Великий маг Дэвид Копперфильд самую большую
загадку сотворил из собственной жизни. О нем неизвестно практически ничего. Нет,
конечно, кое-что все-таки известно: когда родился, например, или сколько раз его
награждали премией "Эми", в какой точке земного шара он в данный момент выступает.
Остальное - в густом тумане. И непонятно, что же он там прячет - неужели убитую топором
старушку?
В 1994 году в английском Cosmopolitan ангелоподобная Клаудия Шиффер
была сфотографирована в обнимку с каким-то инфернальным типом, а подпись рядом гласила,
что вот, топ-модель нашла себе жениха, знаменитого американского фокусника, если
разобраться - крайне неприятного господина с искусственным загаром и лживой улыбкой.
Клаудию, скорее всего, он не любит - просто использует, чтобы выйти на европейский
рынок.
Прошло пять лет. Копперфильд действительно с триумфом завоевал Европу
- и расстался с Клаудией.
Демонический Дэвид в детстве был застенчивым нелюдимым еврейским мальчиком
Додиком Коткиным. Для пущей экзотики надо бы написать, что родители его - выходцы
из Одессы. Увы, они эмигрировали в Штаты из Германии. Дэвид родился 16 сентября
1956 года. Его папа владел магазином готового платья, мама была высокооплачиваемым
страховым агентом.
Копперфильд - классический еврейский сынок в том смысле, что больше
всего на свете он любит родителей. Папа с мамой сопровождают его на всех гастролях,
они по сей день его семья.
Маленький Додик обладал уникальной памятью - он на слух запоминал
Тору. Ему было всего четыре года, когда дедушка показал ему карточный фокус. Что
удивительно, ребенок тут же его повторил. Родители поощряли его интерес к постановке
трюков - в семь он уже демонстрировал свои личные, самостоятельно сочиненные фокусы
прихожанам местной синагоги.
В двенадцать лет он мог выбирать для выступления любой концертный
зал родного города Метчена, что в штате Нью Джерси. Дэвид был местной знаменитостью,
его обожали. Дальше - больше. В пятнадцать лет г-на Коткина приняли в Американское
общество магов - он стал самым молодым его членом. В шестнадцать он преподавал магию
в университете Нью-Йорка.
В 1974-м юноша поступил в Fordham University. Параллельно играл в
мюзикле "Волшебник". Делал все то же - показывал фокусы. Шоу было самым долгоиграющим
музыкальным проектом за всю историю Чикаго. Тогда же у Дэвида появился и псевдоним
- Копперфильд.
В 1978 году телекомпания Эй-би-си пригласила талантливого молодого
человека на роль ведущего программы "Волшебство Эй-би-си". Программа имела очень
высокий рейтинг. В последующие четырнадцать лет Дэвида двенадцать раз номинировали
на "Эми" - аналог премии "Оскар", только в области шоу-бизнеса. Пять из двенадцати
призов он получил.
В 80-е годы со своими грандиозными шоу он объездил всю Америку, а
затем и весь мир. Прославился рядом трюков: проходил через Великую Китайскую стену,
летал над Гранд-Каньоном, "испарял" Статую свободы, самолет и вагон Восточного экспресса.
Но самый простой и восхитительный его фокус - полет. Он "просто" летает.
Не как птица - скорее, как вертолет: с места в карьер.
Вот вкратце и все, если не считать, что Дэвид входит в десятку выдающихся
евреев США и сотню самых красивых людей планеты. Пару лет назад, по данным журнала
Forbes, Копперфильд занимал седьмое место среди самых высокооплачиваемых людей шоу-бизнеса.
Теперь, со своими $49,5 млн. дохода, "скатился" куда-то в район двадцатых.
В Москве есть человек, который с Копперфильдом знаком. Это Рафаэль
Циталашвили, президент Российской ассоциации иллюзионистов, наверное, самый известный
в мире российский фокусник. Он создал единственный в нашей стране Иллюзионный театр.
Ассоциация французских фокусников наградила г-на Циталашвили Золотой медалью за выдающиеся
заслуги в развитии жанра.
"Какой Дэвид в общении? Ну, я вам расскажу один случай, может,
он что-то прояснит.
Наша последняя встреча состоялась в Москве, в Кремлевском Дворце съездов,
перед его последним шоу. Мало кто знает, что на время гастролей Копперфильда из Кремлевского
Дворца убрали всю обслугу: осветители, работники сцены, даже уборщицы были из его
личной команды. Ни один посторонний не имел права видеть его оборудование. Меня провели
через пять кордонов прямо на сцену. И оставили на какое-то время в одиночестве. Это
был жест с его стороны - демонстрация абсолютного доверия к такому же профессионалу,
как и он. (Хотя положение российских иллюзионистов и его мировая слава, конечно,
несопоставимы.)
