Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

-----------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

-----------------------------------------------

Выпуск #16

Пятница 13-ое

Приветствую всех поклонников ужасов и поздравляю всех со столь знаменательной датой (пятница 13-е)! В связи с этим великим ужасняцким праздником, я решил (по совету Вована Савчука, который и напомнил об этой дате) посвятить этот номер рассылки одноименному фильму. Итак, полконники Джэйсона - встречайте Пятница 13-е!

Можно сказать, что серия "Пятница 13-е" является одной из наиболее успешных и долгоживущих серий фильмов. Кроме того, эта серия оказала огромное влияние на жанр слэшеров, а хоккейная маска Джэйсона стала настоящим символом. Нечего и говорить, что во всей серии актерская игра стремиться к нули (как и во многих слэшерах вообще), но это не портит фильмы, ведь не в игре дело. Первые восемь частей сделала компания Paramount, а затем продала все права New Line Cinema, которая сейчас делает свой второй вклад в серию.

  • Пятница 13-ое
  • Friday the 13th (1980)
  • Режиссер Sean S. Cunningham
  • В ролях: Betsy Palmer, Adrienne King, Jeannine Taylor
  • Выпущенный через два года после триумфального показа "Хэллоуина", этот фильм, являясь самым настоящим идеологическим продолжением детища Джона Карпентера. И наравне с ним и "Кошмаром на улице Вязов" стал прародителем воистину культового сериала.

    Рабочим названием фильма было "Долгая ночь в кровавом лагере" ("Long Night at Camp Blood"), что более точно описывает происходящее в фильме. Что и говорить, этот полуторачасовой фильм современному зрителю не покажется каким-то особенным. Разве что сделан он получше, чем огромная масса слэшеров-подражателей. Ведь в том-то и дело, что именно подражателей! И хотя приглядевшись, видно, что сюжеты "Пятницы" и массы последующих фильмов практически одинаковы, есть одно существенное отличие - всем последователям так и не удалось скопировать той атмосферы, которую создали в "Пятнице".

    Этот фильм создал своеобразный тон, который заставлял зрителей чувствовать, будто и их самих хочет прирезать маньяк. Но вернемся к сюжету, который создал сценарист Виктор Миллер (Victor Miller) . Фильм открывает сцена, в которой таинственный убийца убивает парочку, уединившуюся на чердаке. Затем фильм переносится на 11 лет вперед - в наши дни. Правда, назвать эти дни нашими уже как-то немного не справедливо - правильнее было бы сказать в конец 70-ых. Открылся летний лагерь у Кристального озера. И группа ребят заранее приезжают туда, чтобы подготовить его к открытию и принять отдыхающих детей. Собралась туда и Энни (Робби Морган/Robbi Morgan). Попуткой добралась она до ближайшего к лагерю городка и встретила в нем странного старика на велосипеде - Сумасшедшего Ральфа (Уолт Горни/ Walt Gorney), который предупредил ее своим зловещим хриплым голосом, что они все умрут! Кстати Ральф и его предупреждения довольно мило сделаны - это одна из наиболее запоминающихся сцен в фильме. И, как оказалось, его слова были пророческими. Энни даже не доехала до лагеря.

    А в самом лагере у озера начали собираться парни и девушки. И заварилась обычная лагерная жизнь - рубка, готовка да веселье. Только вот за всем этим наблюдает кто-то не очень дружелюбный (если так вообще можно окрестить маньяка, жаждущего перерезать вам горло). Первую половину фильма атмосфера понемногу нагнетается, увеличивая постепенно частоту и близость этого недоброго наблюдения. А затем начинается резня - неизвестный маньяк начинает по одному (изредка по двое) мочить без всякой жалости всех приехавших в лагерь. Причем для каждого из них он выбирает наиболее подходящий момент и хитроумный способ. Спецэффекты, сделанный Томом Савини, который позже станет очень значительной личностью в ужасняцком кинематографе, на тот момент выглядят просто феноменально. Да и сейчас смотря на них не испытываешь какого-нибудь дискомфорта (как иногда бывает при просмотре старых спецэффектов). Все выглядит весьма мило.

