[svoboda] СТАТЬЯ: ТЬМА ВЕКОВ

Здравствуйте, rest.
ТРОСТИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ*
ВРАГАМ ВОЗДАМ
В Средневековье и античность Ветхозаветность вплетена. Как в зеркале, отражена
В герое -- авторская личность!
Подвиги Самсона не забыты до сих пор. Данный библейский сюжет, обогащенный фольклорно-мифологическими
мотивами, стал одной из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи
Ренессанса. Многие учёные считают, что пронзительный образ обманутого силача
историчен. Очень символично, что именно драматическая поэма <<Самсон-борец>>
в 1671 году достойно завершила творческий путь Джона Мильтона. Пережитые испытания
вызвали у незрячего классика непреодолимое желание отомстить могущественным противникам,
хотя бы на бумаге, а осторожность заставила обратиться к Ветхому Завету, вдохновив
на создание героического произведения, в котором реальные события из биографии
видного стихотворца и политического деятеля неразрывно переплелись с древними
легендами.
Филистимлянка Далила, обещавшая соплеменникам за вознаграждение выведать тайну
непобедимости Самсона, после трёх неудачных попыток всё же смогла узнать, что
источником его силы были нестриженые волосы. Усыпив богатыря, коварная женщина
велела состричь: <<Семь кос головы его...>> Утративший свою силу Самсон был захвачен
врагами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Действие знаменитой поэмы разворачивается неподалёку от тюрьмы в Газе. Лишённый
зрения Самсон обречён на каторжный труд, но в праздничный день, когда прекращены
все работы, он выходит на воздух, чтобы отдохнуть в уединении. Заглавный герой
скорбит о своей участи: <<Направь мои незрячие шаги ещё чуть дальше, вон к тому
пригорку. Там можно выбрать меж жарой и тенью; Там посижу я, раз мне выпал случай
расправить перетруженную спину, которую я гну весь день в темнице, где, пленник,
пленным воздухом дышу -- сырым, промозглым, затхлым, нездоровым; Вот здесь, куда
дыханье ветерка приносит утром свежесть и прохладу, ты и оставь меня...>>
Довольные филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога
Дагона за победу, а затем призвали униженного героя в храм, чтобы он забавлял
их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и физическая мощь стала возвращаться
к нему. Вознеся молитву Богу, гордый пленник сдвинул колонны с места. Храм обрушился,
под развалинами погибли собравшиеся на торжество знатные филистимляне и Самсон.
В драматическом произведении не упоминаются какие-либо тиф-лоприборы или приспособления,
облегчающие жизнь слепых. Только однажды незнакомец описывается так: <<Новый
язычник, несущий жезл резной, вроде скипетра. По одежде и виду -- судя...>> Несомненно,
здесь этот предмет указывает на высокое положение чиновника, не имея никакого
отношения к ориентировке в пространстве. Автор сам был незрячим. Неужели в обиходе
он не пользовался даже примитивной тростью? В приведённом выше отрывке, привлекает
внимание и момент, когда Самсон удачно <<направляет>> своего провожатого к подходящему
для комфортного отдыха месту.
Либо узник всё-таки немного видел, либо уже не раз наслаждался покоем на свежем
воздухе, что плохо сочетается с представлениями о страшном застенке. Вообще воспетый
в прозе и поэзии Самсон очень похож на фанатичного террориста-смертника, который,
обозлившись на весь белый свет, угробил десятки ни в чём не повинных мирных жителей.
Получается, что хрестоматийный пример разрушительного самопожертвования тоже
формирует неблагоприятный имидж инвалидов по зрению, пусть и на подсознательном
уровне.
ПИРАТСКОЕ СЧАСТЬЕ
Грешил, животный ужас пряча. Авось, из крох богатство слепится... Всё зря: не
поймана удача, А гибель -- страшная нелепица!
