Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] статья: призвание

Здравствуйте, rest.

Недавно Анна Ивановна Сизова, создатель музея истории Московской специальной
школы-интерната No 1 для слепых детей, его директор до 1 сентября 2009 года,
а ныне просто <<ангел-хранитель>>, передала редакции нашего журнала зелёную школьную
тетрадку в линеечку с заголовком на обложке: <<Якунин Владимир Михайлович>>.
В ней подробно изложена биография ветерана ВОС и отличника народного просвещения,
материалы о котором занимают почётное место на стендах музея. Пятьдесят четыре
года непрерывного труда учителем физкультуры в начальных классах интерната, всего
две записи в трудовой книжке: <<Принят>>,<<Уволен>>. Огромный список проведённых
соревнований, походов, спортивных игр. И награды, награды... Цифры и даты, хоть
и важны для характеристики любой личности, тем не менее всегда хочется заглянуть
за них, чтобы <<портрет со стенда>> ожил, стал более понятен.
Буду учителем физкультуры
И вот я в квартире Якуниных на Живописной улице в Москве. На дворе -- зима, сугробы,
а в доме -- тихая беседа на тёплой кухне с воспоминаниями ветерана, которым нет
конца. На мой первый вопрос <<почему он стал учителем?>>, Владимир Михайлович
начинает отвечать издалека. Говорит, что родился в Рязанской области в 1928 году.
В возрасте пяти лет заболел. Чем -- не знает, помнит
только, что была высокая температура и сильно болела голова. Может, это корь.
Может, менингит. Да это уже неважно. О том, что после болезни её сын плохо видит,
вечно занятой по хозяйству матери сказали соседи, и она тут же повезла ребёнка
на консультацию в Михайлов, а оттуда -- в Москву. Ответ получила неутешительный
-- атрофия зрительного нерва не лечится. И расценила его как катастрофу. Правда,
окулист Юлия Дмитриевна Жаренцева вселила надежду на обустройство сына, порекомендовав
определить мальчика в Московский институт слепых, так с 1927 по 1948 годы называлась
нынешняя школа-интернат No 1.
Такой <<заход>> кажется мне уж слишком затейливым. Я поначалу пытаюсь остановить
Якунина, а потом понимаю, ведь выбор профессии -- процесс не одного дня. К тому
же человеку с проблемами зрения очень важно сразу обнажить свою <<болевую>> точку,
ведь эта страница жизни практически не п рол исты вается, потому что содержит
в себе все айсберги биографии.
<<Ну, а учителем когда захотели стать?>> -- повторяю свой вопрос. Владимир Михайлович
жестом руки просит не торопиться. И говорит ещё об одном важном для себя и школы
этапе -- о жизни в эвакуации. Она началась 25 августа 1941 года, когда немцы
приближались к Москве, и продолжалась два года. В татарский город Мензелинск
школа со всем своим инвентарём добиралась сначала на пяти автобусах, затем --
на теплоходе <<Роза Люксембург>>, с пересадкой в Казани. А к месту <<дислокации>>
по разбитым сельским дорогам <<школьный караван>> доставили 22 подводы. Чтобы
выжить в эвакуации, учителя и воспитатели завели собственное подсобное хозяйство,
в котором трудились и дети. Володя Якунин должен был ухаживать за лошадьми и
рано утром привозить с водокачки воду для нужд интерната. Ему всё это было не
в тягость. Физического труда он не боялся -- как-никак деревенский мальчик. К
строгости и дисциплине ему тоже не привыкать. Зато суровая жизнь военной поры
дарила и радости. Например, в Мензелинске он впервые ощутил романтику походов.
Здесь же задумался и о собственном призвании, почувствовав удовольствие не только
от выполнения физических упражнений, но и оттого, что делал их лучше других.
Процесс познания себя пошёл ещё быстрее, когда на способности Володи Якунина
обратил внимание вернувшийся с войны учитель физкультуры Лев Болеславович Самбикин.
