"Меж Пестеля и Маяковской
Стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный Мережковский
И Гиппиус прожили в нем
Два года этого столетья..."
В доме под номером 24/27 на углу Литейного и Пантелеймоновской, знаменитом доходном доме Мурузи, построенном в мавританском стиле "под роскошную турецкую баню", жили не только Мережковский и Гиппиус. Здесь жил Николай Лесков, сюда приходили Блок и Есенин, Брюсов и Белый. Именно в этом доме произошли события, легшие в основу "Гранатового браслета" Куприна. В 1919 году здесь размещалась только что организованная студия издательства "Всемирная литература" - в поисках помещения сюда случайно забрели Корней Чуковский и Александр Тихонов и, поднимаясь по лестнице, увидели, как из-под одной незапертой двери низвергался водопад. Квартиру, оставленную организацией эсеров, захватили беспризорники. Застигнутые облавой, убегая, они включили в ванной и на кухне краны - по залитой водой квартире плавали тысячи эсеровских брошюр и листовок. Чуковский снял башмаки, закатал брюки и выключил воду. "А не сгодится
ли эта квартира для студии?" - спросил Тихонов, оглядевшись. И уже через несколько дней полы были высушены, надписи стерты, а эсеровские агитки просохли - и оказалось, что ими можно отлично топить небольшой, но очень симпатичный камин. Здесь слушали лекции Слонимский, Лунц и Зощенко, а вели занятия Лозинский, Шкловский и Гумилев, обучая студийцев искусству художественного перевода. В квартире был маленький концертный зал c эстрадой и металлической мебелью. В первый же день занятий одна студийка восхищенно заметила, ощупывая стул: "Да он весь из серебра! " Гумилев ей тут же ответил тоном знатока: "Ошибаетесь, не из серебра, а из золота. И посеребрен. Для скромности. Под стать нам. Ведь мы тоже из золота. Только для скромности снаружи высеребрены..."
А в 1955 году в этот дом, в "полторы комнаты", переехал 15-летний Иосиф Бродский.