Как часто реальные события причудливо преобразуются в литературные выдумки, а
исторические заблуждения превращаются в устойчивые традиции! Известно, что в
княжеских дружинах, вместе с ратниками в опасные и многотрудные воинские походы
порой отправлялись слепые сказители, гусляры и песенники, поднимавшие боевой
дух богатырей. Достаточно вспомнить великого Баяна. Подобную роль у викингов
выполняли скальды. С пятнадцатого века у славян был очень популярен чешский рыцарь
Ян Жижка, который сначала окривел в бою, а через несколько лет в аналогичных
обстоятельствах лишился и второго глаза. Несмотря на полную потерю зрения, талантливый
народный полководец продолжал успешно руководить своими отрядами. Эти подвиги
стали легендарными, а в Российской Империи в конце восемнадцатого века появились
его <<последователи>>. Кроме непобедимого генералиссимуса Александра Васильевича
Суворова, прославились его соратники, один из них носил просто-таки слепецкую
фамилию и был его прямым начальником, а другой -- любимым подчинённым. Как ни
странно, светлейшие князья и генерал-фельдмаршалы Григорий Александрович Потёмкин-Таврический
и Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов имели ещё одно сходство -- оба были одноглазыми.
Нужно заметить, что несовершенные навигационные приборы веками называли <<посохом
для слепца>>. Впрочем, данное обстоятельство не остановило приход эпохи великих
географических открытий и не помешало выдающимся флотоводцам одерживать громкие
победы. Несомненно, самым удачливым противником Наполеона в морских сражениях
оказался английский вице-адмирал Горацио Нельсон, который в битве при Корсике
повредил глаз. Вопреки расхожему мнению, он его не потерял, хотя и стал хуже
видеть. Национальный герой умер позже от ран, полученных в 1805 году в Трафальгарской
битве.
В детских книжках кровожадных пиратов чаще всего изображали с повязкой на правом
глазу, хотя Потёмкин, Кутузов и Нельсон данное сомнительное <<украшение>> обычно
не носили, о чём свидетельствуют некоторые их портреты и воспоминания современников.
Невзирая на факты, плодовитые писатели до сих пор упорно придерживаются мнения,
что <<настоящий морской волк>> должен иметь кортик на боку и какой-либо физический
недостаток. <<Инвалидные разбойные команды>> глубоко внедряются в цепкую память
пытливых малышей, прежде всего, в нашей стране и Великобритании. К сожалению,
в современных кинофильмах, спектаклях и литературных произведениях <<широкого
потребления>> даже лица знаменитых исторических деятелей почему-то получают внешние
<<бандитские признаки>>. Круг мистических совпадений замкнулся, а началось всё
сто тридцать лет назад!
<<Где слепой передал плохую весть алкоголику от одноногого?>> -- этот мой <<чисто
инвалидный вопрос>> широко известен. Он был неоднократно опубликован в прессе
и появлялся на интеллектуальных сайтах. <<Остров сокровищ>> является классикой
авантюрного жанра. Увлекательное произведение десятки раз экранизировали, ставили
по нему пьесы, рисовали комиксы и даже писали либретто. Только мало кто задумывался
о том, что колоритные образы отвратительных разбойников из романа Роберта Стивенсона
на протяжении нескольких поколений формировали у массового потребителя информации
негативное отношение к жестоким калекам.
Старый <<Морж>> уже давно не подставлял свои потрёпанные паруса под переменчивые
ветра слепой Фортуны, затерявшись в океанских просторах. Жалкие остатки экипажа
пропивали в порту последние золотые. Лишь попугай ещё громогласно выкрикивал:
<<Пиастры, пиастры!>> Впрочем, острый сюжет уже <<завязывал морской узел интриги>>.
Конечно, нам особенно интересен криминальный вожак Пью, даже имя которого русскоязычным
читателям напоминает о распространённом пороке. Типичный злодей мировой детской
литературы наводит ужас на Билли Бонса. Судя по всему, скиталец морей потерял
глаза в кровавой абордажной схватке. Там же охромел и Джон Сильвер, который гордо
заявлял: <<Одни боялись Флинта, другие -- Пью, а меня боялся сам Флинт!>> Если
вдуматься в эту фразу, получается, что незрячий пират имел огромное влияние на
остальных <<охотников за удачей>>, а сам убогий деспот никого не страшился. Зато
его <<слепой ярости>> опасался даже колченогий квартирмейстер, претендовавший
на лидерство в необузданной команде без корабля и капитана.
Приводя ряд фрагментов из начальных глав популярной книги, предлагаю обратить
внимание на то, как Пью виртуозно применяет свою многофункциональную трость.
