[svoboda] Опущенный флаг

Привет всем!
клад, что скажут раньше - <Сто тыщ чего-нибудь сверх плана> или <Дорогой Леонид
скажем, в области воспитания молодёжи, и загрузили в электронно-вычислительную
машину, как тогда назывались компьютеры. ЭВМ долго ворочала своими доисторическими
полупроводниковыми мозгами, а потом выдала рескрипт: <Злонамеренное отсутствие
логики>.
Времена изменились, компьютеры стали быстрее раз этак в стопятьсот, а то и больше.
Но вот с логикой руководящих указаний, похоже, всё осталось, как было. Или даже
стало ещё хуже.
Посудите сами. Что кажется главным в той самой области воспитания подрастающего
поколения? Я, например, не берусь однозначно ответить на этот вопрос. А вот Сергей
Шойгу - запросто. Он считает, что нужно сделать новую аранжировку гимна России.
Модную и молодёжную. И тогда всё будет пучком.
Блогосфера радостно взвыла. Наброс вышел шикарным. <Солидные> блоггеры открыли
жесткий бокс по переписке на тему: <Надо - не надо>. Юмористы пытаются перепетросянить
друг друга с предсказуемо унылым результатом. Кое-кто уже начал ваять версии
гимна в реггей, в рэп и даже в индастриал обработке. Короче, народное веселье
в полный рост.
С одной стороны их можно понять - подобные инициативы власти всегда вызывают
такую реакцию. С другой стороны, редко кто пытается проанализировать ситуацию
с гимном, который, между прочим, является серьёзным элементом государственной
символики. В качестве исключения можно назвать например, статью моего коллеги
Володи Полупанова, который сделал весьма впечатляющий анализ.
Да, впечатляющий. Однако, как сказал бы математик, это условие необходимое, но
недостаточное. Потому что в стороне оказалась любопытная статистика. Оказалось,
что целиком слова гимна не знает почти никто из опрошенных (об этом упоминают
многие). Дальше - больше. Худо-бедно могут вспомнить первые две строки гимна
только 39% респондентов.
С гербом ситуация получше - 86% могут его описать. Не исключено, что причиною
тому - присутствие герба на монетах, тут поневоле запомнишь.
С флагом - вообще караул. 70% респондентов знают цвета нашего триколора. Но приблизительно.
И только 26% могут назвать их последовательность. В частности, это приводит к
тому, что иной раз в регионах вместо российского флага можно встретить сербский,
где цвета те же, а последовательность обратная. Желающие могут найти примеры
подобных скандалов самостоятельно, их немало.
А теперь - внимание. Отношение опрошенных к государственной символике, к российской
триаде гимн-флаг-герб. Гордость и восхищение триада вызывает у 49%. Умеренно-равнодушное
отношение испытывает около 50%. Явную ненависть - менее 1%.
Итак, вот вам статистика. Какие можно сделать выводы?
Как правило, выводы делают неверные. Дескать, виноват народ. Потому что народ
дубовый. Ему дали новый, модный флаг, чёткий герб и славную в прошлом мелодию
гимна. А он, то есть народ, не способен усвоить элементарные вещи - сначала белый,
потом синий, потом красный. <Россия священная наша держава...> ещё помнит, а
дальше - хоть кол на голове теши. И ведь флаги постоянно демонстрируют, да и
спортсмены в них кутаются, причём спортсмены победоносные, как на прошедшем в
Москве Чемпионате мира по лёгкой атлетике. И всё равно - тщетно. Плохой, негодный
народ. Глупый. Но, к сожалению для наших властей, другого народа для них нет.
Или всё-таки есть?
Ответом на этот вопрос займёмся после, а пока предлагаю подумать, какие ещё выводы
можно сделать из приведённой статистики. Напомню, что согласно нашим данным,
слова гимна не знает почти никто, толком описать флаг может только четверть,
и больше половины народа испытывает к государственной символике равнодушие. Что
это значит?
А значит это то, что народ попросту не отождествляет себя с государством. Именно
на уровне символа это видно особенно чётко. Символ взывает к подсознанию. А народ
подсознательно уже послал государство в далёкое путешествие лесом. И живёт сам
по себе. И ему по барабану триколор, двуглавый орёл и <Россия священная наша
держава>. По той простой причине, что она, то есть держава, уже не воспринимается
как <наша>, как своя. И, не побоюсь этого слова, как Родина.
