и
к описываемому периоду она насчитывала порядка трех десятков единиц, среди которых
были и довольно редкие экземпляры. Как и положено супермену, актер прекрасно владел
этим оружием и мог запросто метким броском пронзить ножом цель, находящуюся в нескольких
метрах от него.
Уйдя из театра, Каморный устроился в штат Театра-студии киноактера
при "Ленфильме" и вскоре получил новую жилплощадь: ему дали 12-метровую комнату в
коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. Рядом располагался знаменитый в те
годы пивной бар "Прибой", и Юрий стал его завсегдатаем. Пивная тусовка любила Каморного
за его веселый нрав и сочные байки из киношной жизни. Даже местная милиция почти
вся ходила у него в друзьях.
Тем временем, несмотря на свои периодические загулы, Каморный продолжал
весьма активно сниматься, и почти ежегодно на экраны страны выходили фильмы с его
участием: "Птицы наших надежд" (1977), "Посейдон" спешит на помощь" (1978), "Голубые
молнии", телефильм "Звон уходящего лета" (оба - 1979).
К началу 80-х годов как творческая, так и личная жизнь Каморного складывалась
вполне благополучно. Во всяком случае, внешне все выглядело именно так. В 1980 году
он наконец получил звание заслуженного артиста РСФСР. Несмотря на то что близкие
отношения со студенткой ЛГУ прекратились в 1979 году, она продолжала поддерживать
с ним деловые отношения и вела его финансовые дела. Мытарства в коммуналке подходили
к концу: ему твердо обещали выделить отдельную квартиру (ордер на нее появится 15
ноября 1981 года). Количество режиссеров, желающих снимать его, не переводилось.
В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях: в художественном фильме "Правда
лейтенанта Климова" и телефильме "Игра без козырей". Роли были прекрасные: в первом
он сыграл морского офицера, во втором - главаря банды. Последняя роль ему особенно
удалась: в ней он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов:
владение карате, везение в картах, любовь женщин и т. д.
Именно во время работы в последней картине (съемки проходили в Литве)
Каморный познакомился с молодой гримершей местной киностудии и привез ее к себе в
Ленинград. В последний день его жизни именно она была с ним в квартире в доме на
улице Салтыкова-Щедрина, и именно она стала главным участником разыгравшейся трагедии.
Но, обо всем по порядку.
В полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире
внезапно услышали истошные женские крики, доносившиеся из его комнаты. Когда же они
распахнули дверь и заглянули внутрь, то увидели жуткую картину: девушка, обхватив
голову руками, сидела в углу, а их сосед стоял на тахте и держал в обеих руках по
кинжалу. Его лицо было обезображено страшной гримасой, губы шептали какие-то дикие
слова: "...они убьют тебя... ты не должна выходить... лучше я убью тебя сам..." Решив,
что актер впал в белую горячку, соседи тут же вызвали по телефону врача-нарколога.
Тот, в свою очередь, прихватил с собой и нескольких милиционеров из Дзержинского
РОВДа. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и,
размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. Сегодня уже невозможно определить
точно, какую реальную опасность он тогда представлял и можно ли было нейтрализовать
его без применения огнестрельного оружия, но милиционеры решили не рисковать и оружие
применили. Причем сначала, как и положено, сделали два предупредительных выстрела
вверх. Одна из пуль срикошетила и попала девушке в руку. Она истошно закричала, и
это, наверное, вывело милиционеров из себя. Третий выстрел они сделали по актеру.
Правда, метили по ногам, а попали в бедренную артерию. Из раны фонтаном хлынула кровь.
Буквально через несколько секунд Каморный скончался.
Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма
алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу. Тогда что же произошло с актером
в тот день? Об этом теперь можно только догадываться. То ли действительно внезапно
аукнулась в нем прошлая загульная жизнь, то ли рассудок на некоторое время помутился
по какой-то неведомой причине. Тайна сия покрыта мраком.
Как это ни странно, но гибель Каморного прошла практически незамеченной
ленинградцами, а в Москве многие и вовсе не знали, что в городе на Неве погиб известный
актер. Отчасти виноваты в этом были власти, которые запретили публиковать в печати
некрологи. В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним
пришли всего лишь несколько человек. Среди них была и мать актера, которая затем
увезла тело сына на родину - в Старую Руссу. Там его и похоронили. Говорят, что сегодня
эту могилу найти очень трудно из-за ее неухоженности: нет на ней ни плиты, ни креста...
Автор:Федор Раззаков Исходный текст: кн. Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. С.103-110.