Пожалуй, это один из первых общеизвестных примеров, когда классик приключенческого
жанра занимается детальным изучением проблемы практической ориентировки без использования
зрения.
<<Вдруг я заметил человека, который медленно брёл по дороге. Очевидно, он был
слепой, потому что дорогу перед собою нащупывал палкой. Над его глазами и носом
висел зелёный щиток. Сгорбленный старостью или болезнью, он весь был закутан
в ветхий, изодранный матросский плащ с капюшоном, который делал его ещё уродливее.
Никогда в своей жизни не видал я такого страшного человека. Он остановился невдалеке
от трактира и громко произнёс нараспев странным гнусавым голосом, обращаясь в
пустое пространство:
-- Не скажет ли какой-нибудь благодетель бедному слепому человеку, потерявшему
драгоценное зрение во время храброй защиты своей родины, Англии, да благословит
Бог короля Георга, в какой местности он находится в настоящее время?
-- Вы находитесь возле трактира <<Адмирал Бенбоу>> в бухте Чёрного Холма, добрый
человек, -- сказал я.
-- Я слышу голос, -- прогнусавил старик, -- и молодой голос. Дайте мне руку,
добрый молодой человек, и проводите меня в этот дом!
Я протянул ему руку, и это ужасное безглазое существо с таким слащавым голосом
схватило её, точно клещами. Я так испугался, что хотел убежать. Но слепой притянул
меня к себе.
-- А теперь, мальчик, -- сказал он, -- веди меня к капитану.
-- Сэр, -- проговорил я, --я, честное слово, не смею...
-- Не смеешь? -- усмехнулся он.-- Веди меня сейчас же или я сломаю тебе руку!..>>
Пришлось подчиниться. Довольно странная парочка вошла в трактир, где произошла
последняя встреча давних подельников.
<<Бедный капитан вскинул глаза вверх и разом протрезвился. Лицо его выражало
не испуг, а, скорее, смертельную муку. Он попытался, было, встать, но у него,
видимо, не хватило сил.
-- Ничего, Билли, сиди, где сидишь, -- сказал нищий. -- Я не могу тебя видеть,
но я слышу, как дрожат твои пальцы. Дело есть дело. Протяни свою правую руку...
Мальчик, возьми его руку и поднеси к моей правой руке.
Мы оба повиновались ему. И я видел, как он переложил что-то из своей руки, в
которой держал палку, в ладонь капитана, сразу же сжавшуюся в кулак.
-- Дело сделано, -- сказал слепой.
При этих словах он отпустил меня и с проворством, неожиданным в калеке, выскочил
из общей комнаты на дорогу...>>
После рокового свидания старый моряк так и не оправился. <<Капитан скоропостижно
скончался от апоплексического удара...>> Тревожные события заставили обитателей
трактира торопиться, было принято решение обратиться за помощью к землякам, а
до прибытия вооружённых мужчин, на всякий случай, спрятаться вне дома.
<<Едва я занял свой наблюдательный пост, как появились враги. Их было человек
семь или восемь. Они быстро приближались, громко и беспорядочно стуча башмаками.
Человек с фонарём бежал впереди всех. За ним следовали трое, держась за руки.
Несмотря на туман, я разглядел, что средний в этом <<трио>> -- слепой нищий.
Затем я услышал его голос и убедился, что был прав...>>
Слепец руководил поисками в доме, находясь снаружи. Часто раздавались его торопливые
команды и возмущённые крики: <<Нас ограбили здешние люди. Этот щенок! Жаль, что
я не выколол ему глаза... Эти люди были здесь совсем недавно. Когда я хотел войти,
дверь была заперта на засов. Ищите же их, ребята! Ищите во всех углах...>> Напряжение
возрастало. Пираты начинали нервничать, а тут ещё свои требовательные понукания
вновь <<повторил Пью, стуча палкой...>>
<<Этот крик несколько приободрил разбойников. Двое из них принялись рыскать между
деревьями в роще, но нехотя, еле двигаясь. Они, как мне показалось, больше думали
о бегстве, чем о поисках. Остальные растерянно стояли посреди дороги.
