Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] "Ведомости": мэрия Москвы следит за перемещениями горожан при помощи данных, купленных у операторов связи

Здравствуйте, свобода.

Московские власти покупают у операторов связи данные о перемещении горожан,
основанные на информации о местоположении SIM-карт. На основе этих данных
столичная мэрия меняет маршруты городского транспорта и инфраструктуру.

Как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на данные с портала госзакупок,
департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы закупает геоаналитику с
2015 года - в общей сложности на эти закупки из городского бюджета было
потрачено 516 млн рублей. Посредником в этих закупках является Аналитический
центр при правительстве, который объединяет, обрабатывает и хранит данные
операторов, чтобы оперативно предоставлять отчеты властям города.

По словам представителя Центра, для анализа используются обезличенные данные
абонентов операторов связи. Для удобства территория Москвы и Подмосковья
делится на квадраты 500*500 метров и в границах каждого из них аналитики
знают число проживающих и число работающих на этой территории человек. Если
анализ данных позволяет определить место проживания человека, но не место
работы, хотя этот человек перемещается по городу, то аналитики считают, что
у него разъездная работа. Наконец, данные о передвижениях позволяют
определять трудовых мигрантов, которые приезжают работать в Москву,
дачников, которые уезжают в Подмосковье в выходные, а также туристов.

Столичные власти также интересует, как именно люди передвигаются по городу:
данные операторов дают возможность определить время поездки и вид
используемого транспорта. По словам представителя оператора Tele2, при
наложении маршрутов абонентов на карту города можно определить, как растет
нагрузка на автомобильные, железные дороги и метро.

По данным издания, ДИТ с 2015 года передает данные о передвижении горожан
Институту Генплана Москвы, который использует их для отдельных проектов.
Так, по словам представителя Института Генплана данные операторов
использовались при доработке Московского железнодорожного узла и Московских
центральных диаметров, а также при разработке территориальной схемы
Троицкого и Новомосковского округов Москвы.

Как заявил директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил
Блинкин, данные операторов произвели революцию в транспортном планировании,
позволив отказаться от дорогих и неточных моделей, которые приходилось
создавать ранее.

По мнению партнера компании KPMG в России и СНГ Николая Легкодимова, за
ведомствами, которые используют данные геоаналитики необходим общественные
контроль, поскольку предоставляемая операторами информация может быть
использована в политических, рекламных и агитационных целях. Поэтому нужно
следить, в каком виде операторы отдают аналитику чиновникам и какие запросы
направляют им власти.

"Ведомости" отмечают, что техническое задание закупок действительно
позволяет столичным чиновникам отправлять операторам дополнительные запросы
по отчетам. Например, на прогнозы социально-экономического развития
территории, заболеваний и происшествий, стратегий транспортного поведения
населения в зависимости от его социально-демографических характеристик.
Однако конкретные запросы на портале госзакупок не приведены.

Операторы подтверждают сотрудничество с властями в сфере геоаналитики,
отмечая, что продажа больших данных корпоративным клиентам и госорганам
приносит им немалый доход. Например, оператор Tele2 именно за геоаналитику
получил 100% выручки от услуг обработки больших данных для госорганов в
прошлом году. В МТС, по словам представителя компании, проекты на основе
геоаналитики дают треть от внешней выручки центра обработки больших данных.
Существенную часть этого дохода приносят именно контракты с госструктурами

Ответить   Sat, 4 May 2019 07:27:27 +0300 (#3616806)