Одна из главных достопримечательностей Сан-Франциско – линия исторического трамвая. Всего в городе действует три системы трамвая — канатный трамвай, современный электрический трамвай Muni Metro и историческая линия электрического трамвая F Market Street. Самое интересное в исторической линии – это сами вагоны. Здесь представлены старые трамваи из Англии, Португалии, Японии, Австралии, Бельгии, Германии и, конечно, США. Жалко, наших нет. Точнее, говорят, есть один трамвай из России, но он сейчас на ремонте в музее и не ходит по улицам. Вообще в Сан-Франциско получился идеальный транспортный музей, большинство экспонатов ходит по улицам и радует жителей города и туристов. Напомню, что в Москве тоже есть коллекция старых трамваев. Но на них не то, чтобы покататься, даже посмотреть нельзя, так как у транспортного музея Москвы нет помещения.
Историческая справка:
«В начале 1980 годов в Сан-Франциско так же, как во многих других городах мира, трамваи были сочтены устаревшим видом транспорта. Трамвайные маршруты стали закрывать. Так, когда под Маркет-стрит проложили метро, то сочли ненужной и линию на ней. А отпраздновать такое достижение технического прогресса решили Фестивалем трамваев, собрав «пенсионеров» для последнего парада.
Фестиваль горожанам очень понравился и стал проводиться ежегодно. Причем каждый раз ряды его участников пополнялись трамваями из других стран. Было решено пригласить и Советский Союз, великую трамвайную державу. И 27 января 1987 года генеральный консул СССР Валентин Каменев передал мэру Сан-Франциско Дайан Файнстейн вагон, который носил тогда гордое название «Трамвай «Желание мира». Москва как бы идейно углубила название знаменитой пьесы Теннеси Уильямса. Жители Сан-Франциско оценили этот жест — на Интернет-сайте музея говорится, что дар нашей страны «помог растопить холодную войну — пусть даже если только на немного».
Сам же Фестиваль трамваев стал столь популярен, что возникла идея — почему бы не сделать его постоянным и не пустить антикварные трамваи по старой линии? Так и произошло — и в 1995 году исторические трамваи начали регулярное движение по Маркет-стрит, а к 2000 году линия удлинилась почти вдвое и стала проходить по набережной. В ближайшее время откроется и вторая линия.»
Вагон 1079, выпущен в 1946 году. До этого работал в Ньюарке и Миннеаполисе. Это модель типа PCC, родственник знакомой нам «Татры».
В Северной Америке трамваи PCC строились до начала 1950-х годов, в общей сложности было выпущено 4978 вагонов.
Это трамвай, сделанный в 1952 году, всю свою жизнь он работал в Сан-Франциско. Последний PCC, сделанный в северной Америке.
Вагон 1073, 1947 года выпуска.
1948 год выпуска, вагон из Филадельфии
А вот это интересный вагон, модель Boat Car, выпуск 1933 год. Знаменитый Блэкпульский трамвай-кабриолет приехал из Англии.
Трамвай MMTB W2-Type 1928 года выпуска из Мельбурна.
Миланский трамвай Peter Witt 1928 года выпуска.
Интерьер одного из трамваев.
Проезд стоит 2 доллара. Исторический трамвай здесь это не только аттракцион для туристов, но и вполне самостоятельный вид общественного транспорта.
В каждом вагоне есть информация о модели трамвая, на котором выедете.
Ну и конечно в Сан-Франциско есть кабельный трамвай.
Но это будет уже отдельная история
Всем другим городам надо брать пример с Сан-Франциско!
Олимпийский парк — один из двух кластеров соревнований будущих Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи. Посмотрим, как выглядят олимпийские объекты за месяц до соревнований.
