==========================================================
Для Вас, Alex Kargin подготовил новую
рассылку.
Отныне Занимательные факты,
из жизни замечательных людей
ЖДУТ ВАС!
в рассылке:
и на сайте "Занимательные факты"
----------------------------------------------------------
Имя Нуриева стало своеобразным символом в
истории балета. Он был одним из тех, кто продолжил традиции В. Нижинского и добился,
чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником
происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ. Он посвятил
балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтобы реализовать все свои творческие
планы, даже покинул родину.
Нуриеву повезло: за свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически
все ведущие мужские партии классического балета. Девизом же его жизни можно считать
следующие слова: "Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить
удовольствие каждому, это не оригинально".
Рудольф Нуриев родился в Сибири, в Иркутске, вдалеке от столицы. Танцевать
он начал достаточно рано: сначала был участником детского фольклорного ансамбля,
а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания
в 1958 году Нуриев становится солистом одной из основных балетных трупп страны -
балета театра имени С. Кирова (сегодня ему возвращено прежнее название - Мариинский
театр).
Р. Нуриев покинул СССР в июне 1961 года, когда вместе с труппой Кировского
театра был на гастролях в Париже. Обстоятельства его сенсационного побега выглядели
следующим образом. Нуриев был гомосексуалистом и, оказавшись на Западе, не смог удержать
в секрете от агентов КГБ своих контактов с местными "голубыми". Тогдашний председатель
КГБ А. Шелепин, в частности, докладывал в ЦК КПСС: "З июня сего года из Парижа поступили
данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения советских граждан
за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того,
он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты.
Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Нуриев не изменил
своего поведения..."
Именно эти "профилактические беседы" в конце концов и привели к тому,
что Нуриев решил не возвращаться на родину и остаться на Западе. Это случилось 16
июня. В кармане у Нуриева было тогда всего 36 франков.
Вскоре Нуриев начал работать в Королевском балете в Лондоне, и Запад
захлестнула волна "рудомании": десятки тысяч поклонников Нуриева осаждают его во
всех уголках Земли. Чтобы сдержать их натиск, приходилось прибегать к помощи значительных
сил конной полиции.
Более пятнадцати лет Нуриев был звездой Лондонского королевского балета
и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Когда они
встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву - 24, но их дуэт был, пожалуй, одним
из самых блистательных за все последние десятилетия. Совместное творчество Фонтейн
и Нуриева началось в 1962 году с балета "Жизель". А в 1963 году известный балетмейстер
Ф. Аштон специально поставил для этих выдающихся танцовщиков балет "Маргарет и Арман".
Сам же Нуриев возродил для Фонтейн и самого себя постановку классического балета
М. Петипа "Баядерка" на музыку Л. Минкуса. Именно благодаря этому партнерству Нуриева
и стали считать величайшим танцовщиком XX века. Некоторое время их связывали и личные
отношения, Фонтейн даже родила дочь от Нуриева, но она вскоре умерла.
Нуриев также работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы
и Австралии. Он великолепно танцевал героя в "Сильфиде", принца в "Спящей красавице"
и множество других сложных по исполнению партий. По отзывам людей, которые следили
за творчеством Нуриева, он обладал какой-то особенной жадностью, стремясь танцевать
не только в классических, но и в современных постановках. Нуриев работал с такими
известными на весь мир хореографами, как Р. Пети, Ж. Бежар.
Благодаря его деятельности роль партнера-мужчины стала значимой и
сравнялась с ролью балерины. Его танец был не только выразительным, но и удивительно
мощным. В нем ярко проявлялась индивидуальность танцовщика. Для большей выразительности
Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел показать не
просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения, поэтому его танец
и был проникнут особой силой. Нуриев не только передавал драматургию, но и воспевал
свободу человеческого тела, которое как бы растворялось в танце. Подобную же концепцию
в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан. Кстати,
и этих артистов критики порицали за то, что они появлялись на сцене излишне обнаженными.
Разносторонность дарования Нуриева проявилась не только в балете.