    Всего в фильме будет убито 10 человек. И что самое интересное - совершенно не важно кто является убийцей. Создатели фильма нашли уникальную промежуточную форму убийцы. Для всех слэшеров характерны два типа убийцы - бессмертный монстр и "это кто-то из нас", что превращает жанр либо в рубилово, либо в рубилово с загадкой. Здесь же присутствует промежуточный вариант - сперва вроде бы в наличии загадка - кто убийца не известно, это человек, но лицо его не показывают. Но это оказывается человек со стороны, а конкретнее миссис Вурис. С момента ее первого появления на экране и до момента, когда раскрывается, что все убийства ее рук дело проходит всего минута-две. Так что личность убийцы не является принципиальным вопросом. Я видел только еще один фильм с подобным выбором убийцы - Последний экзамен.

    Оказывается миссис Вурис (которую играет Бетси Палмер/ Betsy Palmer) мстит - одиннадцать лет назад ее сын Джейсон отдыхал у этого озера и из-за халатности наблюдающих утонул. И у нее съехала крыша, поэтому она и убивает всех жителей злополучного лагеря. И единственная оставшаяся в живых девчонка Элис (Adrienne King) начинает лихорадочно убегать от маньячки, время от времени посылая ее в нокдаун и постоянно не добивая. А миссис Вурис настойчиво охотится за своей последней жертвой, и в итоге, как и предполагалось, сражение проигрывает. После этого Элис забирается в лодку, выплывает на середину озера и впадает с забытье. Когда она просыпается утром и видит на берегу полицию, ее неожиданно утягивает под воду этот самый Джэйсон. Мой отец до сих пор при просмотре ужасняков говорит "А сейчас вылезет мальчик Джэйсон", и обычно бывает прав - у него пресловутый "мальчик Джэйсон" стало именем нарицательным для всяческого рода маньяков и прочих тварей, неожиданно выскакивающих из-за угла. И хоть я вроде бы и открыл сюжет фильма до самого конца, но не думаю что это может испортить просмотр тем, кто его еще не видел. Ведь кайф фильма не в интриге, которой собственно и нету, а в напряжении, в атмосфере, в убийствах, в звуках "чш-чш-чш-ха-ха-ха", ставшими фирменной маркой всего сериала.

    Еще стоит сказать и о финансовой стороне дела. Бюджет фильма составил 700 тысяч долларов (это конечно не нынешние семьсот тысяч, но тоже не слишком много). А в кинопрокате фильм заработал 37 с половиной миллионов долларов. Такой успех просто обязывал создать сиквел, тем более, что и сюжет фильма это позволял. Короткий диалог в конце фильма Элис: "А мальчик тоже мертв?", полицейский: "Какой мальчик?", Элис "Мальчик... Джэйсон". Такой диалог не просто намекал, он просто орал, что будет продолжение, главным действующим лицом которого будет уже Джэйсон. И ожидавшие не ошиблись. Правда я не думаю, что они могли представить себе, что двадцать лес спустя будет создаваться десятая серия фильма и Джэйсон никогда не умрет. В видео прокате фильм также собрал более 17 миллионов долларов.

  • Пятница 13-ое 2
  • Friday the 13th Part 2 (1981)
  • Режиссер Steve Miner
  • В ролях: Amy Steel, Adrienne King, John Furey
  • Как и ожидалось, уже в следующем году в кинотеатрах появился фильм Пятница 13-ое, часть вторая! На этот раз полностью сменилась команда, работающая над фильмом. Режиссером стал Стив Майнер, а сценаристом Рон Курц (Ron Kurz). И фильм имеет определенные отличия от своего предшественника. И главное из них - это убийца.

    Фильм начинается с того, что выжившая героиня во сне переживает произошедший с ней кошмар. Ну и, конечно, ее убивает Джейсон. На мой взгляд эта часть фильма излишне затянута - многовато ее ворочаний в постели, излишние куски из первой части. Для того, чтобы объяснить происходящее достаточно всего нескольких сцен, а там их вставлено раза в три-четыре больше, чем нужно. Хотя в последствии это станет традицией серии, и каждая из них будет начинаться именно таким образом. И, кроме того, убийство девушки как-то туго вяжется с дальнейшим содержанием фильма, хотя обычно "вводная сцена" имеет смысл, только если как-то связана с последующими событиями. Непонятно также, где это происходит и каким образом туда добрался Джейсон (хотя логика вообще хромает у таких фильмов, но о таких вещах все же можно было бы и позаботиться). На мой взгляд смерть единственной выжившей из предыдущей части как бы должна показать, что от Джейсона и его возмездия не скроется никто. Ну, да бог с ними, не об этом фильм.

