Владимир Высоцкий называл ее своей последней любовью.
И не потому, что предвидел свой скорый конец. Просто любой мужик рано или поздно
хочет остановиться и самому себе сказать: "Именно с этой женщиной я счастливо проживу
оставшийся век и умру с ней в один день". Его возлюбленной в ту пору шел девятнадцатый
год, сам Высоцкий разменял пятый десяток. И отмерено им было не век и не полвека,
а всего-то два года.
Высоцкий сейчас - что минное поле. Все, кому не лень, пишут о нем
воспоминания, а потом другие неленивые люди эти воспоминания опровергают. И непонятно,
чего вокруг имени Высоцкого больше: обожания или совсем недостойной суеты. Так надо
ли эту суету приумножать?
Разве можно придумать что-то новое про роман 19-летней девушки с 40-летним
знаменитым артистом? Слишком неравные весовые категории: у одного чересчур опыта,
другая вся переполнена розовыми соплями. В лучшем случае он ее перепахал, в худшем
- переехал.
Но оказалось, что Оксану Ярмольник переехать совсем даже непросто. И,
наверное, было невозможно никогда, даже в ее девятнадцать лет.
- Я очень рано повзрослела - может, потому, что рано умерла мама.
Все мои друзья были старше меня. Сейчас мне кажется, что первые двадцать лет моей
жизни были гораздо сильнее насыщены разного рода драматическими событиями, чем двадцать
последующих.
С восемнадцати лет я жила одна - разменяла родительскую квартиру и
таким вот образом обеспечила себя жилплощадью. Поступила в текстильный институт.
Деньги зарабатывала тем, что обшивала подруг.
Я все всегда решала сама: где учиться, с кем дружить, кого любить.
В самые сложные моменты у меня - к сожалению, а может быть, и к счастью - не было
человека, который бы что-то посоветовал, пальцем погрозил, запретил...
- И тут вы встретили Высоцкого. Он, наверное, был вашим кумиром...
- Знаете, у меня никогда не было кумиров. Встретила - и встретила.
Он на меня первый внимание обратил. Я была заядлой театралкой. С Володей мы столкнулись
у администратора Театра на Таганке.
- И вы...
- Не я - он, что называется, обалдел. Взял телефон, пригласил на свидание.
Как раз перед свиданием я с подругой пошла в Театр Моссовета. Я даже не помню, что
мы смотрели,- весь спектакль я размышляла, идти мне или нет. И вот мну я в руках
программку, верчу ее... "Слушай,- говорю подруге,- что-то не хочется мне с ним встречаться".
А она: "Ты что?! Да все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!"
Я мысленно представила бесчисленное количество этих женщин - и пошла.
Итак, мы встретились. Кумиров у меня не было, но был юношеский максимализм,
а в придачу к нему - уже готовый жених, милый такой мальчик. Так вот, повинуясь юношескому
максимализму, я с женихом на следующий день рассталась. Я решила, что лучше один
день с таким человеком, как Володя, чем вся жизнь - с тем моим приятелем.
Владимир Семенович был абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным
человеком. Более одаренных людей я с тех пор не встречала. У него была колоссальная
энергетика. Где бы он ни появлялся: в компании друзей или в огромном зале, где давал
концерт,- он с легкостью подчинял своему обаянию и пять человек, и десять тысяч.
Даже партийные чиновники, вставлявшие ему палки в колеса, на самом деле искали с
ним знакомства и просили билет в театр.
- Но, говорят, он пил.
- Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман. Вот и
представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды
и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы,
Володя снялся в фильме "Место встречи изменить нельзя" и в "Маленьких трагедиях".
У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На
Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм "Зеленый фургон". Правда,
ему не дали.
При этом - да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой
на износ, наперегонки с болезнью.
- У вас не было отрезвления, когда вы узнавали обо всех его пороках?
- Я была безумно влюблена. И потом, о каких пороках речь - о пьянстве?
Тогда пили абсолютно все, а творческие люди и подавно. Другое дело, никто ведь не
предполагал, что Володе так мало осталось. Знаете, я сейчас с трудом вспоминаю те
годы - ведь что-то я еще делала, училась. А такое ощущение, что жизнь была заполнена
только им.
