Рассказывает Аслан Шауей: «Увидев в фейсбуке несколько фотографий этого необычного путешествия, я не мог не вспомнить фразу “Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Действительно, нужно иметь не только смелость, но и немного безумства, чтобы решиться на такое экстремальное путешествие — втроем на “запорожце”, которому более трети века, по таким местам, которые одолеет не каждый джип».
Я попросил рассказать об этом главного организатора экстремального путешествия Александра Еликова.
Вообще вся история началась с того, что давно хотелось мне до Магадана доехать. Но, наработавшись дальнобойщиком и все свободное от работы время прокатавшись в автопутешествиях (уже почти два десятилетия), я простую поездку на современном автомобиле уже давно перестал считать интересным занятием. Скучно, знаете ли, выставив «круиз» и «климат», катиться по дорогам общего пользования целый месяц. Где адреналин? Где экстрим? Где постоянная боязнь, что сейчас что-то сломается? А какое удовольствие приносит постоянный контроль за температурой, давлением и постоянное прислушивание к работе мотора и трансмиссии! Короче, потихоньку пришел к мысли, что для осуществления мечты нужно приобрести какой-нибудь старючий и желательно советский автохлам. Забегая вперед, скажу, что сейчас «запорожец» автохламом у меня язык не поворачивается назвать. Ну и, конечно же, к старой развалюхе надо обязательно иметь комплектом бумажные карты, брезентовую палатку, бамбуковые удочки, примус, старый ватник и соломенную шляпу. Вот это уже интересно будет!
И тут осенило. «Запорожец»! Вот на чем надо ехать в Магадан! Начались поиски автомобиля. К моей радости, выяснилось, что купить автомобиль ЗАЗ-968 в очень приличном состоянии можно до 20 000 рублей, да еще и есть из чего выбирать. Но чем ближе подходило время старта, тем яснее становилось, что столько времени нет ни у меня, ни у тех проверенных друзей, кто с радостью поддержал такую идею. А так как в ходе изучения материалов про машинку в интернете стало понятно, что это еще и очень хорошо передвигающийся по бездорожью автомобиль, то начали посещать бредовые идеи поехать на нем не просто по дорогам, а пройти какой-нибудь интересный внедорожный маршрут. Что у нас там рядом? Ага, перевал Дятлова, плато Маньпупунёр. Отлично! Посмотрел повнимательнее фото и видеоотчеты. Хм… Нормально вроде бы. Лишь бы воды большой не было.
В итоге «запорожец» был куплен в Омске за 20 000 рублей. Да-да! За «двадцатку» был куплен автомобиль, который по своему техническому состоянию готов был ехать хоть на край света. В Москве за те же самые деньги была куплена ATV-шная лебедка, за 10 000 рублей куплены три луазовских покрышки для пущей проходимости и за 2000 рублей приобретен новый аккумулятор. Вот и вся подготовка. «Запорожец» оказался на очень хорошем ходу, и ремонтные работы, которые проводились перед поездкой, носили больше диагностический характер.
Слева направо: Елкин, Дубовой, Лапшин. И как положено — шлепки на носки, никак иначе! А тому, что в центре, можно и без носков — у него шляпа соломенная.
Из Омска я выехал в одиночку и, проехав 650 километров без каких-либо проблем, прибыл в Тюмень, где меня уже поджидали проверенные в сложных экспедициях друзья — Дубовой Михаил из Нового Уренгоя и Лапшин Дмитрий из Надыма. В Тюмени с Дмитрием Куликом, тем самым, с которым не так давно покоряли мыс Челюскин, мы установили «силовик» — квадратную трубу 40×60 с площадкой под лебедку, установили и подключили лебедку и обули «грязевую» резину от ЛуАЗа на заднюю ось. Резина имеет тот же самый размер, что и родная запорожская, но у нее очень зубастый протектор. Быстро покидали спальники, палатки, канистры, еду и выдвинулись по почти тысячекилометровому маршруту: Тюмень — Ирбит — Нижний Тагил — Серов — Ивдель — Полуночное.
