[svoboda] статья: Стратегическая авиация - держать строй!

Здравствуйте, rest.
Есть в Саратовской области город Энгельс. И есть там военный аэродром. Он, наверное,
самый знаменитый за рубежами нашей Родины.
Летят самолеты - кому-то привет!
За этим аэродромом очень внимательно следит всевозможный заграничный военный
люд из космоса. А после того как пара самолетов с надрывным ревом проходит над
бетонкой взлетной полосы и тяжело исчезает за горизонтом, все ждут сюрпризов.
И в МИД РФ, и в Генштабе. Не сразу, конечно, а спустя часов 15, а когда и все
сутки. Просто Дальняя авиация опять выполняет свою работу. Летает <<за угол>>,
огибая над нейтральными водами морей и океанов страны и континенты. На радость
тамошним военным летчикам у них появляется повод взлететь по тревоге для сопровождения
наших машин. А радостно им оттого, что каждый вылет на перехват российских ракетоносцев
означает последующую выплату ощутимых денежных вознаграждений. И когда России
заявляет протест за нарушение своего воздушного пространства, например, Великобритания
(так было 10 марта с.г.), знайте - в этом нарушении заинтересованы в первую
очередь натовские пилоты. А средства объективного контроля на борту наших самолетов
показывают, что никаких нарушений не было в помине. Просто таковы правила игры.
За те годы, что руководители <<новой>> России убеждали нас, что у страны нет
потенциальных противников, а только союзники, от присутствия в международном
воздушном пространстве грозных российских ракетоносцев поотвыкли. Стратегическая
авиация прекратила патрулирование в 1992 г. и возобновила только в 2007-м по
приказу президента страны.
К слову, старые пилоты вспоминают, что сегодняшнее патрулирование тройками или
парами ничто по сравнению с вылетами целых полков, как когда-то бывало. Больше
сорока Ту-95 и столько же топливозаправщиков Ил?78 - эта армада устраивала настоящий
переполох в штабах и системах ПВО Запада. Всевозможные стратегические командования
и авианосные соединения тогда судорожно приводились в состояние боевой готовности.
Сегодня никто не собирается так играть друг у друга на нервах, но показывать
силу и способность защищаться надо. И обеспечить пилотам летную практику над
океанскими просторами тоже.
Стратегические ракетоносцы предназначены для поражения объектов противника с
заранее известными координатами. Недавно в рамках командно-штабной тренировки
Дальней авиации, которая проходила под руководством командующего ДА генерал-майора
Анатолия Жихарева, экипажи подняли с авиабазы Энгельс Ту?95МС с учебными крылатыми
ракетами на борту. Они успешно выполнили пуски на максимальную дальность (около
2500 км) по целям на северном полигоне Пембой (Воркута). Мне шепнули <<на ухо>>,
что отклонение ракет от центра мишени не превысило 20 метров. Есть чем гордиться!
Но в общем - какая разница? Плюс-минус километр роли не играет, когда одно <<изделие>>
имеет мощность 500 килотонн. Все равно континентальный масштаб: Хиросиме и Нагасаки,
чтобы навечно войти в историю, хватило по 20 кт.
Смотришь на ракету с боеголовкой - совсем она не страшная. Компактная, блестит
себе под весенним солнышком. Их заряжают по шесть штук в револьверное пусковое
устройство в брюхе <<стратега>>. У Ту-160 таких барабанов два. А Ту?95МС с учетом
внешней подвески ракет способен тащить в себе и на себе сразу 16 ракет. По разрушительной
силе - 400 Хиросим.
От полков к базам
Что изменилось здесь с начала реформирования Вооруженных сил? Внешне - почти
ничего. Пилоты, штурманы и инженеры, как и раньше, тихо, сквозь зубы, сетуют
на убогие зарплаты. Командир экипажа, способный поднять в воздух сверхзвуковой
Ту-160 с 12 ракетами Х-55, имеет со всеми надбавками около 30 тыс. руб. в месяц.
Господа в Минобороны забыли, наверное, что его <<Белый лебедь>> несет чудовищную
разрушительную силу - боеголовки суммарной мощностью 6 мегатонн. Ввели бы, что
ли, графу в платежной ведомости: за ответственность перед землянами. На гражданке
командир корабля в крупной авиакомпании человек, мягко говоря, обеспеченный.
Военную авиацию кормят перспективами.