Я бы все на свете отдала, чтобы его вылечить. Но представьте Москву
конца 70-х: где лечиться, у кого, как сделать это анонимно? Мы все боялись, что об
этом узнают: за наркотики легче было попасть в тюрьму, чем в больницу.
Хотя сейчас думаешь: какая ерунда! Ну узнали бы - и что? Надо было
ехать за границу, ложиться в клинику. Марина два раза устраивала его в лечебницы.
Наступала ремиссия, но ненадолго.
На нем висело множество людей, и он о своей ответственности никогда
не забывал. Он помогал матери, отцу, двум сыновьям, не говоря уж о многочисленных
приятелях. Кого-то выдавал за границу замуж или женил. Другой звонил из ОВИРа: "Мне
не дают загранпаспорт!" - и Володя ехал выручать.
- А ответственность за вас он ощущал?
- Мне кажется, я в большей степени чувствовала себя ответственной
за наши отношения. И мне было достаточно, что мы вместе. И хотя, конечно, были и
чувства, и накал, и страсть, о том, что он меня любит, он мне сказал только через
год. И для меня это стало сильнейшим потрясением, моментом абсолютного счастья.
Володя переживал из-за моей неустроенной судьбы, из-за того, что не
мог дать мне больше. Даже просил у Марины Влади развода. И чего бы он разводом добился?
Стал бы невыездным, и все. А для него поездки за границу были как глоток воздуха.
У него были сотни друзей в Америке, Франции, Германии. Если бы он развелся, его бы
в Союзе сгнобили или просто бы вышвырнули из страны, как Галича, Алешковского, Бродского.
Марина была далеко, я ее воспринимала как Володину родственницу, ее
существование никак не отражалось на наших отношениях. Я вообще не люблю, когда в
моем присутствии о ней плохо отзываются. Люди, которые Володю любили, были ему близки,
для меня не то чтобы святы, но вне критики.
...Когда Володя умер, так сложились обстоятельства, что я практически
сразу после похорон ушла из его квартиры. Не то что личные какие-то вещи - даже документы
не взяла. Я позвонила Давиду Боровскому, нашему общему другу, художнику Театра на
Таганке, и попросила принести мне документы и два обручальных кольца, которые лежали
в стакане - на тумбочке, в спальне. Но они исчезли.
А кольца купил Володя, чтобы со мной венчаться. Мы были наивными и
полагали, что раз церковь отделена от советского государства, то нас могут запросто
обвенчать и без штампиков в паспорте. Оказалось, что необходима регистрация загса.
Мы объездили половину московских церквей - безрезультатно. И все-таки Володя нашел
одного батюшку, который подпал под его обаяние и согласился нас обвенчать. Но не
сложилось.
- А вы как-то привыкали друг к другу, притирались острыми углами?
- С первой минуты разговора у каждого из нас было ощущение, что встретился
родной человек. У нас было очень много общего во вкусах, привычках, характерах. Иногда
казалось, что мы и раньше были знакомы, потом на какое-то время расстались и вот
опять встретились. Володя даже вспомнил, что бывал у моих родителей дома и знал мою
маму. Правда, видел ли он меня ребенком, так и осталось невыясненным.
- Вы отдыхали вместе?
- Я ездила с ним на концерты в Тбилиси, в Среднюю Азию, в Минск, в
Питер на машине.
По дороге в Питер - а Володя как раз привез из Германии "мерседес"
- мы подобрали голосовавшую на обочине семью: мужчину, женщину и ребенка. Просто
стало жалко, кажется, была плохая погода, шел дождь.
И вот они сели в "мерседес", еще через пару минут поняли, что вообще-то
их везет Высоцкий. И застыли, как скульптуры египетских фараонов. Так, молча, с каменными
лицами всю дорогу и просидели.
- Высоцкого тяготила всенародная слава?
- Это была слава заслуженная, ведь специально его раскруткой, как
это делают сейчас, никто не занимался. К тому же многие просто не знали его в лицо,
хотя песни Высоцкого слушали и знали все. И к людям он относился не как к назойливой
толпе, а именно как к людям.