Олимпийский стадион «Фишт». Здесь во время Игр пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Вместимость 40 000 зрителей. После окончания Игр планируется использовать его как футбольный стадион:
Самый, на мой взгляд, интересный по архитектуре объект в Олимпийском парке. С несколько странным названием Большой ледовый дворец «Большой». 12 тысяч зрителей. Основная хоккейная арена Игр. После Олимпиады в нем собираются проводить концерты и спортивные соревнования:
«Адлер-Арена». Конькобежный спорт, 8000 зрителей. Говорили, помню, что это одна из лучших конькобежных арен в Европе. После Игр здесь планируется сделать выставочный центр:
АZIMUT Hotel Resort & SPA. 4 звезды, вроде бы уже работает. Архитектура на троечку, скучновато:
Рядом с AZIMUT строят тематический Парк развлечений с огромной гостиницей. Кажется, хотят сделать что-то вроде Диснейленда:
Центральная площадь парка с чашей олимпийского огня:
Слева — пятизвездочный отель «Русские сезоны», справа — офисное здание Оргкомитета Игр:
Дворец зимнего спорта «Айсберг», 12 000 мест для зрителей. Фигурное катание, шорт-трек. Во время строительства мне говорили, что это сооружение разберут после Игр и перевезут в другой город. Потом, вроде бы, решили делать там велосипедный стадион, но и от этой идеи отказались:
Ясное дело, без церкви никуда. Огромный собор строят недалеко от станции «Олимпийский Парк»:
А вот и сам железнодорожный вокзал в Адлере:
Ледовая арена «Шайба» — еще один хоккейный стадион в Парке. 7000 зрителей. «Шайбу» тоже хотели перевезти в другой город после окончания Игр, но потом оказалось, что это конструктивно невозможно.
На ближнем плане — медиа-центр Игр:
Колоссальное по размерам сооружение. Общая площадь: 150 000 кв.м. Здесь будут жить и работать около 15 000 журналистов. После Игр в нем хотят сделать торгово-развлекательный центр, который станет одним из самых крупных в Краснодарском крае. Видимо, он рассчитан на гостей отелей в Парке и рядом, а так же тех, кто после Игр поселится в домах олимпийской деревни. Из Сочи, конечно, туда ехать не ближний путь.
Керлинговый центр «Ледяной куб», 3 000 зрителей. После Игр начинку увезут в Москву, а в здании сделают еще один спортивно-развлекательный центр. Адлер, я так понимаю, станет основным местом развлечений, шоппинга и занятий спортом на Черноморском побережье Краснодарского края.
Новая Адлерская ТЭС, 360Мвт. Обеспечит электроэнергией Игры, а потом и Сочи, где постоянная нехватка мощностей и отключения света.
В 2011 году закрылся один из старейших аэропортов Москвы – «Быково», построенный в 1933 году. Старше него был только Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе, построенный в 1910 году на Ходынском поле, который также прекратил свое существование в этом веке. Посмотрев территорию аэропорта со спутниковых карт, я приметил группу самолетов в стороне от ВПП, которые явно уже не используются и стоят на хранении. Теперь дело осталось за малым, приехать туда и посмотреть все своими глазами. Тем более аэропорт не работает и скорее всего охраняется кое-как, а следовательно, проблем с попаданием к самолетам не должно быть.
Собрав по дороге в Быково все пробки, которые были, мы добрались до места всего лишь за пару часов до наступления темноты. С погодой тоже не повезло, постоянно шел дождь. Но зато, как я и предполагал, попасть к самолетам оказалось элементарно.
Первый самолет оказался точно в том месте, куда показывали координаты со спутниковой карты. Правда, на снимке их было два, а в реальности остался только один.
А вот группа из трех самолетов, которая должна была быть в километре от этого борта переместилась поближе и обзавелась еще одной машиной. Так что количество заброшенных самолетов на спутниковой карте и в действительности совпало.
Первый, уже не летательный аппарат, на нашем пути был ИЛ-76ТД.