Мы разговаривали сорок минут - из-за этого он почти на час задержал
начало концерта. Ему было интересно, хотя, казалось бы, он знает о фокусах все. Я
показал несколько своих новых трюков, в частности как разлетаются в разные стороны
пятиметровые ленты. "А где механизм?" - спросил Дэвид. Я протянул ленту. Когда он
понял, что все дело в ленте, он был поражен. С ним очень приятно общаться. Потому
что, несмотря на все регалии и миллионы, он фанат.
Вы знаете, как он работает? Больше пятисот шоу в год. И при этом до
недавнего времени каждый год он выпускал новое шоу. Это значит, после двух выступлений
в день вся команда оставалась и репетировала очередные трюки. Ни отпусков, ни одного
дня простоя. Сумасшедший график.
Копперфильд - лучший иллюзионист в мире хотя бы потому, что он поднял
наше ремесло на невероятную высоту и замечательным образом его облагородил.
Он использует в своем шоу все разновидности фокусов. У нас же специализация:
один показывает карточные трюки, другой читает мысли на расстоянии, третий занимается
мелкой иллюзией. Копперфильд в совершенстве владеет всеми техниками, вплоть до так
называемых сенсационных трюков, гранд-иллюзий.
Его слава - результат его гастрольной стратегии. Он путешествует по
всему миру, поэтому его знают миллионы. А мог бы заключить контракт с каким-нибудь
казино в Лас-Вегасе или Монако, как делают другие. Денег бы зарабатывал больше, шоу
были бы еще более грандиозные, но слава - не та.
Дэвид объединил достижения всех иллюзионистов мира. Все необычное
и оригинальное, что появляется в жанре, берется им на вооружение.
И потом, что значит - чужой трюк? Он же не вставляет его автоматически
в свою программу. Помощники Копперфильда вначале пишут сценарий, потом придумывают,
как тот или иной фокус можно в этот сценарий вставить. Потом подключаются художники,
осветители, дизайнеры, конструкторы, хореографы. Фокус приобретает такую богатую
аранжировку, что авторы подчас падают на представлении со стульев - от их идеи остается
сердцевина, которую не сразу и рассмотришь.
Фокусники - как эстрадные певцы. Нередко они только виртуозно исполняют
трюки, а придумывают их совсем другие люди. У Копперфильда работает супергениальный
человек - Дон Вейн. Именно он разработал фокусы с исчезновением самолета и вагона,
прохождение через Великую Китайскую стену. Без Вейна Дэвид на гастроли не ездит.
Его первые фильмы из сериала "Магия Дэвида Копперфильда" снимал Орсон
Уэллес - знаменитый американский актер и режиссер и замечательный фокусник. Он-то
молодое дарование и раскрутил.
Некоторые думают, что, если всю команду (80 человек), деньги ($500
тысяч - 1 млн. за выступление) и оборудование (60 тонн общей стоимостью $700 тысяч)
Копперфильда передать другому иллюзионисту, тот во мгновение ока станет "звездой".
Это глубокое заблуждение.
Он ведь не только миллионные - он делает и десятидолларовые фокусы,
причем блестяще. Он потрясающий артист, у него необычайный контакт с залом. В Москве
он работал с переводчиком, и все равно его обаяние не потерялось.
На сцене он без дублеров: и летает сам, и в воду прыгает. Это же колоссальные
физические нагрузки. Вообще, говорят, что у него в жизни две страсти: фокусы и женщины".
Прежде чем перейти к женщинам, немного о честности и судах.
- Я летаю,- говорит Дэвид,- потому что на это есть спрос.
Кому-то это покажется циничным. Но на самом деле слава Богу, что он
циник. А представьте, если бы Копперфильд возомнил себя пророком?!
- Сколько было мистификаций после его гастролей! - рассказывает
Рафаэль Циталашвили.- Российские газеты писали всякую чушь про телепатию и паранормальные
явления. Даже у меня спрашивали: "Скажите, он действительно летает?"
Фокусники - самые честные люди в мире. Со своим-то умением творить
чудеса они бы могли прикинуться великими спиритами, посланцами космоса или новыми
мессиями. А они честно предупреждают: "Мы иллюзионисты! Все, что вы увидите, игра.
Но игра виртуозная. Так насладитесь ею". Шоу Копперфильда по-настоящему может оценить
профессионал. Я, например, его искусством наслаждаюсь. Все сделано правильно, по
высшему классу.
(Хотя какой бы из Копперфильда получился симпатичный мессия!)
Но он, кстати, еще и судится.