Из Полуночного, последнего очага цивилизации на пути к перевалу Дятлова, сделали контрольные звонки родным и выдвинулись по каменистой отсыпке в сторону гор. И в первом же броде через реку Вижай, копнув гальку, немного подсели ровно посередине. Правда, вовремя сориентировались — я не стал зарываться, парни сразу подтолкнули, и уже через какие-то секунды машина была на другом берегу. Стало понятно, что, не спуская давление в задних колесах, реки нам не перейти. А имевшийся за плечами опыт использования на низком давлении задеревеневших старинных советских покрышек говорил о том, что придется спускать каждый раз непосредственно перед сложным участком и потом сразу накачивать, чтобы покрышки не пошли трещинами и не начали жевать камеры.
Вторая речка на пути преподнесла нам сразу несколько сюрпризов. Во-первых, стало понятно, что реку там, где ее переезжают все, нам не переехать. Слишком глубоко и сильное течение. Во-вторых, когда мы пошли вдоль берега для поиска мелководья, то идущий впереди Дима Лапшин наткнулся на медведя, сидящего у воды. Ну и в-третьих, найдя метрах в трехстах выше по течению более-менее подходящий проезд и попытавшись пробраться туда через овраг, мы вдруг поняли, что лебедка у нас перестала работать. Да, вот так! Новенькая лебедка «Стократ» при первой же нагрузке перестала работать на смотку — внутри что-то страшно скрежетало и клинило редуктор. И как назло, нужного шестигранника в инструментах не оказалось. И это все под нескончаемым дождем и повышающимся уровнем воды в горных реках. Да тут еще и ночь настала…
Спать я лег с тяжелыми мыслями. Проснулся от разговоров парней. А именно от того, что они собрались идти искать медведя. Пока я продирал глаза, они скрылись за кустами в направлении того места, где вчера был замечен косолапый. Замечу, что из оружия у нас были спички, два ножика и два фальшфейера. И вот как-то мгновенно я заразился их безбашенностью, и у меня все сразу встало на свои места. На размотку же лебедка работает? Работает! Значит, сейчас мы, перемотав трос, размотку сделаем смоткой! Вчерашнюю канаву, где мы помучились со сломанной лебедкой, проскочили за считанные минуты. И начались у нас броды, лужи, опять броды, опять лужи.
Водных преград от реки Вижай и до самой базы Ильича просто какое-то нескончаемое количество. Воды в салоне постоянно было под самые сиденья. Но у нас у каждого было по баночке из-под тушенки, и мы ими достаточно быстро приспособились ловко орудовать и по ощущениям воду выкачивали из салона быстрей хорошего трюмного насоса.
Застрял на выходе из реки Ушма
Так вот, с шутками и прибаутками, где-то ныряя по капот в воду, где-то петляя между деревьями и объезжая водные преграды по следам квадроциклов, мы проскочили базу Ильича и добрались до избы в кедровнике. Время было послеобеденное, но ввиду того, что от нескончаемых дождей и постоянных подтоплений салона у нас сухим оставался только потолок «запорожца», было решено вставать на полудневку для просушки одежды и спальников.
Только что видели медведя. Вроде сами хохочем, но от машины никого не отгонишь.
Утром почти сразу после избы уперлись в торфяное болото, которым нас так пугали перед выездом. Осмотрелись. Хм, да вроде ничего страшного. Выбрали траекторию, поубирали бревна из колеи, где-то, наоборот, подложили и ходом дошли почти до самого конца. Одно лебежение — и мы на твердом. Вот и все болото. А вот потом начался подъем на хребет Чарканур. Дело в том, что самое главное и критическое отличие «запорожца» от полноценного внедорожника — вовсе не колесная формула, а отсутствие пониженной передачи. И если по грязи, колеям и бродам эта машинка на удивление хорошо ехала, то на крутом подъеме с крупными камнями перегруженный «запорожец» просто не мог тронуться.
Приходилось набирать высокие обороты двигателя, потом отпускать сцепление и, тронувшись, просто давить педаль газа что есть силы. Но быстро ехать из-за корней, торчащих бревен и камней там невозможно, поэтому приходилось постоянно отпускать педаль газа, машина сразу переставала тянуть и вставала. От таких скоростных прыжков по камням оторвали глушитель. Лес очень быстро наполнился запахом горелого сцепления и ревом, а ближе к концу подъема сцепление начало все сильней и сильней пробуксовывать, пока совсем не перестало подавать признаков жизни. И вот мы уже присматриваем хоть какую-то площадку на крутом склоне для замены сцепления. А для этого нужно полностью снять с машины двигатель вместе с коробкой, которые в сборе весят почти 200 килограмм. Решили изготовить треногу из бревен и через блок вытаскивать двигатель руками.