-- У нас в руках тысячи, а вы мямлите, как идиоты! Если вы найдёте эту бумагу,
вы станете богаче короля! Бумага эта здесь, в двух шагах, а вы отлыниваете и
норовите удрать! Среди вас не нашлось ни одного смельчака, который рискнул бы
отправиться к Билли и дать ему <<чёрную метку>>. Это сделал я, слепой! И из-за
вас я теряю теперь своё счастье! Я должен пресмыкаться в нищете и выпрашивать
гроши на стаканчик, когда я мог бы разъезжать в каретах!
-- Но ведь дублоны у нас, -- проворчал один.
--А бумагу они, должно быть, припрятали,--добавил другой.-- Бери деньги, Пью,
и перестань бесноваться.
Пью и правда был вроде бешеного. Последние возражения разбойников окончательно
разъярили его. В припадке неистовой злобы он поднял свою клюку и, бросившись
вслепую на товарищей, принялся награждать их ударами. Те, в свою очередь, отвечали
злодею ругательствами, сопровождая их ужасными угрозами. Они пытались схватить
клюку и вырвать её у него из рук...>>
Когда прозвучал сигнал, предупреждавший об опасности, разбойники разбежались,
бросив калеку на произвол судьбы. Следующий эпизод кажется наименее достоверным,
ведь до этого, несмотря на экстремальность ситуации, главарь пиратов проявлял
удивительную собранность и целеустремлённость, прекрасно находя нужное направление.
Его бурная жизнь была полна риска, а растерянная беспомощность противоречила
предыдущему повествованию.
<<Оставшись один, он в бешенстве стучал палкой по дороге и, протягивая руки,
звал товарищей, но окончательно сбился с пути и, вместо того чтобы кинуться к
морю, побежал по направлению к деревне. Он промчался в нескольких шагах от меня,
приговаривая плачущим голосом:
--Джонни, Чёрный Пёс, Дэрк... -- Он называл и другие имена. -- Ведь вы не кинете
старого Пью, дорогие товарищи, ведь вы не оставите старого Пью!
Топот коней между тем приближался. Уже можно было различить пять или шесть всадников,
озарённых луной. Они неслись во весь опор вниз по склону холма. Тут слепой сообразил,
что идёт не туда, куда надо. Вскрикнув, он повернулся и побежал прямо к придорожной
канаве, в которую не замедлил скатиться. Но сейчас же поднялся и, обезумев, выкарабкался
опять на дорогу, как раз под ноги коню, скакавшему впереди всех. Верховой хотел
спасти его, но было поздно. Отчаянный крик слепого, казалось, разорвал ночную
тьму. Четыре копыта лошади смяли и раздавили его. Он упал на бок, медленно перевернулся
навзничь и больше не двигался...>>
Незаурядный талант рассказчика позволил шотландцу Стивенсону создать незабываемый
образ жестокого и одновременно жалкого слепца, который много и бессмысленно грешил,
а погиб так страшно, всеми покинутый. Наверное, при всей противоречивости данного
персонажа, он заставляет задуматься о собственной жизни, ведь повторить, даже
в малой степени, подобное <<животное>> существование совсем не хочется!
АНГЛИЙСКИЙ СЛЕД
Легла неведомость у ног, сломав решимость строгую. Переступив через порог, ноздрями
ветер трогаю, Вдыхаю жизненный эфир, доверясь многоточию, И проникает в пальцы
мир, увиденный воочию...
Фантасты тоже уделяли пристальное внимание <<живущим во тьме>>, придумывая для
убогих особые государства или даже целые планеты. В данном случае, среди первопроходцев
оказался Герберт Уэльс, благодаря воображению которого возникла затерянная в
горах <<Страна слепых>>. Популярный классик описал мир, <<перевёрнутый>> с ног
на голову, потому что практически все члены необычной общины приспособились существовать
на слух и на ощупь. Заблудившийся <<странник>> с отличным зрением в данной дикой
ситуации стал изгоем, испытав на собственной шкуре беспросветность положения
<<инвалида наоборот>>. Повесть изобилует ошибочными утверждениями, психологическими
и бытовыми неточностями, но сам факт появления в печати такого произведения свидетельствует
об общечеловеческой важности проблемы утраты одного из ключевых органов чувств.
Хотя из-за явных недостатков книга не получила всемирного признания, у великого
англичанина, конечно, появились последователи и, прежде всего, среди его соотечественников.
