В 1717 году Петр I направил в Италию капитана Юрия Кологривова, чтобы тот закупил
мраморную скульптуру для украшения Летнего сада. Вскоре царь получил от своего
агента письмо, в котором Кологривов сообщал, что собирается купить найденную
месяц назад старинную статую "марморового Венуса", но ему в этом препятствует
большой ценитель античности Папа римский Климент XI. Мраморная Венера была и
правда великолепна, римский губернатор Фальконьери утверждал, что "найденная
скульптура никакому в Риме украшению не уступит". За дело взялся искусный дипломат
Савва Рагузинский. На переговорах о приобретении скульптуры он предложил передать
Папе мощи святой Бригитты, захваченные Петром в качестве трофея при взятии Ревеля,
в обмен на фигуру языческой богини любви. Святая Бригитта - одна из самых почитаемых
католических святых, ее мощи - бесценная реликвия, и в подобной ситуации Папа
не мог торговаться, на карту ставился авторитет католической церкви. Климент
XI вынужден был уступить, и на пьедестале статуи появилась медная лента с надписью:
"Императору Петру I в угодность подарил Папа Климент XI".
Венеру установили в Летнем саду. Петр, проявляя заботу об уникальной статуе,
приставил к ней часового. Часовой охранял Венеру не от воров, а от царских подданных,
которые при виде "голой дьяволицы" брезгливо отворачивались и норовили в нее
плюнуть.
Во время правления Екатерины бесценную статую перенесли в Таврический дворец
- вот почему она вошла в историю искусств как Венера Таврическая, а после постройки
Нового Эрмитажа богиня любви по праву стала украшением античной коллекции Эрмитажа.