Когда пару лет назад его коллега по цеху Герберт Бекер собирался опубликовать
книгу "Все секреты магии раскрыты" и объяснить в ней некоторые трюки Копперфильда,
последний подал в суд, пытаясь не допустить публикации этого труда. Дело он проиграл,
но издатели все равно изъяли из книги главы, посвященные его фокусам.
Другой фокусник, с которым Копперфильд разбирался в суде, не только
летал, как Дэвид (оказывается, там, на Западе, полеты иллюзионистов в порядке вещей),
но и самым беспардонным образом копировал его позы. По позам-то его и разоблачили.
Вообще-то, доказать, что один иллюзионист украл у другого трюк, крайне сложно: сама
идея левитации не нова, ей не одна сотня лет.
Так вот разоблаченному фокуснику вменили платить Копперфильду авторские
- $5 тысяч за выступление - и честно сообщать зрителям, кто первым сей трюк исполнил.
- С ним, конечно, опасно судиться,- говорит Рафаэль Циталашвили.-
Суды - дело дорогое, а Дэвид богат. Но и он не всегда суд выигрывает. У него крадут
фокусы. За неделю до его гастролей во Франции там по ТВ другой фокусник показал его
знаменитое распиливание. Что делать в такой ситуации? Единственное - убирать номер
из программы.
В Интернете есть официальный сайт Дэвида Копперфильда. Из него можно
многое узнать о разносторонних талантах нашего героя.
В соавторстве с писателями-фантастами он уже выпустил несколько книг.
В своем доме собрал библиотеку по магии. Есть у него и собственный музей реквизитов
великих иллюзионистов.
В Нью-Йорке Копперфильд открыл кафе своего имени. Официантов там нет.
Голос из мрака спрашивает, что посетители будут кушать, потом заказанное материализуется
на столах из воздуха.
Дэвид Копперфильд помогает инвалидам: придумал для них программу -
развивать ловкость рук. К счастью, он не клянется на каждом шагу, как Майкл Джексон,
что любит детей.
Короче, как написала одна американская журналистка, "самое худшее,
что я могу сказать про Дэвида Копперфильда,- это то, что он подкладывает подплечники
под свою блузу".
Но если вы думаете, что публику интересуют только производственные
успехи Копперфильда, вы глубоко заблуждаетесь. Нет ни одной пресс-конференции, на
которой его не спросили бы об отношениях с Клаудией Шиффер. Пока это единственный
трюк великого мага, который оказался разоблаченным. И похоже, эту оплошность ему
еще долго не простят.
О том, что Копперфильд и Шиффер - ненастоящие жених и невеста, поговаривали
с самого начала. В 1997 году журнал "Пари матч" опубликовал копию контракта двух
знаменитостей. Клаудия играла при Дэвиде роль эскорта. В специальном пункте оговаривалось,
что ни одна из сторон не может требовать от другой близости. Топ-модели запрещалось
появляться в обществе других мужчин и, естественно, разглашать условия контракта.
Сколько денег получала Шиффер за услуги, точно не ясно: называли цифры от 35 тысяч
немецких марок до $250 тысяч американских долларов. Но даже если присовокупить бриллиантовое
кольцо, которое он ей якобы подарил, этого все равно мало за молодость (с 24 до 29
лет), проведенную в девках. И это в то время, когда все другие топ-модели: Хелена
Кристенсен, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд - повыходили замуж и нарожали детей.
Копперфильд подал на "Пари матч" в суд, требуя возмещения морального
ущерба на сумму $30 млн. Кажется, дело до сих пор не завершено. Но то ли любовью
действительно не шутят, то ли так сошлись обстоятельства, только начиная с 1997 года
карьера Клаудии и Копперфильда явно переживала не лучшие времена. В одном интервью
фокусник признался: он предпочел бы, чтобы эта проблема исчезла - как исчезают в
его шоу поезда и самолеты.
Летом 1999 года разразился настоящий скандал: папарацци застукали
Клаудию, отдыхавшую в Испании в компании дизайнера Брюса Хоксемара. Очевидно, ее
контракт подошел к концу.
И напоследок кое-что о комплексах.
- А почему он до сих пор не женится? - спросили у Рафаэля Циталашвили. - Для американца 43 года еще не возраст. А у него такой бешеный график
работы - какая уж тут жена! Люди, которые его раскручивали, считали, что он должен
быть свободным, чтобы каждая женщина в зале могла представить его своим принцем.
Наверняка он в ближайшие годы этот образ изменит.
А то, что у него с Шиффер ничего серьезного не получится, было ясно
с самого начала. И дело не в том, был у них контракт или нет. Дело в том, что мама
и папа Дэвида были против...
Даты:16 января
1956 года - День рождения Источник информации: Людмила Лунина, журнал "Карьера" No.12,
декабрь 1999. Сайты со сходной тематикой: Дата публикации:6 февраля 2000 г.