Понятие <россияне> является ещё большей химерой, чем <новая общность людей -
советский народ>. Там, во всяком случае, присутствовала чёткая и недвусмысленная
маркировка <свой - чужой>. Вспомните, с каким выражением наши мамы и бабушки
говорили о каком-нибудь симпатичном человеке: <Да это же наш, советский!> Или:
<Мы же все свои, советские!>
Это на низшем, бытовом уровне. Возможно, чистые эмоции, то есть бездоказательная
вещь. Детские воспоминания, из которых вытесняется всё плохое и остаётся только
хорошее.
Ладно, пусть. Есть и другие свидетельства того, что <советский народ> всё-таки
был, и был достаточно прочной и монолитной социальной субстанцией. Вот воспоминания
Бауржана Момыш-Улы, комбата дивизии Панфилова: <Я представил себе врага на улицах
Москвы... Взял перочинный нож, разрезал карту и протянул её своему адъютанту:
<Нате сожгите. Нам больше не понадобится изучать местность восточнее Крюкова>.
Казах, сын глубоко верующего мусульманина. В Москве не был ни разу. Теоретически
наличие или отсутствие немцев на Красной площади его не должно волновать. И уж
тем более он не должен воевать за какую-то химеру, тем паче что его дом далеко,
и опасности не подвергается.
Однако ж - вот вам, извольте. За флаг, за гимн, за советский герб и за символ
Советского Союза, город Москву этот казах воюет, да так, что впору подивиться.
Красный флаг - родной. Москва - своя. Звёзды на Кремле святы. Русские - свои.
Немцы - однозначно чужие. Да и полно, казах ли он? Может быть, просто советский
человек?
За двадцать лет, если считать с 1922 г. советский народ появился, а во время
войны и осознал себя как единую нацию. И, соответственно, отлично знал и помнил
государственную символику. Потому что она стала своей. Потому что, как бы ни
смеялись над лозунгом: <Народ и партия едины>, в некоторой степени так оно и
было.
За двадцать с лишним лет после распада СССР российский народ так и не сложился,
чему свидетельством равнодушие к государственным символам. Российский народ не
способен осознать себя как нечто цельное и единое даже на уровне элементарного
различения <свой-чужой>.
Кто мне свой а кто чужой? Кто <наш>, а кто - нет? Всякий ли, размахивающий триколором,
мне свой? Вряд ли. Те, кто стреляет из окон свадебных кортежей - они мне что,
свои? Вот уж ни разу. А ведь именно эти ребята питают нездоровую страсть к российской
олимпийской спортивной униформе, где есть и флаг, и герб, нет разве что полного
текста гимна на спине.
Кто мне свои? Россияне? Извините, нет такого народа. Не получился такой народ,
в отличие от советского. А, коль скоро нет такого народа, то и российский флаг
мне не свой. И герб, и гимн. И моё мнение разделяет как минимум половина населения
страны.
Самое забавное, что ответ на вопрос кроется в самом названии этой самой триады
- <государственная символика>. То есть символы государства. Не народа, заметим,
не нации. Именно государства. А государство, если рассуждать в марксистской терминологии,
есть <аппарат насилия одного класса над другим>.
Так надо ли удивляться тому, что народ не питает особо тёплых чувств к символике
этого самого аппарата насилия? По-моему, нет. И никакая новая аранжировка гимна
здесь не поможет, хоть ты тресни. Хоть пригласи Мадонну, хоть Раммштайн. То же
самое касается и флага, хоть ты вышей его шведским мулине по сингапурской парусине.
А что до народа, который, дескать, глуп и не может выучить слова гимна... Сдаётся
мне, что народ-то как раз можно заменить, чему свидетельством национальная политика
наших властей. Главное - дать новому народу правильный российский флаг. А мы
в таком случае скоро станем персонажем одного украинского анекдота. Вот этого:
Идёт по лесу коренной киевлянин. Вдруг из-за кустов на него выскакивает африканец,
чёрный, как совесть тирана. Но в вышитой рубахе, казачьих шароварах с жовто-блакитным
флагом и шматом сала в руке.
- Тю! Хлопчику, да ты хто? - спрашивает киевлянин.
- Я - гарный украинский хлопец, - с чудовищным акцентом отвечает чёрный афро-африканец.
- Га! А хтож тады я? - удивляется киевлянин.
- Та не чую... Мабуть лях, а мабуть и москаль...
Константин Кудряшов
мой skype ikar505
С уважением
Валерий.