Да, тот самый знаменитый Самбикин, который жизнь посвятил работе со слепыми детьми.
Написал немало методических пособий на эту тему. Гибкий, подвижный мальчик вполне
мог стать гимнастом всесоюзного масштаба, если бы не плохое зрение. Уже после
эвакуации, повзрослев, он легко выиграл первое школьное соревнование, победив
на всех спортивных снарядах. В качестве приза ему вручили модный тогда чёрный
дорожный чемоданчик с металлическими заклёпками по углам и затейливыми замочками
под названием <<лягушки>>. Этот чемоданчик Владимир Михайлович до сих пор хранит
на антресолях. Радость победы и благодарность учителю была такой огромной, что
юный чемпион, прижимая к груди подарок, впервые осознанно сказал себе: <<Буду
учителем физкультуры, как Лев Болеславович>>.
Но мысль об учительстве окончательно утвердилась в нём несколько позже. И здесь
у Якунина своя история. <<После эвакуации школу разместили на Оленьем валу, 22.
Но всем хотелось вернуться в родные пенаты, то есть на 1-ю Мещанскую улицу, в
здание, построенное на пожертвования специально для слепых ещё до революции.
Воспитатель Левинсон, имеющий юридическое образование, предложил изложить эту
просьбу в письме Сталину. И вскоре по распоряжению вождя комендат Москвы, в ведении
которого находились помещения бывшего интерната, передал их законным хозяевам>>.
По словам Якунина, с этого момента спортивная работа в школе приобрела ещё больший
размах. Самбикин предложил Владимиру перейти в спортивную школу <<Трудовые резервы>>,
учёба в которой гарантировала достойную тренерскую карьеру, но юноша решил окончить
родной интернат и поступить в педагогический институт на школьное отделение.
Сделал это удивительно легко. Будучи студентом по просьбе Самбикина каждый день
приезжал в школу и перед занятиями проводил с её воспитанниками утреннюю зарядку,
а также замещал заболевших учителей. Защитив диплом, пришёл за благословением
к наставнику. Хочу, мол, в свою школу вернуться. <<Я буду этому только рад>>,
-- ответил тот. Выпускника МГПИ имени Ленина тогдашний директор интерната Михаил
Степанович Мякотин, не раздумывая, зачислил в штат учителем физкультуры начальных
классов.
Всё как в детстве
<<Свой первый самостоятельный урок помните?>> -- спрашиваю я. <<А как же? --
отвечает Якунин. -- На нём присутствовал сам Лев Болеславович. И я очень этого
стеснялся. Заметив моё волнение, Самбикин сказал: <<Веди урок так, как будто
меня здесь нет>>. Он ненавязчиво указывал на недостатки, учил правильно страховать
незрячих детей. Но как сделать уроки физкультуры не только безопасными, но и
интересными? И здесь выручил мудрый совет опытного педагога: <<Вспомни себя в
детстве, Володя. Ведь собираясь с ребятами во дворе, вы допоздна увлечённо играли
в подвижные игры -- в лапту или казаки-разбойники. Твои воспитанники -- тоже
дети. Чтобы они полюбили уроки физкультуры, каждый из них должен заканчиваться

<<Кот и мыши>> и другие. А книга Сам-бикина <<Игры для слепых детей>> стала настольной.
Она и сейчас в домашней библиотеке ветерана.
Лев Болеславович был прав. В предвкушении игр ребята ждали физкультуру с нетерпением.
Старательно выполняли обязательные упражнения на равновесие, ходили по скамеечке,
прыгали в длину, метали предметы в даль и в цель. А потом по команде: <<Мыши,
мыши, кот на крыше!>> вмиг срывались с места. Однако бег врассыпную не был таким
уж хаотичным. Учитель контролировал процесс, смотрел дальше и глубже простого
наблюдателя. Уча малышей через игры приближаться к опасности, а затем стремительно
убегать от неё, он не случайно оставлял доступным один-единственный ориентир
для спасения -- свой голос. Именно на него бежали перепуганные <<грибники>> после
слов: <<У медведя во бору грибы-ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит>>.