    Пять лет спустя после окончания первого фильма (тоже странное обстоятельство - обычно фильмы такого рода либо вообще дают прямое продолжение действия, либо вставляют такое же количество лет, что прошло в реальности) группа подростков вновь открывают лагерь, не обращая внимание на предупреждения местного шерифа и старого психованного Ральфа, второго персонажа из предыдущего фильма. Они организуют тренировочный центр и достаточно скоро узнают, что выбрали для этого не самое лучшее место - ведь по их души пришел Джэйсон! Для того, чтобы внести напряжение в фильм происходит несколько убийств в середине фильма, а также вносится загадка - что же храниться в лачуге Джейсона за одной из дверей? В этой части Джейсон ходит с белым мешком на голове (который он надел после очередного убийства) - но что же скрывается под ним? Таким образом наличие заранее известного убийцы компенсируется второстепенными загадками. В этой серии Джэйсона играет Уоррингтон Джиллетт (Warrington Gillette). Так написано в титрах, хотя на самом деле во многих ключевых сценах его играл дублер Джиллетта Стив Даскавич (Steve Daskawicz).

    В этом фильме уже 9 трупов. И главная героиня, Джинни, помощница директора центра (ее играет Эми Стил), пытается в конце фильма использовать свои знания детской психологии, чтобы спастись от тяжелой руки Джэйсона. В общем и целом - это достаточно приличное продолжение, которое еще рассказывает какую-то историю, кроме слепой резни всех вокруг. Фаны мощного хоррор-издательства Фангория назвали этот фильм худшим ужасняком 1981 года. Но не смотря на это, он собрал в кинотеатрах 19,1 миллионов долларов.

  • Пятница 13-е, часть 3
  • Friday the 13th Part 3: 3D (1982)
  • Режиссер Steve Miner
  • В ролях: Nick Savage, Gloria Charles, Kevin O'Brien
  • Как видно, и третья часть не заставила себя ждать. В следующем году кинокомпания Парамаунт вновь обрадовала всех любителей ужасов третьей частью сериала. В этот раз в качестве режиссера остался Стив Майнер, ставивший и вторую часть. Со сценаристами уже сложнее. Разные источники называют разных людей, а у меня нету под рукой кассеты, чтобы проверить это в титрах. В одном месте сценаристами названы Мартин Китроссер (Martin Kitrosser) и Кэрол Уотсон (Carol Watson). В другом источнике сценаристами названы Иван и Константин Чачорния (Ivan and Constantine Chachornia). Кому верить - не знаю.

    Фильм опять начинается с длинного повторения конца предыдущей серии, окончательно закрепив эту традицию. И сразу же идет продолжение - Джэйсон вытаскивает из груди мачете, встает, и как ни в чем не бывало идет на охоту. Этим утверждается полное бессмертие Джэйсона - он переживет всех жителей Земли (судя по десятой части)! На этот раз Джэйсона сыграл Ричард Брукер (Richard Brooker).

    Первыми жертвами очухавшегося монстра становится пожилая пара владельцев магазина. В их же магазине Джэйсон находит и одевает свою знаменитую хоккейную маску вратаря! Так что в третьей серии культовый облик Джэйсона уже окончательно сложился, прожив без изменений до наших дней.

    К Кристальному озеру на отдых приехала группа тупых подростков. Еще при подъезде к домику они видят полицейские патрули и машину скорой помощи, которая увозит единственную оставшуюся в живых после бойни в предыдущей серии. Но этот более чем прозрачный намек до них не доходит, и они приезжают к месту отдыха. Также у них возникает конфликт в тремя рокерами, которые решают отомстить за нанесенную обиду. Как мы и ожидали, всех их там ждет смерть! Кроме одной девушки, хозяйки этого домика Крис (Dana Kimmell, которая получила роль из-за того, что понравилась продюссерам в предыдущем своем слэшере - Sweet Sixteen), которая несколько лет назад пережила встречу с Джэйсоном, которая оставила глубокий след в ее психике. В качестве суррогатного заменителя старого пророческого Ральфа здесь был использован какой-то старик, которого молодежь согласилась немного продкинуть.