Так как бортовой номер был известен, то можно узнать некоторые подробности о данной машине. Выпущен этот самолет был в декабре 1982 года для ВВС СССР. Родная его модификация ИЛ-76МД (модернизированый дальний). В качестве военно-транспортного самолета, этот борт летал 10 лет.
После развала СССР самолет остался на Украине, где в 1993 году был отправлен на хранение. Простояв два года, самолет опять стали использовать, сначала один год на Украине, а потом после конвертации в Ил-76ТД, его начал эксплуатировать в России.
ИЛ-76ТД (транспортный дальний) по факту является гражданской вариацией ИЛ-76МД просто без военного оборудования. В России этот самолет эксплуатировала авиакомпания «Авиаст», которая через семь лет полетов оставила его на хранение в аэропорту Быково. Самолет с тех пор больше не летал, но смог пережить свою авиакомпанию, которая была закрыта в 2008 году.
Пришло время залезть внутрь самолета. Дверь была не заперта, и мы как порядочные люди зашли через нее.
Внутри царит бардак, но это не мешает оценить немаленький размер грузового отсека. Его длина вместе с рампой 24,5 метра, ширина 3,4 метра, а высота 3,5 м.
Максимальная коммерческая нагрузка данного самолета составляла 50 тонн и отвезти этот груз он мог на 3 650 км.
Крышка контейнера аварийного плота кем-то выдрана и аккуратно положена рядом с правой входной дверью.
Ну что же, бросим еще один взгляд на грузовую часть и двигаемся в кабину.
От кабины уже мало, что осталось. Все оборудование и даже пол – демонтировали. Только кресло штурмана на своем месте.
Таким самолетом управляет экипаж из 7 человек, поэтому раньше тут было довольно много оборудования.
В техническом отсеке рядом с кабиной есть аварийно-эксплуатационный люк, который ведет наружу.
Поднявшись через люк, можно побегать по самолету сверху, но из-за дождя фюзеляж был очень скользкий, и я не стал этого делать.
Как потом выяснилось, через несколько дней после нашего посещения этот ИЛ-76ТД был разломан и вывезен.
Перейдем к группе из четырех самолетов, стоящих на хранении. Все они были изготовлены ОКБ Яковлева. ЯК-42Д – ближнемагистральный пассажирский самолет, который впервые увидел небо 26 лет назад. Этот самолет пришел на смену ЯК-42 и исправил ряд его очевидных неудобств. Кстати, этот самолет был выпущен в том же году, когда ЯК-42Д совершил свой первый полет.
Еще 5 лет назад этот борт регулярно летал, а потом авиакомпания «Эльбрус-авиа» отправила его на хранение в 2008 году. Через год авиакомпания накрылась из-за долгов и самолет был арестован. Если верить интернету данный ЯК-42Д выставили на продажу. Так что если кто-то хочет купить себе этот самолет, то пусть готовит 33 759 000 рублей.
Состояние внутри, конечно, лучше чем в предыдущем ИЛе, но все равно плохое.
Из 120 кресел эконом класса осталось только три.
Задний входной трап.
Если открыть дверцы в хвостовой частью с надписью «тушение на земле», то можно увидеть такое переплетение труб.
Что тут и для чего я не знаю, поэтому переместимся в кабину.
Для управления ЯК-42Д было достаточно двух человек.
Правда, этот самолет вряд ли будет летать, скорее всего его постигнет участь своего соседа – ИЛ-76ТД.
Из иллюминаторов с левой стороны открывается вид на другие самолеты в отстойнике.
Еще один ЯК-42Д авиакомпании «Эльбрус-авиа».
Двигатели с него уже сняли, так что я не удивлюсь, если и он пойдет под нож.
Этот самолет был выпущен на два года позже предыдущего в 1989 году. На хранение его оставили в том же году, как и соседний ЯК-42Д в 2008.
Состояние самолета оказалось лучше двух предыдущих.
Но, к сожалению, кабина тоже уже изрядно повреждена.
А вот туалет оказался в хорошем состоянии.