Он много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с
его участием "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского
актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Несмотря на то, что
биография их была во многом разной, в отдельных деталях она совпадала: оба они были
фанатиками танца. Вот почему многие считала, что в этой картине Нуриев сыграл самого
себя. Как бы в подтверждение духовного родства двух выдающихся артистов многие телеканалы
мира, сообщая о смерти Нуриева, транслировали в новостях кадры из фильма, где танцовщик
изображает умершего Валентино.
Нуриев также оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько
классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил сразу два балета
- "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году появились "Дон Кихот" и "Спящая красавица",
на следующий год - балет "Щелкунчик", а еще через десять лет - балеты "Ромео и Джульетта"
и "Буря".
В 1982 году артист получил австрийское гражданство, а последние свои
годы Нуриев прожил во Франции, поскольку с 1983 по 1989 год он являлся директором
балетной труппы парижской Гранд-опера. Однако все его творческие и жизненные планы
перечеркнула страшная болезнь - СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в
своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, много ездил. В
1990 году он приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную
карьеру, - Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако большую часть времени он проводил
на собственном острове в Средиземном море, где у него была роскошная вилла.
Болезнь была обнаружена у великого танцора в конце 1984 года. Нуриев
сам пришел на прием к молодому парижскому врачу Мишелю Канези, с которым он познакомился
за год до этого на Лондонском фестивале балета. Нуриева обследовали в одной из престижных
клиник и поставили убийственный диагноз - СПИД (он уже развивался в организме больного
в течение последних 4 лет). По одной из версий, танцор подхватил эту болезнь не естественным
(половым) путем, а по чистой случайности. Якобы однажды он неосмотрительно перебегал
дорогу и был сбит автомобилем. В больнице ему сделали переливание крови, во время
которого и была занесена зараза.
Между тем весть о том, что он болен "чумой XX века", Нуриев воспринял
спокойно, видимо, рассчитывая вылечиться с помощью своих денег. С этого момента он
стал выделять на свое лечение до двух миллионов долларов в год.
Канези и его знакомый вирусолог решили лечить танцора новым лекарством,
которое следовало ежедневно вводить внутривенно. Однако такого "ритма" Нуриев не
выдержал: через четыре месяца он отказался от инъекций. После этого какое-то время
СПИД не давал о себе знать. Но в 1988 году Нуриев вновь обратился к врачам и попросил
их провести курс лечения экспериментальным препаратом - азидотимидином. Однако и
это лекарство не помогло.
Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной следующего
года началась ее последняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему
хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И судьба
дала ему такой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль.
Затем уехал из Франции на отдых.
3 сентября Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести в этом городе свои
последние сто дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. "Теперь мне конец?"
- постоянно спрашивал он своего врача. Но тот не решался говорить ему правду. 20
ноября Нуриев лег в больницу и уже ничего не мог есть. Питание ему вводили через
вену. По словам Канези, который находился рядом с Нуриевым в последние мгновения
его жизни, великий танцор умер тихо, без страданий.
Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства.
Он уделял много внимания и своим сценическим нарядам. Сохранилось следующее высказывание
М. Барышникова: "Рудольф подвел меня к гардеробной, в которой находилась коллекция
его театральных костюмов. Он вынимал мне костюм за костюмом и показывал, как они
сконструированы. Действительно, каждый из них был сшит по-особому, так, чтобы колет
тесно облегал торс, не елозил, со специально встроенными подмышками, чтобы во время
танца актеру легко было поднимать руки".
Поскольку прямых наследников у Нуриева не оказалось, большая часть
принадлежавших ему вещей после его смерти была распродана. Например, костюм графа
Альберта, сшитый для выступления в "Жизели", был куплен на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке
за 51570 долларов.
Великий танцовщик похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа
под Парижем, где нашли свой последний приют многие наши знаменитые соотечественники,
в разное время покинувшие Россию. Недалеко от могилы Нуриева находится и могила известного
русского кинорежиссера Андрея Тарковского.
Священник расположенной на кладбище православной церкви рассказывает,
что родственники и друзья Рудольфа Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому,
и по православному обряду, поскольку незадолго до смерти он будто бы принял православие.
Но даже если это и не так, Рудольф Нуриев принадлежит всему миру...
Исходный текст:
1) кн. Все обо всех. Т.6, с.211-215.
2)Федор Раззаков, кн. Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. С.314-317.