    При выпуске в кинотеатрах фильм был трехмерный. Правда я довольно слабо представляю себе, что в данном случае имеется в виду. Говорят (вернее пишут в интернете), что оно гораздо прикольнее выглядит. Кроме этого фильма в начале 80-ых в 3D-формате были также выпущены фильмы "Челюсти 3D", "Амитивиль 3D", "Сокровище четырех корон". Однако Пятница 13-е, часть 3 заработала 36,2 миллионов долларов и стала самым успешным 3D фильмом. Интересно, что штатовская версия фильма (которую видим мы) идет 96 минут, тогда как Шведская всего 78 минут. Они вырезали 18 минут фильма, причем самых интересных - кровавые разборки и т.п. Я даже не представляю, что за отстой у них вышел.

    В фильме уже побольше трупов - 12 штук, и Джэйсон, кроме обычного рубания и резанья горла также раздавливает одному парнише голову голыми руками. При просмотре фильма становишься болельщиком и хочется крикнуть "Мочи их! Мочи скорее!". Кретинские герои фильма не могут вызывать симпатии, так что их смерть кажется подарком ждущим зрителям. Фильм настолько стандартный и плоский, что может вызвать интерес только у больших поклонников жанра и этого сериала. Ничего принципиально нового и интересного, но его вполне можно смотреть. Но что окончательно убивает - так это концовка. В ней из воды выпрыгивает мамаша Джэйсона с мистическим образом обратно приделанной прогнившей головой! Только для преданных фанатов.

    По этому фильму также была написана книга, автором которой является Michael Avallone. Несколько лет спустя новеллизацию этого фильма сделал и Simon Hawke, который в том же году выпустил книги и по 1,2 и 6 частям.

  • Пятница 13-е, часть 4: Последняя Глава
  • Friday the 13th Part 4: The Final Chapter (1984)
  • Режиссер Joseph Zito
  • В ролях: Kimberly Beck, Corey Feldman, Peter Barton
  • Этот фильм стал первой попыткой закрыть эпопею Джейсона. Ха-ха, уж мы то знаем, чем это кончится!

    В этой части Джэйсон оказывается в морге, но приходит в себя и чуток поубивав в этом веселом заведении, возвращается в леса, чтобы продолжить свой безумный кровавый марш-бросок по окрестностям. Как раз в это время к озеру на отдых приехала группа подростков, чтобы Джэйсону не было грустно и не прекращался расходный материал. Рядом с домом, где устроилась очередная порция тупоголовых кретинов, ни на что более не пригодных, как стать жертвами, живет семья Джарвис - мать, дочь-тинэйджер и где-то десятилетний сын по именни Томми, которого играет Кори Фельдман.

    Как мы и ожидали Джэйсон пришел и практически всех их вырезал. Жестоко и весело. И принялся за Джарвисов. При этом маленький Томми, в процессе убегания от монстра случайно наткнулся на газетную статейку, где изображен Джэйсон (интересно, откуда она могла взяться?) и обкорнав свои волосы а-ля маленький Джэйсон прикинулся детской инкарнацией маньяка, и таким образом его обманув, нещадно зарубал мачете.

    Звучит это по-дурацки. Но на самом деле четвертая часть лучше, чем третья. Она чем-то прикольнее. Кроме того, Том Савини возвращается, чтобы сделать кровавые спецэффекты для тринадцати жестоких убийств. Но это далеко не шедевр, и смотреть его смогут только поклонники Джэйсона и кровавой бани, которую он устраивает безмозглым отдыхающим. Сценарист Барни Коэн (Barney Cohen) придумал несколько более хитрых ходов, чем подошел и дал топором по голове, но это только удерживает фильм на удобоваримом уровне, не более.

