На болотистом острове, образуемом Невой, Мойкой и Пряжкой жил в петровские времена
мельник Матис. В начале Северной войны он оказывал русским войскам услуги разведывательного
характера - доносил о перемещении шведских войск, за что после победы получил
"охранный лист" на остров. С тех пор остров стал называться Матисовым. В 1786
году в Россию из Шотландии приехал Чарльз Берд, несколько лет прослужил на Александровском
пушечно-литейном заводе, сколотил небольшой капитал и стал владельцем заводика
на Матисовом острове. Заводик постепенно превратился в одно из лучших литейно-механических
предприятий, выпускавшее печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти
и паровые машины. Здесь же, на острове, Берд построил корабельную верфь, лесопильный
завод и паровую мукомольню. А в 1815 году на заводе Берда был пущен на воду первый
в России пароход, Берд назвал его "Елизавета". При большом стечении народа и
в присутствии членов августейшей фамилии стимбот "Елизавета" продемонстрировал
свои ходовые качества в пруду Таврического дворца. Публика ликовала, а Берд получил
выгодные правительственные заказы. Имя Берда стало символом успеха, появилась
поговорка: на вопрос "Как дела?" петербуржцы отвечали: "Как у Берда, только труба
пониже, да дым пожиже".
Берд оставил в Петербурге след, вполне сравнимый с деяниями великих зодчих: на
его заводе были изготовлены барельефы Александрийской колонны, фигуры для здания
Сената и Синода, части купола Исаакиевского собора, пролетные строения всех висячих
мостов, а уж о фонарях, решетках, балконах - и говорить нечего. После смерти
Чарльза Берда наследники продали завод, ставший в последствии частью объединения
"Адмиралтейские верфи", поговорка была забыта, но остался маленький мост через
Пряжку, который носит славное имя Берда.