Посмотрим на самолет еще разок со стороны и отправимся к следующему.
Еще один ЯК-42Д. Двигатели на нем тоже отсутствуют. Этот борт успел полетать немного дольше своих соседей по «хранилищу». Он прибыл в Быково в 2009 году на техническое обслуживание, где и был арестован и отправлен на хранение.
Задний входной трап оказался опущен, что облегчило задачу попадания внутрь.
В этом самолете катастрофически не хватало пола.
Мало того, что пола нет, так еще и баррикады из кресел на пути в кабину. Кабина оказалась в таком же состоянии, как и в предыдущих самолетах. Поэтому я ее не стал фотографировать.
Перейдем к следующему самолету, на мой взгляд он самый интересный – ближнемагистральный пассажирский самолет ЯК-40К. Индекс «К» означает конвертируемый вариант. С 1975 по 1981 год выпускались самолеты в этом варианте для грузовых и смешанных перевозок. Максимальная коммерческая нагрузка в грузовом варианте была увеличена до 3200 кг. Конвертируемый вариант создан на базе серийного 32-местного самолета и предполагает быструю перекомпоновку пассажирской кабины в грузопассажирский или грузовой вариант. Применение конвертируемого самолета обеспечивает более гибкое его использование и, соответственно, большую экономическую эффективность. Грузопассажирский вариант рассчитан на перевозку пассажиров от 10 до 18 человек с пассажирами и грузами – с максимальным весом от 2150 до 1150 кг соответственно.
Среди всех самолетов в этом отстойнике, этот самый старый он 1978 года выпуска, что не удивительно ведь ЯК-40 выпускались с 1966 – 1981 год. В Быково на хранении он оказался примерно в то же время, что и другие ЯКи – 2008 году.
Примечательно, что все четыре ЯКа за все свое время эксплуатации по одному разу принадлежали авиакомпании «Центр-Авиа». Для этого и предыдущего самолета эта авиакомпания стала последней.
Из всех самолетов, в которых мы были этим вечером, тут наиболее сохранившаяся кабина пилотов.
Забавно, что все эти самолеты пережили свои авиакомпании, которые закрылись в конце нулевых годов.
Пока мы рассматривали самолеты на улице стало совсем темно, да и из-за дождя вся одежда промокла и стало холодно. Поэтому мы решили сворачиваться и отправляться домой.
Конец 60-х, сексуальная революция, далекая Южная Африка, режим апартеида – казалось бы, совершенно ничего общего. Однако, присмотритесь… ничего не напоминает?
Предупреждение!
Содержание этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).
Эти фотографии сделаны в ночных клубах Кейптауна, ЮАР в конце 60-ых годов.
Главное место действия – клуб «Катакомбы» – в дневное время парикмахерская для домашних животных, а по ночам одно их самых популярных и многолюдных ночных заведений города.
Клуб «Катакомбы», 23 февраля 1968 года.
Посетители клуба – так называемая «тусовка» того времени – представляла собой дикую смесь богемы и андеграунда.
Богатенькие старички с молодыми женами, светские девушки и гомосексуалисты соседствовали здесь с бандитами, моряками и проститутками, а также с небывалой для времен апартеида наглостью – межрасовыми парами.
Клуб «Катакомбы», 8 января 1968 года.
Мода 60-ых – мини-юбки, сапоги, яркий макияж и пышные начесы – наглядно демонстрирует результаты прокатившейся по странам Запада сексуальной революции.
Клуб “Катакомбы”, 1968 год.
Интерьер клубов, мягко говоря, непритязателен и не сильно отличается от расположенных неподалеку трущоб. Голые стены, пара столов и пластмассовая барная стойка.
Любимый напиток посетителей – бренди с колой.
Клуб The Spurs, 29 декабря 1967 года.
Автор фотографий – Билли Монк – фигура в ночной жизни Кейптауна весьма заметная и известная.