    Кроме того, Томми Джарвис - это единственный герой серии, который появляется в нескольких частях (ну, кроме самого Джейсона, разумеется) - в 4,5 и 6. А Джэйсона на этот раз сыграл Тэд Уайт (Ted White)

    После выпуска фильма 13 апреля 1984 занял первое место по сборам за неделю. Также он всего собрал 42.6 миллионов долларов и стал самым успешным фильмом серии.

    Что в заключение можно сказать в всей серии? Это самый настоящий классический слэшер. Первые 8 частей сериала полностью следуют канонам жанра. Они достаточно однообразны, так что смотреть их стоит только поклонникам - всех остальных это будет только раздражать. А так как я и являюсь подобным поклонником, то мне ве части в большей или меньшей мере понравились. Джейсон форева! :)

    И на последок могу порекомендовать отличный сайт, посвященный саге о Джэйсоне: www.fridaythe13thfilms.com Там вы найдете не только информацию о всех девяти фильмах, творчество поклонников, но и новости и даже фотографии со съемок фильма Jason X.

    Диалог с подписчиками:

    Конференция уже действует! Так что все желающие могут на нее подписаться просто прислав письмо по адресу rushorror-subscribe@yahoogroups.com

    Также Сергей Бережной справедливо указал мне на мою ошибку при упомянании итальянских вестернов. Называются эти фильмы "За пригоршню долларов" ("For a Fistful of Dollars") и "На несколько долларов больше" ("For a Few Dollars More"). Сам я писал названия по памяти, отсюда и ошибка.

    Решил подвести итоги последнего голосования. Тем более, что письма с ответами больше не приходят и победитель однозначно определился! С огромным перевесом победил вариант а) - в одиночку, ночью, по видаку, получивший 10,5 голосов (один человек разделил свой голос между двумя вариантами). Собственно, я не особо и сомневался, что именно этот ответ наберет наибольшее количество голосов. Странно только, что с таким огромным перевесом. Кинотеатр и качество картины набрали только по одному голосу. Дома, в шумной компании получил 0,5. И два варианта были другие: 1. "другое, ночью по телеку" ( Очень страшно, конечно, смотреть ужасняки дома ночью по видаку, а еще лучше - по телеку. Когда смотришь по телеку, то такое ощущение, сто вместе с тобой смотрит еще много народу. К тому же это удерживает около ящика, а по видаку захотел - выключил, захотел - пошел спать, в общем не то маленько.) 2. в незнакомом месте, ночью, под градусом, и надо чтобы на душе перед этим было уже тревожно. С этим вторым вариантом связана объясняющая его история, которая идет далее. Вопрос для нового голосования будет в следующем номере.

    Во история, объясняющая второй "другой" ответ в голосовании. Ее прислал Дмитрий Дьячковский. Я в первый раз из-за видака испугался до мертвящего, леденящего, парализующего страха в автобусе без колес (это был такой видеосалон) во время ожидания рейса самолета в аэропорту Хабаровска в году эдак 89-м. Мы летели стройотрядом на Камчатку, само ожидание экзотики, ночь в чужом месте, и некий страх за свое здоровье ( все-таки летим куда-то "к черту на кулички", с приключениями, с задержками) - все это оказалось настолько до кучи, что факт просмотра на грани видимости по советскому телевизору, висящему достаточно далеко от сиденья, где я сидел, никак не помешал атмосфере настоящего, искомого саспенса. Трудно описать кайф от ощущений полноты бытия после того, как мы вывалились на волю под черное хабаровское небо, и поняли, что живы. P.S.До этого мы выпили на голодный желудок бутылку тогдашней мерзкой водки - не то чтобы напились, но в бошку ударило. P.S.S. А фильм был, с мерзким переводом, что-то типа Зловещих мертвецов.