Причём стоял учитель метрах в двух от стены, чтобы обезопасить наиболее резвых
бегунов. Да, детям нравились игры, благодаря им они тренировали физическую
форму, развивали силу, ловкость, сообразительность, а также, что очень важно
для слепых людей, умение пользоваться главным инструментом познания мира -- звуком,
ведь в дальнейшей жизни именно с его помощью им предстояло управлять своими движениями
и эмоциями, то есть ориентироваться в простанстве и в жизни. Правда, в пылу игры
они не думали об этом. Но Владимир Михайлович уже с первых самостоятельных уроков
ни на минуту не забывал, что его задача -- корректировать не только осанку своих
особенных воспитанников, но и их мироощущение.
Он не раз убеждался в пользе физических упражнений для здоровья. И имел право
вслед за французским писателем Альфредом Мюссе со знанием дела повторить его
известный афоризм: <<Физические упражнения могут заменить множество лекарств.
Но ни одно лекарство не заменит физические упражнения>>. Говорят, <<сказка --
ложь, да в ней намёк>>. И если, повзрослев, ребята понимали это, значит, учитель
<<намекал>> не зря. Образ исследователя, вдумчивого тифлопедагога формировался
в сознании Якунина под влиянием школьных традиций и опыта старших коллег. Правда,
соответствие ему требовало огромной самоотдачи. И он принял эти правила.
Ходи, трогай, пробуй
Сейчас очень моден лозунг <<Равные среди равных>>. Его повторяют в самых разных
ситуациях, пытаясь подчеркнуть открывшиеся возможности для людей с проблемами
здоровья. Тогда, в 50 -- 60-е годы, об этом так много не говорили. Но прогрессивные
педагоги доступными им средствами пытались эти возможности создать. В их числе
и Владимир Михайлович Якунин. Ученик и соратник Льва Самбикина, он не отрицает,
что широко применял на уроках физкультуры его методики, но при этом дополнял
их своими разработками. Например, никогда не пользовался запретительными командами:
нельзя, не ходи, не трогай. Если слепой ребёнок не может прыгнуть с разбега в
длину, то это не значит, что он должен весь урок простоять в сторонке, наблюдая,
как это делают наиболее ловкие. Владимир Михайлович помогал ему преодолеть страх,
ставил рядом со спинкой стула, указывая тем самым направление бега, предлагал
сделать пробные беговые шаги. Повторить упражнения несколько раз, и когда появится
уверенность, выполнить их на скорости. Спортивные маты были широкие, к тому же
с трёх сторон лежали страховочные матрасы, закреплённые ковровыми дорожками.
Так что любое отклонение прыгуна в сторону не грозило ему травмами. Не всем с
первого захода удавалось точно бросить мяч в цель. Владимир Михайлович не сердился,
терпеливо постукивая палочкой по баскетбольному щиту, учил определять направление
броска, подсказывал, как правильно сделать замах. С теми, у кого не сразу всё
получалось, занимался дополнительно. Это был особенный учитель -- внимательный,
терпеливый. Очень любил детей. Причём каждому казалось, что его -- больше других.
Нравилась ребятам и игра <<Два города>> с перекатыванием озвученного мяча через
натянутую над полом волейбольную сетку. Озвученных мячей в те годы не было. Школа
с помощью спортивной секции Центрального правления ВОС пыталась договориться
об их производстве с заводом резиновых изделий <<Богатырь>>, но там за эту работу
не взялись. Первый самодельный озвученный мяч Владимир Михайлович увидел в руках
Самбикина. Методика его изготовления была проста. Резиновую камеру набивали горохом
или фасолью, затем надували её, вставляли в покрышку, которую крепко зашнуровывали.
Такие мячи широко использовались в школе, и Якунин считал их изобретением Самбикина.
Но недавно узнал, что родоначальником здесь был выдающийся врач и педагог П.