Обладая репутацией любимца женщин, ловеласа, бойца и музыканта, он и сам был неотъемлемой частью тусовки, которую фотографировал.
Именно то, что его принимали за своего, позволяло ему подходить к своим объектам съемки так близко и получать откровенные кадры ночного веселья. Правда, также этому способствовала и слава человека, который может в любой момент ударить, причем неслабо.
Клуб «Катакомбы», 13 февраля 1968 года.
О самом Монке известно немного. Говорят, что родился он 11 января, но какого года – неизвестно, никто никогда не знал, сколько ему на самом деле лет.
Он не любил говорить о своем детстве, явно прошедшем не в самой благополучной семье. Ранняя его деятельность заключалась в том, чтобы как-то выжить, в основном за счет мелких преступлений.
До того, как с головой погрузиться в ночную жизнь, он успел отсидеть в тюрьме за взлом сейфа, побывать моделью и ныряльщиком за брильянтами.
Около клуба «Катакомбы», 26 февраля 1969 года.
В «Катакомбы» Монк пришел работать вышибалой, но был в этой роли не слишком хорош, избивая провинившихся посетителей до полусмерти.
Когда работа вышибалой в клубе не заладилась, Монк, практически случайно, вступил в мир фотографии. Продолжая работать в «Катакомбах», он начал зарабатывать, снимая разнообразную публику этого заведения с весьма неоднозначной репутацией.
Клуб The Spurs, 27 февраля 1967 года.
На протяжении двух лет, с 1967 по 1969, его яркая вспышка высвечивала не только грязную подноготную жизни андеграунд-клубов, но и весьма разнообразную развеселую публику, их посещающую.
Ночная жизнь, показанная Монком, была скрыта от посторонних глаз в то время, сложно ее увидеть где-то еще и сейчас. Фактически он был единственным, кто запечатлел эту темную сторону жизни, что и принесло позже его фотографиям такой успех.
Клуб “Катакомбы”, 27 октября 1967 года.
Монк работал при расцвете апартеида в ЮАР – время, когда цвет кожи определял, где человек может жить, работать, на ком жениться и где выпивать.
Андеграундный стиль жизни «Катакомб» и его посетителей был местом, где зарождалось так называемое инакомыслие – здесь нарушались все возможные табу и условности апартеида.
Тем не менее, ни сам Монк, ни объекты его съемки, не считали себя оппозиционерами и борцами с режимом. Он лишь пытался заработать деньги, продавая снимки изображенным на них людям в качестве воспоминаний о «прекрасном вечере», а они просто хотели весело провести время.
Клуб «Катакомбы», 18 марта 1968 года.
Снимки Монка, снабженные подробными аннотациями с именами и датами, были обнаружены в 1979 году, через 10 лет после того, как он перестал снимать, а уже в 1982 году были представлены на выставке в Йоханнесбурге, имевшей огромный успех.
Клуб The Balalaika, декабрь 1969 года.
Правда, сам фотограф так и не смог посетить свою первую выставку. Через две недели после ее открытия Монка застрелили в нелепой бытовой ссоре.
Когда-то, еще работая в «Катакомбах», Билли сказал одному из своих друзей: «Вот увидишь, с фотографией у меня все получится. Они будут говорить о моих снимках еще долго после того, как меня не станет». Он оказался абсолютно прав.
В рамках выставки «Consumer Electronics Show 2014», все больше автопроизводителей желают представить что-то особенное. Автосалоны и мотор-шоу становятся слишком однообразными и компании ищут новые способы продвижения.
Так, компания Ford, показала первые детали своего нового гибрида C-MAX Solar Energi, который будет использовать солнечные батареи на крыше, в качестве дополнительного источника энергии.
Компактный минивэн использует технологии, которые были разработаны конструкторами производителя совместно с исследовательскими организациями.
