==========================================================
Для Вас, Alex Kargin подготовил новую
рассылку.
Отныне Занимательные факты,
из жизни замечательных людей
ЖДУТ ВАС!
в рассылке:
и на сайте "Занимательные факты"
----------------------------------------------------------
актер кино: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974),
"Сталкер" (1980) и др.
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону.
Окончив 8 классов средней школы, поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени
Б. Патона. Однако в 1961 году ушел оттуда и был принят в Ростовское училище искусств.
В 1965 году приехал в Москву и благополучно сдал экзамены в Театральное училище имени
Щукина. О том, каким он был в годы своего студенчества, рассказывает Л. Филатов:
"Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был
трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный
- он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить
с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист... В его
бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером
- он, Галкин, Качан и я - возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской
к нам пристали шестеро, у них были ножи... В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться,
но против ножей - не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым
вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит.
И что-то такое было в его лице, что они спасовали..."
Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища - в фильме
"Таинственная стена" (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника.
Затем были роли в фильмах: "Анна Каренина" (1967; Жюль Ландо), "Первая любовь" (1968).
Закончив училище в 1969 году, Кайдановский попал в труппу Театра имени
Вахтангова. Приглашение играть там было не случайным - молодого актера прочили на
роль князя Мышкина в "Идиоте". Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось,
первый исполнитель роли знаменитый актер Николай Гриценко никому не собирался ее
уступать и, едва узнав о том, что какой-то вчерашний студент претендует на нее, сделал
все от него зависящее, чтобы этого не произошло. Говорят, даже больной Гриценко вставал
с постели и шел в театр - лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому
играть роли типа "кушать подано". Так продолжалось до 1972 года.
А. Кайдановский вспоминал: "Вахтанговская "корпорация" отравила во
мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся
на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других.
Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться
униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не
дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили
избавиться".
Как вспоминал позднее сам актер, в те дни многим казалось, что он
человек конченый: из театра выгнали, денег не было, в качестве жилплощади служил
полуподвал. Вспоминает А. Адабашьян:
"Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую.
Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала
лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было что-то вроде чуланчика.
Он его с удовольствием открывал, показывал - пол прогнил, несло погребной сыростью,
внизу стояла вода - и очень смешно описывал жилище, как квартиру в духе Достоевского.
А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель..." (В первом
браке у Кайдановского родилась дочь Дарья..)
В те дни никто не верил в Кайдановского. Михаил Ульянов даже советовал
ему возвращаться обратно в Ростов и пытаться устроить свою судьбу там. Но молодой
актер поступил по-своему - в 1973 году он ушел в армию.
Местом его службы стал кавалерийский полк при "Мосфильме". Именно
тогда он и сыграл свою первую звездную роль - поручика Лемке в картине Н. Михалкова
"Свой среди чужих, чужой среди своих".
Личная жизнь Кайдановского складывалась по законам артистической среды.
Среди женщин, которых он любил, были в основном актрисы: сначала Валентина Малявина,
затем Евгения Симонова. В браке с последней на свет появилась дочь Зоя.
К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актером советского
кино. На его счету были роли в картинах: "Бриллианты для диктатуры пролетариата",
"Пропавшая экспедиция" (оба - 1975), "Золотая речка"(1976)и др.
В 1980 году на экраны страны вышел фильм А. Тарковского "Сталкер"
с А. Кайдановским в главной роли.
В начале 80-х Кайдановский поступил на Высшие режиссерские курсы к
А. Тарковскому. Однако их союз продолжался недолго: вскоре знаменитый режиссер навсегда
покинул родину. Когда он прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в "Ностальгии",
актера к нему не выпустили.
Дипломной работой Кайдановского был фильм "Простая смерть" (1985).
На фестивале в Малаге (Испания) в 1988 году он был удостоен одного из призов. До
конца десятилетия Кайдановский снял еще два фильма: "Гость" (1987), "Жена керосинщика"
(1988).
В то же время Кайдановский продолжал сниматься в кино: "Хореба и Гоги"
(1987), "Новые приключения янки при дворе короля Артура", "Десять негритят" (оба
- 1988), "Ноябрь" (Польша-Франция), "Дыхание дьявола" (Испания; оба - 1992), "Волшебный
стрелок" (Венгрия), "Исповедь незнакомцу" (Франция; оба - 1993).
Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице
Воровского с котом Носферату и дворнягой Зиной. Где-то с середины 1995 года в его
жизни стали происходить перемены к лучшему. Ему наконец выдали ордер на новую квартиру
в Сивцевом Вражке. Он получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, готовился
к съемкам во французском фильме "Восхождение к Эрхарту". Наконец, в октябре Кайдановский
женился на 23-летней Инне Пиварс, с которой был знаком около двух лет. Однако судьба
сыграла с ним злую шутку. Перенеся два инфаркта, Кайдановский третьего так и не пережил
- утром 3 декабря он скончался.
Автор:Федор Раззаков Исходный текст: кн. Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. С.338-341.