Лес-гафт, имя которого сейчас носит Государственный университет физической культуры
в Санкт-Петербурге. Первый озвученный мяч с колокольчиком внутри в школу привёз
из Англии директор интерната. Позже их в качестве заграничных презентов передавали
школе и работники аппарата ЦП ВОС. А впоследствии они стали использоваться не
только на уроках физкультуры, но и в таких популярных среди незрячих играх, как
голбол, торбол, роллингбол.
Превращение в <<принцев>>
По тому, что рассказывал Владимир Михайлович о своих уроках, нетрудно представить
его загруженность. Создаётся впечатление,
что он дневал и ночевал в школе. Помимо обычных физкультурных занятий по средам,
в интернате проходил игровой день, в конце каждой четверти -- соревнования по
лёгкой атлетике, гимнастике, лыжам, конькам, а у малышей -- обязательно эстафета
<<Весёлые старты>> с забавными состязаниями на ловкость, скорость, сообразительность.
Надо было по-пластунски проползти на матах да так, чтоб не уронить расположенный
на спине кубик. Быстрее соперника добраться до финиша на самокате, точнее ответить
на устные вопросы о спортивных снарядах.
Работая одновременно воспитателем, Якунин свою задачу видел в том, чтобы сделать
движение частью жизни незрячего подростка. В свободное от уроков время он устраивал
туристические вылазки в Сокольнический парк, где ребята катались на санках, играли
в санитаров, пробирались сквозь сугробы, вытаскивая <<раненых с поля боя>>. Иногда
в воскресенье на электричке добирался с воспитанниками до деревни Ревково, чтобы
промчаться вместе с горы на лыжах. Летом выезжал с детьми в лагерь, где дарил
им романтику костров и походов. Построенный в 1939 году на государственные деньги
школьный лагерь был своеобразной вольницей для оторванных от семьи интернатовских
мальчишек и девчонок. Время тогда было другое, более спокойное и можно было без
опаски уходить на два-три дня в поход. Пели под баян песни у костра, пекли картошку,
жарили на прутиках кусочки хлеба. Ребята без труда могли сами установить палатку.
Иногда в доме рыбака брали на прокат лодку, отправлялись в водное путешествие,
любуясь красотой природы, порой заплывали в заросли, в настоящие дебри, трогали
руками сплетённые над водой ветви кустарников. Иногда просто дурачились, наряжались
привидениями, чтобы попугать сельских ребятишек. А однажды были свидетелями урагана,
который пронёсся, слава Богу, стороной, повалив берёзки в соседнем лесу. Ребята
ходили туда, рассматривали деревья, которые лежали в рядок, сражённые неведомой
силой. В общем, смеялись, плакали, удивлялись, наслаждались, как все люди вокруг.
Полнота жизни -- она ведь не для избранных. И нет большей награды для педагога,
чем научить незрячего ребёнка вопреки своему физическому недостатку радоваться
ей. Так что в те далёкие годы два талантливых человека -- Самбикин и Якунин --
творили волшебство, превращая доступными им средствами физкультуры замкнутых
и неловких незрячих ребятишек в <<прекрасных раскованных принцев>>, чувствующих
живое пространство. Именно с именами этих двух людей связаны и международные
соревнования по лёгкой атлетике среди незрячих. Они стали проводиться после Московского
фестиваля молодёжи и студентов по инициативе Льва Болеславовича. Так, в Чехословакию
на международные соревнования легкоатлетов была направлена команда Московской
школы-интерната No 1, которая под руководством Л. Самбикина заняла первое место,
оставив позади чехов, немцев и венгров. Свой вклад в подготовку команды внёс
и Якунин. Позже Лев Болеславович и Владимир Михайлович занялись пропагандой и
развитием спортивной работы на предприятиях Общества слепых. В Москве их поддержали
тогдашний заместитель председателя городского правления Фёдор Михайлович Астафьев,
инструктор по спорту МГП ВОС Тамара Константиновна Полякова и инструктор ЦП ВОС
Зинаида Семёновна Бакулина. На восовских предприятиях появились лыжные, конькобежные,
легкоатлетические секции, стали проводиться соревнования.