Мы ехали в Минск, проводница в поезде пристально на Володю посмотрела:
"Что-то мне ваше лицо знакомо. Вы не актер Театра Моссовета?" "Нет,- ответила я,-
он зубной техник". Мы перемигнулись и пошли в свое купе. Через полчаса приходит к
нам проводница. "Как хорошо,- говорит,- что я вас встретила. У меня что-то десна
под коронкой болит. Вы не посмотрите?"
И Володя, как заправский стоматолог, долго что-то разглядывал у нее
во рту и потом серьезно так посоветовал поменять мост. В общем, скучно с ним не было.
- Он вникал в ваши проблемы, в учебу?
- Его поражало, что я могу взять карандаш и за пять минут что-то изобразить
на бумаге. Он вообще восхищался людьми, умеющими рисовать, ужасно завидовал им, тому
же Михаилу Шемякину.
Конечно, он вникал во все. Он ехал за границу, спрашивал: "Что тебе
привезти?" А я же шила. "Привези,- говорю,- шелковые нитки морковного цвета номер
восемь и наперсток".
- Вообще-то это непросто, я по своему опыту знаю. На весь Париж
два специализированных магазина тканей.
- Володя отвечал в том же духе: легче, дескать, достать живого крокодила.
В результате он привез коробку - набор для рукоделия, с ножницами, нитками-иголками,
наперстками и прочими вещицами. Я со всем этим ходила в институт, на занятие, которое
называлось "воплощение в материале". И мне подруги завидовали.
За два дня в Германии он умудрялся купить мне два чемодана шмоток.
Все с необычайным вкусом подобранное. "Мне нравится,- говорил,- когда ты каждый день
в чем-то новеньком". Или: "А вот это - моя особенная удача". Удачей была французская
сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, мне особенно
шла.
И вот представьте меня во всех этих "Диорах" и "Ив-Сен-Лоранах" во
времена жутчайшего дефицита, когда пара приличной обуви была проблемой. У меня было
восемнадцать пар сапог, меня подружки так и представляли: "Знакомьтесь, это Оксана,
у нее восемнадцать пар сапог".
- После сапог спрашивать о цветах вроде бы как и неприлично...
- Однажды весной я сказала, что люблю ландыши. Утром проснулась от
того, что щелкнула входная дверь - Володя куда-то убежал. Естественно, он принес
ландыши. Но сколько? Ландышами была уставлена вся комната. Он, наверное, ездил по
Москве и скупал цветы оптом.
В общем, такая вот сказочная жизнь, где все было перемешано: и его
срывы, и его нежность. Это действительно была какая-то неправдоподобная любовь. Особенно
первый год получился безмятежным. Позже появилось какое-то предчувствие беды.
- Но почему такой страшный финал? Может, советская власть виновата?
- Советская власть, конечно, мешала, но одновременно и помогала. Она
вносила в жизнь такую интригу, такой конфликт. Была борьба, острая драматургия. Это
же как театральная пьеса: чем серьезней конфликт, тем интересней смотреть. Вот сейчас
нет советской власти - и искусство пресно, примитивно, банально. Свободой надо уметь
пользоваться, а мы этого еще не умеем.
А смерть Володи я воспринимаю как рок, судьбу, от которой не убежишь.
Ну не кололся бы он - умер бы от сердечного приступа или попал под машину. Он так
наотмашь жил, что иначе и не получилось бы.
- А что с вами было потом, когда его не стало?
- Страшный год. Я ушла в академку, подумывала, не эмигрировать ли.
Меня вызывали в КГБ, пытались завербовать. Я отказалась. Из института меня не выгнали,
но в Болгарию позже не пустили.
Помогли друзья. Я по-прежнему дружила с актерами Таганки. Мне давали
работу, я училась. Прошло два года, я встретила Леню - и началась совсем другая история.
Но вот ощущение, что Володя многое в моей судьбе предопределил, у меня осталось.
Если бы не он, все бы сложилось совсем иначе.
Даты: Источник информации: Людмила ЛУНИНА, фото Александра СТЕРНИНА,
журнал "Карьера" N7, июль 1999. Сайты со сходной тематикой: Дата публикации:29 января 2000 г.