Здравствуйте, свобода.
Рунет второй раз в своей истории пытается подхватить мировую моду на
подкасты. Проекты в этом формате относительно недороги в производстве и
запускаются практически каждую неделю, а наиболее успешные из них собирают
по 10-20 тыс. прослушиваний за выпуск. За эту аудиторию уже готовы платить
крупные рекламодатели, но оправдан ли такой ажиотаж или формат окажется
пузырем, пока непонятно.
Попытка номер два
В России интерес к подкастам начался еще 15 лет назад. В 2004 году появился
проект радио- и телеведущего Василия Стрельникова и его партнеров rpod.ru --
платформа, где можно было выкладывать свои подкасты и слушать чужие. В 2008
году появился еще один подкаст-терминал PodFM, основанный Максимом
Спиридоновым, позднее создавшим образовательный холдинг <<Нетология-групп>>.
<<В 2004 году я обнаружил большое количество подкастов в англоязычном мире,
слушал американские подкасты, в то время как в России тогда никто и не
слышал об этом формате. Помню, я вбил в поисковую строку "Яндекса" слово
"подкаст", и "Яндекс" мне ничего не смог выдать>>,-- рассказывает Василий
Стрельников. Его проекты не дожили до нового бума: rpod.ru объявил о
закрытии в 2014 году, а запущенный в 2005 году The Big Podcast перестал
обновляться чуть позже.
В 2019 году сообщения о том, что какое-либо медиа или журналист начинают
делать свой подкаст, появляются практически каждую неделю. <<Сменилось целое
поколение, и новую аудиторию уже не устраивает качество контента в
традиционных медиа, на ТВ и радио, они ищут альтернативу. Выросли скорости
передачи информации, в кармане у каждого появился доступ ко всему миру, что
упростило доступ к подкастам>>,-- рассуждает Василий Стрельников. Подкасты
-- это формат, который вписывается и в тренд на персонализацию в медиа:
каждый может слушать то, что ему интересно, от пятичасовых диджей-сетов до
политических дискуссий, добавляет он.
Исследований, которые достоверно оценивали бы объем рынка подкастов в России
и их аудиторию, пока нет. Крупнейшие платформы, включая Google и Apple,
также не спешат называть цифры. В <<ВКонтакте>>, запустившем сервис
<<Подкасты>> в сентябре 2018 года, сейчас около 2 тыс. подкастеров, которые
выпустили более 50 тыс. эпизодов, говорит глава продвижения сервиса Наталья
Алимова, но не называет абсолютных цифр по аудитории. На <<Яндекс.Музыке>>,
где подкасты появились в декабре 2018 года, сейчас более 1,1 тыс. их
наименований, меньше чем за год подкасты послушали хотя бы один раз около 1
млн человек, аудитория растет, говорят в сервисе.
Если исходить из того, что в России успешный подкаст собирает в среднем от
10-20 тыс. прослушиваний, а в Apple Podcasts около 30 успешных проектов, то
аудитория всех подкастов может составлять до 1 млн россиян, оценивает
шеф-редактор <<МБХ медиа>>, выпускающего четыре подкаста, Сергей Простаков.
Основатель студии по производству подкастов <<Либо / либо>> Лика Кремер дает
похожую оценку аудитории, уточняя, что речь идет только о тех, кто
использует подкаст-приложения для прослушивания. Основатель проекта
<<Полка>> и подкаста <<Ток>> Юрий Сапрыкин оценивает аудиторию подкастов в
России в <<несколько сотен тысяч>>. Пока слушателей <<гораздо меньше
миллиона, но эта аудитория быстро растет>>, говорит сооснователь подкаста
<<Норм>> Дарья Черкудинова.
Большие планы
Участники рынка рассчитывают на рост аудитории в несколько раз. Помимо
подписчиков подкаст-приложений есть <<немаленькая>> аудитория сайтов
радиостанций, которые слушают эфиры, выложенные на сайте, она уже привыкла
потреблять аудио в режиме on demand, но еще не знает о подкастах, в том
числе за счет нее в ближайший год размер аудитории подкастов в России как
минимум удвоится, прогнозирует Лика Кремер.
Хотя бы один подкаст Sports.ru послушали пока лишь чуть более 500 тыс.
человек, а это меньше 5% месячной аудитории издания, подсчитал его
сооснователь Дмитрий Навоша. <<Это оставляет еще существенное пространство
для роста, раза в два-три так уж точно>>,-- надеется он