Служба во имя любви
После нескольких десятилетий активной работы физкультурником Владимир Михайлович
попросил директора перевести его на должность учителя по ориентировке. Увлечённо,
творчески занимался с детьми, которые плохо чувствовали пространство. Составлял
индивидуальные методики для них, учил самостоятельно ходить сначала в условиях
зала, ориентируясь на звук, затем -- в открытом пространстве. После упорных тренировок
его ученики могли свободно перемещаться из класса в класс, самостоятельно добираться
до столовой, бытовых комнат, преодолевать препятствия. Окончательно из школы
Владимир Михайлович уволился всего два года назад, полностью реализовавшись на
педагогическом поприще.
Не <<закопал>> он и другой свой талант -- артистический. На протяжении многих
лет занимался в кружке художественного слова при
Доме культуры ВОС под руководством актрисы Светланы Ивановны Радченко. Читал
стихи Пушкина, Лермонтова, Гамзатова, незрячего поэта Глеба Еремеева. Поэзия
-- тоже его пламенная страсть, которой он верен до сих пор. Недавно стал призёром
смотра художественной самодеятельности среди учителей Северо-Восточного округа
Москвы. Вместе со своим коллегой, преподавателем музыки В. Кондратьевым, принял
участие в гала-концерте, который состоялся накануне 2010 года.
Даже беглый арифметический расчёт показывает, что большую часть своей жизни Владимир
Михайлович провёл в школе, верой и правдой служа делу воспитания детей. Ну, а
ту малую часть, что оставалась после этой службы, отдавал сцене, гастролируя
с концертной бригадой по городам и весям. А как же семья? Неужели так и не сумел
её создать? И в этом вопросе у Якунина всё в порядке. С женой Идеей Николаевной
прожили вместе более 50 лет. Она -- тоже учитель по профессии. Познакомились
в доме отдыха. <<Курортный роман>> оказался счастливым. Владимир Михайлович перевёз
жену из Ярославля в Москву и сам нашёл ей работу в своём родном интернате. Сначала
воспитателем, а потом -- учителем начальных классов. По духу они единомышленники.
Идею Николаевну тоже волновали особенности воспитания и обучения незрячих детей.
Она разрабатывала методические рекомендации по этим вопросам, писала статьи в
журнал <<Дефектология>>, принимала участие в научно-практических конференциях.
С мужем всегда рядом, они и сейчас являются опорой друг для друга. Взаимопонимание
и совместные интересы -- наверное, в этом секрет их <<золотой>> супружеской жизни.
У Якуниных двое детей. Сын Алексей -- юрист, а дочь Марина -- экономист. Есть
внучка Юля и правнук Никита.
Поскольку Владимир Михайлович всегда вёл активный образ жизни, понимая его важность
для человека любого возраста, то, естественно, не изменил своим пристрастиям
и на пенсии. Каждое утро делает зарядку. У него свой комплекс упражнений. До
недавнего времени совершал пробежки. Сейчас он с ними распрощался. Но не отказался
от общественной работы в совете ветеранов МГП ВОС, от контактов с теми, кому
интересен его опыт.
Вот такой творческий, думающий учитель пятьдесят четыре года украшал коллектив
Московского интерната No 1. А его самоотдача, ответственный подход к труду восхищают
даже в наше прагматичное время. И пусть некоторые называют его чудаком-романтиком.
Как известно, на таких чудаках земля держится. Именно они помогают нам понять
вечную, как мир, истину: если у каждого человека на земле своё предназначение,
то смысл нашего существования в том, чтобы с любовью, на благо себе и людям,
отрабатывать то, к чему призвал нас Бог.
Валентина Кириллова
2010 ГОД -- ГОД УЧИТЕЛЯ

источник журнал наша
жизнь.

--

Ответить   Fri, 23 Apr 2010 20:01:44 +0400 (#1057882)