Несмотря на то, что солнечные элементы будут реагировать на относительное расположение солнца и заряда может быть вполне достаточно, C-MAX Solar Energi будет также заряжаться от электросети. На полностью заряженных аккумуляторах и при полном баке, автомобиль сможет преодолеть расстояние почти в 1000 километров.
В настоящее время на Земле извергаются несколько вулканов, в том числе Синабунг в Индонезии, Этна на Сицилии, Чапаррастикуе в Сальвадоре, а также некоторые другие.
Индонезийцы наблюдают за извержением вулкана Синабунг в провинции Северная Суматра, Индонезия, 3 января. Вулкан периодически извергается с сентября.
Люди наблюдают за извержением вулкана Этна со станции мониторинга итальянского Национального института геофизики и вулканологии недалеко от Катании на Сицилии, 30 декабря.
Жители деревни Тига Панкур эвакуируются во временный приют во время извержения вулкана Синабунг в округе Каро провинции Северная Суматра, Индонезия, 29 ноября.
Церковь в деревне Кебаякен на фоне извергающегося вулкана Синабунг в округе Каро провинции Северная Суматра, Индонезия, 30 ноября.
Женщина идёт по дороге, усыпанной пеплом вулкана Синабунг, в провинции Северная Суматра, Индонезия, 5 декабря. Около 15 тысяч человек были эвакуированы из семнадцати деревень, расположенных на склонах вулкана Синабунг.
Следы звёзд над вулканом Синабунг, 28 ноября. Вид из деревни Тига Панкур в провинции Северная Суматра, Индонезия, 28 ноября.
Неравнодушная женщина кормит брошенных собак в деревне Мардиндинг в провинции Северная Суматра, Индонезия, 2 декабря.
Извержение вулкана Этна недалеко от города Катания на Сицилии, Италия, 28 ноября.
Сельский житель идёт по деревне Тига Панкур в провинции Северная Суматра, Индонезия, 30 ноября.
Люди уезжают из деревни Темберун во временный приют во время извержения вулкана Синабунг в округе Каро в провинции Северная Суматра, 29 ноября.
Школьники сидят на уроке в деревне во время извержения вулкана Синабунг в провинции Северная Суматра, Индонезия, 29 ноября.
Извержение вулкана Чапаррастикуе в департаменте Сан-Мигель, Сальвадор, 30 декабря.
Ребёнок играет в одеялах в здании школы, которое служит приютом для местных жителей, эвакуировавшихся из окрестностей вулкана Чапаррастикуе в департаменте Сан-Мигель, Сальвадор, 30 декабря.
Мужчина смотрит на извергающийся вулкан Синабунг в провинции Северная Суматра, Индонезия, 4 декабря.
Новый остров, образовавшийся в результате извержения подводного вулкана, у берегов Японии, 10 декабря.
Извержение вулкана Этна возле города Катания на Сицилии, 15 декабря.
Рабочие трудятся на кофейной плантации во время извержения вулкана Синабунг в провинции Северная Суматра, Индонезия, 27 ноября.
Фермер убирает вулканический пепел со своих грядок в деревне Кебаякан в провинции Северная Суматра, Индонезия, 1 декабря.
Вулкан Синабунг извергается недалеко от деревни Тига Серангкай в округе Каро, в провинции Северная Суматра, Индонезия, 24 ноября.
Извержение вулкана Синабунг в округе Каро провинции Северная Суматра, Индонезия, 30 декабря.
Вулкан Чапаррастикуе выбрасывает облако газа и пепла на высоту 5 километров над городом Сан-Мигель, Сальвадор, 29 декабря. Последнее извержение вулкана происходило в 1976 году.
Птицы пролетают мимо извергающегося вулкана Синабунг в провинции Северная Суматра, Индонезия, 1 января.
Вулкан Этна выбрасывает потоки лавы на Сицилии, Италия, 30 декабря.
Извержение вулкана Чапаррастикуе в Сальвадоре на снимке, сделанном астронавтом НАСА Ричардом Мастраккио с борта МКС 30 декабря.