То от одного, то от другого офицера слышишь: <<Летать некому...>>. Где ты, куда
подевался, <<крылатый народ>>? Нет ответа. Молодые, с <<училищным румянцем>>,
практически не видны на фоне <<зубров>> с многолетней выслугой.
Идет сокращение численности армии, офицерских должностей. Некоторые пилоты со
стажем пытаются переучиваться на гражданские типы самолетов - там тоже дефицит
кадров. Кто идет на замену? Непонятно. В прошлом году курсантами Краснодарского
высшего военного авиационного училища летчиков (военный институт) имени Героя
Советского Союза А.К. Серова стали 28 человек. На все ВВС России. Из них кого-то
в процессе обучения летному мастерству спишут по состоянию здоровья, кто-то
окажется профнепригоден или сбежит от армейской рутины. Может быть, министр
Сердюков и Генштаб делают ставку на беспилотную авиацию? Лет, этак, через 25-30?..
Правда, есть приметы разумного подхода. Перед реформированием структур Дальней
авиации, помню, летчики жаловались:
- Приходится самим ходить в караул, охранять самолеты и остальную технику. То,
чем раньше занимались солдаты-срочники из роты охраны, повесили на летный и
инженерный состав полков.
Вот и ходили в наряды, <<через день на ремень>> штучные специалисты, чья подготовка
обходится государству в десятки и сотни миллионов рублей.
Сейчас, слава богу, вновь на аэродроме появилась нормальная охрана, и пилотам
не приходится выполнять несвойственные им задачи. В солдатских казармах идет
поэтажный ремонт, шефы из Самарской области понемногу подвозят материалы, бытовую
технику. На днях в Энгельсе побывала представительная самарская делегация во
главе с вице-губернатором Иваном Мироновым. Секрет прост - вся Дальняя авиация
летает исключительно на самарских двигателях.
Керосин есть. Где моторы?
А летать приходится много. Керосина предостаточно, ситуация 90-х, когда каждый
литр топлива был на вес золота, стала забываться, как ночной кошмар. Но теперь
чудовищных усилий стоит поддерживать немолодые самолеты в состоянии боевой готовности.
Машины сами по себе крепкие, им еще летать и летать. А вот ресурс двигателей
отсчитывает <<крайние>> часы (у пилотов слово <<последний>> не в чести). С ветеранами
холодной войны Ту-95МС ситуация еще куда ни шло, турбовинтовых НК-12 в советское
время произвели тысячи Есть и запчасти, и заводы, способные их ремонтировать.
Поэтому <<Медведь>> Ту?95МС считается рабочей лошадкой стратегической авиации.
А вот со сверхзвуковыми Ту-22М3 и Ту-160 дела обстоят из рук вон плохо. Командование
Дальней авиации в лице генерал-майора Леонида Мельника регулярно совершает <<налеты>>
в Самару, на завод <<Моторостроитель>>. Проводят многочисленные совещания с
директоратом, конструкторами, руководством ОАО <<ОПК <<Оборонпром>>. А воз и
ныне там: налицо явный развал (а точнее разгром) самарского двигателестроительного
куста. Оборонпромовский назначенец Н.Ф. Никитин и его команда явно тянут время,
не спешат приступать к реализации решения правительства России о глубокой модернизации
двигателей НК-25 для самолетов ТУ-22М3 и двигателей НК-32 для самолетов Ту-160
стратегической авиации.
А давно пора. НК-32 не выпускается с 1992 года. Те движки, что сейчас стоят
на боевых машинах, не дают полностью реализовать потенциал и тактико-технические
характеристики ракетоносцев. Мероприятия по подготовке двигателей НК-32, так
называемого второго этапа, готовились конструкторами КБ, где они были созданы,
- СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Но сегодня это в прямом смысле стратегическое самарское
предприятие тихо ведут к ликвидации. Для справки могу сообщить, что больше половины
<<Белых лебедей>> (их всего-то у России осталось 16) из-за этого прикованы к
земле.
И здесь ни административный ресурс областных властей, ни авторитет и деньги
Минобороны, ни обращения <<Аргументов неделi>> в федеральные структуры практического
эффекта не имеют. Похоже, чиновники Оборонпрома в обороноспособности страны
своего шкурного интереса не видят. А на парад в Москву две именные машины -
<<Самару>> и <<Николая Кузнецова>> инженеры и летчики как-нибудь и без них подготовят.
Источник: "Аргументы недели"
http://informacia.ru/2010/news143.htm
--