    Вот история, присланная Reanuver-ом: "А в продолжение темы испуга был у меня такой сон: представь вид себя со стороны. Так вот, я со стороны вижу, как я же сплю. И тут из-за дивана на фоне окна появляется нечто... Я не могу описать это словами - что-то смахивающее на привидение, но не то. Полупрозрачное, как привидение, но с пастью, ощетинившейся рядами зубов, острых, как у Зубастиков. Вот это медленно поднимается надо мной... Я пытаюсь закричать, но звук буквально застрял в горле... А оно всё надвигается... Я ещё сильнее напрягся, и получилось. Я закричал, пытаясь разбудить своего соседа по квартире. И тут же просыпаюсь, и понимаю, что истошно ору. Успокоился, осмотрелся, ничего... Сердце как отбойный молоток на повышенной скорости, весь в холодном поту... Тут ещё сосед проснулся: "Чего?" Я: "Ничего, крыша едет немного..." После этого уснул, как убитый... Такая вот история!"

    И на последок еще одна длинная история от VEk-а: "Вот захотелось поделиться одной страшно жуткой (или жутко страшной)историей, что вполне реально произошла со мной лет эдак 7 назад. Не сказал бы, что эти события отразились в дальнейшем на моем психическом здоровье или мироощущении, но это был некоторый эмоциональный абсолют, что аккумулировал в себе сразу: удивление сюрреализмом происходящего, леденящий страх перед чем-то неимоверным и на первый взгляд мистическим, и сковывающий ужас того, что я в центре действия, и оттого некоторой гордости своей избранностью. М-да, не суждено мне почить с миром от скромности. Ну, стало хоть немного интересно? На самом деле все не так пафосно и высокопарно... Просто поехал я на рыбалку. Моя бабушка живет в Краснодарском крае на т.н. Таманском полуострове, кто был -тот знает: виноградники, ставки, Черное и Азовское моря в получасе пути друг от друга, раскопки греческих колоний и лиманы. Впрочем есть еще одна интересная особенность этих мест... В бабушкиной станице на лимане была у нас лодка. Собственно сел я в нее и погреб к камышам. Рыбак из меня, городского жителя, не важный, потому с утра я кое-как ловил, а к полудню собрал удочки да и заснул в лодке, в принципе всегда так делал: лодку плавно относит по ветру, но лиман небольшой, что может случиться? Не зря я про сюрреализм упомянул, помните: Дали спросонья писал, пока не выветрились из головы образы сна? Вот и я, когда проснулся, думал что реальность вокруг - плод моего сонного воспаленного сознания... Вокруг все потемнело и мелко дрожало: камыши, станица, холмы. Лиман вокруг волновался и покрылся барашками. А я нахожусь в некотором круге, где светло и спокойно, даже по доброму как-то :) И так несколько секунд: или несколько лет? А потом нечто, как рукой, стало поднимать мою лодку, украдкой так, вроде бы как ее лучше ухватить пробует... Вот тогда и был тот апофеоз ощущений... А потом ветер резкий, брызги, грязь какая-то в лицо, грохнулся я в лодку - нефига не вижу; как полегчало - продрал глаза: в лодке ничего нет - удочки только зацепились, один кроссовок(?) и полно воды и муляки всякой. Одно весло сорвало, рюкзак, одежду, садок с рыбой, не говоря уж о всякой мелочи, типа червей - унесло все к чертям... Ветрено, лиман в волнах и уходит по камышам на станицу СТОЛБ, красивый такой, широкий, видно как камыши выдирает и разбрасывает. Когда он на сушу выбрался - пыльный стал, красноватый. В общем в местах этих к СМЕРЧАМ даже как-то привыкли: раз в 4-5 лет какой-нибудь станицу и зацепит, потом недели две разговоров только об этом: то кошку чью-нибудь квартала за три отнесет и в дымоход закинет, или черепицу с крыш посрывает и листья, черешню или персики с деревьев. Есть древняя история с черным юмором (хоть немного по сабжу) как дядьку одного арбузом прибило (страшно?). Особенно весело если чей туалет деревянный сорвет: в общем сами додумывайте :) А мое весло плавало недалеко, слава Богу. Домой я дошел в плавках и босиком. А через неделю слышал, что одной тетке в огород свалился садок с рыбой к обеду - мой, наверное :) Непонятно как я проспал то как попал в центр смерча, но может от того и проснулся, а потом от шока ничего не понял. Но теперь на фильме Яна де Бонта я ржу как идиот, что не все воспринимают адекватно... Может все-таки соврал я в начале, что со здоровьем без последствий..."

    Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Жду писем по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru

    В избранное