В середине минувшего века Джон Уиндем в своём остросюжетном романе <<День триффидов>>
описал жуткую космическую катастрофу, из-за которой почти всё население Земли
ослепло. Вдобавок к этому несчастью плотоядные <<ходячие>> растения с элементарным
мышлением и превосходной приспособляемостью стали охотиться на беспомощных людей.
Лишь несколько лондонцев по счастливой случайности остались зрячими. Глазами
одного из них читатели смотрят на тяжкие последствия планетарной трагедии.
<<Даже Гайд-парк-Корнер, когда я добрался туда, был почти пустынен. Несколько
покинутых легковых и грузовых машин стояли на улицах. Видимо, очень немногие
из них потеряли управление на
ходу. Один автобус прошёл поперёк улицы и остановился в Грин-парке; белая лошадь
с обломками оглоблей лежала у памятника артиллеристам, о который она раскроила
себе череп. Двигались только люди, немного мужчин и ещё меньше женщин. Они осторожно
нащупывали путь руками и ногами там, где были поручни и ограды, и медленно брели,
выставив перед собой руки, по открытым местам...>>
Опять талантливым художником слова написана мрачная картина всеобщей растерянности
и уныния. Почему-то никто даже не пытается <<вооружиться>> самыми примитивными
средствами пространственной ориентировки, которые есть в каждом доме. Разгул
насилия и многочисленные самоубийства лишь усугубляют туп и ко-вость ситуации.
Кажется, что гибель цивилизации неизбежна, но <<светлое пятно>> на масштабном
полотне скорбной обречённости всё-таки появляется.
<<Меня все ещё магнетически влекло к прежнему центру моего мира, и я пошёл по
направлению к Пиккадилли. Так я вдруг услыхал неподалеку от себя новый отчётливый
звук -- равномерное приближающееся постукивание. Я взглянул вдоль Парк-лэйн и
понял, в чём дело. Человек, одетый более аккуратно, чем все другие, кого я видел
этим утром, торопливо шёл в мою сторону, постукивая по стене рядом с собой белой
тростью. Услыхав мои шаги, он насторожился и остановился.
-- Всё в порядке, -- сказал я. -- Идите, не бойтесь.
Я почувствовал облегчение при виде его. Это был, так сказать, обыкновенный слепой.
Его чёрные очки не так смущали меня, как широко раскрытые, но бесполезные глаза
остальных.
-- Тогда стойте на месте, -- сказал он. -- Бог знает, сколько дураков уже столкнулись
со мной сегодня. Что, чёрт побери, случилось? Почему так тихо? Я знаю, сейчас
не ночь -- я чувствую солнце. Что стряслось?
Я рассказал ему всё, что знал. Когда я закончил, он молчал не менее минуты, затем
у него вырвался горький смешок...>>
Ещё век назад Герберт Уэльс в одной фразе выразил сущность относительного благополучия:
<<В <<Стране Слепых>> и кривой -- король!>> Видимо, в подобных экстремальных
обстоятельствах умеющий самостоятельно передвигаться инвалид по зрению претендует,
по крайней мере, на роль <<наследного принца>>. Похоже, уверенный в себе тотальник
быстро осознал, что его положение теперь коренным образом изменилось, а <<статус
значимости>> необычайно вырос. Кстати, здесь приведено, возможно, первое <<классическое>>
упоминание белой трости, ведь она появилась и стала распространяться сравнительно
недавно.
Данное чтение увлекает и стимулирует мыслительный процесс, хотя <<слепому видно>>,
что Джон Уиндем плохо разбирается в тиф-лопсихологии и нынешних принципах реабилитации.
По его мнению, подавляющему большинству незрячих совершенно не свойственно стремление
к познанию неведомого и инстинктивная приспособляемость к резко изменяющимся
условиям окружающей среды, а ведь именно это является главнейшим преимуществом
человека разумного в беспощадной борьбе за выживание Следовательно, естественный
отбор обрекает ослеплённые массы на быстрое вымирание. Не сомневаюсь, что десятки
тысяч действительно адаптированных и интегрированных в современный социум членов
ВОС не согласятся с таким очень спорным <<теоретическим посылом>>!
Владимир Бухтияров
Продолжение следует.
источник журнал наша
жизнь.
--