Но как только все было готово к демонтажу, мы услышали звук двигателей. В гору снизу ползли три машины — УАЗ «Патриот» и две «Нивы». Это ребята из Перми шли на плато Маньпупунёр. И мы тут же были просто с ног до головы окутаны их вниманием и заботой! Сергей, водитель УАЗа, предложил нам снимать двигатель лебедкой его машины. Его штурман начал кормить нас вкуснейшими бутербродами. Ребята двух «Нив» быстро организовали бивуак, и уже очень скоро на костре готовилась вкуснейшая каша. Мало того, Сергей категорически отказался ехать дальше до тех пор, пока мы не переберем сцепление и он своей лебедкой не поставит нам двигатель на место.
Ребята на «Нивах» вообще решили остаться ночевать рядом с нами. Ко всему этому у нас было сильное сомнение, что нам хватит бензина до перевала Дятлова, и, узнав об этом, с УАЗа нам даровали канистру бензина, да еще и, не терпя каких-либо возражений, ребята навалили нам с собой целую гору еды. Вот такие вот они, настоящие пермяки!
На следующий день с новым сцеплением машина поехала гораздо интересней, да и крутой подъем уже закончился. Правда, даже с подаренным нам бензином как-то тревожно быстро стрелка уровня топлива шла к нулевой отметке. Дело в том, что помимо того, что нам пришлось максимально обогатить смесь в карбюраторе, еще и ко всему появился люфт в трамблере и зазор между контактами выставить было невозможно. И вот с таким букетом мотор начал просто глотать бензин, громко стреляя при перегазовках.
Потом по дороге из КПП вылетел привод, передающий момент к колесу, но не беда, разобрали — собрали, и дальше. Потом пропали передачи, оказалось, что вырвало переднее крепление коробки. Но у нас была хорошая проволока, которой мы и воспользовались.
И опять мы ехали. Убирали с дороги бревна, рубили корни, искали объезды. Вот уже начался березняк, вот уже через деревья видны первые каменные останцы. Пару раз подсели в глиняной колее так, что пришлось тянуться лебедкой. Выбираемся, еще немного… И вдруг машина, попав одной стороной в яму и сильно накренившись на левый бок, внезапно глохнет. Кручу стартером — не заводится. Пытаюсь снова завести и понимаю, что аккумулятор у нас совсем плох — лебедка и слабый генератор сделали свое дело. Открываем капот — фильтр пустой. У нас кончился бензин. Точнее, весь перетек на левую сторону, и топливозаборник хватанул воздуха. Становится весело.
Мы без аккумулятора и без бензина стоим в трех-четырех километрах от перевала Дятлова, никого нет и ближайшую неделю вряд ли будет, да еще ко всему начинает валить мокрый снег для полного счастья. В голову не приходит ничего интереснее, чем прогуляться до памятника, до него ведь от нас рукой подать. Пошли. Вышли на отрытое пространство, а там такая метель, что, не дойдя до места метров пятьсот, сказали себе: «Ай, да ну его. Пошли “домой”». Вернулись к «запорожцу», нашли пустую пластиковую бутылку, слили в нее бензин и запитали из бутылки топливную магистраль. Машину завели с помощью маленького аккумулятора — зарядки для гаджетов. Потом выбрали ровную площадку, выехали туда «запорожцем» и начали обустраивать лагерь.
А когда немного распогодилось, то сходили на перевал еще разок. Самое интересное нас ждало по возвращении. Оказалось, что за наше отсутствие к нам в гости приходила медведица с медвежонком, хорошо хоть ничего не тронули.
Надо бы пытаться ехать назад, но вот незадача — с разряженным аккумулятором лебедка не хочет тянуть даже через блок, а впереди серьезная засада, которую без лебедки нам не пройти, да и бензина у нас в баке литров 5-7 всего, далеко ли уедем. Самое смешное, что еда даже с учетом той, что нам дали с собой пермяки, начала кончаться. Три здоровенных лба от безделья за два дня сожрали практически все свои запасы. И вот после наступления уже вторых по счету сумерек в нашем месте обитания вдруг из леса нас осветило светом. Да еще хорошим таким, светодиодным. Машина! Двое парней из Екатеринбурга на новенькой «Тойоте Хайлюкс» решили в выходные скататься на перевал Дятлова. Как потом выяснилось, они за сутки съездили на сложный и для очень большого количества джиперов непокорившийся участок Ивдель — перевал Дятлова — Ивдель. В джинсиках, туфельках, с музычкой. Вот что значит опыт и уверенность в машине и своих силах.
И вот уже эти парни достают из бездонного кузова пикапа бензогенератор, зарядное, канистру с бензином, коробки с едой. Это было что-то! Как будто их нам послали специально! Глацких Артем, спасибо тебе огромное! Ты нас не просто выручил, ты нас спас!
А утром мы уже радостно и громко ревя остатками глушителя мчали домой. И опять бензин начал испаряться на глазах. Это не расход, это какая-то дырка в баке, блин! И снова чудо. Как только мы поняли, что бензин на исходе, навстречу как по заказу выезжает УАЗ. Максим из Перми, заочно я с ним был знаком по интернету. Без каких-либо колебаний они начинают заправлять нас своими запасами бензина. Мне даже пришлось их останавливать, иначе бы они вылили нам всё, а им ведь еще ехать домой. Вот что такое настоящие уральские джиперы — готовы были отдать последнее этим попрошайкам на «запорожце». И снова мы мчимся в сторону дома. Остается всего лишь спуститься с хребта Чарканур, а дальше вообще хорошая дорога. И тут удар. Хороший удар в правое заднее колесо. Машину кинуло на камень и от удара согнуло рычаг. Согнуло так сильно, что колесо стало домиком, уперлось в стойку и критически изогнуло привод.
Посмотрели — на месте сделать ничего не получится, к сожалению. Будем потихоньку пробовать ехать так. Но чуда не произошло, и вал сломало пополам. Всё, приехали. Таких запчастей у нас с собой не было. Недолго думая оттащили лебедкой машину с дороги, поставили на пеньки, разобрали и выяснили, какие запчасти нам понадобятся. И, написав записку, что ушли за запчастями, отправились в пешее путешествие домой.
Нам надо было как минимум дотопать до реки Ауспия, на берегу которой разворачиваются в обратный путь грузовики, которые возят и забирают оттуда пеших туристов. Всего получалось около 25 километров и обеденное время на дворе. Пришлось поспешить, чтобы ночь нас не настигла в дороге. И мы этот путь достаточно быстро и без особых усилий прошли. Мне так вообще показалось, что пешком здесь передвигаться гораздо легче и быстрее. И это при том, что к пешему походу мы специально не готовились и прошли весь путь в резиновых сапогах, а один из нас проделал его в болотниках.
Подходя к бивуаку на берегу Ауспии, мы почувствовали запах дыма. Это значило только одно — там находится группа пешиков, которая ждет свой транспорт на обратную дорогу. Именно так и оказалось — вот-вот за ними должен был приехать «Урал» из Ивделя. Радости нашей не было предела. Ведь следующая такая группа может быть здесь через неделю или еще больше, а до Ивделя отсюда еще больше ста километров. Пришел «Урал», запросил с нас 10 000 рублей и за 7 часов «примчал» нас уже под утро в поселок Полуночное. Там мы сели на какой-то старенький пазик местных авиалиний, который довез нас до автостанции в Ивделе. По причине того, что один из нас где-то потерял свой паспорт, путь на вокзал нам был заказан. Значит, до дома будем добираться автобусами! Сели в автобус и к вечеру были в Екатеринбурге, где нас уже ждал Алексей Макаров (снегоболотоходы «Макар»).
Отмыв нас от копоти, проводил на автовокзал, откуда мы ночью отбыли в сторону Тюмени. Так как я уже опаздывал на работу, то вернуться за «запорожцем» у меня не получалось, но зато Дима Кулик, как только узнал, что надо ехать, сразу все бросил и начал готовиться к поездке. И пока мы добирались до Тюмени, он уже нашел все запчасти и машину, на которой они потом поехали на перевал Дятлова. Парни за трое суток успели починить «запорожец», сходить пешком на перевал и вернуться обратно в Тюмень. Правда, к сожалению, я в этой истории, которая, по рассказам, была не менее увлекательна, уже не участвовал.